Бурлацкое дело. 3. Тимофей Мережко

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Секретарь Бурлацкого районного комитета ВКП(б) с 1935 года - Мережко Тимофей Иванович. Копия фотографии из личного дела. Автор В. И. Пузиков.

***

МЕРЕЖКО ТИМОФЕЙ ИВАНОВИЧ,
ОТ МАЛЬЧИКА ДО СЕКРЕТАРЯ БУРЛАЦКОГО РАЙКОМА ВКП(б).

Мережко Тимофей Иванович родился в феврале 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье рабочего-мукомола.
Тимофей, отучившись в школе всего три года, с двенадцати лет работал «…мальчиком в частной фабрике искусственного чая в городе Нахичевань-на-Дону, с апреля 1917 года – в частном табачном магазине города Ростова». Во время гражданской войны, с лета 1918 по декабрь 1919 года, трудился слесарем в частной кроватной мастерской.

В январе 1920 года Тимофея Мережко мобилизовали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, зачислили красноармейцем в 40-ю стрелковую дивизию. Приказом командующего 8-й армией Г. Н. Сокольникова № 32 от 5 февраля 1920 года за «…выдающиеся подвиги и самоотверженную стойкость, проявленные частями 40-й стрелковой дивизии в трехнедельных боях под городом Бобровом и в течение победоносного наступления от Верхнего Дона до Ростова и принимая во внимание, что испытанные бойцы даны Богучарским уездом», 40-й стрелковой дивизии было присвоено почетное наименование «Богучарская».

Четыре месяца Тимофей Мережко служил в артиллерийской летучке 40-й Богучарской стрелковой дивизии. Довелось ему поучаствовать в сражениях за Ростов, Батайск, Азов, станицы Ольгинскую, Гниловскую и другие. Много красноармейцев погибло на фронте в сражениях с белогвардейскими дивизиями: Марковской, Алексеевской, Корниловской и Дроздовской, но Богучарский уездный Совет посылал добровольцев на помощь своим землякам.

Романов Евгений Павлович в очерке о боевом пути дивизии писал: «…30 марта 1920 года части 40-й Богучарской дивизии были переброшены в район Петровска (Махачкала), но на полпути свернули в Кисловодск-Пятигорск.

5-я кавбригада, которую В. А. Малаховский сформировал под Новороссийском, была брошена на преследование остатков Кубанского конного корпуса генерала Шкуро в район главного Кавказского хребта. 18 апреля В. А. Малаховский повел своих конников форсированным маршем на станицу Балалпашинскую (ныне г. Черкесск), а затем в станицы Владимирская, Варская, Ханкетинская, Варанаевская, Васлянская, Отважная, Бесстрашная, Спокойная, Отрадная.
Выполнив задание, бойцы 5-й кавбригады прибыли 1 мая 1920 года в Пятигорск. Здесь богучарцы принимали участие в восстановлении народного хозяйства, неоднократно направлялись на разгром банд Петренко, Наурахова, Атансухина, общая численность которых доходила до 1000 сабель. В этих боях богучарцы приобрели опыт, пригодившийся им в борьбе с бандитизмом на Украине и с махновцами».

В мае 1920 красноармейца Т. И. Мережко зачислили в 1-й Ростовский карательный полк, который разыскивал и уничтожал остатки бандитских групп, скрывавшихся на Дону в станицах и хуторах.

В ноябре Мережко командировали в штат Ростовского окружного военкомата на должность военного контролера по продовольственной разверстке. Заниматься пришлось неприятными делами, изымать хлеб у зажиточных хозяев, отправлять его с железнодорожной станции Каяла Азовского района в Москву. Принуждение казаков и крестьян к сдаче хлеба не обходилось без массовых волнений, беспорядков, кровопролития.

В апреле 1921 года Т. Мережко демобилизовался, лето не работал, а в сентябре поступил отдельщиком на 1-й Государственный кожевенный завод Роскожтреста. Работу на заводе сочетал с учебой в вечерней школе повышенного типа водников. Но полностью обучение не окончил, ушел с четвертого семестра. В июле 1923 года его перевели в Нахичевань на 3-й Госкожзавод, в апреле 1924 года – в Ростовские Посадочные мастерские Роскожтреста.

С 1923 года Мережко состоял в комсомоле, а в мае 1925 года вступил в ряды ВКП(б). Уже с июня он возглавлял комсомольскую организацию Посадочных мастерских, а затем – ячейку ВКП(б). С 1925 по 1926 годы состоял членом пленума Ростовского городского комитета ВЛКСМ. В эти же годы повышал свое политическое образование, обучался в школе политграмоты второй ступени при предприятии.

В августе 1927 года Т. Мережко перевели на 5-й Госкожзавод. Здесь он работал платировщиком, заведовал секретной частью, а в июне 1928 года был избран секретарем ячейки ВКП(б) завода. Так что в кожевенной промышленности он отработал восемь лет.

С октября 1929 года Т. И. Мережко на партийной работе – заведующий организационным отделом, член бюро Ленинского райкома ВКП(б) г. Ростова-на-Дону, депутат Ростовского городского Совета. Но уже через год он направляется на конкретное производство, в железнодорожную отрасль. С мая 1930 года Т. И. Мережко – секретарь партийного комитета «Лензавода», член Северо-Кавкаского краевого комитета партии.

Паровозоремонтный завод имени Ленина был создан на базе Главных мастерских Ростово-Владикавказской железной дороги, введенных в эксплуатацию 3 мая 1874 года. Из истории завода: «…Мастерские размещались на небольшой территории около 400 метров в длину и 80 метров в ширину, с количеством работающих около 350 чел. С течением времени увеличились производственные мощности мастерских, предприятие расширялось, устанавливалось новое оборудование. В 1897 году построили электростанцию, вырабатывающую ток для производственных целей. Росло и количество рабочих – к 1900 году в мастерских работало более 2600 человек. К началу XX века Главные железнодорожные мастерские стали одним из крупнейших предприятий на Северном Кавказе.

После Гражданской войны транспорт оказался в особенно тяжелом положении. В самое короткое время требовалось отремонтировать паровозы и вагоны, железнодорожные пути. В октябре 1922 года состоялось собрание, на котором принимается решение назвать предприятие «Мастерскими имени В.И.Ленина». 20 февраля 1925 года за «…революционную деятельность, начиная с 1894 года, а также активное участие и помощь Красной армии в боевых действиях против Каледина» Президиум ВЦИК наградил мастерские орденом Красного Знамени. Предприятие становится первым в стране, удостоенным такой высокой награды.
В 1929 году Главные мастерские выделены из Владикавказской железной дороги и переименованы в Ростовский-на-Дону ордена Красного Знамени паровозоремонтный завод имени В. И. Ленина».
 
Более года проработал Т. И. Мережко в этом славном трудовом коллективе. А затем его, уже как человека знакомого с ремонтным производством, в июле 1931 года Северо-Кавказский крайком ВКП(б) направил в город Орджоникидзе, где на базе полукустарных железнодорожных мастерских, построенных в 1913 году, создавали Орджоникидзевский вагоноремонтный завод. Т. И. Мережко избрали секретарем партийного комитета предприятия, позднее получившего название – Вагоноремонтный завод имени С. М. Кирова.

Уже в октябре 1931 года Т. И. Мережко назначают заведующим организационным отделом Орджоникидзевского горкома ВКП(б), а в сентябре 1932 года на пленуме горкома избирают секретарем и членом бюро горкома партии.

Коллективизация, проводимая в районах Северного-Кавказского края, потребовала кадры для усиления партийной работы в машинно-тракторных станциях (МТС). В начале 1933 года Северо-Кавказский крайком ВКП(б) мобилизовал большую группу партийных и советских работников, командировав их в политотделы МТС. Как известно, политотделы машинно-тракторных станций были образованы по решению объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), состоявшегося 7-12 января 1933 года, для укрепления колхозного строя и являлись чрезвычайными органами партии. Главная задача, поставленная руководящими органами ВКП(б) перед политотделами МТС, сосредоточить свое внимание на выполнении двух основных задач: обеспечение выполнения заготовительных планов и очистка колхозов и МТС от «классово-враждебных и вредительских элементов».

В Северо-Кавказском крае эта работа была поручена известному партийному работнику, члену большевистской партии с 1913 года, Штейнгарту Александру Матвеевичу (1887-1934 гг.). В январе 1933 года он был назначен заместителем начальника Политуправления МТС Наркомзема СССР и одновременно начальником политсектором МТС и заведующим Северо-Кавказским земельным управлением.
9 марта 1933 года А. М. Штейнгарт докладывал Центральному Комитету ВКП(б), что политотделы приступили к работе в 130 машинно-тракторных станциях, но только в 82-х МТС кадры укомплектованы полностью, по 4 человека, согласно утвержденным штатам. Остальные политотделы укомплектованы частично, в них от одного до трех работников. Штейнгарт просил ЦК партии мобилизовать опытные партийные кадры, ускорить комплектование политотделов.

Под эту мобилизацию попал секретарь Орджоникидзевского горкома партии Т. И. Мережко. В марте 1933 года его вызвали в г. Ростов-на-Дону в краевое земельное управление, где А. М. Штейнгарт вручил Мережко приказ о назначении начальником политотдела Архонской МТС.

Затем он спросил:
- Знаете ли Вы село?
- Практически нет! Знаю только переработку чая, табака, кожсырья.
- Для районов Северной Осетии главное в полеводстве – кукуруза!  В хлебофуражном балансе эта культура занимает две трети. В животноводстве спектр производства значительно шире: молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство.

- Придется учиться, - ответил Мережко.
- В принципе, для политработника не обязательно знать, где у коровы молоко? На этот вопрос часто и специалисты не отвечают! А ответ прост: «У коровы молоко на языке!» Хорошо накормишь худобину – будет тебе молоко, не накормишь – молока не жди! – пояснил Штейнгарт. – Главное для работников политотдела – работа с людьми! Сколотить партийный, комсомольский и беспартийный актив! Выявить окопавшегося в МТС, ремонтных мастерских и механизированных бригадах врага, изобличить его и вышибить вон из наших рядов.

- Да, да! Я понимаю, - поддакивал Мережко.
- Навести в МТС в первую голову элементарный большевистский порядок, - продолжал Штейнгарт. – Ухватиться за главные звенья цепи, определяющие успех весеннего сева: тракторный парк, семена, конское поголовье…
- Да, да! Это понятно!
- Организация труда, социалистического соревнования трактористов и ремонтников, создание нормального быта, налаживание культурно-воспитательной работы. Обязательно организовать многотиражку, выпускать стенгазеты, бюллетени соцсоревнования. Это все наша работа. Но есть проблемы…

Штейнгарт покопался в стопке папок на столе, достал нужную, открыл, полистал, нашел копию письма в ЦК ВКП(б) от 9 марта 1933 года, продолжил разговор:
- Так вот о проблемах! Журналистов у нас нет… Печатных машин, типографской краски, бумаги, тоже нет… Мы отправили в Москву заявку на 100 тонн газетной писчей бумаги, на несколько типографских машин марки «Американка» и «Бостонка». Запросили прислать из центра 100 литературных работников. Полагаю, к началу массового весеннего сева все это мы получим!

Помощник заведующего занес в кабинет на подносе два стакана горячего чая в серебряных подстаканниках, тарелку с баранками. Штейнгарт предложил перекусить. Пили чай, хрустели баранками. Затем перекурили, и беседа продолжилась.
- Добровольно переезжаете из города в станицу? – доверительно спросил Штейнгарт.
Можно было ответить: «А кто у меня спрашивал моего желания?» Но Тимофей Иванович понимал, что за такой ответ можно положить на стол партийный билет, поэтому ответил стандартно:
- Я – солдат партии! Сказали на бюро горкома: «Надо!», значит надо.

- В таком случае у меня вопросов больше нет! Получите в отделе механизации разнарядку на тракторы и сельхозмашины на 1933 год, передадите их директору МТС. Зайдите в бухгалтерию, там Вам подъемные полагаются! И в добрый путь!
Уже вечером Т. И. Мережко с Ростовского железнодорожного вокзала отбыл к новому месту работы.

Менее чем через год, в январе 1934 года А. М. Штейнгарт был избран первым секретарем Саратовского крайкома ВКП(б). а Т. И. Мережко – кандидатом в члены вновь образованного Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) с центром в г. Пятигорске. Несколько позднее, в ноябре 1934 года по решению пленума ЦК ВКП(б) политотделы машинно-тракторных станций были ликвидированы. В МТС учредили должности заместителей директора по политической части.

Т. И. Мережко, занимаясь с марта 1933 года политработой в Архонской МТС, изучал и накапливал опыт руководства сельскохозяйственным производством. Он проводил решения ЦК ВКП(б) в жизнь: очищал МТС от лодырей, рвачей, кулацких и вредительских элементов; организовывал борьбу «за здоровый трактор» и «за здорового коня»; улучшал культурно-бытовые условия трактористов, особенно в период массовых сельскохозяйственных кампаний; вел разъяснительную работу среди колхозников о необходимости сбора семян для сева; выбивал в краевых культурно-просветительских учреждениях кино, радио и книжные передвижки; налаживал работу местной печати и т. д.

В январе 1935 года в ходе административной реформы бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) рекомендовало Т. И. Мережко на должность секретаря Бурлацкого районного комитета партии. Получив на руки выписку из постановления бюро, он с группой ответственных работников крайкома партии выехал в село Сотниковское – административный центр Бурлацкого района. В феврале 1935 года на организационной партийной конференции Т. И. Мережко был избран секретарем Бурлацкого РК ВКП(б). О его работе на этом высоком посту расскажем в следующих главах.

В июле 1936 году бюро Северо-Кавказского крайкома партии наложило на тов. Мережко Т. И. партийное взыскание – выговор, с формулировкой: «…За либеральное отношение к антипартийным выступлениям и не серьезное отношение к оформлению протокола».

С сентября 1936 года Т. И. Мережко по совместительству работал пропагандистом в районной партийной школе. Состоял на воинском учете: военнообязанный среднего командного политсостава, военный комиссар роты войск связи, воинское звание – красноармеец.

О своем семейном положении Т. И. Мережко 9 января 1937 года при заполнении Личного листка по учету кадров писал: «…Женат: жена, двое детей».

В 1937 году Т. И. Мережко привлекался органами НКВД в качестве обвиняемого по подозрению в антисоветской, контрреволюционной деятельности, как руководитель подпольной группы Бурлацкого района.

ИСТОЧНИКИ:
Мережко Тимофей Иванович. Личное дело. Ставропольский архив ГКАУ «ГАНИСК». Ф. 1, Оп. 9, Д 736, Л. 11-12 (об).
Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Под редакцией П. В. Семерина и Е. Н. Осколкова. Краснодар, 1972.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Владимир Пузиков
2 декабря 2014 г.
Г. Благодарный