Тунгуска

Людмила Дейнега
 Коренным народом, населяющим в Сибири Забайкалье, являлись Эвенки. В России их называли раньше тунгусами. Эвенки жили не только в Забайкалье...Они до сих пор живут в Монголии и Китае. В словарях русского языка о них сказано:
Эве;нки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь).
Многие кочевые эвенки перешли к оседлости. Помимо традиционных занятий у эвенков развиваются земледелие, животноводство.
На самом деле эвенков  очень мало, это немногочисленная группа людей, живущих в нашей стране. Не знаю почему, но само слово заинтересовало меня, когда я  еще школьницей читала роман о большой и страстной  любви Прохора и тунгуски, которая перевернула всю его жизнь. В последние годы прошлого века на экраны вышли киноленты, рассказывающие о судьбе малых народов,  и у меня сложился определенный стереотип людей севера, тем более, что я познакомилась поближе с довганями и нганасанями, приезжающими на юг отдохнуть.
   Чисто случайно моя соседка познакомила меня со своей подругой, которая сразу заинтересовала меня, прежде всего потому, что это была невысокая, очень привлекательная женщина-тунгуска. Она приехала на юг следом за мужем, уже имея с ним трое детей. Елена получила достойное торговое образование, на Севере была заведующей секцией большого универмага, руководила комсомольской организацией и к моменту встречи с русским парнем, не отличающегося красивой внешностью, уже имела собственную двушку в центре областного города. Внешне красивая тунгуска сразу бросалась в глаза многим, это служило поводом устраивать мужем сцены ревности с оскорблениями, к которым он привык с детства. Её бабушка когда-то держала домашнюю пекарню, и все в округе восторгались её выпечками, в большущем доме всегда пахло хлебом и ванилью. Проводив деда Михаила на фронт, бабушка Кристина все военные годы кормила хлебом всё родное село. Лена еще в детстве  быстро переняла бабушкин опыт и научилась очень вкусно готовить, что, несомненно, нравилось её трём сыновьям. Она была заботливой матерью и замечательной хозяйкой, а еще она умела преданно любить…Во имя этой любви она сутками простаивала на рынке возле маленького ларька, где продавала духи и принадлежности для женщин, а потом тащила тяжелые сумки с продуктами вместе с детьми  домой, где  разбалованный любовью женщины Севера темноволосый Николай валялся с утра до вечера на стареньком диване, требуя вкусных обедов. Он с удовольствием смотрел телевизор, пил пиво, курил дорогие сигареты и в отсутствие детей назначал свидания соседкам. С красивой молодой Еленой  отношения начали разлаживаться тогда, когда она застала собственного некрасивого мужа в объятиях своей двоюродной сестры… Сначала она готова была списать всё на бутылку водки, которая стояла опустошенной. Потом поняла, что дело зашло очень далеко, потому что сестра быстро укатила в Москву, прихватив мужа Лены, якобы для заработков.
 Колян действительно начал привозить неплохие деньги, но во время приездов домой всё также валялся на диване и требовал особого внимания к собственной персоне. Оскорбления лились через край. Однажды, не выдержав нравственных мучений, молодая женщина сама ударила себя в грудь остро отточенным ножом для рыбы. Хлынула кровь. Закричали истошно дети…Елену срочно доставили в больницу. Ей трижды делали операции. Нож попал в сердце. Только любовь сыновей поставила её на ноги… А благоверный, как ни в чем не бывало, укатил в Москву…
  Через семь лет, навестив четырехкомнатную квартиру жены, он сконфуженно крякнул:
«Вот это да! Обстановочка… Я молчу… как у новых русских…» Он не спрашивал, как Лена отучила сыновей в институтах, как сделала  свадьбы, как зовут внуков. Уходя, он взял с Елениного стола распечатанную бутылку водки и зло бросил сыновьям: « Я Вас тунгусов насквозь вижу! Вы все колдуны! Только прикидываетесь православными! Я по сей день бомжую по Москве, а Вы тут прохлаждаетесь за сытными столами!»
   Сыновья, молча, смотрели на материнские руки, зная, какой ценой достаётся всё это…  «Не плачь, мама, ты у нас самая лучшая мама на свете! Таких мало!» - на одном дыхании сказал младший.  «Конечно,  мало, сынок. Нас очень мало…нас, эвенков… Так что берегите друг друга!» Крупные слёзы не портили её красивого лица… Невысокого роста, с отличной фигуркой Лена  больше походила на младшую сестричку своих больших спортивных сыновей, которые любили покорять земные пространства…
 А мне так хочется верить в то, что эта симпатичная гостеприимная  женщина-тунгуска будет счастлива и здорова, что любовь Господа сделает её успешной и близкой всем людям, что дети будут ценить и понимать её до конца…

                2.12.14