На войне как на войне

Галина Любченко
Военный хирург Степан Андреевич преподавал студентам хирургию. Однажды он рассказал случай из своей военной практики. Операций было много, в госпиталь ежедневно поступали тяжело раненные бойцы. Лекарств катастрофически не хватало, тем более для анестезии.

Николай потерял много крови. Он лежал на реке несколько часов. Глубокий снег под ним растаял, и лед начал таять от горячей крови. Вот-вот тело уйдет под лед. К счастью, санитары заметили парок вдалеке и подошли.

— Ты смотри, жив, — услышал Николай, как во сне.

Пуля вошла в средний палец правой руки и вышла из локтя, разорвав сосуды и ткани, повредив кости и суставы. В госпитале молодой военный хирург Степан Андреевич внимательно рассматривал раны и то, что осталось от руки. Начиналась гангрена. В таких случаях речь могла идти только о полной ампутации руки. Все же так не хотелось оставлять инвалидом молодого командира. «А что если сделать надрезы птичкой… Такой опыт есть… На войне как на войне», — решил хирург.

— Пить… пить… — просит раненый.

— Хорошо. Пей, боец, только залпом, не отрываясь…

Горячая жидкость обожгла губы, рот…

— Нет, нет. Я пить хочу, — пытался вырваться Николай, отворачивая голову.

— Пей, брат, что дают, и этого лекарства не всем достается – настойчиво вливал хирург огненную жидкость в рот бойцу. Уснул Николай. Степан Андреевич, помолившись Богу, сделал первый надрез и стал выдавливать потемневшую больную кровь. От адской боли Николай просыпался и матерился на хирурга, обзывая его извергом, потом вновь и вновь терял сознание…


— Ну, вот, сделал, что мог. Теперь бы пенициллина достать. Ну, ничего, молодой парень, поправится. Руку удалось сохранить – это главное.

Нас, студентов, потряс рассказ военного хирурга.

— Может, можно было хотя бы настоять на этом спирте лекарственные растения, например, березовые почки или календулу, — пыталась я приложить первые знания по фармакогнозии, — получился бы антибиотик.

— Конечно, это было бы полезнее, и трав в лесах достаточно. Просто некому этим было заниматься, не хватало медсестер и санитарок, — понял мою запоздалую заботу военный хирург. — Хотелось бы мне встретиться с Николаем, да война разбросала оставшихся в живых…

Так какая у нас сегодня тема лекции?…