Кавана. Сложности с пониманием этого слова

Эли Лапид 67
Слово "кавана" обычно переводят как "намерение". И это сильно запутывает дело.

Кавана происходит от слова кивун - т.е. направленность - направление.

На что направлены действия человека - на себя - или от себя.

Талмуд говорит о неевреях (а ЗОАР и о евреях, учащих Тору ЛО ЛИШМА, то есть корыстно) следующее: коль ма ше авдин, ле гармаю авдин.

Все что они делают - делают ради себя.

Еврей может быть праведником в своих действиях. Не ворует, чтоб его не наказали в Этом Мире или Геиноме. Или дает цдаку, чтобы его дети не болели.

Но в отношении каванот - остается грешником, т.е. все делает ради себя. И только изменение природы человека дает ему возможность соблюдать ради Творца. Но природу человеческую изменить - это Его прерогатива. Человек может лишь прикладывать усилия (ЕГИЯ) в состоянии ЛО ЛИШМА и просить Творца изменить его природу, его каванот (тфила - молитва). Кто не просит - не получит и застрянет в ЛО ЛИШМА!

А уж когда, как и почему Творец ответит ему - эти расчеты от нас скрыты, причем специально, иначе работали бы мы чисто эгоистически. Подобно наемному работнику, который четко знает, что ему надо совершить для получения месячной зарплаты.

В Служении Всевышнему связка "работа - результат" скрыта от нас, а это значит, что ее все равно что нет. Бедняк, не знающий о кладе, зарытом у себя в подвале - остается бедняком, а не миллионером. Тем самым нам предлагается работать, без того, чтобы мы видели результат. А это и есть подготовка келим к состоянию ЛИШМА, когда не достижение эгоистического результата (чем бы он не рисовался, даже постижением Высших Миров) интересует человека, а сама по себе отдача ради отдачи.

Таким образом все зависит от веры (ЭМУНА) человека - в Создателя. Именно она, а не ограниченный материальным мирком разум, может помочь человеку преодолеть полосу духовной Тьмы и выйти к Свету. А степень веры измеряется готовностью самоограничения во имя того, чтоб учить Тору, выполнять заповеди и совершать добрые дела. Изву Оти, веТорати шамару - оставьте Меня, но соблюдайте Тору Мою - так отвечает Творец тем, кто пытается достичь Его посредством выдуманным людьми средств (медитация, самоистязание и так далее).