4-ое продолжение о замочной скважине и Агафонове

Григорий Варшавский
          Переходим к чтению 2-ой статьи Геннадия Агафонова о поэте Арсении Тарковском, которая называется "Арсений Тарковский и его жёны". Эта статья является наиболее характерным примером подглядывания сквозь замочную скважину и попытки рыться в чужом белье. В то же время, это, пожалуй, наименее литературоведческая статья, названная такой её автором Геннадием Агафоновым. Впрочем, судите сами. Я сначала дам выдержки из этой статьи, а затем приведу свои возражения, основанные на данных Википедии и воспоминаниях дочери поэта Марины Тарковской. Мне могут возразить, что дочь всегда будет выгораживать отца. Ну, во-первых, не всегда. Достаточно вспомнить о воспоминаниях дочери Марлен Дитрих. А во-вторых, воспоминания Марины Тарковской-единственный пока источник мемуарной литературы о поэте Арсении Тарковском, наблюдаемом в обычной повседневной жизни. Да, конечно, Довоенные и частично военные годы воссозданы Мариной по беседам с родственниками и знакомыми(Марине тогда всего 7-11 лет). Но далее это воспоминания очень вдумчивого, и грамотного собеседника, имеющего собственную и подкреплённую примерами точку зрения.

          Итак, статья Агафонова "Арсений Тарковский и его жёны" состоит из 6 машинописных листов и начинается фотографиями двух первых жён поэта , о которых я уже упоминал при обсуждении предыдущей статьи Агафонова- Марии Вишняковой и Антонины Бохоновой. А заканчивается статья знаменитым стихотворением Арсения Тарковского "Первые свидания", посвящённым вовсе не кому-либо из трёх жён поэта, а его юношеской любви Марии Фальц. Именно это стихотворение читает Арсений Тарковский в фильме своего сына Андрея-"Зеркало", посвящённом в значительной мере памяти первой жены поэта и матери Андрея и Марины Тарковских. Геннадий Агафонов издевательски пишет:" Вот такая нестыковочка". Забывая при эт ом, что то, что позволено режиссёру в художественном фильме совершенно не позволительно в работе, названной Агафоновым литературоведческой. Тем не менее Агафонов заканчивает свою статью именно этим стихотворением и именно этим заявлением о нестыковочке: главное- посеять у читателя подозрительность к человеческим качествам поэта.

              Перейдём к самому тексту статьи. Агафонов сообщает те сведения о личной жизни поэта, которые приведены в Википедии, но даёт, при этом, свои комментарии. Это не очень характерно для Агафонова, но не хватает материала для заранее выбранной концепции статьи, и Агафонов вновь привлекает в соавторы Липкина. Между тем, отмечу, что ни я, ни читатели ничего не знают о личных отношениях Сёмёна Липкина и Арсения Тарковского. Может они в своё время не поделили женщину, или гонорар, или работу, поскольку оба были длительный период поэтами-переводчиками. Не знаю. Но странно, что Липкин так недружественно относится к собрату по поэтическому цеху. Хотя почему странно: именно такое отношение к собратьям по перу и характерно, к сожалению, как для русской творческой интеллигенции предреволюционного периода, разбросанной по многочисленным партиям и творческим течениям, так и для советской творческой интеллигенции, питающейся с барского стола власти. Об этом у нас пойдёт речь при обсуждении третьей статьи Агафонова " Арсений Тарковский и СЛАВА КПСС"(так напечатано у Агафонова). Нет , всё таки не даром товарищ Ленин называл российскую интеллигенцию "говном нации". Что бы он сказал о советской интеллигенции, если бы не умер в январе 1924 года? Впрочем, это не тема данной моей статьи, и мы возвращаемся к статье Агафонова. Итак, пройдёмся по личной жизни поэта с помощью Геннадия Агафонова.

         Первый раз поэт женится в 1928-ом году на сокурснице его по Высшим Государственным Литературным курсам Марии Вишняковой. От этого брака рождаются дети-Андрюша и Марина(соответственно в 1932 и 1934 года рождения). В 1937-ом году поэт уходит к Антонине Бухоновой- жене критика и литературоведа Владимира Тренина. В 1940-ом году поэт официально разводится с первой женой и вступает в брак со второй. Последней( третьей) женой поэта Арсения Тарковского в 1951-ом году стала переводчик Татьяна Озерковская, к которой поэт ушёл в 1947-ом году(развод со второй женой- в1950-ом году). Это официальные данные из статьи Агафонова, а дальше следуют уже домыслы самого Агафонова, подкреплённые мнением Семёна Липкина. Я привожу ниже в кавычках-текст Агафонова и мнение Липкина, приведённое Агафоновым.

                "Бросается в глаза, что уходя из одной семьи в другую, поэт не спешил оформить развод с прежней женой и заключить брак с новой....Кроме того, Тарковский уходя из семьи. ни разу не ушёл просто так, в никуда...Он всегда уходит на заранее подготовленное место....В 1937-ом году поэт уходит от Вишняковой и двух маленьких детей к Бохоновой. Почему уходит? Отбросив пустопорожние рассуждения о невиданной силе любви, я(Агафонов-прим. Варшавского) искал и нашёл более простые и понятные причины событий. Первая причина на виду-это дети, которые кричат, пищат и плачут...которых надо кормить, утирать им носы и попки, а папа-поэт...ему творить хочется. К тому же в воспоминаниях Андрея Тарковского я нашёл примечательную фразу-" А мама наша(первая жена поэта-прим. Варшавского) была нигилисткой в быту, ей ничего не нужно было, даже занавесок на окнах"....От своей второй жены Бохоновой поэт ушёл в 1947-ом году и это при том, что был ей обязан спасением своей жизни во время войны...Я искал весомые причины ухода Арсения Тарковского из второй семьи и наткнулся на следующее.

       Поэт-переводчик Семён Липкин рассказывал:,- Затем возникла Тоня (будущая вторая жена Тарковского-прим. Варшавского)красивая..не властная.. квартира была на первом этаже...одна комната тёмная, другая хорошая...дочь Тони, которая почему то поэта очень не любила( здесь впервые в статье Агафонова упоминается дочь Бохоновой от первого брака-прим. Варшавского)...путь к дому на костылях... моё мнение об уходе Арсения из второй семьи к Татьяне(будущей третьей жене -прим. Варшавского)-квартира в удобном месте, а как женщина ,Татьяна непривлекательна...я не думаю, что Арсений её любил....(А далее уже сам Агафонов),- мне кажется, что причина ухода от Бохоновой, как и от Вишняковой банальна и прозаична-рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Третья жена Тарковского была состоятельным человеком.....(Далее на целую страницу приводится список литературных переводов Татьяны Озерской, среди которых такие шедевры, как романы Брейна "Путь наверх и Жизнь на верху", роман Хейли "Аэропорт", роман М. Митчел "Унесённые ветром". роман Драйзера "Титан" и многие другие. Короче она была востребована и без гонораров не сидела....Дочь Марина в воспоминаниях пишет, что пять лет отец сопротивлялся этому браку(здесь впервые в статье Агафонова появляется упоминание о воспоминаниях Марины-дочери поэта- прим. Г. Варшавского).... Александр Лаврин вспоминает Татьяну Озерскую, как грубую и нечуткую по отношению к поэту(прим. Г.Варшавского)". Вот на этом практически заканчивается статья Агафонова, поскольку дальше идёт текст стихотворения Арсения Тарковского "Первые свидания", посвящённого не одной из жён поэта, что было б логично, а юношеской любви поэта и написанное в 1962-ом году, то есть через 22 года после первого развода, через 12 лет после второго и на 13-ом году третьего брака. Конечно ясно, что этим хотел сказать Агафонов -он хотел подчеркнуть аморальность поэта в его отношениях с жёнами. Этому собственно говоря и посвящена вся статья. Ну, а насколько это удалось Агафонову, я расскажу в пятом продолжении моей статьи.