Северный морской путь

Валентина Томашевская
 Mне посчастливилось встретить интересного собеседника. И  встретились мы с Иволием Щеголевым не в салоне авиалайнера, не в купе поезда, не на круизном судне  -  в мировой сети. В его облике было что-то от морского капитана:  шапка длинных пушистых волос, борода с проседью, серьезный взгляд из-под очков.
Основательный, немногословный, этот человек раскрывался постепенно.
И это было интересно.

Наш собеседник, Иволий Щеголев, ходил в 70- х годах на судах Латвийского Морского пароходства,  на рыболовецких судах БМРТ (большой морозильный рыболовецкий траулер),  плавбазах, и две навигации  на танкере ледового класса  от Латвийского Водздравотдела на судах Латвийского Морского Пароходства. И это, на наш взгляд, представляет немалый интерес:  ходил по Северному морскому пути!
 Ему доводилось неоднократно бывать во многих городах и населённых пунктах  Крайнего Севера: Мурманске, Архангельске, Амдерме, Диксоне, Тикси, на Колыме.

Также этот человек интересен своими увлечениями музыкой, фотографией, большой и дружной семьей: два сына и дочь,  а также тем, что  его мать – долгожительница (92):  внимательный и заботливый сын.

Интересное, редкое имя Иволий. По документу и для большинства он  Иволий.  Олегом его называют близкие.
В 14 лет у него появился первый документ - свидетельство о рождении, которое привёз из Белоруссии отец, где значилось имя Иволий. А имя дано в старообрядческой церкви, при крещении. В конце 40-х и в начале 50-х в Белоруссии  личностных документов  не выдавали.

- Навигация на Северном Морском пути - это возможность судоходства по  Морскому пути. Как правило, она проходила с мая по  октябрь. Наверняка, благодаря мощным ледоколам, навигация ныне может удлиниться. Она ежегодная. В году раз.
Как правило, суда шли караваном  за ледоколом,- рассказывает Иволий.-
После ледоколов всегда почти "чистая вода" на какое-то время.
Потом, конечно, и канал, можно сказать, замерзает, вернее, происходит "сжатие" канала и огромные массы льда сталкиваются, наезжая друг на друга. Толщина льда увеличивается вдвое, вот почему иногда судно не может двигаться за ледоколом самостоятельно. Иногда  ледокол вел судно "за усы". Так называется процесс, когда судно прикрепляется к корме ледокола и его ведут, как за буксиром.

"Ледовый плен" - это когда самостоятельно рискуешь пройти без ледокола,
но моментальная полоса сильного мороза быстро превращает воду в лёд,
и дальнейший ход небезопасен. А ледоколы очень далеко и заняты проводкой каравана и им не до судна-одиночки. Рискнул, попался - жди.

Проводка судов ледоколами просчитывается, согласовывается с метеослужбами. Замерзание канала - явление не быстрое во время проводок.

Пробивать лед начинали от Карских ворот, т.е. у входа в Карское море и далее на восток по всему Северному морскому пути, заходя в Амдерму, Диксон, Тикси и далее к Колыме. Часто было по два ледокола и десятка судов, следующих в караване.

Назначение у грузовых(торговых) судов было разное. Кто с плавучими электростанциями на борту для разных населённых пунктов севера, кто с лесом. Грузы всевозможные. Учитывая то, что Заполярье принадлежало СССР, на многих судах у членов комсостава, у кого были одиночные каюты, в рейсах по месяцу и более, сопровождали и проводили время с мужьями жёны. Конечно, в таких случаях питание жён осуществлялось за счёт членов экипажа, с кем в пути была жена. Моя жена тоже по одному месяцу две  навигации  сопровождала меня. Сын оставался с бабушкой.

Однажды я догонял свой танкер тоже на лесовозе "Салехард"  и нагнал его в бухте Диксона. С Мурманска до Диксона мы шли почти четверо суток. Кругом были льды. А в бухте Диксона всегда тишь да благодать.

Кстати, на Дальнем Востоке мне довелось быть только два дня. Это было в начале 70-х, когда мы из Риги перегнали во Владивосток древнюю плавбазу "Даугава" на металлолом.

Мне приходилось быть в Галифаксе, что в Канаде. Там в 70-е менялись экипажи, а траулеры оставались на промысле в Атлантике.
Побывал в Гдыне (Польша), Росток (ГДР).  Это порты, где советские суда пополнялись водой, топливом и провизией. В молодые годы, когда ходил в море, приходилось быть в Ростоке, немецком порту. Замечал и делал выводы, как вели себя немцы ГДР . Хотя латвийцы тоже не отставали,а  отличие от россиян было заметное.

В иностранном порту моряки не высаживались - сходили на берег с причалившего в иностранном порту судна. Высаживаются десантники.
На суда и в Водздравотдел я попал в числе немногих по распределению.К тому же у меня было уже направление на курсы судовых врачей при ЛКИ  (Ленинградский кораблестроительный институт).  Заочное отделение. И большая часть учебного процесса проходила на судах.

Учитывая то обстоятельство, что в бывшем СССР некоторые моряки могли просто куда-нибудь от группы "завернуть" и не возвращаться в Союз  (были же недовольные политикой), моряков на берег в портах отпускали с судна группами, и в каждой группе был негласный осведомитель, работавший на КГБ.

За полугодовой рейс работы  судовому врачу хватало. Люди же не железные.
И простуды, и травмы. Всякое бывало. Особенно травмы, причём серьёзные иногда.
Следил также за качеством питания, но бывали и особые случаи. Однажды пришлось принимать роды на корабле, у одной югославки.
Вообще такими вопросами занимаются в отсутствии медика на судах старшие помощники капитанов (старпомы). Я на чужом судне был чуть более часа и в основном забота сводилась к стерильности процесса и непосредственному принятию.
Всеми  остальными вопросами занимались те , кто по должностным обязанностям к этому причастен. Ни вес,ни рост не определялись. Родился мальчик.

Промысел в течении полугода. На рыболовецких судах  женщины работают обработчиками рыбы, поварами, пекарями, буфетчицами, официантками,  прачками. На промысле суда с разных государств, имеющих связь с  морем. Как правило, желание хорошо заработать,  и , если в  будущем женщина останется матерью-одиночкой, это вынуждает ее скрывать беременность и не рассчитывать на даты родов своевременно.  Нередко на судах работают практически супружеские  пары, находясь  в гражданском браке.

Сегодня, насколько мне известно, что многие суда в частных руках, судовой врач из-за экономии на судах отсутствует.
В экстренных случаях пользуются вертолётами. К тому же обучают навыкам оказания первой медицинской помощи старпомов. Правда, на Дальнем Востоке рыболовецкий флот сохранён, и там на судах рыболовецких  врачи есть.

На зарубежных судах, как правило, медперсонала нет. Рассчитывают на близость берега порой, а на рыболовецких расчёт на медиков из бывшего Союза. Практически на всех в то время судах,где экипаж свыше 100 человек, присутствие медика непременно.

Жёны моряков, в том числе и моя, посещали на севере только два города: Мурманск и Архангельск. Как правило, жёны прилетали в Мурманск, откуда суда уходили на восток и обратно. С женой познакомились на танцах в Доме культуры в Елгаве в 1965-м. Поженились мы в марте 1967-го.
Навигации на севере в начале 70-х. Особых впечатлений от нахождения на судах у жён не было. Впечатления  ,как правило,хорошие впечатления были от нахождения в Мурманске и Архангельске.

Штормило всегда в Баренцевом море. До Карских ворот почти двое суток переносили жёны болтанку. Остальные моря в направлении востока были во льдах и шторма, конечно, не было.

Амдерма, Диксон, Тикси,и далее на востоке вплоть до Певека,-  городами не назовёшь из-за малочисленного населения. 
Навигация в 70-е открывалась в мае и заканчивалась в октябре. Именно на этот период арендовались несколько танкеров ледового класса Латвийского пароходства. Кстати, почему-то класс танкеров именовался Певеками. Танкера с названиями "Апшеронск","Абрене","Апе".

Разумеется, особого тепла при прогулках в этих населённых пунктах на Севере не ощущалось. Иногда даже в июле-августе выпадал снег. Конечно, романтики мало. Единственное, жёны были вместе с мужьями.

- Иволий, расскажите, пожалуйста, об аббревиатурах БМРТ,  СРТ, МРТ.

- Любой рыболовецкий флот состоит из сейнеров, БМРТ - большой морозильный рыболовецкий траулер, плавбаз (и на плавбазах мне  приходилось трудиться), т.е.плавучих рыбозаводах, где экипаж до 400 человек и предусмотрены почти все многопрофильные специалисты, рефрижераторов-морозильников (тоже плавбазы). Их в СССР каждая  морская республика имела. Экипаж 100 человек. Целые "города" на промысле. Рыбку ловили на "Банках» (отмели) в Атлантике у берегов Америки. Да повсюду.  Была в Вецмилгрависе своя огромная база "Запрыба",в которую входили рыболовецкие колхозы по берегам залива,Рижская База рефрижераторного флота (плавбазы). И РБТФ-Рижская База тралового флота. Всё это в далёком прошлом. Сейчас в Латвии, Эстонии и Литве остались только несколько сейнеров, которые сетями ловят кильку, салаку, камбалу, иногда треску. И только в заливе в пределах своих границ.

Часть судов на промысле  производят траление, куда в тралы попадает довольно много рыбы. Тралы донные и кошельковые. Разное назначение и ловля.
А плавбазы собирают с сейнеров, БМРТ уже замороженную и упакованную в короба рыбу. Каждое судно своего рода завод. Плавбазы тоже имели свойство рыбозаводов. Швартуются более мелкие суда, где отсутствует понятие заморозка и сдают свежую рыбу  на плавбазы. Там рыба перерабатывается: либо её обезглавливают и замораживают, либо делают консервы. И всё это на плавбазах, где трудится не одна сотня человек.

Моя работа на судах была в годы, когда о 100-мильной  зоне (прибрежная граница ) ни одно государство не думало. Америка располагала 12-мильной зоной. Практически рядом с границей в Атлантике, да и в других морских зонах существовали отмели до 100 метров глубины, с ровным практически дном. В этих районах сосредотачивался огромный рыбный флот всех республик бывшего Союза, которые имели морские границы. В темноте в хорошую погоду огни всех судов создавали картинку огней огромного города.
12-мильная (миля-около 1800 м) зона-это граница государства от берега  по морю(океану). Сейчас большая часть государств увеличили,согласно решения ООН, до 100 миль.А некоторые расширили свои границы до 200 миль.Поэтому рыбные  флотилии многих государств (республик) уничтожены.Суда переплавлены. Латвия обладала огромным рыбным флотом.

Лучшей рыбы, чем малосоленый лосось, не представляю. А к селёдке у меня пожизненная аллергия. Раньше я убегал из дома, когда что-то пахло селёдкой. И это родители терпели. В начале трудовой деятельности меня направили работать на сельдяную плавбазу "Даугава". Древний пароход, которого потом перегнали во Владивосток на металлолом. Моя каюта и лазарет были на корме судна.А кают-компания (общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерское собрание  на корабле- В.Т. ), куда я кушать ходил, была в надстройке на полу-баке. Посреди надстроек бочки с селёдкой. Я закрывал рот, нос и бегом...

Приготовление пищи для 40 человек доводилось коку, профессионалу. Старпом, доктор, начпрод  и кок на неделю составляли меню. Как правило,блюда всегда были разнообразные. Приготовление вкусное. Конечно, бесплатное.

В артелке у начпрода  были всевозможные лакомства, т.е. то,что не подавалось к столу, а кому-то чего-то хочется. По сезону,конечно.Часть продуктов закупалось в инпортах.
Всё платное записывалось на каждого, кто что брал. По возвращению с рейса, при зарплате, высчитывалось.

Лакомством почитали палтус горячего копчения, конфеты всевозможные. Пельмени-редкое удовольствие. Делали, конечно, сами.

В иностранных портах начпрод приобретал некоторые напитки. В меру что-то можно  было допустить в особые  дни.
Особые дни-это 1-2 мая, дни рождения.
Начпрод - это что-то вроде шеф - повара на суше. В обязанности входило обеспечивать экипаж продуктами питания, а также отвечал за их сохранность,
а также заведовал так называемой артелькой, т.е.что-то вроде магазина.

Расслаблялись на суше. В Мурманске в ресторанах,  в посёлках, таких, как Диксон, Тикси и др. Баловались порошковым пивом в пол-литровых банках.
- И держались? не пили моряки?
- Некоторые на суше запасались спиртным. Не возбранялось. Никто не обыскивал. У меня всегда хороший  запас  спирта медицинского был.

Репродуктор в каждой каюте был обязателен. Репродукторы (радиоточки) были в каждом помещении, где могут быть члены экипажа , для громкоголосной связи. Периодически радистами  включалась музыка, , радиопередачи.
В некоторых общественных помещениях (салон, кают компания) были в те годы радиолы, надёжно закреплённые к палубе (к полу).
Я с собой в рейсы брал магнитофон. Музыка у меня всегда была.

- А цветы были на судне?
- У женщин в каютах  были.

Насчёт библиотеки. Затрудняюсь ответить правильно. Но, по-моему, не было.На судах труд. И,как правило, времени не хватает. Сон, работа, немного отвлечься.

 На любом судне все помещения, где находятся, или работают моряки, хорошо отапливаются. Отопление централизованное, как и к квартирах, скажем, в той же Латвии. 
На судах туалеты называются гальюн. Разделений на женской и мужский не бывает.

В мой самый первый рейс старший помощник капитана не организовал в Риге получение  для экипажа солнцезащитных очков, поэтому те, кто первый раз оказался в Заполярье, в том числе и я, "заработали" светобоязнь. Поэтому уже многие годы пользуюсь очками со стёклами "хамелеон". О витаминах спрашиваете. Бывало иногда, что не хватало их. Особенно, когда не  было на борту картофеля.

-  Море, чайки...

- Там, где рыба, там и чайки. К счастью, в Атлантике мне доводилось часто видеть альбатроса. Птица уникальная и красивая. И самое удивительное, иногда эту птицу видел в центре океана. Поражаюсь, ведь расстояния... Пингвинов не доводилось видеть.
Удивительно, но сегодняшняя чайка - птица, наверное, уже не морская. Мы в спальном районе на окраине Елгавы живём. До -  А как был найден белый медвежонок? – спросила я своего собеседника.
берега залива 50 км. А у нас во дворе множество чаек. И очень давно. Да и речка не близко. И рыбаков домах маловато.

Любой, кто хоть немного поработал на судах и побывал в морских далях, на всю жизнь оставляет в памяти события того времени и гордится.
Самые хорошие впечатления и памятные, и на всю жизнь у меня остались от второй навигации на Крайнем Севере. Там всё: и  доброта людей, живущих там,
и суровость края. Да всё, что видел там .Больше всего запомнилось Северное сияние. Это незабываемое зрелище!

По сравнению с другими группами птиц морские птицы, как правило, живут дольше, а птенцов выводят меньше, посвящая им значительную часть времени.

Береговые сопки, льды. Вот и вся красота. Однообразие. Практически мало зелени. Недалеко от Мурманска растут карликовые берёзы . Пожалуй, и вся растительность, что я видел на берегах севера. А так кругом камни на берегах.

-  Расскажите, пожалуйста, как был найден белый медвежонок, – попросила я своего собеседника.

- Полярные медведи, как правило,  все белые: природная маскировка под снег. Семья белых медведей – это было в в Карском море -  хотела переплыть полынью перед  судном.  Штурман судна, идя за ледоколом, не заметил переплывающих медведей. Мать и ещё один медвежонок попали под винты впереди идущего судна. А один медвежонок остался жив. Был спасён моряками. Спасение было сложным: пришлось останавливать весь караван судов. Спустили шлюпку и  баграми помогали малышу держаться на воде, приближая его к краю лодки.

- Явно подъемник был, может, сеть?

- Подъёмники, конечно, на любом судне есть. Но палуба загруженного танкера не очень высоко от поверхности воды. Хорошо помню, что медвежонок на палубу легко со шлюпки был перемещён. Передавали  из рук в руки. Принимал донкерман. Есть такая должность на танкере.

Каюта у электромеханика (не маленькая, вот медвежонка туда и поселили,  да и стоял электромеханик рядом, когда медвежонок оказался на палубе. Кстати, на шее у животного уже был ремень, снятый матросом со своих штанов. Медвежонок уже никуда не убегал.

-  А другие хотели бы, чтобы в их каюте жил медвежонок?
- Со мной в рейсе была супруга. Да я и не испытывал такого желания. Моряки  каждый был при деле. 3-4 человека не особо были заняты. Это я, замполит(1-й помощник капитана), электромеханик, начпрод.
Когда моя  жена была на судне, то затёртыми во льдах мы  находились мало. Ледоколы быстро нас освобождали.

Лидия  видела медвежонка вне каюты электромеханика всего пару раз, и то, только тогда, когда вместе со мной ходила в кают компанию покушать. Моя каюта, амбулатория и лазарет находились в кормовой надстройке. Медвежонок деликатесами не питался. Кормили сахаром и рыбой. Либо выловленной, либо злектромех что-то брал у начпрода, замороженную, после чего размораживал и подкармливал. Конечно,на судах некоторых живность водится. Собачки, кошки. На танкере же не было, поэтому появление белого медвежонка вызвало у всех восторг. Ведь почти полмесяца он был объектом всеобщего внимания.

- И как вел себя медвежонок , оказавшись на судне?

- Вёл себя, как обычный котёнок. Жил в каюте электромеханика.
Кормили  медвежонка кусковым сахаром и рыбой. Либо выловленной , либо злектромеханик что-то брал у начпрода замороженную, после чего размораживал и подкармливал.

Медвежонок жил на судне около двух недель. И был хозяином на судне. Имя (кличку)  не давали: временная живность на судне.
Медвежонок очень быстро привык к людям. Когда мы были затёрты во льдах и немного простаивали, медвежонка без боязни отпускали побродить по судну.

Возраст медвежонка никто не определял, да и не стоял такой вопрос. Наверняка,  ему было где-то 5-6 месяцев от роду.Конечно, не худенький. Видимо,  мама,погибшая накануне, не плохо заботилась  о своём потомстве.

Да и не такой уж  прочный лёд в середине лета. Были же площади чистой воды, т.е. свободной ото льда. Видимо, какая-то живность в воде есть, вот и охотились. Не  знаю,питаются ли медведи на севере нерпами, но этого зверья там было много.

 
Было решено подарить медвежонка президенту Финляндии  Урхо Кекконену. Он тогда был президентом Финляндии. Не знаю, чьё это мнение, но просто первый возможный порт в Баренцевом море, который нам можно было посетить, принадлежал Финляндии. А отдали ли ему непосредственно медвежонка, этого я не знаю.

- То есть было высказано устно или письменно пожелание подарить?

- Похоже, согласовано было по радио с властями в Москве, наверняка. Нам это не известно. Это решают политики.

- На фото медвежонок смотрит на море?

-  Вряд ли, что  он смотрит  на море. Скорее выглядывает  из иллюминатора  Медвежонок жил в каюте электромеханика, иллюминатор которой  выходил на проход  надстройки, рубки На танкере,как и на многих судах подобного типа  существуют две надстройки: кормовая и носовая. Рубка, конечно, в носовой. Там же и рубка и каюты нескольким членам комсостава. Разумеется, проходы существуют вокруг обоих надстроек по уровню палубы, от бака до кормы.

Конечно, какая-то романтика в нахождении на воде и на судне есть.
Но  на рыболовецких судах романтика не  чувствуется. Там надо трудиться.

Во время переходов на промысел и домой моряки заняты покраской обшивки бортов и всего судна.

Конечно,возвращение в родной порт судно приходит свежеокрашенным.

Северный морской путь. Ожерелье северных морей...

Рассматриваем фотографии. Две из них привлекли мое особое внимание.
Одна:  суда идут за ледоколом, прокладывающим канал во льдах.

И вторая фотография: молодой человек, легко одетый,  у корабля, среди льдов.

-  Это я у своего танкера "Апшеронск". Карское море. В ледовом плену. 70-е годы. Запад острова Северная Земля.

- Не холодно ли летом на Севере,  на льду?

- Это середина лета. По одёжке можно определить, что безветренно и относительно тепло. По крайней мере, я холода не ощущал. Наверное, молодость этого не приемлет. В те годы РОМАНТИКА одолевала. Даже если в местах, где почти сплошной лёд, не всегда бывает минусовая температура. Бывает и плюсовая. Одёжка по погоде. К тому же на Севере редки ветра.

На фото: Бухта в Диксоне. Ожидание каравана. Кругом лёд.
Впереди камни сопок. На переднем плане танке "Апшеронск" с полной загрузкой.
Камни в снегу. Июль месяц.

 Любая особенность на судне - это гарантия безопасности, надежда на хорошие деньги и возврат в любом случае домой. Вера, надежда, слаженность работы команды.

- Вам запомнились имена капитанов? моряков?

- Всех своих начальников я помню по фамилиям. А вообще мои начальники были на берегу в Латвийском Водздравотделе, непосредственное подчинение было к главврачу Бассейновой больницы в Вецмилгрависе в Риге.
Помню однокурсников и докторов Республиканской больницы, которые непосредственно были заняты, кроме лечебной работы  и лекторской деятельностью.  Доктор Лившиц, др.Кац, др.Пименова, др.Кран, др.Кустановича,  др.Аллере и  др. Остальные доктора были на плавбазах.

Главврачом был СЛУЦКЕР. Только он в Латвии был специалист по иглоукалыванию. Он был единственный. Пока жив был Слуцкер, иглоукалывание было на слуху и очень практичное. Сегодня в Вецмилгрависе в Бассейновой больнице работает врачом его сын

Мой однокурсник, Эмиль Стерлин, недавно умерший в Берлине, получил два года назад гражданство Германии. Раньше мы с ним работали вместе в Риге на бывшем радиозаводе им. Попова. Он был под моим началом. За два  дня до смерти я его поздравлял с еврейским Новым годом. В Берлине живёт его дочь и бывшая жена.
А месяцем ранее в Риге была похоронена другая однокурсница, которая тоже много лет жила в Берлине и помогала Эмилю.Вот так вот уходят мои однокурсники.

- Интересное название Бассейновая больница...

-  Все работающие в мореходной и рыболовной системе врачебные учреждения и корабельные врачи находились в ведении Латвийской Центральной бассейновой больницы . Она была основана 1944 году, ныне  на базе Бассейновой больницы  создан Латвийский центр морской медицины (ЛЦММ).

- Вы увлекались музыкой, фотографией...

Я по жизни всегда был с фотоаппаратами и с музыкой.
Любовь к музыке возникла с покупкой первого магнитофона, когда было мне лет 15. В  молодые годы самоучкой научился играть на бас гитаре и влился в группу таких же, как и я.  Подрабатывали игрой в местном ресторане. В 70-е  начало входить в моду понятие "дискотека". Работая на радиозаводе им.Попова в Риге, напросился в организованную впервые в Латвии дискотеку  при клубе завода помощником оператора.Спустя пару месяцев сам организовал группу из 4-х человек в своём городе.3 молодых латыша и я. Появилась мощная аппаратура самодельная,несколько магнитофонов,цветовое оформление.Свежие качественные магнитофонные записи регулярно покуп ал у знаменитого в то время Лапинского в Риге.Ему родня из Швеции посылала постоянно новые пластинки.Дома культуры,кафе, ресторан,свадьбы,колхозные клубы.Дискотека имела характер разъездной. И так на протяжении более,чем десятка лет,     пока не появилась видеокамера профессиональная. Именно с ней продолжились всевозможные мероприятия,но уже в другом качестве.
Почти 12 лет отработал в Елгаве, в  колонии строгого режима, где находилось около 1000 зеков и все, кроме "воров законе", работали. У нас было мебельное производство. За сутки я отгружал во многие республики союза около 4-х вагонов с разной мебелью (кресла, мебель общепита, театральные кресла и др.) Я был начальник снабжения и сбыта в одном лице. У меня на складе, вне Елгавы, было 6 безконвойников и десяток на погрузке вагонов. Чтобы ритмично работало производство,приходилось снабжать производство,разъезжая по всему Союзу. Когда Латвия стала независимой, все колонии превратились в тюрьмы. Все производства были упразднены. И я не стал работать,не дослужив до выслуги 8 лет.
- Интересно. И качество мебели было нормальное? В Дагде была мебельная фабрика, закрыли.
- Вся мебель на металлических ножках(электросварные разного диаметра трубы) Плюс полумягкая. Поролон,винилискожа. Так что пришлось помотаться по  всему бывшему Союзу. 
 
 У нас в Елгаве несколько парков. В главном, а раньше он назывался Парк Победы (Узварас парк), часто монтируют сцену , молодёжь слушает и смотрит до глубокой ночи концерты  выступающих. Четверть века назад довелось и мне выступать в парке со своей дискогруппой на Празднике Лиго.

Наверняка, вам приходилось посещать рыбный павильон Рижского рынка. Вот где красота! Конечно, в любой морской державе такие красоты  изобилия существуют. В этом я убедился, побывав в своё время как в Ростоке, в Щецине, Клайпеде, Ленинграде. Но везде всё в помещениях. Уличную продажу я встречал только в Москве.

Это было до получения независимости (от России). Теперь Латвия страна чиновников с резко уменьшающимся населением. Более 300 тысяч уехало в страны Европы жить и зарабатывать. Рождаемость низкая, смертность высокая.  В отличии от многих демократических государств, где правительства возглавляют выигравшие на выборах партии, в Латвии уже не первые выборы в Верховную власть(в Сейм) выигрывает русскоязычная партия. Но все министерские портфели у латышей, а  выигравшие всегда в оппозиции.

По поводу демократии. В "независимой" Латвии я не гражданин. И забыл, что такое голосование. Значит, и не знаю, и не хочу знать, что такое демократия. Только значение этого слова мне известно.

Всё равно прошлое для нас оставило много неясностей.

Люди разные, мнения разные. Лично я советское время вспоминаю с теплотой.

Пока в Беларуси руководит "батька" Лукашенко, там будет порядок и уважение к людям. Это я давно видел и ощущал, часто посещая Беларусь. К тому же Витебщина - моя родина, где я родился. Отец с Витебщины, мать с Ярославской области. Простые труженики в прошлом.

Мама моя фронтовичка. Три года на Белорусском фронте. Иногда военные годы вспоминает.
На фронт она ушла добровольцем в 42-м. Сначала была определена в одну из воинских частей под Смоленском, а потом оказалась на территории Белоруссии в Барановичах, где прослужила до окончания войны. Фашистов в глаза не видела.

 Её часть осуществляла осветительные функции прожектористов, т.е.мощными прожекторами освещали воздушные и наземные цели ночью. Как правило,подобные воинские части базировались в трудно доступных местах. Конечно, служба мёдом не казалась. С первого по последний день службы всегда была в солдатской форме. Дослужилась до младшего сержанта. Имеет правительственные награды, медали.

Мать встретилась с отцом  в конце войны в Белоруссии, где он и воевал у Рокоссовского. Сам отец,получив ранение под Кенигсбергом (ныне Калининград) войну закончил на территории СССР.
 
7 лет назад отец ушёл в мир иной. Прожить они с матерью вместе 60 лет. Сейчас маме 92. В таком возрасте остро ощущается одиночество. Хорошо, что мы, трое детей, живы, и рядом.

- Посмотрела передачу о Варламе Шаламове. Солженицын и Шаламов не очень-то мной читаемы, - признаюсь я в одном из писем.-  Вот интересно было сказано: личный опыт и  художественное преображение, писательское осмысление,- производит впечатление: корабль с ссыльными стал тонуть и тогда залили трюмы водой в 40  - градусный мороз. Потом совершивший это, постарался забыть о содеяном. И автор вспоминает Понтия Пилата, который о через 17 лет уже не мог вспомнить Иисуса Христа, постарался забыть.

- Мне тоже, если честно, ни одно произведение Солженицына не нравится. Писать о грустном, о плохом могут только обиженные  чем-то люди. В жизни и так много грустного. А залить трюмы водой в 40-градусный мороз...
Лично я не люблю критиковать вообще. Любой человек сам знает свои грехи, если они есть. Ничего и никого в идеале  нет.

Действительно, жить, как красивая роза, не всегда удаётся. Правда,надо стараться. Красивыми, я считаю, были годы молодости. Есть, что вспомнить.

И сегодня просто  стоит не много знать, а жить. А вообще, не зря бытует мнение, что все болезни от нервов. Наверное, надо поменьше о болячках думать, забывать свой возраст и верить в хорошие гены родителей. Очень многое передаётся наследственно. Надо быть и умным, и  мудрым  одновременно. И то и другое в жизни любого человека важно.

Мы  же обыкновенные личности, ничего не в состоянии изменить. Проглатывать и ничего не брать в голову. Свобода мысли сегодня - это главное. Так и будем жить. Правда, безразличия у нас не должно быть.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

КРАЙНИЙ СЕВЕР — часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга. Климат в некоторых районах чрезвычайно суровый.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТь или Северный морской коридор.   Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

МУРМАНСК  («мурманами», «урманами» русские люди называли норвежцев, норманнов. Позднее это название было перенесено и на землю, где происходили события с участием иностранцев . «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров. Соответственно, название «Мурманск» означает «город на Мурмане». Расположен за Северным полярным кругом.

АРХАНГЕЛьСК ( название городу дал Михайло-Архангельский монастырь, сгоревший в 17 веке) — город на севере европейской части России.

АМДЕРМА - посёлок, расположен на побережье Карского моря.
ДИКСОН — посёлок городского типа на севере Красноярского края России.
Творческие люди написали много песен о Диксоне. Например,  "Морзянка" (М.Фрадкин - М.Пляцковский), исполнение - В.Трошин .
ТИКСИ (якут. Тиксии- причал, подход,  тыы тиксиигэ кэллэ ветка (лёгкий якутский чёлн) подошла к причалу ) — посёлок городского типа.
ПЕВЕК (чук. пээкин, «пээкиней», что означает «толстая, вздутая гора» — так называется гора, под которой расположен город) .

КОЛЫМА (якут. Халыма) — река в Якутии и Магаданской области России.

Колымский край, Колыма; — историческая область на северо-востоке России, охватывающая верховья реки Колымы и северное побережье Охотского моря.

Понятие «КОЛЫМА», как определённый регион, сложилось в 1920-х — 1930-х годах: сначала в связи с открытием в бассейне Колымы богатых месторождений золота , а в годы массовых репрессий 1932-1953 годов — как место расположения исправительно-трудовых лагерей с особенно тяжёлыми условиями жизни и работы.

Фото: В караване по Северному морскому пути