Балтика -1970

Вячеслав Кисляков 2
Балтика.

      Новый1970-й год я встретил дома в кругу семьи, также как и 1969-й. Бабушка Дуня, которая приезжала помогать  Аленушке  ухаживать за Оленькой, в декабре уехала домой – в Ленинград. Я в начале января вышел на зимнюю сессию, которую успешно сдал. Но все хорошее быстро заканчивается. Почти три месяца нахождения в кругу семьи пролетели очень быстро  и незаметно. Мне надо было снова лететь на ледокол «Капитан Воронин», который  уже  работал на Балтике – в Финском и Рижском заливах.  В конце февраля я  уже был  на ледоколе, а Аленка с Оленькой уехали в Боровичи – к тете Нине.

      Сначала мы работали в районе Таллинна, куда заводили суда, а потом перешли в Рижский залив и стали проводить суда в Ригу и выводить их в балтийское море.
      Рижский залив (Gulf of Riga) – залив, расположенный в восточной части Балтийского моря между Эстонией и Латвией. Залив отделен от моря Моонзундским архипелагом.
      Площадь Рижского залива – 18100 кв. км. Вдается он в сушу на расстояние 174 км. И имеет ширину 137 км. Максимальная глубина относительно небольшая – 54 метра. В самом заливе находятся острова Рухну, Кихну, Абрука и Манилайд, принадлежащие Эстонии. Побережье залива на всем протяжении низменное и песчаное. Моонзундский архипелаг отделен от материка Ирбенским проливом, соединяющим Рижский залив с морем. В северо-восточной части залива находится залив Пярну. Температура залива колеблется от 0-1 гр. по Цельсию зимой до + 18 гр. летом. Зимой – весной залив покрывается льдом. Соленость составляет 3,5 – 6 %о. Впадают реки: Западная Двина, Пярну, Гауя, Лиелупе, Салаца.  Наибольшие и важнейшие города, расположенные на берегу Рижского залива: Рига и Пярну. Недалеко от Риги расположен курорт Юрмала.

      Февраль в 1970 году выдался очень морозным. Морозы держались без перерыва с декабря 1969 г. по март 1970 г. Ситуация с проводкой судов в Рижском заливе была очень сложной. Особенно тяжело было проводить суда через Ирбенский пролив, где было очень сильное сжатие льдов.   В Финском заливе также сохранялась крайне тяжелая ледовая ситуация. Из-за прошедших оттепелей, сильного ветра, а затем наступившего резкого похолодания в некоторых местах образовались льды толщиной до полутора метров. Все это делало ледовую обстановку  на Балтике очень тяжелой и нам приходилось вертеться, как белке в колесе. Иногда удавалось зайти в Ригу на пару дней за топливом или продуктами. Тогда экипаж мог расслабиться и попить пива с форелькой и охотничьими колбасками в барах «заграничной» Риги. Хотя мы и жили в СССР, но та обстановка, которая была в Риге или Таллинне, отличалась от обстановки в других советских портовых городах. Даже Ленинград и Москва были для советских людей в доску своими, а вот Рига и Таллинн – почти заграница.

      Самая кинематографическая улица Риги – улица Яуниела - засветилась в огромном количестве советских фильмов. Как замечали отечественные режиссеры, если нужно было снимать заграницу, приходилось ехать в Ригу. Знаменитый многосерийный фильм «17 мгновений весны» не был исключением. Дом номер 24 по улице Яуниела, что в Старом городе, блестяще сыграл роль Цветочного магазинчика на Блюменштрассе. Из окна именно этого дома выбросился профессор Плейшнер. Сегодня в этом здании расположился колоритный отель под названием «Justus». Хотя владельцы гостиницы на этом не остановились, назвав свой ресторан «Aleks».

      Ледокол проработал на Балтике до мая месяца и ушел на ремонт в Финляндию, а меня, как не имеющего визы, отправили в Мурманск, где я его и ожидал.
      Когда ледокол вернулся в Мурманск, началась эпопея с кадрами, чтобы я снова пошел в Арктику. При этом весь старший командный состав во главе с капитаном Сясиным И.Г. собрался уйти в отпуск со средины июня. Для меня же выход в Арктику был смерти подобен! Я и так уже не видел жену и дочку больше трех месяцев, а отдел кадров хочет меня сослать еще на пять месяцев в Арктику. Вот так часто и  рушились молодые семьи у моряков, а кадровикам до твоей семьи дела не было никогда и нет сейчас.  Есть только, так называемая, производственная необходимость. Ледокол должен выйти вовремя в рейс! И все! Семья же моряка для инспекторов  ОК всегда была на втором месте.

      Я просто не знал, что мне и делать в такой ситуации. Но выход нашелся. Я уже и не помню, сам ли или кто-то мне подсказал, что надо делать. А делать надо было следующее -  лечь в больницу перед выходом ледокола в рейс в Арктику. Чтобы не попасть на  ледоколе в очередную арктическую эпопею, мне пришлось вырвать свои гланды. Капитан  же с помполитом строили всяческие козни против меня, забыв полностью о моих прошлогодних заслугах и хорошей работе на ледоколе.  Им была также до лампочки моя семья и моя маленькая дочка. Главное самим вовремя смыться в отпуск, а младшие командиры могут хорошо повкалывать на трассах Севморпути.  Помполиту Лазареву В.С. надо было любым путем послать в рейс молодого и энергичного комсорга, чтобы закрыть вопрос перед парткомом. Рейс должен был закончиться в конце ноября, когда старшие командиры, отгуляв отпуска, вернуться на ледокол.

      Я уже тогда хорошо понял, что высокопарные слова ледокольных начальников на собраниях и совещаниях, в общем-то, ничего не значат.  Никто из них не думал о моей судьбе или о том, что  у меня молодая жена и маленький ребенок, которые подолгу не видят своего мужа и отца. Никто не думал, что из-за таких действий может распасться молодая семья, и еще один ребенок будет расти без отца. Главное заключалось в том, чтобы любым путем засунуть тебя на ледокол и отправить в рейс, а там, хоть трава не расти! Ледокол вовремя ушел в рейс, а инспектора получили премию.

      Но, оказалось, что не на того напали… В общем, всеми правдами и неправдами, я стремился уйти не в Арктику, а в отпуск, чтобы впервые привезти молодую жену и дочку в деревню – в родительский дом, где нас с нетерпением уже долго ждали мои папа, мама и сестры. И не только ждали, но и тщательно готовились к этой встрече.

      В начале июля я лишился гланд, но получил долгожданный отпуск. Ледокол ушел в Арктику без меня.   Перед тем как лечь на операцию в больницу «Водников» я отстоял последнюю суточную вахту, сходил в отдел кадров и предупредил, чтобы мне искали замену, так как после операции, я еще буду лежать  дней десять в больнице, а ледокол должен выходить в Арктику уже через неделю. Вечером, на всякий случай собрал все свои вещи, чтобы утром, уходя в больницу, унести их с ледокола домой.  С чистой совестью я лег спать. А ночью мне приснился такой сон: «Мне надо срочно попасть к врачу, так как сильно болело  горло. И я пошел, но не в больницу «Водников», а в какой-то старый-старый  тёмный дом, который стоял на окраине Мурманска, где, якобы, вырывают гланды. У этого дома  не было дверей, только одни окна, но они находились очень высоко, и мне до них было  не достать. Я задумался, как же мне попасть туда? И тогда, применив свою способность к  левитации*, я подпрыгнул вверх,  взлетел и проник через окно внутрь этого дома.
 
      *«Левитация (лат. levis-легкий) — способность человека или предмета сохранять или последовательно изменять своё положение в трёхмерном пространстве вопреки гравитации под действием воли инициатора левитации или других факторов, не являющихся в представлении общественного сознания «обычными».
Сколько раз мы слышали о всякого рода «странных» людях с экстраординарными способностями? Явление левитации исследовались многими учеными в разных станах, но до сих пор реально обоснованного объяснения никто дать не может. Знаем мы только то, что часто левитацию связывали с религией, разного рода обрядами, с достижением, так называемого, духовного совершенства человека, которое в разных верованиях носит разное название. С точки зрения известных человечеству знаний, левитация невозможна. Но это еще не говорит о том, что это выдумка: ведь когда-то люди не могли себе даже представить, что Земля шарообразная. Считается, что человек не может «сам по себе» преодолеть земное притяжение и находиться над землей. В этом не сомневается любой, кто окончил среднюю школу и слышал об Исааке Ньютоне и его трех законах. Но, несмотря на то, что нет объяснения этому явлению, есть реальные свидетели, среди которых много уважаемых научных деятелей».

      И вот, с помощью левитации, я влетел в окно этого дома. Очутился я  в каком-то длинном тёмном коридоре. Решил идти вперёд. Наконец я дошел до нужного мне кабинета. Около него рядом на лавочках сидели люди. Пришлось спросить кто последний. Люди как-то странно замешкались, и ответили все хором, что они  сидят не туда, а вход в кабинет свободный. Пройдя два шага вперед к кабинету, я заметил на двери табличку, большими чёрными буквами она гласила: ЧЁРНЫЙ МАГ – СЯСИН ИВАН ГЕОРГИЕВИЧ. Несмотря на такую надпись, я вошел в этот кабинет. За небольшим столом сидел мужчина, очень похожий на моего  капитана. На вид ему был лет  50. Когда он встал, я заметил на нём длинную чёрную мантию. Он приветливо со мной поздоровался, и предложил присесть. Рядом суетливо бегал его ассистент, удивительно смахивающий на нашего помполита – ЛАЗАРЕВА ВАСИЛИЯ СТЕПАНОВИЧА. Врач посоветовал мне расслабиться. Со стола он взял какие-то врачебные инструменты, а потом ехидно спросил меня: «А почему ты хочешь вырвать свои гланды? Ведь они у тебя такие хорошие, розовые и здоровые.  Никак в Арктику идти не хочешь?», - а потом ЧЕРНЫЙ МАГ  попросил меня широко  открыть рот. Затем он полез своими медицинскими железяками в мой рот, чтобы осмотреть мое горло. Действовал он хладнокровно, но в то же время, он меня успокаивал. Его помощник также старался отвлечь мое внимание, показывая мне мой комсомольский билет, который он незаметно  достал из кармана своего белого халата.  И вдруг я неожиданно, почувствовала жуткую и нестерпимую боль в горле. Изо рта струёй полилась алая кровь,  и появился металлический привкус, который остался у меня во рту даже после того, как я проснулся в холодном поту и с дрожью в коленках. Оказывается, ЧЕРНЫЙ МАГ  вырвал мне гланды, просто одной рукой – пальцами руки. При этом он ещё меня опять стал успокаивать, говоря, что всё  быстро заживёт, а время залечит мои  раны. Сон оказался очень неприятным в конце, т.к. взглянув на себя со стороны, я заметил, что все  лицо моё, а особенно губы были сильно изуродованы.  А последние слова ЧЕРНОГО МАГА были такие: «А в Арктику ты все равно пойдешь! И не один раз!». Вот такой непонятный  кошмарик приснился мне накануне моей операции с гландами!

      Утром я попрощался со своими комсомольцами, собрав их на небольшую летучку, где сдал дела комсомольского вожака, своему заместителю Коле Кучумову. Сказал несколько прощальных слов штурманам-коллегам, и убыл с борта ледокола. Моя душа была уже в отпуске и пела песню…

      Операция прошла на удивление быстро, почти так,  как я ее во сне  видел. И кровь фонтаном била и металлический привкус во рту был несколько дней, но вот только врач с медсестрой не были похожи на капитана с помполитом, как я их ясно и четко  видел все в том же сне, накануне. Есть какую-либо пищу я не мог дня три-четыре. Горло действительно очень сильно болело. Потом понемногу мне начали давать манную кашу и соки, затем протертую пищу. А когда  я узнал, что мой ледокол, так и не дождавшись своего 4-го помощника капитана, ушел в сторону Диксона, то забыл, что у меня были в горле какие-то гланды. Через 10 дней меня выписали из больницы, и я предстал пред глазами инспектора ОК – Суханова С.И., который пообещал мне, что на следующий год он запрет меня на все лето в Арктику.  Я не стал препираться – до следующего года еще дожить надо… А с третьего июля 1970 года я стал счастливым обладателем отпускного билета сроком, почти на три месяца. Впереди меня ждала летняя пора отдыха.

      Я с тех пор не только поверил в левитацию, но и понял, что у меня действительно есть такая уникальная способность. Я часто летал во сне и наяву. Отталкивался от Земли, расправлял как птица руки-крылья - и взлетал, а затем долго парил над матушкой Землей!

      Есть несколько научных предположений, объясняющих левитацию. Одним из них является мнение о том, что энергия для преодоления земного притяжения содержится в самом человеке. Это очень похоже на предположение психологов о том, что человек с самым высоким IQ в состояние использовать только 5% возможностей своего мозга. А люди с необычными способностями (необъятная память, способность предсказывать будущее и исцелять людей) – просто люди у которых «открыт доступ» к неиспользуемым ресурсам мозга и энергии тела. Способность человека левитировать относят к числу тех самых свойств нашего мозга. Доказательством этому предположению является эксперимент, поведенный в одном из российских вузов на факультете психологии, когда во время гипноза студенту внушили, что он находится на космическом корабле в состоянии невесомости. Во время эксперимента приборами определялся вес. В определенный момент приборы показали полное исчезновение веса. Удивлению ученых не было границ, но факт остается фактом. Из других гипотез следует, что ее источник находится вне человека и он лишь «подключается» к нему в «нужный момент».

      Наконец-то, все  закончилось благополучно: жена и дочь будут вместе со мной проводить отпуск в деревне у моих родителей. Мои родители увидят свою внучку, которая уже хорошо говорит и даже бегает, ближе узнают свою невестку,  я увижу  друзей и товарищей по детству, а главное –  после отпуска я смогу плодотворно работать, так как летний отпуск дает заряд энергии на целый год.

      5 июля я встретил жену и дочку в Ленинграде, а утром 6 июля, поездом Ленинград-Одесса, мы приехали в Витебск, откуда автобусом отправились в Сенно, где нас должен был встретить отец на мотоцикле.

      Когда автобус въезжал на привокзальную площадь в Сенно, я еще издалека увидел отца, который стоял у автовокзала и ждал нас. Алена очень волновалась, так как впервые встречалась с моим отцом. Он ведь был директором школы, а для нее он казался большим начальником. Но все было прозаически проще - папа был простой человек, любивший людей, компанию, застолье и веселье. Все было, как и положено, при первой встрече: объятия, поцелуи, вопросы-распросы о том как мы  доехали.
 
      Папа встретил нас на мотоцикле с коляской «К-750», куда мы погрузились сами и рассовали все наши вещи. Через 20 минут папа уже въезжал в наш родной двор в Немойте. Мама встречала нас на улице… Тут уже были и слезы радости, и восклицания о том, какая Олюшка наша уже большая, и какая красавица моя жена. Но, радость встречи вскоре была омрачена тем, что Алена, как оказалось впоследствии, забыла свою сумочку в автобусе, которым мы ехали из Витебска в Сенно. А в ее сумочке были наши с ней паспорта, ключи от квартиры  в Мурманске,  ее косметика, а главное – деньги. Деньги были для нас приличные, около 200 рублей – моя месячная зарплата. Папа начал звонить по телефону в Сенно на автостанцию, но оказалось, что автобус уже уехал на Витебск. Была еще промежуточная станция – Богушевск. Но, когда мы «отловили» водителя автобуса в Богушевске, то он сказал, что в автобусе ничего не было. Так мы остались без паспортов, ключей от квартиры и части денег. Хорошо, что деньги еще были и у меня – рублей 300. Но потери были все же для нас ощутимые.

      Хочу сразу написать. Когда в конце августа мы приехали в Мурманск, то среди корреспонденции (газет и журналов) лежало толстое письмо, в котором находились наши паспорта и ключи от квартиры. Денег и объяснений каких-либо там не было. Ну,  слава богу! Мы были избавлены от объяснений в милиции при получении новых паспортов. Да и ключи запасные не надо было изготовлять.

      Наш отпуск проходил замечательно. Лето было  в самом разгаре. Но мы не только отдыхали, но и работали. Надо было, прежде всего,   заготовить сено для коровы, помочь маме  в огороде с прополкой,  сбором ягод и фруктов из своего сада. Мы часто ездили в лес за малиной и грибами, ловили рыбу и раков  в нашей  реке, стреляли щук из подводного ружья на озере. По понятиям деревни – это настоящий отдых. Но Алене не все у нас понравилось. Во-первых, что каждый день родители накрывали обильный  стол со спиртным. В ее семье родители могли выпить рюмку вина только по большим праздникам, а у нас это было ежедневно. Также  она была удивлена, когда нас пригласили на свадьбу моего друга детства тем, что свадьба длилась три дня, а водку, вино  и самогон все пили гранеными стаканами – и мужики и бабы.  Ее тоже заставляли приобщаться к деревенским традициям.  Но, в целом, отпуск прошел замечательно.

      Бабушка Марья, как мы ее звали, умерла на 92 году жизни. Имела она 12 детей. Прожила очень трудную жизнь. Но меня удивило в тот приезд, что когда мы   сидели за столом, она попросила меня: - «Налей внучек и мне чарку белого. Хочу выпить за вас, молодых». А чарка была граненая – 125 грамм. Бабушка выпивала, закусывала, потом еще раз говорила: - «Налей-ка мне внучек еще одну чарку. Помяну деда и пойду в свой закуток». Бабушка спала в передней хате – за русской печкой. Там действительно был закуток.   Ее кровать стояла вдоль глухой стены. С другой стороны – щит, который также топился дровами. Русская печь – в ногах, а в головах – стена другой комнаты. И два выхода было из этого закутка.  Вот так, выпив 250 грамм водки, бабушка шла в свой теплый закут и ложилась спать. И это почти в 90 лет было. Очень добрым человеком  была наша бабушка Марья. Она много мне рассказывала про свою жизнь. Удивляло меня одно. Было у бабушки 12 детей. Четверо умерли в детстве. Двое погибли во время войны. Когда я спрашивал у нее: «А ведь жалко, что малые дети умерли?», - она отвечала: - «А что жалко? Бог дал – бог взял! Им там, на небесах, сейчас хорошо. А мы здесь мучаемся и маемся всю свою  жизнь  на этой грешной Земле». Удивительная была бабушка Марья, человек. Сейчас она лежит на родном Сапежском кладбище, рядом с мужем Семеном, сыном Костей и своими детьми. Там же и моя сестричка  Людочка лежит.

      В конце августа нам надо было возвращаться в Мурманск. Мой отпуск еще не закончился, оставалось гулять еще больше месяца, но Олю надо было устраивать в садик, а Алене – восстанавливаться на работе.  Расставание с мамой и сестрами было плаксивым и трогательным. Но в сентябре начинались занятия в школе – родителям и сестрам надо было заниматься школьными делами. В общем, мы добрались до Мурманска нормально, а жизнь подбрасывала нам новые вводные. Алена в сентябре снова вышла на работу в свой «Промпроект».  Получили письмо от тети Нины, где она сообщала, что  Ленина мачеха находится при смерти –  у нее обнаружили при обследовании рак желудка 4 степени. Жить ей оставалось немного.  Смерть наступила 24 сентября. Хорошо, что я был в это время еще в отпуске и мог побыть с Оленькой, чтобы Лена смогла поехать и проститься с мачехой, которая ее воспитывала с детства.

       После окончания моего отпуска я прибыл в ОК, где мне вручили направление на все тот же ледокол «Капитан Воронин», который пришел в Мурманск и стал на ремонт на 35 судоремонтный завод ВМФ. Сейчас на меня  ледокольный капитан и помполит смотрели уже как на отработанный элемент. В Арктику на ближайшие два-три года врачи мне ходить запретили, а  на ледоколе нужен был постоянный человек, которого действительно можно было двигать по служебной лестнице. А с меня что взять? На Балтике или на Белом море я мог еще работать, а летом, когда ледокол должен выходить в Арктику, мне надо искать замену. Конечно, отношение ко мне стало прохладным.  Да и я сам не очень желал быть ледокольщиком. Меня больше тянуло на белые пароходы – пассажирский флот. Виза на ледоколе, как я понял, после моего «ухода в отпуск через больницу», уже не светила. Поэтому задерживаться я на «Воронине» и не стремился. Нужно было как-то снова попадать на пассажиры. Но, к сожалению, все места были заняты…

      «Воронин» стоял в сухом доке 35 завода. Секретность и пропускной режим на заводе были чрезвычайными. Надо понимать, что это были советские времена, а враги и шпионы военным особистам и КГБ-шникам мерещились везде.

      В начале 70-х годов Северный флот был, пожалуй, самым мощным флотом Советского союза и судоремонтных заводов ВМФ на Севере было множество. В их число и входил 35 СРЗ ВМФ, где ремонтировался тогда ледокол «Капитан Воронин». К сожалению, один из лучших заводов военно-морского флота в начале 90-х годов был разрушен, как морально, так и натурально. Уникальные работники, которых  в СССР   можно было пересчитать по пальцам  двух рук, месяцами не получали зарплаты. Имущество разворовывалось, уникальные станки выводились из строя, разворовывались, продавались на сторону или сдавались в металлолом  на переплавку. Это касается всей страны, но с этим заводом, как и с Северным флотом, меня связывала моя жизнь. Поэтому все, что происходило на моих глазах в пределах Кольского полуострова, отдавалось мне в сердце, как и многим другим настоящим патриотам нашей страны. Один алкаш со своей ублюдочной чубайсовской  командой, нанес стране вреда больше, чем все милитаристы и враги Советского Союза и России вместе. Я помню, как в 90-х годах,  говорили мне мои знакомые рабочие с 35-го завода, что ушли с  их СРЗ два величайших мастера, которые могли работать на уникальном станке по проточке валов атомных подводных лодок, а вскоре и сам станок был специально выведен из строя и сдан в металлолом. А стоил он миллионы долларов. Но кому это надо было? Чубайсу с его другом Гайдаром и им же подобным врагам нашей страны и пятой колонне америкосов? Им надо было развалить нашу страну, и они это успешно сделали с помощью врагов-советчиков из ЦРУ.

      Положение ВМФ России  сегодня является критическим. Об этом на круглом столе в Москве заявил Валентин Селиванов – мой знакомый адмирал, в 90-е годы – начальник Главного штаба ВМФ: « – В Военно-Морском Флоте списано до 80-85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов. Построить собираются только один надводный корабль и одну дизельную подводную лодку. На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них – катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах остались  единицы атомных подводных лодок, а дизельных лодок на Северном флоте в постоянной готовности только две,  а на Балтике и  на Черноморском флоте – по одной», – сказал он. «Ударной авиации в ВМФ нет вообще, а ведь было четыре морские авианосные авиадивизии. Всего на флоте в готовности 129 летательных аппаратов. Это в основном военно-транспортная авиация для обслуживания командного состава и несколько десятков противолодочных вертолетов. Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава. Вот такое изменение качества произошло», – подчеркнул адмирал. По его словам, страны НАТО успели обогнать российский флот в техническом оснащении. «У них – чудо! Вы даже  не представляете! Это атомный авианосец на электродвижении. У нас же всего один атомный «Кузнецов» - на паросиловом. Мы все знаем, что такое паровые катапульты для взлёта с палубы. А у них эти катапульты уже электромагнитные», – отметил  адмирал Селиванов. А ведь такой человек, как Селиванов знает что  говорит. Страшно становится  за наше будущее!

      Очень жаль мне развала страны, но что может поделать простой народ в нынешней ситуации. Не делать же новые революции в стране, которая  имеет ядерное вооружение. Ведь в случае какой-либо революционной заварухи, как например, в Ираке или Ливии, можно и  третью мировую войну развязать, в которой, видимо, уже не будет никаких победителей. Да и самой жизни может не стать на  этой Земле. Вот, что творили наши собственные враги с нашим флотом. Ниже я покажу список преданного, проданного, сданного врагам боевого, исправного, могучего российского флота. По заключению экспертов, предавших гласности этот список через газету «Версия» (№ 3, 2004), «многие из этих кораблей не выслужили и половины установленного срока, и ушли за смешные деньги». Цены за проданные военные корабли указаны ниже -  в тысячах долларов США. Названия некоторых кораблей сокращены. Наберитесь читатели терпения. Не пробегайте этот список быстро глазами, а  всмотритесь внимательно в каждую строку, читайте этот поминальный список нашего флота, нашей мощи, нашей силы, нашей гордости, нашего национального уважения, наших сил, денег, пота, ума.  И делайте выводы!

Сторожевые корабли:  «Доблестный» — 69,54 тыс.долларов;  «Зоркий» — 227,5;  «Строгий» — 316,5;  «Стерегущий» — 314,16;  «Сообразительный» — 292,56;  «Свирепый» — 97,79.
 
Эскадренные миноносцы: «Упорный» —173,9;  «Внимательный» — 117,99; «Громящий» — 225;  «Несокрушимый» — 216;  «Гневный» — 363.

Большие противолодочные корабли:  «Хабаровск» — 579,6;  «Юмашев» — 468;  «Макаров» — 516:  «Исаченков» — 514,25;  «Исаков» — 496,1;  «Смышленный» — 189,57;  «Чапаев» — 744;  «Октябрьский» — 724,8;  «Владивосток» — 1083,77. 

Крейсера: РКР «Зозуля» — 756; РКР «Фокин» — 543,4; КР «Мурманск» — 1718,87; ТАК «Минск» — 4236,7; ТАК  «Новороссийск» — 3832,34; ТАК  «Киев» — около 1800.
Кто не знает: ТАК – это тяжелый авианесущий  атомный крейсер, стоимость которого около  одного миллиарда долларов США. 

Десантные и разведывательные корабли: БДК «Муромец» — 97,28;  БДК «Ильичев» — 242,5; БДК-47 — 248,9; БЗРК «Закарпатье» — 192,24; МРЗК «Ильмень» — 3180,39; ССВ «Сарычев» — 113,24; ССВ «Приморье» — 150,48; ССВ «Челюскин» — 114,59; ОСВ «Забайкалье» — 207,99.

 Плавбазы, плавмастерские и измерительные корабли:  ПБ-27 — 252,52; ПМ-147 — 161,7:  ПМ-150 — 181,22; КИК «Спасск» — 868,5; КИК «Чумикан» — 1544; КИК-357 — 205 тыс. дол.

      Знаете, сколько всего получено за такую «продажу» этой гигантской армады, большая часть которой не выслужила и  половины срока? Меньше 30 миллионов долларов.  Постройка одного эсминца стоит ровно в 10 раз дороже.  А как торопились продавать! С авианосцев Тихоокеанского флота «Минск» и «Новороссийск» не демонтировали даже секретное оборудование.  Стыдно, товарищи, просрать наследство великих предков. Но, зато, некоторые из «продавцов», положили в свой карман десятки миллионов долларов.

      Это отступление я сделал специально, чтобы показать, что сотворила  со страной свора ублюдков, которая дорвалась до власти, после врага  нашей страны  - Мишки-меченого.

Когда хороший человек рождается на свет,
На нём отметки «хорошо» нигде, конечно, нет.
Но он живёт, растёт, творит, он делает добро,
И каждый, встретясь с ним, сказал: «Мне крупно повезло!»
Мне повстречался человек отзывчивый такой,
С большой и светлою душой и умной головой.
И если б каждый был таким, жилось бы нам светло!!!
Сама земля сказала б им: «Мне крупно повезло!!!» 
К сожалению, нашей стране очередной раз очень не повезло!

      Закончился и мой очередной – 1970 год. Я стоял в Мурманске в ремонте, был часто дома, вместе со своей семьей и ждал, что Новый - 1971 год мне приготовит.