Литвяк Лидия Владимировна

Олег Каминский
Литвяк  Лидия  («Лилия»)  Владимировна
 
Гвардии  старший  лейтенант,  командир  звена.
 
Родилась  18  августа  1921  года  в  городе  Москва  (Россия).  Русская.
Окончила  среднюю  школу-десятилетку.
В  1935  году  в  14-летнем  возрасте  поступила  в  Кировский  аэроклуб.
Поступила  на  курсы  геологов,  участвовала  в  экспедиции  на  Крайний  Север.
Окончила  Херсонскую  авиационную  школу  лётчиков.
Работала  инструктором-летчиком  в  Калининском  аэроклубе,  обучила  и  подготовила  45  пилотов.
В  Красную  Армию  была  призвана  Коминтерновским  районным  военкоматом  Москвы  10  октября  1941  года.
С  декабря  1941  года  в  звании  сержанта  служила  в  586-м  истребительном  авиационном  полку. 
Участница  Великой  Отечественной  войны  с  февраля  1942  года.  С  25  апреля  1942  года  защищала  Саратов  от  налетов  немецкой  авиации,  произвела  35  (55)  боевых  вылетов  на  патрулирование  над  Саратовом  и  сопровождение  транспортных  самолетов  с  ценными  грузами  для  фронта. 
 С  10  сентября  1942  года  воевала  на  Сталинградском  фронте  в  составе  437-го  истребительного  авиационного  полка,  произвела  10  боевых  вылетов  на  прикрытие  Сталинграда.
В  бою  13  сентября  1942  года  в  период  07.40 – 08.45  вместе  со  старшим  лейтенантом  Р.  В.  Беляевой,  младшими  лейтенантами  Е.  В.  Будановой  и  М.  М.  Кузнецовой  сбила  один  Ю-88  западнее  Сталинграда.
27  сентября  1942  года  в  бою  над  тракторным  заводом  в  северной  части  Сталинграда  сбила  лично  один  Ю-88  и  в  паре  со  старшим  лейтенантом  Р.  В.  Беляевой  -  один  Ме-109. 
С  10  октября  1942 год  воевала  в  составе  9-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка,  произвела  58  (55)  боевых  вылетов  на  патрулирование  над  Житкуром  и  сопровождение  транспортной  авиации  с  важным  грузом  для  фронта.  Кроме  того,  в  группе  «свободных  охотников»  9-го  авиаполка  произвела  5  боевых  вылетов  на  прикрытие  Сталинграда  и  участвовала  в  5  воздушных  боях.
С  8  января  1943  года  воевала  на  Южном  фронте  в  составе  1-й  эскадрилье  296-го  истребительного  авиационного  полка  (в  дальнейшем  -  73-й  гвардейский  истребительный  авиационный  полк). 
С  8  января  по  5  февраля  1943  года  произвела  16  боевых  вылетов  на  сопровождение  штурмовиков,  разведку  войск  противника  и  прикрытие  наших  наземных  войск.
Предположительно,  некоторое  время  летала  на  истребителе  Як-1,  на  капоте  (фюзеляже)  которого  была  изображена  «Белая  лилия».
11  февраля  1943  года  восточнее  Ростова-на-Дону  сбила  один  Ме-109.
22  марта  1943  года  во  время  налета  вражеских  самолетов  на  Ростов,  в  составе  шестерки  Як-1  вела  бой  с  двенадцатью  Юнкерсами-88.  Двумя  атаками  самостоятельно  сбила  один  Ю-88,  после  чего  на  протяжении  пятнадцати  минут  одна  вела  бой  с  шестеркой  Ме-109.  Несмотря  на  сильное  повреждение  машины  и  ранение  в  левую  ногу  осколками  снаряда,  привела  свой  самолет  на  аэродром  и  совершила  благополучную  посадку.
5  мая  1943  года  во  время  сопровождения  группы  бомбардировщиков  Пе-2  при  налете  на  вражеский  аэродром  Сталино,  лично  сбила  один  Ме-109.
В  мае  1943  года  присвоено  воинское  звание  «младший  лейтенант».
В  конце  мая  1943  года  была  переведена  в  3-ю  эскадрилью.   
31  мая  1943  года  в  паре  с  младшим  лейтенантом  И.  И.  Борисенко  сбила  в  районе  Кондаковки  корректировочный  аэростат  противника.
16  июля  1943  года  в  составе  шестерки  Як-1  в  районе  Куйбышево  вступила  в  бой  с  30  Ю-88,  под  прикрытием  6  Ме-109.  В  бою  была  легко  ранена  в  ногу  и  плечо,  совершила  вынужденную  посадку  на  фюзеляж.
19  июля  1943  года  лично  сбила  один  Ме-109  в  районе  Первомайского. 
В  воздушном  бою  21  июля  1943  года  была  подбита,  совершила  вынужденную  посадку  на  фюзеляж  в  районе  села  Новиковка.
31  июля  1943  года  в  составе  звена  сбила  один  Ме-109  в  районе  Петровского. 
Всего  за  время  участия  в  боевых  действиях  произвела  138  боевых  вылетов,  лично  сбила  5   самолетов  и  3  в  составе  групп,  а  также  1  аэростат.
1  августа  1943  года  в  составе  девятки  Як-1  вылетела  на  прикрытие  наших  войск  в  район  Мариновка – Степановка.  Группа  вела  воздушный  бой  с  четырьмя  Ме-109,  затем  ещё  с  шестью  Ме-109  и  тремя  десятками  Ю-88.  Как  сказано  в  наградном  документе  «В  результате  ожесточенных  неравных  воздушных  боев  наши  истребители  сбили  1  Ме-109  и  1  Ю-88,  но  с  боевого  задания  не  вернулась  младший  лейтенант  Литвяк».
В  1943  году  посмертно  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
29  июля  1969  года  местными  мальчишками  у  хутора  Кожевня  были  найдены  и  захоронены  в  братскую  могилу  села  Дмитровка  останки  «неизвестной  летчицы».  Летом  1979  года,  после  многолетних  поисков,  проводимых  поисковым  отрядом  1-й  школы  города  Красный  Луч,  останки  «неизвестной  летчицы»  были  идентифицированы  как  останки  Лидии  Литвяк.
В  1990  году  ей  посмертно  было  присвоено  воинское  звание  «старший  лейтенант».
       
Была  замужем:  в  апреле  1943  года  вышла  замуж  за  однополчанина  Героя  Советского  Союза  старшего  лейтенанта  Алексея  Фроловича  Соломатина  (погиб  21  мая  1943  года  в  авиационной  катастрофе).

Список  известных  воздушных  побед  Л.  В.  Литвяк:
13.09.1942     1/4     Ю-88      западнее  Гумрак  (западнее  Сталинграда)
27.09.1942     1        Ю-88      СТЗ  (северная  часть  Сталинграда)
27.09.1942     1/2     Ме-109   СТЗ  (северная  часть  Сталинграда)
11.02.1943     1        Ме-109   Веселый  (восточнее  Ростов-на-Дону)
22.03.1943     1        Ю-88      Чалтырь – Синявка  (севернее  Ростов-на-Дону)
05.05.1943     1        Ме-109   южнее  аэродрома  Сталино  (ныне  Донецк)*
31.05.1943     1        аэростат  Кондаковка  (северо-восточнее  Покровское  -  Троицкое)**
19.07.1943     1        Ме-109    Первомайское
31.07.1943     1/3     Ме-109    западнее  Петровский
               
Указом  Президента  СССР  от  5  мая  1990  года  за  образцовое  выполнение  заданий  командования  и   проявленные  мужество  и  героизм  в  боях  с  немецко-фашистскими  захватчиками  Литвяк  Лидие  Владимировне  посмертно  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  11616).
Награждена  орденами  Ленина***  (05.05.1990),  Красного  Знамени  (22.07.1943),  Отечественной   войны  1-й  степени  (10.09.1943),  Красной  Звезды  (17.02.1943),  медалью  «За  оборону  Сталинграда»  (22.12.1942). 

Примечание:
*     Воздушная  победа  включена  в  список  только  на  основании  данных  из  наградного  материала.  В  штабных  документах  не  упоминается.
**   На  уничтожение  аэростата  вылетела  в  паре  с  младшим  лейтенантом  И.  И.  Борисенко,   который  добил  аэростат  после  атаки  Литвяк.
***  Орден  имел  порядковый  №  460056.

        Тайны  и  легенды  Лилии  Литвяк

        Указом  Президента  СССР  от  5  мая  1990  года,  за  образцовое  выполнение  заданий  командования  и   проявленные  мужество  и  героизм  в  боях  с  немецко-фашистскими  захватчиками,  знаменитая  летчица  Лилия  Литвяк,  сражавшаяся  в  годы  Великой  Отечественной  войны  на  боевом  истребителе,  посмертно  была  удостоена  звания  Герой  Советского  Союза.  Это  высокое  звание  было  присвоено  отважной  летчице  с  очень  большим  опозданием,  спустя  47  лет  после  её  гибели,  и  причинами  столь  позднего  признания  её  заслуг  принято  считать  неясные  обстоятельства  её  последнего  боя  1  августа  1943  года,  из  которого  она  не  вернулась  и  была  объявлена  пропавшей  без  вести.  Но,  судя  по  всему,  были  и  какие-то  другие,  неведомые  нам  причины…            

        Вообще,  надо  сказать,  в  биографии  Литвяк,  в  отличие  от  всех  других  наших  летчиц,  есть  много  неясного  и  загадочного.  Начнем  с  того,  что  настоящее  имя  нашей  героини  не  Лилия,  под  каким  её  все  знают,  а  Лидия.  Однако,  почему-то,  это  имя  самой  девушке  не  нравилось,  и  поэтому  она  называла  себя  Лилией  или  просто  Лилей.  Со  временем  и  все  остальные  стали  звать  её  Лилией,  и  именно  под  этим  именем  она  вошла  в  историю.   

        Много  загадочного  и  в  семье  Литвяк.  Откуда  родом  её  родители  -  ничего  не  известно.  Её  мать  -  Анна  Васильевна  была  то  ли  портнихой,  то  ли  работала  в  магазине.  Правда,  кем  она  работала  в  магазине,  -  продавщицей,  уборщицей  или  директором,  -  история  умалчивает.  Об  отце  летчицы,  которого,  по  некоторым  данным,  звали  Владимир  Леонтьевич,  практически,  ничего  не  известно.  Подозрительно  глухо  о  нем  говорится  только  то,  что  он  ушел  из  семьи,  что  работал  на  железной  дороге,  то  ли  простым  рабочим-железнодорожником  в  депо,  то  ли  контролером,  то  ли  инспектором,  а  в  1937  году,  якобы,  «по  ложному  доносу  был  репрессирован,  подвергнут  пыткам  и  расстрелян».  Возможно,  легенда  о  «замученном  отце»  была  придумана  самой  Лилей,  тяжело  переживавшей  разрыв  отца  с  матерью.  Как  бы  то  ни  было,  считается,  что  ради  неба  Лилия   вынуждена  была  отказаться  от  родного  отца,  объявленного  «врагом  народа».

        Практически  все,  кто  знал  Лилию  Литвяк,  отмечают,  что  она  была  молчаливой  и  скрытной.  Возможно,  это  было  связано  с  довольно  туманными  семейными  обстоятельствами.  Хотя,  по  большому  счету,  скрыть  что-то  от  сотрудников  особого  отдела  НКВД,  находившихся  во  всех  воинских  частях  Красной  Армии,  было  нереально  и,  как  говорится,  очень  чревато.  Поэтому,  вне  всяких  сомнений,  особисты  полков,  в  которых  служила  Лилия  Литвяк,  были  прекрасно  осведомлены  обо  всех  членах  её  семьи,  но,  видимо,  ничего  предосудительного  и  опасного  в  их  действиях  не  находили.  В  противном  случае,  ей  вряд  ли  бы  доверили  боевой  самолет.  А  может  быть,  она  просто  скрывала  свое  происхождение?  Есть  предположение,  что  Литвяк  по  национальности  была  не  русской,  как  записано  в  документах,  а  еврейкой.  И  во  многих  современных  средствах  массовой  информации  недвусмысленно  говорится  об  этом.  Между  прочим,  сама  фамилия  Литвяк,  а  также  Литвак,  означает  в  буквальном  смысле  «литовский  еврей».  Видимо,  именно  по  этой  причине,  младший  брат  летчицы  Юрий,  будучи  уже  взрослым,  поменял  свою  родную  фамилию  Литвяк  на  более  толерантную  -  Канавин.  И  это  -  несмотря  на  то,  что  его  сестра  Лиля  прославилась  именно  под  фамилией  Литвяк.  Казалось  бы,  такой  фамилией  нужно  гордиться.  А  он  взял,  да  и  поменял  её.  С  чего  бы  это,  интересно?      

        Даже  лицо  Лилии  было  своеобразно,  и  дело  здесь  не  в  красоте,  а  в  её  необычно  прямом  носе,  явно  не  соответствующим  курносым  русским.  Такой  прямой,  так  называемый  «греческий  нос»,  более  характерен  для  лиц  еврейской  национальности. 

        К  особенностям  внешности  Литвяк  можно  добавить  также  общепринятое  мнение  о  ней,  как  о  блондинке.  На  самом  же  деле,  она  была  шатенкой,  то  есть  имела  от  природы  темно-русые  или  каштановые  волосы.  Но,  будучи  очень  женственной  девушкой,  для  которой  внешняя  красота  была  главным  критерием,  Лиля  считала  красивыми  исключительно  блондинок,  поэтому  для  большей  привлекательности  перекрашивалась  в  блондинку  с  помощью  перекиси  водорода.   

        К  вышесказанному  добавим  также,  что  нет  абсолютно  никаких  сведений  о  других  ближайших  родственниках  Лили:  ни  о  дедушках  и  бабушках,  ни  о  дядях   и  тётях,  ни  о  двоюродных  братьях  и  сестрах.  Ничего  не  известно  также  о  её  подругах  детства  и  юности.  Нет  ничьих  воспоминаний  о  её  детстве,  школьных  годах  и  так  далее.  Даже  её  родной  младший  брат  Юрий  никогда  не  упоминал  о  каких-либо  подробностях  семейной  истории.  В  общем,  о  личной  жизни  Лили  до  войны  почти  ничего  не  известно.       

        Впрочем,  для  нас  довоенная  жизнь  Литвяк  и  её  семьи  не  так  уж  и  важна.  Гораздо  более  важными  для  нас  являются  факты  участия  Лили  в  Великой  Отечественной  войне,  в  которой  она,  вне  всяких  сомнений,  проявила  себя  незаурядной  летчицей.   

        Кстати,  о  её  незаурядном  и  неукротимом  характере  говорит  хотя  бы  тот  факт,  что,  желая,  во  что  бы  то  ни  стало  попасть  в  женский  истребительный  авиаполк,  она,  каким-то  образом,  приписала  к  имевшемуся  налету  100   недостающих  часов.

        Поначалу,  586-й  истребительный  авиационный  полк,  в  котором  служила  Литвяк,  действовал  в  районе  тылового  города  Саратова,  где  Лиля,  как  и  все  остальные  летчицы,  занималась  патрулированием  над  городом  и  сопровождением  транспортных  самолетов.  Подобная  рутинная  деятельность  не  доставляла  особой  радости  ни  Лиле,  ни  другим  летчицам.  Поэтому,  в  начале  сентября  1942  года  восемь  летчиц  полка,  в  том  числе  и  Лиля,  при  не  совсем  ясных  обстоятельствах,  фактически,  самовольно  «упорхнули»  на  фронт  под  Сталинградом  и  стали  воевать  в  составе  437-го  истребительного  авиационного  полка.  Именно  с  этих  пор  имя  Лилии  Литвяк  становится  известным  всей  стране. 

       Практически  во  всех  современных  средствах  массовой  информации,  в  том  числе  в  Интернете,  утверждается,  что  уже  во  втором  или  третьем  боевом  вылете  13  сентября  1942  года  она,  участвуя  в  воздушном  бою  в  составе  группы,  лично  сбила  один  бомбардировщик  Ю-88,  а  затем  добила  истребитель  Ме-109,  поврежденный  Раисой  Беляевой.  Любопытно,  что  подробности  этого  боя  обросли  невероятными  легендами,  согласно  которым  немецкий  летчик-истребитель  спасся  на  парашюте,  был  взят  в  плен  и  был  доставлен  в  437-й  авиаполк,  где  ему  устроили  встречу  со  сбившей  его  летчицей.  Правда,  свидетели  этой  встречи  описывают  её  по-разному.   
         
        Вот,  например,  есть  такое  описание:  «Немец,  летчик  из  эскадры  «Рихтгофен»  попросил  показать   ему  летчика,  продемонстрировавшего  высокое  мастерство  и  сумевшего  сбить  его.  Командование   почему-то  удовлетворила  его  просьбу.  Стремительной,  легкой  походкой  в  штабную  землянку   вошла  Лилия  Литвяк  в  темно-синем  комбинезоне  в  шлемофоне  с  очками  и  доложила  генералу:  «Младший  лейтенант  Литвяк  прибыла».  Фашистский  ас  смотрел  на  Литвяк  с  любопытством,  затем  любопытство  сменилось  недоумением:  «Зачем  вы  смеетесь  надо  мной?  Я летчик,  сбивший   более  тридцати  самолетов.  Я  кавалер  рыцарского  креста!  Не  может  быть,  чтобы  меня  сбила  эта   девчонка!  Тот  летчик  дрался  мастерски».  Люди  в  землянке  молча  смотрели  на  победителя  и  побежденного.  Немец  попросил  доказательства  -  Литвяк  напомнила  подробности  боя,  известные   только  им  двоим.  Вначале  он  недоверчиво  слушал,  затем,  видимо,  понял  -  именно  она  сбила  его.  Немец  вдруг  вскочил  и  вытянулся  во  фрунт,  говорили  и  иное  -  снял  с  себя  золотые  часы  и   протянул  победителю».

        А  вот  другое  свидетельство:  «Как-то  после  вылета,  в  котором  она  сбила  очередной   истребитель,  Лилию  срочно  вызвали  в  штаб  полка.  Оказалось,  что  немецкий  пилот  сбитого  ею   «Мессершмитта-109Е»  в  стиле  тевтонских  рыцарей  изъявил  желание  увидеть  того,  кто  поверг  его.   Холеный  барон,  полковник  элитной  эскадрильи  люфтваффе  «Рихтгофен»,  кавалер  трех  Железных   крестов,  увидев  своего  победителя,  был  настолько  потрясен,  что  смог  лишь  привстать  перед   Лилией,  склонив  голову  в  почтительном  поклоне».

        И  такое  есть  показание:  «Под  вечер  она  вновь  встретилась  со  своим  противником,  но   уже  на  земле.  Лётчик  сбитого  ею  «Мессера»,  пленённый  немецкий  барон,  полковник  из  отборной   эскадры  «Рихтгофен»  награждённый  тремя  Железными  Крестами,  просил  показать  ему  своего   победителя.  Мог  ли  предположить  матерый  имперский  Ас,  что  у  великой  русской  реки  придёт  к   нему  возмездие  от  руки  русской  девушки.  Узнав,  кто  его  сбил,  он  был  потрясён  и  предсказал  ей,  как  лётчице,  большое  будущее».

        Вот  ещё  чье-то  свидетельство:  «Один  из  фашистских  асов  чудом  спасся,  выпрыгнув  из  горящего   самолета  с  парашютом.  На  допросе  он  попросил  показать  ему  того  русского,  который  сумел   победить  его,  никем  не  побежденного  ни  в  небе  Испании,  ни  в  небе  Франции  и  Италии.
        Увидев  перед  собою  маленькую  стройную  белокурую  девчушку  с  темно-синими  от  ненависти   глазами  (это  была  Лиля),  он  в  ярости  закричал:
        — Неправда!  Нет!  Не  может  быть!

        Лиля  жестами  показала  элементы  боя,  и  фашист  понял  —  она.  А  затем,  сорвав  со  своей   груди  многочисленные  награды,  в  числе  которых  были  четыре  креста,  он  бросил  их  под  ноги   советской  летчице  и  встал  перед  нею  на  колени,  отдавая  дань  ее  мужеству  и  героизму».

        Ну,  и  так  далее.  В  общем,  встречаются  разные  описания  этой  встречи,  правда,  ни  в  одном  из  них,  почему-то,  не  указаны  конкретные  имена  присутствующих  при  этом  лиц,  включая  вышеупомянутого  генерала.  Создается  впечатление,  что  все  «очевидцы»  просто  повторяют  услышанную  от  кого-то  историю,  дополняя  её,  явно  выдуманными  подробностями.  Как  говорится,  «слышали  звон,  да  не  знают  -  откуда  он».  И  действительно,  ни  во  фронтовой  печати,  ни  в  наградных,  ни  в  прочих  документах,  нет  никакого  упоминания  об  этом  эпизоде. 

        Например,  в  газете  «Красная  Звезда»  №  256  от  30  октября  1942  года,  под  фотографией  Литвяк  кратко  сообщается  о  её  первых  успехах:  «Летчик-истребитель  старший  сержант  Л.  Литвяк,  сбившая  в  одиночном  бою  «Ю-88»  и  в  групповом  -  «Мессершмитт-109». 

        Практически  то  же  самое,  под  другой  фотографией  Литвяк,  написано  в  газете  «Комсомольская  правда»  №  277  от  25  ноября  1942  года:  «Гремит  слава  лётчицы-истребителя  Л.  В.  Литвяк:  в  воздушном  поединке  она  сбила  вражеский  самолет  «Ю-88»,  а  в  групповом  бою  сбила  самолет  «Ме-109».

        Вот  и  всё!  Никаких  упоминаний  о  сбитом  немецком  асе  и  свидании  с  ним  Литвяк  в  штабной  землянке!  А  ведь  если  бы  это  действительно  произошло?  Представляете,  сколько  бы  об  этом  писалось  в  прессе  тех  лет?!  Короче  говоря,  все  описания  этого  рандеву  -  исключительно  в  современной  художественной  литературе  и  в  современных  средствах  массовой  информации.  Откуда  же  пошла  красивая  легенда  о  юной  красавице,  одолевшей  в  поединке  одного  из  лучших  асов  Люфтваффе?  Судя  по  некоторым  публикациям,  эту  историю  сочинил  в  середине  60-х  годов  писатель  С.  В.  Грибанов,  который,  между  прочим,  родился  в  1935  году  и  никак  не  мог  присутствовать  при  удивительной  встрече.   

        Кстати,  в  то  время  Лиля  была  в  звании  сержанта,  а  не  младшего  лейтенанта,  да  и  глаза  у  неё  были  зеленые,  а  не  «темно-синими  от  ненависти».       

        Справедливости  ради  надо  сказать,  что  13  сентября  1942  года  в  районе  Сталинграда  был  действительно  взят  в  плен  один  немецкий  летчик:  унтер-офицер  Эрвин  Майер  из  53-й  истребительной  эскадры  «Пиковый  туз»,  на  счету  которого  было  11  сбитых  советских  самолетов.  Но  сбила  его  не  Литвяк,  а  летчик  620-го  истребительного  авиаполка  капитан  Г.  В.  Крюков.  Вот  как  об  этом  сообщается  в  наградном  документе  на  Крюкова  (орфография  сохранена):  «Капитан  Крюков  вёл  воздушный  бой  над  районом   Пролейская  на  исходе  горючего,  сбил  в  10  часов  5  минут  самолёт  противника  Ме-109F,  который   упал  в  2  км  восточнее  Пролейской  и  без  горючего  посадил  самолёт  на  свой  аэродром.  Пленный   немецкий  лётчик  штабом  283-й  ИАД  был  направлен  в  штаб  16-й  Воздушной  армии». 

       Однако  самое  поразительное  в  том,  что,  согласно  официальным  документам,  в  этот  день  Литвяк  не  сбивала  Ме-109:  13  сентября  в  групповом  бою,  вместе  со  своими  подругами  -  старшим  лейтенантом  Р.  В.  Беляевой,  младшими  лейтенантами  Е.  В.  Будановой  и  М.  М.  Кузнецовой  -  она  сбила  бомбардировщик  Ю-88.  А  вот  в  другом  воздушном  бою  она  уже  лично  сбила  ещё  один  Ю-88  и,  действительно,  добила  истребитель  Ме-109,  поврежденный  Раисой  Беляевой.  Но  произошло  это,  согласно  тем  же  штабным  документам  27  сентября,  а  в  этот  день  немецкие  истребители  под  Сталинградом  не  потеряли  ни  одного  своего  лётчика!      

        В  общем,  не  было  никакого  холеного  барона-полковника  с  Рыцарским  крестом  или  тремя-четырьмя  Железными  крестами  из  отборной  эскадрильи  «Рихтгофен».  Никто  не  дарил  Литвяк  золотые  часы,  не  кричал  яростно  и  не  бросал  перед  ней  свои  награды,  не  вытягивался  перед  ней  во  фрунт,  не  склонял  головы  в  почтительном  поклоне  и,  тем  более,  не  становился  перед  ней  на  колени.  И  всё  это  -  всего  лишь  одна  из  самых  красивых  фронтовых  легенд.       

        В  современных  книгах  и  средствах  массовой  информации  множество  и  других,  не  менее  красивых  легенд  о  Литвяк.  Утверждают,  что  после  победы  над  немецким  асом  на  капоте  своего   «Яка»  она  нарисовала  большую  белую  лилию  или  розу  и  многие  немецкие  летчики,  увидев  этот  цветок,  уклонялись  от  боя.  Рассказывают,  что  после  каждой  сбитой  вражеской  машины  молодая   привлекательная  москвичка  рисовала  на  фюзеляже  своего  самолета  белые  лилии.  Говорят,  что  её  позывной  был  «Белая  лилия»,  что  все  называли  её  не  иначе  как  «Белой  лилией  Сталинграда».  Многие  убеждены,  что  Литвяк  вместе  с  другими  пятью  девушками  создала  эскадрилью,  которая  называлась  «Белыми  Розами  Сталинграда»  и,  что  эта  эскадрилья  стала  для  немецких  летчиков  настоящим  кошмаром,  что  сама  Лилия  Литвяк  была  грозой  Люфтваффе  над  Сталинградом  и  Ростовом,  королевой  асов  всех  времен  и  народов,  что,  увидев  её  самолет,  перепуганные  немцы  вопили:  «Ахтунг!  В  небе  -  «Белая  лилия!!!».  И  так  далее,  и  тому  подобное.  Надо  ли  объяснять,  что  ничего  общего  с  действительностью  все  эти  слухи  и  громкие  титулы  не  имеют.  Например,  не  найдено  ни  одной  фотографии  самолета  Литвяк  с  изображением  белой  лилии,  хотя  фронтовые  корреспонденты  несколько  раз  фотографировали  её  рядом  с  самолетом.  Не  упомянул  о  каких-либо  рисунках  на  самолете  Литвяк  и  бывший  техник  73-го  гвардейского  полка  Н.  И.  Миньков,  обслуживавший  Як-1,  на  котором  Литвяк  произвела  42  боевых  вылета.  В  частности,  рассказывая  о  Литвяк  и  её  самолете,  он  сообщил  следующие  интересные  подробности:  «На  ручке  управления  самолетом  (на  верхней  её  части)  было  выцарапано  две  буквы  «ЛЛ»  (то  есть  Лиля  Литвяк,  это  она  выцарапала  ножом  во  время  дежурства),  а  на  приборной  доске  вверху  выцарапано  слово  «мама».  Цвет  обшивки  самолета  сероватый.  Хвостовой  номер  самолета  18».  Вот  и  всё.  Ни  о  какой  «Белой  лилии»  ничего  не  говорится… 

        Кстати,  о  бортовом  номере  Лилиного  самолета,  на  котором  она  летала  в  последнее  время.  Как  мы  уже  знаем  из  вышеприведенного  текста,  техник  её  самолета  Н.  И.  Миньков  упомянул  о  номере  18,  другие  же  источники  называют  номер  23... 

        А  вот  ещё,  сочиненные  кем-то,  удивительные  истории  о  Литвяк:  якобы,  в  боях  она  была  дважды  сбита  над  вражеской  территорией  и  оба  раза  чудесным  образом  спасалась.  Первый  раз  она,  якобы,  три  дня  пробиралась  через  линию  фронта.  Второе  спасение  было  ещё  более  удивительным  и,  в  послевоенной  литературе  эту  историю  описывают  примерно  следующим  образом.   Якобы,  совершившую  вынужденную  посадку  и  выскочившую  из  кабины  летчицу  пытались  захватить  в  плен  солдаты  «полевой  жандармерии  с  собаками».  Увязая  в  снегу,  Литвяк   отстреливалась  из  пистолета,  естественно,  «приберегая  последний  патрон  для  себя».  Летчица  уже  прощалась  с  жизнью,  как  вдруг  над  головами  противника  пронесся  наш  штурмовик.  Поливая  немцев  огнем,  он  заставил  их  броситься  на  землю.  Затем  спланировал  рядом  с  Литвяк  и  остановился,  а  летчик  «с  большой  окладистой  цыганской  бородой»,  не  вылезая  из  кабины,  замахал  ей  руками.  Подбежав  к  штурмовику,  Литвяк  втиснулась  в  тесную  кабину  и  примостилась  на  коленях  у  пилота.  Под  огнем  вражеских  солдат,  самолет  пошел  на  взлет,  и  вскоре  совершил  посадку  на  аэродром  Лилиного  полка.  Затем  пилот  одноместного  штурмовика,  почему-то,  тут  же  улетел.  Конечно,  имени  его  никто  спросить  не  успел,  да  и  дату  этого  чудесного  Лилиного  спасения,  все  как-то  запамятовали.  Такая  вот  сентиментальная  история.  Правда,  в  наградных  документах  о  вынужденных  посадках  Литвяк  говорится  совершенно  по-иному.  Так  вот,  согласно  документам,  16  и  21  июля  1943  года  Литвяк  действительно  совершала  вынужденные  посадки  на  фюзеляж,  но  не  на  вражеской  территории,  а  на  территории,  занятой  советскими  войсками,  в  районе  Куйбышево  и  села  Новиковка.  В  газетах  и  журналах  военной  поры  тоже  ничего  не  сообщалось  о  чудесных  спасениях  Лили,  хотя  о  ней  и  её  подвигах  писали  довольно  часто. 

        Кстати,  по  поводу  боя  21  июля.  Встречаются  утверждения,  что  в  том  бою  Литвяк  сбили,  и  она  спаслась  на  парашюте:  «…её  самолет  загорается  от  огня  противника  и  камнем  летит   к  земле,  беспорядочно  вращаясь.  Летчицу  прижимает  к  борту  истребителя.  Встречный  поток   воздуха  врывается  в  кабину,  мешает  дышать.  Собрав  силы,  Лилия  вывалилась  из  горящей   машины  и  рванула  кольцо  парашюта…».  Однако,  в  действительности,  Литвяк  посадила  самолет  «на  пузо»  в  700-900  метрах  от  передовой,  и  аварийной  команде  ночью  удалось  благополучно  эвакуировать  поврежденный  истребитель.   

        В  общем,  опять  приходится  констатировать,  что  и  на  этот  раз  мы  имеем  дело  с  чьим-то  явным  сочинительством:  не  пробиралась  Лиля  трое  суток  по  вражьим  тылам,  не  гнались  за  ней  собаки  с  фельджандармами,  не  стреляла  по  ним  Лиля  из  пистолета,  не  спасал  её  неизвестный  летчик-штурмовик  «с  большой  окладистой  цыганской  бородой».  Из  горящего  самолета  она  тоже  не  вываливалась  и  не  рвала  кольцо  парашюта…   

        Много  внимания  в  прессе  уделяется  одному  эпизоду  из  боевой  деятельности  Лили,  когда  она  сбила  аэростат  31  мая  1943  года.  Причем,  все  утверждают,  что  сбила  она  его  в  одиночку.  На  самом  же  деле,  на  боевое  задание  по  уничтожению  вражеского  аэростата,  Литвяк  вылетела  в  паре  с  младшим  лейтенантом  И.  И.  Борисенко,  который  добил  аэростат  после  атаки  Литвяк.  И  за  успешное  выполнение  боевого  задания  благодарность  от  командующего  44-й  армии  генерал-лейтенанта  В.  А.  Хоменко  была  объявлена  не  только  Литвяк,  но  и  Борисенко.      

        Но,  пожалуй,  больше  всего  легенд  связано  с  гибелью  Лилии  Литвяк.  Многие  исследователи  и  журналисты  считают,  что  в  последний  день  своей  жизни  1  августа  1943  года  она  «совершила  4  вылета,  сбила  2  самолета   противника,  1 - в  группе».  Механик  её  самолета  Н.  И.  Миньков  также  утверждал,  что  в  день  своей  гибели  Литвяк  успела  произвести  три  боевых  вылета,  и  её  роковой  вылет  уже  под  вечер  был  четвертым  по  счету.  Примерно  в  это  же  время,  в  16  часов  35  минут,  23-летний  немецкий  ас  фельдфебель  Ганс-Йорг  Меркле  из  52-й  истребительной  эскадры  на  высоте  3,5  км  сбил  Як-1.  Это  была  его  тридцатая  и  последняя  воздушная  победа,  так  как  подбитый  им  советский  истребитель,  протаранил  его  самого  и  оба  рухнули  на  землю  примерно  в  3  километрах  восточнее  деревни  Дмитриевка  Шахтерского  района  Донецкой  области.  Заметим,  что  деревня  Дмитриевка  находится  буквально  в  6  км  от  хутора   Кожевня,  на  окраине  которого,  как  мы  уже  знаем  точно,  упал  самолет  Лилии  Литвяк.  Зная  неукротимый  нрав  Лили,  логично  предположить,  что,  видимо,  смертельно  раненая  очередью  немецкого  аса,  она  решила  отомстить  ему  и,  уже  умирая,  протаранила  его  своим  самолетом,  совершив  свой  последний  подвиг.  Очень  красивая  версия!  Жаль,  но  документы  не  подтверждают  этой  героической  версии,  по  данным  документов  всё  произошло  совсем  по-другому.  Приведем  выдержку  из  оперативной  сводки  штаба  6-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизии  за  1  августа  1943  года,  лишь  слегка  отредактировав  её:   

        «В  течение  дня  полк  патрулированием  в  воздухе  прикрывал  наши  войска  и  вылетал  на  сопровождение  Ил-2  1-й  гвардейской  Сталинградской  штурмовой  авиационной  дивизии.
        С  аэродрома  совхоза  им.  Калинина  летало  18  Як-1.  Проведено  три  воздушных  боя,  в  которых  участвовало  18  Ю-88,  40  Ме-109,  3  Ю-87,  4  ФВ-190,  всего  65  самолетов  противника  с  нашими  30  Як-1.
        Сбито  3  Ме-109  (Горхивер,  Самохвалов,  Евдокимов,  Угаров)
        1  Ю-88  (Борисенко)
        1  Ю-87      
        10.40 – 11.50  9  Як-1  ведущий  гвардии  старший  лейтенант  Домнин…  на  высоте  4.500  метров  встретили  30  Ю-88  и  18  Ме-109.  С  «мессерами»  завязался  бой.  Гвардии  старший  сержант  Евдокимов  сбил  один  Ме-109.  Гвардии  старший  сержант  Мельницкий  наблюдал  падение  одного  Як-1  в  4-5  км  восточнее  Мариновки.
        Гвардии  младший  лейтенант  Литвяк,  гвардии  младший  лейтенант  Борисенко  и  гвардии  сержант  Табунов  вели  бой  с  12  Ю-88.  Борисенко  зажег  один  Ю-88  и  сел  вынужденно  в  Дарьевке.  Литвяк  и  Табунова  он  потерял  в  момент  атаки  бомбардировщика  противника.  В  1  км  северо-восточнее  Мариновки  наблюдал  падение  одного  Як-1,  который  при  ударе  о  землю  взорвался.   
        Гвардии  сержант  Табунов  в  паре  с  гвардии  младшим  лейтенантом  Литвяк  были  атакованы  4  Ме-109  со  стороны  солнца.  Первую  атаку  Табунов  отбил,  вторую  отбить  не  успел  и  видел,  как  «мессера»  сбили  Литвяк,  которая  упала  в  районе  2  км  северо-восточнее  Мариновки.  После  чего  Табунов  продолжал  вести  бой  вместе  с  Борисенко  и  отстал  от  него  из-за  недостатка  горючего,  произвел  вынужденную  посадку  на  аэродроме  Барилокрепинская.  По  дозаправке  вернулся  в  свою  часть.  Гвардии  старший  сержант  Евдокимов  с  задания  не  вернулся.  2  августа  Евдокимов  вернулся  с  вынужденной  посадки  на  аэродроме  Новошахтинск.
        Свои  потери:  два  Як-1:  гвардии  младший  лейтенант  Литвяк  и  гвардии  сержант  Угаров  сбиты  в  воздушном  бою,  летчики,  по-видимому,  погибли.  Один  Як-1  гвардии  старшего  сержанта  Фомичева  подбит  в  воздушном  бою.  Сел  вынужденно  на  живот  в  поле,  самолет  требует  ремонта,  летчик  имеет  ушибы  правой  руки  и  правой  ноги».      
 
        Как  видим,  о  сбитых  Литвяк  самолетах  в  этом  последнем  бою  ничего  не  говорится.  Время  её  гибели  тоже  не  совпадает  с  воспоминаниями  Н.  И.  Минькова  и  других. 

        К  сожалению,  сводка  не  дает  четкого  ответа  о  судьбе  Литвяк,  после  того,  как  её  сбили.  Поэтому,  после  освобождения  территории,  над  которой  был  сбит  самолет  Литвяк,  сослуживцы  Лили  ездили  в  тот  район  и  искали  следы  летчицы,  но  ничего  найти  не  смогли.  Зато  поползли    смутные  слухи  о  том,  что  летчица  попала  в  плен  и  даже  стала  сотрудничать  с  врагом. 

        Так,  летчик  85-го  гвардейского  истребительного  авиаполка  с  характерной  фамилией  Баламут  клялся-божился,  что  местные  жители  рассказывали  ему,  как  в  районе  Чистяково  приземлился  советский   самолёт-истребитель,  лётчиком  которого  была  худенькая,  беленькая,  прямоносая  девушка.  Якобы,  её  забрали  фашисты,  посадили  в  легковую  автомашину  и  увезли  в  свою  часть…

        Известный  советский  ас  Герой  Советского  Союза  лётчик  9-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка  Владимир  Лавриненков,  в  августе  1943  года  ненадолго  попавший  в  плен,  якобы,  встречал  там  Литвяк.  Об  этом  он,  якобы,   рассказывал  Лилиной  бывшей  однополчанке  Клаве  Панкратовой…    

        А  командир  586-го  истребительного  авиаполка  подполковник  Александр  Гриднев,  якобы,  лично  слышал  по  радио  обращение  Литвяк  к  советским  солдатам:  «Слушайте,  говорит  по  немецкому  радио  Лиля   Литвяк…»  и,  якобы,  рукопись  этого  выступления   он  передал,  кому  следует  и  теперь  она  находится  в  Монинском  архиве…

        Тогдашний  командир  31-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка  Борис  Еремин  вспоминал:  «О  ее  гибели  ходили  смутные  слухи:  говорят,   дралась,  попала в плен…  Воззвания  потом  какие-то  писала…  Не  знаю…  Уже  одно  то,  что  эти   девчата  летали  как  летчики-истребители,  заслуживает  всяческой  доброй  памяти  о  них.  Столько   было  брехни  всякой  –  ужас!  Выдумок  бывает  очень  много,  к  сожалению».
 
        В  общем,  слухов  было  много,  и  были  они  один  невероятней  другого,  в  результате  чего  представление  Лилии  Литвяк  на  звание  Героя  Советского  Союза  было  отложено  на  многие  годы…

        Даже  найденные  в  1979  году  останки  Лили,  подтвержденные  судмедэкспертизой,  не  убедили  многих  людей,  до  сих  пор  верящих  в  то,  что  «Белая  лилия»  жива.            

        Так,  на  55-ю  годовщину  Великой  Победы  телевидение  показало  телерепортаж  из  Швейцарии.  В  нем  была  представлена  некая  русская   женщина,  якобы,  бывшая  лётчица  и  «участница  второй  мировой  войны».  Как  сообщалось,  она  дважды  была  ранена  и  теперь  живёт  далеко  от  Родины,  мать  троих  детей.  Телерепортаж  видела  бывшая  лётчица  46-го  гвардейского  ночного  бомбардировочного  женского  авиаполка  Нина  Распопова,  которая  узнала  в  женщине  из  Швейцарии  Лилю  Литвяк.  Своей  догадкой  Распопова  поделилась  с   другими  ветеранами:

        «Так  что  наша  Лилька  Литвяк  жива,  пусть  не  боится  и  приезжает  через  передачу  «Жди  меня»   на  встречу  с  оставшимися  в  живых  лётчиками,  которые  смело  сражались  и  победили  матерого   врага.  Смело  сражалась  и  сама  Лиля  Литвяк.  Но  говорят,  что  спас  ее  врач  из  Швейцарии,  с  ним   она  якобы  и  была  помолвлена…  И  жить  осталась  в  Швейцарии…».

        Сенсацию  тут  же  подхватили  вездесущие  СМИ:  «…Лиле  Литвяк  удалось  выпрыгнуть  из   горящего  самолета.  Она  попала  в  плен,  освобождена  американцами,  вышла  замуж  за  шведа,   проживает  в  Швеции,  вырастила  троих  детей.  Ехать  в  Россию  стесняется,  дескать,  слишком  много  всего  вокруг  моего  имени...  И  не  получила  она  совершенно  заслуженную  Звезду  Героя   Советского  Союза…».   

        Ну,  что  тут  скажешь?  Даже  не  хочется  спорить  и  выяснять,  в  какой  же  стране  проживает  двойник  Лилии  Литвяк,  -  в  Швейцарии  или  в  Швеции. 

        В  принципе,  уже  не  удивляет  множество  легенд,  связанных  с  именем  Лилии  Литвяк.  Нет  только  ответа  на  вопрос:  каковы  же  причины  возникновения  всех  этих  легенд?  Ведь  среди  сотен  других  наших  летчиц  нет  ни  одной,  с  чьим  именем  были  бы  связаны  какие-либо  легенды.  Почему  же  в  народной  памяти  сохранились  легенды  исключительно  о  Литвяк?  Только  ли  потому,  что  она  была  самой  результативной  по  количеству  сбитых  вражеских  самолетов?

       Безусловно,  Лилия  Литвяк  была  отважной  летчицей,  много  раз  летала  на  боевые  задания  и  имела  на  своем  боевом  счету  воздушные  победы.  Правда,  по  поводу  количества  боевых  вылетов,  воздушных  боев  и  сбитых  самолетов  существуют  разные  мнения.  Так,  официально  признано,  что  она  произвела  138  боевых  вылетов.  А  по  другим  данным  Лиля  произвела  150  или  168  боевых  вылетов.  Утверждается  также,  что  Литвяк  участвовала  в  69  или  даже  в  89  воздушных  боях,  но,  и  в  том,  и  в  другом  случае,  эти  цифры  фантастически  завышенные.  Нетрудно  посчитать,  что  из  общего  числа  произведенных  ею  боевых  вылетов,  больше  ста  вылетов  она  произвела  на  патрулирование  в  районе  Саратова  и  Житкура,  а  также  сопровождение  транспортных  самолетов  Ли-2,  причем  боев  с  немецкой  авиацией  тогда  не  имела.  Такая  же  неразбериха  и  в  количестве  воздушных  побед.  Так,  многие  утверждают,  что  Литвяк  сбила  16  самолетов  (в  том  числе  четыре  -  в  группе)  и  1  аэростат.  В  представлении  к  званию  Героя  Советского  Союза  указано,  что  она  сбила  лично  6,  в  составе  группы  6  самолетов  и  1  аэростат.  Есть  данные  о  том,  что  на  её  счету  11  воздушных  побед.  По  другим  данным  она  сбила  лично  5  самолетов,  в   группе  1  самолет,  а  также  1  аэростат.  А  по  данным  фундаментального  справочника  «Советские  асы  1941-1945.  Победы  Сталинских  соколов»  известного  исследователя  М.  Ю.  Быкова  боевой  счет  Литвяк  составляет  5  личных  воздушных  побед  и  3  победы  в  групповых  боях,  а  также  1  аэростат.  Кому  же  верить?  Думается,  данным  М.  Ю.  Быкова,  так  как  материалом  для  его  справочника  послужили  исключительно  документы,  включая  журналы  боевых  действий  всех  советских  истребительных  авиационных  соединений  и  частей.  Итак,  мы  остановились  на  том,  что  лично  и  в  составе  групп  Лилия  Литвяк  одержала  в  общей  сложности  9  воздушных  побед  (включая  аэростат).  Много  это  или  мало?  Думается,  достаточно  для  того,  чтобы  назвать  Лилию  Литвяк  лучшей  летчицей  среди  женщин,  воевавших  на  истребителях.  Перефразируя  одно  очень  известное  изречение,  о  Лиле  Литвяк  можно  высказаться  и  так:  «Летчица-истребитель,  комсомолка,  спортсменка,  наконец,  она  -  просто  красавица!». 

        Так  может  быть,  причина  возникновения  легенд  заключалась  просто  в  необыкновенной  внешности  Лили?  Ведь,  как  отмечают  все,  знавшие  её,  Литвяк  была  очень  романтичной,  нежной  и  привлекательной  девушкой,  всегда  тщательно  следила  за  своей  внешностью,  носила  белый  шарф  из  парашютного  шелка  и  держала  в  кабине  букеты  свежих   полевых  цветов.  Миниатюрная  (всего  150  см!)  стройная  блондинка  обращала  на  себя  всеобщее  внимание  звонким  смехом,  обладала  невероятным  шармом  и  являлась  для  всех  образцом  женственности  и  обаяния.  Может  быть,  именно  поэтому,  красавица  с  загадочным  лицом  настолько  окуталась  героическим  ореолом  и  тайнами,  что  люди  готовы  поверить  во  все  легенды  связанные  с  ней?  Ведь  всем  хорошо  известна  истина,  согласно  которой  красивым  женщинам  не  только  многое  прощается,  но  и  многое  приписывается.  Не  правда  ли?