Яблоки на Садовом

Анатолий Ефимов
                Яблоки на Садовом

     Понедельник, как всегда  получился нервным и эмоционально напряженным. Доклады вышестоящему командованию  после выходных дней, как правило удовольствие не из приятных и не для слабонервных.  Воскресная расслабуха  для  отдельной категории личного состава  завершается, как правило  подвигами, отнюдь не ратного  содержания, а проще говоря обычным прозаическим мордобоем, дележом капризного прекрасного пола, а то и другими героическими поступками  под шум виноводочных паров.
      Поэтому каждый доклад,  из разбросанных на трети  страны мелких и крупных подчиненных подразделений, ожидался с  известной долей напряжения и чувством внутриутробного страха и надежды, что может хоть здесь обойдутся  без рукоприкладных разборок молодых гусаров и нижних чинов, а также других беспокоящих нежное ухо командования  раздражителей.
        Наконец все осталось позади.  Заместитель командующего  разрешил еще пожить до следующего понедельника, «но это уж в последний раз».   От переживаний и напряжения  при  утреннем общении с начальством,  разболелся зуб до нетерпимости. Чисто наш армейский подход, о здоровье вспоминаем только когда уже  невтерпеж, как в  «Лошадиной  фамилии» у А.Чехова.

 Иду по  Садово – Кудринской  в сторону нашей окружной стоматологической поликлиники.   Конец октября этого года оказался  для Москвы мерзостно-пакосным из-за непрекращающихся  северных пронизывающих ветров  и уже всех доставших промозглых дождей и  мокрого снега.  Садовое кольцо, как аэродинамическая труба,  несла навстречу  и кидала в лицо колючую сырость, одновременно   выдувая из моей походной шинели последние остатки оставшегося от утренних разборок душевного и чисто-человеческого тепла. 
        По мокрому асфальту неслись сорванные погодой остатки желтых листьев с осиротевших деревьев и бумажного, после выходных дней, мусора.  На сердце было грустно, тоскливо и неуютно. Состояние встречаемых мною прохожих, кутающихся в одежду переходного периода перед наступающей зимой, с лицами сине-зеленого цвета  тоже не внушало оптимизма. Хроническая усталость от недосыпания и зубная боль усиливали безрадостную картину окружающего серого городского пейзажа на фоне свинцового тусклого неба.         
      На перекрестке с очередным переулком за углом серого здания  обратил внимание на женщину средних лет  в белом халате, торгующую с передвижной тележки на колесиках зелеными, по виду  кислыми яблоками, которых у неё осталось  два небольших целлофановых пакета. Вспомнил, что Нина просила купить детям где – нибудь свежих яблок, когда буду вечером возвращаться домой. В такую неуютную погоду искать более качественные яблоки не захотел и направился  к замерзшей продавщице.
   - Здравствуйте.  Какая сегодня неуютная погода – участливо поздоровался я.
   -  Здравствуйте – чуть помедлив и окинув цепким взглядом стоящего перед ней продрогшего  полковника, ответила женщина  - Чего нужно?
   -  Да,  вот хотел  купить у Вас яблоки.
   -  Не продаю.
   -  Почему?
   -  У меня, что не видите, обеденный перерыв – раздраженно ответила она, кивнув на лежащую на углу лотка от руки написанную карандашом записку.
   -  Вам бы лучше продать побыстрее эти яблоки, да идти домой, чем стоять на таком холоде здесь на сквозняке. – робко  посоветовал я.
   -  Гражданин,  у меня обеденный перерыв.  Что вы мне указываете, я и без Вас знаю, что мне делать – уже громче и с раздражением ответила продавщица.
   -  У Вас  видимо сегодня тяжелый день, а в такую  погоду от этого плохое настроение  - с любопытством и удивлением я посмотрел на сердитую с отталкивающим взглядом  стоящую передо мной в целом – то симпатичную женщину.
  -  Мужчина, я Вам ясно сказала, что у меня обеденный перерыв  -  уже со злостью ответила она и отвернулась в сторону. – Я что, по -  вашему, не имею права на обед
   -  Да, конечно же, имеете -  с грустью ответил я, глядя на эту несчастную женщину.
 Мне вспомнилась где-то вычитанная фраза, о том, что  нет ничего  сложнее, чем  общение,  с освобожденным рабом получившим права или хуже того власть.
        Примером может служить наша собственная держава, понесшая неисчислимые жертвы и бедствия при установлении новой власти и создании новой государственности, опираясь на диктатуру бесправных пролетариата и  «свободного» крестьянства, которыми манипулировали, как хотели безжалостные дельцы от политики, используя пустые лозунги свободы, равенства и братства. 
      Передо мной стояла женщина, замученная бытовыми  текущими  жизненными вопросами. Видимо одинокая и воспитывающая одна детей и содержащая на низкую зарплату престарелых больных родителей. Возможно, у неё муж пьяница или часто ссорятся.  Живущая от зарплаты до зарплаты, вероятно  приезжая  в коммунальной или арендованной квартире. Слабо защищенная и ограниченная  в практической жизни  в правах.  Бесконечно  зависящая, от окружающих чиновников, государственных структур и собственного начальства, до которого ей просто не достучаться. 
       Вот,  появилось хоть ненадолго маленькое право  на обеденный  перерыв и у неё кружиться голова, подменяя разум и лучшие человеческие качества злобной мстительностью и раздраженностью к тому, кто в данном случае зависит от неё.  Как бы вымещая на нем  свои собственные несчастья. Особенно это наблюдается у продавцов в период дефицита товаров, кассиров, охрану, государственных  и муниципальных служащих, чиновников, милиционеров, работников почты, медработников и даже учителей, т.е. у тех, кто по своей работе связан с людьми и получающих мизерную зарплату
      И все – таки, дело не только в тяжелой и неустроенной человеческой жизни этой женщины.  Где-то мы растеряли, я не говорю безвозвратно, свой менталитет доброты и участия,  так присущие русским людям. Может от недостатка  воспитания или православной культуры.  «Возлюби ближнего»,  очень оторванное сегодня понятие  для большинства из нас. Куда-то растворилась  беспредельная доброта и сострадание людей друг к другу, присущие, например, жителям нашего  сибирского   поселка Шангинск, Тюменской области в суровое предвоенное и военное время.
Теперь уже исчезнувшего с земли.
         Раскулаченные жители которого, живущие под прессом комендатуры,  с жестокостью и ужасом 1937 – 38 годов, потерявшие больше половины мужчин на полях Отечественной войны, лишенные  своей малой Родины и нажитого их предками имущества, несчастные и обездоленные по своей сути выжили в запредельных жизненных и природных условиях, только благодаря  коллективному разуму, взаимовыручки, доброте, бесконечному терпению и участию в судьбе друг друга. На всех была одна беда,  тяжелый труд, беспокойство о детях и стариках,  вечная забота о нуждающихся и  всеобщее горе о погибших и ушедших из жизни. Люди не пускали даже в безвыходных ситуациях в свое сердце равнодушие к несчастью другого, черствость, озлобленность, мстительность и подлость.
         
       Вспоминается еще один аналогичный пример.  В конце  восьмидесятых годов  прошлого века  мы военные инженеры Государственной строительной инспекции Министерства обороны СССР  были некоторое время в инспекционной  командировке во Вьетнаме, где в то время осуществлялось строительство  военно-морской базы на полуострове  Камрань..  Жизнь народа Вьетнама после окончания длительной и разорительной войны была бедной и я бы сказал скромной в быту. Питание основной массы измученного войной населения страны -  скудное,  одежда и жилища - простые. На меня произвело глубочайшее впечатление  отношение вьетнамцев друг к другу при этих нищенских  условиях. 
        Они были очень предупредительными и добрыми.  При встрече люди обязательно улыбались  и старались угодить друг другу.  Если  в Ханое столкнулись в движении два велосипедиста, которых в городе как у нас комаров в Сибири, то они снимали соломенные шляпы и взаимно улыбаясь низко кланялись.  Если на улице женщина вдруг поймала  на себе  ваш взгляд, у неё на лице появлялась такая радость, как будто она ждала его всю жизнь. А мужчины,  в таком случае  стремились узнать, чем нужно помочь. Постепенно, к концу  командировки,  и мы стали  тоже улыбаться при встрече.
       Вернувшись в Москву, я в гастрономе  у нас в Северном Чертаново, стоя  в очереди  за продуктами, по уже выработанной привычке,  улыбнулся продавщице.  В ответ  я услышал уже позабытое в командировке «Чего лыбишься! Заказывайте побыстрее что надо, не задерживайте очередь». Выражаясь языком  замечательного писателя юмориста О. Генри,  «мое сердце запрыгало от радости, я очередной раз понял, что мир это сплошная мерзость, а человек в ней ходячее зло», а попросту я оказался снова в родной стране с её милыми, ставшими уже по нашей простоте родными  недостатками. Это чувство усилилось от слов прилично одетого водителя крутого  автомобиля при переходе дороги  возле  магазина :  «Ну и куда прешь старый козел». Дальше все, как положено, передается  рикошетом на окружающих.
           Как забыть  черствость  молодого водителя  на  лесной дороге    в Сибири, когда он пытался  высадить  из автобуса на трассе с Вагай –
село  Юрмы в осеннею дождливую ночь, без особых для этого причин  излишне, после выпитой бутылки пива, разговорчивого пассажира  Александра.  Водитель это делал  лишь потому, что он здесь, хотя и простой шофер,  но уже имеет    «право»  над  другими и поэтому может поступать безнаказанно. Он даже не затруднил себя мыслью о лишениях, которые ожидают  оставляемого им  одинокого немолодого человека  на пустынной дороге в холодной ночной тайге. Рядом с утверждением своего я, соседствует жестокость, которую совершенно не чувствует этот,  наверняка добрый к близким и родным человек.
       
     А о чем, интересно думала, идя после работы домой к семье и внукам , женщина кассир в возрасте  со станции метро «Озерки» в  Питере,  образцовом по культуре среди остальных  российских городов, когда в воспитательных целях, в назидание чтобы не лез без очереди,  задержала 75 летнего пенсионера, опаздывающего на последнюю электричку  в аэропорт, хотя он её в буквальном смысле умолял дать поскорее билет. Куда девались её душевность и заботливость матери и доброй бабушки.
      Противоречие заставляющее задуматься:  полицейский пустил меня на эскалатор со словами: «Может  отец успеешь, если поторопишься», очередь пассажиров у кассы участливо пропустившая меня вперед,  водитель автобуса своевременно подвезший меня до метро из паломнической  поездки на  о.Валаам  и кассир, устроившая скандал и принципиально, без необходимости задержавшая меня до отхода электрички. Что это?  Черствость. Мстительность за прошлое. Злость на весь мир. Служебное рвение.  А может  рядовое хамство. Поездка на такси до Пулково, ввиду позднего времени, обошлась позднее мне при  скромной пенсии в ощутимую сумму.
      
            Может первым  злом,  способствующим вырождению  тех изумительных качеств народа в лице моих земляков из лесного поселка , стали  корысть и зависть, а также, если исключить из жизни  Божий страх, то и призрачная  независимость друг от друга и безнаказанность при такой вот форме самоутверждения. Нельзя,  видимо, исключать
и имеющее место в течении столетия  равнодушно-надзирательное отношение государственной системы  и властных структур, подменившее истинную заботу о людях  черствым формализмом при скромном материальном и экономическом бытие.  Ну и конечно имеют большое значение личные особенности характера людей и своевременно не воспитанные и не привитые нужные  социальные  регуляторы  взаимоотношений и  нравственные навыки и привычки.
   
    Примеры чередующихся взаимоотношений между нашими людьми потрясают своей противоречивостью и непосредственностью, а в целом  даже настраивают на оптимизм.  Появляется уверенность, что ещё не все потеряно.
       Через два дня после встрече  на Садовом, я вновь шел на повторный прием к стоматологу и встретил на том же месте  на Садово-Кудринской,  торгующую фруктами мою старую знакомую. Правда погода была солнечная с легким морозцем.
-  Здравствуйте. Как  сегодня  торговля? 
 -  Добрый день. Все хорошо. Я Вас узнала.  Вы у меня собирались купить позавчера  яблоки. И хорошо, что не купили.  Они были недозрелые и очень кислые. – приветливо с улыбкой ответила она
-  Да, Вы их мне и не хотели продавать. Был обеденный перерыв.
-  Не обижайтесь на меня глупую. Такой был тяжелый день.  На работе конфликт с начальницей.  И дома тоже не лучше. Муж опять наотмечался с друзьями. Да и сама в тот день околела как собачонка. Погода же была, если помните, некудышная.
-  Говорят, что с женщиной начальником работать не просто. Нам, военным  это понять трудно. Мы общаемся в основном с мужчинами четким командным языком. Всем всё ясно. Кому не ясно просят повторить.
-  И не говорите.  С мужиками  работать в сто раз приятнее и легче.
-  А у меня вот сегодня неприятности.  Будут дергать зуб, а может и два.
-  Так Вы идете в поликлинику?
-  В нашу военную.
-  Я знаю, где  она.  Чуть подальше за углом. Значит, у Вас в тот день болел зуб, а я  с Вами  так грубо разговаривала. Так страшно когда дергают зубы. Я от ужаса  даже теряю сознание. Не сердитесь  на меня. Ладно?
- Я уже все забыл. Как Вас зовут, раз уж мы  разговорились? -  Я представился.
-  Анна.  Можете просто Аня. Сегодня у меня есть свежий  виноград, груши и  очень вкусные  яблоки.  Возьмете?
-  Конечно, когда буду идти обратно. Если  останусь живой.
- Я Вам оставлю.
- Спасибо Аня.  Вы очень любезны.  До встречи на обратном   пути, если, конечно, у Вас не будет обеденный перерыв  – пошутил я.
- Для Вас не будет – по-вьетнамски,  искренно и тепло  улыбнулась  Анна.
    
       Или вот ещё.  В поисках следов гибели или захоронения моего отца  Ефимова П.М. пропавшего без вести на фронте во время  Отечественной войны, при очередной поездке на свою малую  Родину  в с.Ушаково, что в 10 км от урочища Шангинск, где в предвоенные и последующие годы жила наша семья, зашел с Анной Ивановной Макаровой, с которой когда-то вместе учились,  в военкомат.  Вернее в то, что от него осталось. Здание  военкомата находилось на окраине села за сплошным покосившимся досчатым забором в обветшавшей сборно-щитовой казарме времен 1960 – 70 годов с провалившимся крыльцом  и разодранной дермантиновой обшивкой двери на торце здания, которую я запомнил еще три года назад в первую свою поездку в эти края. Да и само учреждение претерпело серьезные организационно штатные изменения. Работали и несли службу в нем практически одни женщины. По крайней мере, ни видом, ни содержанием  былого трепета  в сердцах мужчин, он уже не вызывал.
   В тесном, слабоосвещенном тамбуре, обшитом вагонкой с барьерной калиткой и истертым линолеумом пола, нас остановил резкий, как выстрел,   наделенный правами женский голос:  «У нас обед!». Говорившая женщина даже не удосужилась посмотреть, кто там пришел и нарушил её покой. 
    Мне, человеку,  отдавшему армии более тридцати лет, захотелось посмотреть, кому же принадлежал этот властный и категоричный голос. Пройдя, немного по коридору мы увидели через открытую дверь в комнате двух, мирно беседующих уже начинающих полнеть молодых женщин.
-  Я же вам сказала, что у нас обед. – громко и неприязненно почти крикнула одна из них уже знакомым голосом.
-  Меня уже нет, я испарился и исчез, успокойтесь, пожалуйста – пытаюсь я напомнить о вежливости дежурным стражам в юбках.
-  Мы что, не имеем права на обед  -  вновь слышу эту обезоруживающую фразу. Фразу, которая все оправдывает, потому что у человека  появилось   «право».
- Но Вы же дежурные, которые, как правило, согласно устава подменяются на период обеда.
- Откуда Вам это известно?
- Да уж известно – представляюсь я по полной форме. 
          Дежурные растерянно заморгали глазами, не зная, что сказать.  Посетитель оказался необычный. Их спасла подошедшая с обеда стройная молодая женщина, как оказалось, бывшая ученица Анны Ивановны, работающая теперь в военкомате и инцидент был исчерпан. Нас провели к специалисту по архиву.

     И вновь возникают вопросы:
Неужели эти молодые женщины грубы с детства?
Когда они потеряли и почему уважение и почитание к пожилым людям?
Почему их, работников серьезного государственного учреждения не научили быть тактичными и предупредительными с посетителями?
Где  и когда в их сердцах прижились черствость и равнодушие?
    
      Не в пример строгим дежурным, предельно собранная и  обаятельная  Татьяна Александровна, ответственная за архив периода  Отечественной войны, оказалась образцом участия, внимания и сопереживания. Её большие серые глаза с болью смотрели на полуистлевшие разноформатные листки военных донесений из действующей армии о потерях той уже далекой и страшной войны, но до сих пор не забытой страдающими людьми. На нас от этих истертых по краям страниц, как бы подул  жестокий пронизывающий ветер того сурового и безжалостного времени.
      Глядя на её тонкие пальцы с трепетом и предельной осторожностью перебирающие хрупкие и бесценные донесения с фронтов о трагической судьбе наших с ней земляков и родных, я подумал. Если  через 70 лет в нас потомках второго и третьего поколения живет беспокойная память о том времени и мы до сих пор ищем хоть какую-то весточку о дорогих нам людях, значит еще не все потеряно.  И пока есть на земле такие вот неравнодушные, бескорыстные и беспокойные сердца, есть и надежда на возрождение истинно русского менталитета, а значит и общества в целом.  А с возрождением и становлением народа исчезнут и чуждые нам негативные черты, несвойственные нашей земле и  приобретенные в смутные времена. 
     Через месяц мне в Москву позвонила  Татьяна Александровна и сообщила, что найдено пенсионное дело моей  покойной матушки и в нем, возможно, находятся «треугольники» -  письма моего отца с фронта, которые она отдала в собес для начисления пособий на нас троих мальчишек, раз отец не вернулся с войны. Она уже сделала об этом соответствующий запрос.  Такие  редкие, к сожалению, в нашей суетной жизни звонки  соединяют и сближают людей и сеют в душах семена надежды, доброты и любви.
    
      Конечно, верхом  чуткости и взаимного внимания  между людьми,  вспоминается мне почти анекдотический случай  в гастрономе на Остоженке в  конце  80-тых годов, при очередном этапе борьбы с пьянством в нашем обществе. Приобретение  выделенной человеку по талону на месяц  бутылки вина или водки превращалось в целую армейскую операцию.
       Люди организовывались в группы по месту жительства, работы или родству, искали магазин, в который будет завезена водка, занимали  очередь и вносили себя в списки за несколько часов до открытия магазина, бесконечно проверяли  и корректировали  эту очередь. Уходили с работы чтобы сменить временных дежурных от своей группы в очереди, подготавливали, вплоть до удаления этикеток уже в магазине по издевательскому требованию продавцов, пустую посуду для сдачи и собирались вновь все вместе, когда завозили спиртное.  Информация о поступлении водки в магазины носила общенародный характер.
       
      Наконец, все устаканилось и очередь медленно, но неуклонно двигалась к заветному прилавку.  И вдруг, отходящий от прилавка мужчина с просветленным от счастья лицом и вожделенным взглядом уходящим во внутрь себя в предвкушении удовольствия и спасения, роняет из трясущихся от вчерашнего перепоя рук заветную бутылку с водкой, которую он нес, как священный сосуд.  Она падает на кафельный пол и разбивается.  Немая, как в «Ревизоре»  у  Н.В. Гоголя сцена.  Выражения  лица  хозяина бутылки передать невозможно. 
      Только что светлая радость от неожиданности случившегося сменяется удивлением, затем растерянностью и страхом.  Он останавливается, как пораженный молнией не веря, что водки нет.  Есть только мокрая лужа на полу и крикливая ругань уборщицы. Мужчина побледнел, его лицо покрылось холодным потом.
«Ребята! Да с ним сейчас будет инфаркт» - крикнул кто-то из стоящих рядом.
      
        И тут свершается чудо.  Стихийно или по чьей-то инициативе, конфликтующая за место под небом  очередь объединилась в едином порыве.  Выручить и спасти!  Один дает продавцу  лишний талон, другой – запасную пустую бутылку, быстро собрали,  кто рубль, кто три, деньги и вот  уже передают   несчастному спасительную бутылку вместо разбитой со словами: «Ну, с кем не бывает. Успокойся»  До сих пор стоит перед глазами лицо человека только что пережившего невероятный стресс со слезами на глазах произносившего не словами, а сердцем : «Только у нас!  Такое возможно только у нас! Только у нас!». 
      Кланяясь мужикам с подобревшими лицами от сделанного, растроганный до слез от радости и благодарности мужчина вышел на улицу.  Картина напоминала заключительный эпизод из  «Алых парусов»  А,Грина.  А ведь мужчина говорил не о себе, а о нашем обществе и нашей стране.
   
     А какой чертой  русского менталитета можно объяснить подсмотренный мною случай в кафе возле  станции метро Добрынинская в средине 70-х годов, где смешались долг и истинно русская доброта и понимание.  В кафе, куда мы зашли с товарищем по службе  перекусить после очередных сборов  офицерского состава Управления, стояли круглые барные, мраморные столики на металлических ножках  без стульев и висело на самом видном месте,  написанное крупными буквами на куске обоев  объявление:  «Приносить с собой и распивать спиртные напитки запрещено». Заказав пельмени,  овощную закуску с селедкой и бутылку сухого белого вина, мы в ожидании заказа , обсуждая результаты  последних матчей по хоккею, одновременно наблюдали за происходящим в обеденном зале.
      За соседним столиком двое слепых  достали  принесенную с собой бутылку водки.
-  Леня,  смотри.  Принесли с собой водку, а это же запрещено – говорю я.
-  Толя,  они же слепые  и объявление не видят.
-  Да, это верно.  А как же они будут в темную разливать по стаканам. Может им помочь.
-  Подожди. Посмотрим. Наверняка, этот вопрос у них  уже продуман, раз пришли с водкой.
      Действительно, разливающий мужчина средних лет интеллигентного вида  левой рукой подвинул к себе граненый стакан, а правой  стал наливать в него водку.  Большой палец ладони он при этом, опустил в стакан и стал им побалтывать,  пока наливаемая в стакан водка не коснулась пальца.  Затем, таким же образом он точно налил и второй стакан.  Все оказалось просто и надежно. Мужчины выпили с аппетитом водку и вкусно захрустели принесенными с собой огурцами.
-  Ну, вот видишь, как все они разрулили  и без нашей помощи  - отметил Леонид.
           В это время в помещение кафе зашел очередной посетитель  в спортивной куртке, плотного сложения  в сапогах.  Он неторопливо окинул зал взглядом, выбрал себе у стены пустой столик, достал из кармана и поставил по хозяйски на стол бутылку водки  и положил пирожки в бумажном кульке.  Тогда у нас в стране еще не было целлофановых упаковок.  Вспомнились слова  В.Высоцкого:  «Мои друзья хоть не в болоньи. . .».  Так же спокойно налил полный  стакан, взятый с круглого алюминиевого подноса  возле прилавка .  Выпив целый стакан водки за один раз, мужчина стал закусывать  принесенными пирожками и в это время в кафе зашел милиционер.  Не обращая внимания на слепых мужчин,  он напрямую  подошел  к одинокому посетителю,  у которого стояла  на столе бутылка водки. 
-  Гражданин, запрещено распивать  - кивнул он на объявление на стене.
-  Извините. На улице такой холод. Пришлось немного согреться.
-  Не положено. Нарушаешь -  настаивал милиционер.
-  Сказал же, извините. Не на улице же мне распивать. Раз нельзя,  значит, больше не буду.
-   Пройдемте.
-  Да, ты что.  Из-за стакана водки человека в кутузку.
-  Гражданин, пройдемте. – в  голосе милиционера появился металл.
-  Ну,  дай хоть допить,  все равно же забираешь. За водку же и пироги заплачено. – сдался незадачливый посетитель.            
        Мы, от начала слышавшие весь диалог, затаили дыхание.  Что же будет?   Милиционер грустно и, как мне показалось, даже с некоторой долей зависти посмотрел продолжительным взглядом на посетителя.  В нем шла внутренняя борьба.  С одной стороны обязанность и долг службы, с другой – чисто человеческое отношение и видимо остатки этого загадочного русского менталитета. Вероятно,  взвесив все, служивый не смог мысленно найти в своих служебных инструкциях  графу,  запрещающую допивать водку нарушителем и кивнув, отошел в сторону дожидаться, когда тот допьет свою бутылку,  чисто из человеческих соображений.
        Затем они рядышком почти под ручку,  со стороны,  как закадычные друзья  вышли из кафе.  Мы с Леонидом переглянулись, не в силах  комментировать такой  необычный случай..



                г. Москва
                ноябрь  2014г