Эпоха перемен Глава 16

Алекс фон Джаго
Слюни на Дарданеллы Черчиль уже давно пускал, и поиском повода для нападения особо не заморачивался - оправданиями можно будет заняться после "отжима". Не спеша подготовка операции по прорыву через проливы началась ещё в 1907 году, аккурат к столетию уже раз получившейся подобной авантюры эскадрой британских линкоров. Хотя ещё Нельсон завещал: "Любой атакующий форт моряк - просто дурак". Но нынешний лорд Адмиралтейства самолично никогда моряком и не был, да и на сухопутной военной службе высоких чинов не выслужил.

 Но когда военный министр, лорд Китченер отверг предложение провального плана по захвату Галлиполийского полуострова, то Уинстон запросил у премьер-министра Асквита эту должность для себя, - "умного, смелого и решительного". Забегая вперёд, замечу, что все эти качества в дальнейшем и пришлось "за конфуз" авантюристу демонстрировать в "бельгийских" окопах, до должности пехотного комбата разжалованного. Выводов о последствиях драк "китов со слонами" Британия после Крымской войны не сделала, и теперь "кит" не смог причинить вреда даже "больному человеку".

 Возможно, конфуз вышел и по причине того, что "больной" в последние годы усиленной "лечился" германской военно-технической машиной. С немецкой прагматичностью и педантичностью заменившей на фортах проливов бронзовые пушки, стрелявшие каменными ядрами, на корабельные орудийные башни, снятые со всего, до чего получалось дотянуться (с "утопленников" и т.п.).
 
  Хоть флота в Средиземном море Империя держала немало, но вся эта мощь даже германский "Габен" поймать не смогла. Впоследствии не потопленные тевтонские аналоги "Варяга" и "Корейца", стараниями посла Германии в Турции - барона Ганса фон Вангенгейма превратились в "Явуз" и "Мидилли". А капитан крейсера - адмирал Вильгельм Сушон превратился в Сушон-пашу. Командующего турецким флотом.

 Кстати, и построенный британцами ещё летом 1914 на как бы турецкие деньги (кредиты тех же бриттов), линкор "Султан Осман 1-й" так и не стал "Азинкуром" - не удалось лаймам "зажать" дредноут. Потому-то под серьёзной угрозой рейдеров оказались теперь не только французские перевозки живой силы из Африки, но и святая святых - Суэцкий канал. Жадность фраера сгубила!

  А так же убеждённость в собственной хитрожопости. Но не получилось на этот раз бриттам под огонь турецкий пушек ни славян погнать, ни греков. И в Болгарии, и в Греции монархи сами оказались немецких кровей, и воевать со страной, очень с Германией подружившейся, не желали. Даже невзирая на мнение своих народов.
 
   Разгружавшаяся в Салониках экс-эскадра российских "спортсменов-авиаторов" ни за какие самые заманчивые предложения вновь в кондотьеры не вербовалась. Ни "оптом", ни "индивидуально". К тому же на предлагаемом им "антиквариате" летать было даже глупо. На поставку же "новейших" планеров из России и наладку производства собственных авиамоторов меньше чем в полгода управиться никак не получалось.

  Оставалось только сочувствовать паре батальонов британских морпехов, высаживавшихся под шквальным огнём на гребных шлюпках на берег заклятого полуострова. Но это была не наша война, не наша забота!

Реальной же заботой получившей боевой опыт бригады явилось переучивание пилотов на аэроплан, созданный с учётом этого самого опыта и витавших в воздухе тенденций.
  Граф Цепеллин, наконец, узрел тупиковость своего детища и загорелся идеей совершенствования двухмоторного тяжёлого бомбардировщика "Gotha", модернизируя уже созданный Оскаром Урсинусом "GUH". Занялся этим друг графа, конструктор Букхард, и биплан, способный переместить до 350 кг на 800 км, пошёл в серию.

  Предвидя такой поворот событий, тесть дал, наконец, добро на производство более совершенного, трехмоторного моноплана. Прототип которого создал Антон Фоккер уже в "будущем" 1924 году, а потом усовершенствовал Форд, заменив фанеру обшивки алюминием. Аппарат вошел в историю как "Жестяной гусь"(Tin Goose), первый коммерчески окупаемый. Не путать с истребителем того же Фоккера "Жестяной осёл", который действительно склёпан был из "тяжёлой" жести.

  Первая сотня "русских Fokker F.VII", так и названная "Гусями",  уже ожидала наших пилотов на недавно созданной российской авиабазе у турецкой границы. Меняя титул их специализации с "разведчик-истребитель" (пионер-киллер!) на более востребованного  и ПЕРСПЕКТИВНОГО "бомбера".  В том, что новинка первой досталась именно нам, "виноват" оказался "товарищ старший пионер-вожатый" В.К. Михаил. За свои военные подвиги почти заслуживший прощения монаршего брата, но ради дворцовых политесов, в России появляться пока права не получившего. Хотя, вместо уже старшего бомбер-вожатого, сразу произведённого в косморга 3-го ранга. Что и мне давало возможность  временно поставить неплохого лётчика и организатора взамен себя над эскадрой на период её переучивания.

Ибо предписание явиться во Второпрестольную на базе уже ожидало. Как и аэроплан, с невиданной в этом веке скоростью, переместивший через Черное море и приземлившийся под Севастополем. Путешествовать далее, надлежало для эпохи более привычным транспортом. Благо, что железная дорога от Симферополя уже проложена.

  За годовое моё отсутствие в России заметные изменения произошли. Страна в войне пока не участвовала, но военного люда на улицах, и в палаточных полевых лагерях вдоль (и вдали) дорог заметно добавилось. Причём, хоть и невозможно теперь стало по "мягким" погонам различить полковую принадлежность, но более "жесткий" говор выдавал в военнослужащих уроженцев Урала и Сибири. Подобное явление во всём мире называлось скрытной мобилизацией - страна на мировой пожар реагировала верно, хоть и без дорогостоящего фанатизма и горячки.

   Да и форма преображаться начала не только погонами. Разумеется, немало господ офицеров (не кавалеристов) щеголяло ещё шашками. Но вот если вместо фуражки на голову облачало "превосходительство"  подобие "кепки Ильича" от формы-афганки, то наряд  считался уже полевым и из белого оружия доставало  финского ножа за голенищем сапога. Новый офицерский летний головной убор отличался от солдатского только материалом побогаче, но узреть это возможным оказывалось исключительно вблизи, и выбивать комсостав снайперам противника становилось затруднительно. Общаясь с попутчиками по купе (так же служивыми), узнал, что обмундирование дополнили и стёганной телогреечкой.

 Против "кавалерийской" суконной шинели совсем копеешной, но более тёплой. Кстати и под просторным шинельным пальто неплохо помещавшейся. А внутри кеппи, по зимнему времени удобно вкладывалась вязанная шерстяная шапочка, да и "уши" у головного убора опускались. Жаль, что тесть не стал ностальгировать и введение в форму "богатырок", несправедливо названных впоследствии "будёновками" отбил. Практичность "совмещения" с каской превысила романтику  атрибута красноармейца. Ну а пилотки, да шёлковые шарфы суждено носить осталось только пижонам-пилотам. Не удивлюсь, если и ушанки шились во всю.

   Даже такие мелкие детали и летом говорили о том, что армию готовят к войне, причём к зимней, без красивств, но и без "торговли дрожжами".

Оказалось, что в нашем "командирском" купе я являлся весьма популярной особой. Благодаря регулярно поступавшей в Россию военной кинохронике практически все господа офицеры знали меня в лицо не хуже чем нашего Государя. Даже как бы ставший уже лётной униформой джинсовый костюм под кожанкой совсем не требовалось "для опознания предъявлять". Служивый люд признал бы своего хоть в облачении Деда мороза, но в то же время дистанция перед обер-офицером не создавалась. И наскоро прихваченный с последнего места службы оплетённый лозой кувшинчик ракии также свою лепту внёс в разнообразие унылого пути. Потому то и не особо мы в "военную тайну" во время пути игрались.

 Хоть рассказывать (как уже повоевавшего) заставляли в основном меня, но по репликам слушателей становилось ясно, что понюхать пороховую гарь вскоре всем присутствующим доведётся. Боевая учёба войск на этот раз проводилась в России не формально. Правда у всех убеждённость была, что опять придётся с турком воевать - и войска на юго-западе концентрируются для помощи лаймам. Впрочем, наверху видней за кого нам умирать! А пока живы, грянем же песню дружно. Когда поезд дошёл до Питера весь вагон выводил: "Космомольцы - добровольцы, надо верить и жить беззаветно, сквозь огонь мы пройдём если нужно, только так можно счастье найти!"

 Разумеется, до того под чарочку политинформацию провести пришлось, что не раскольники мы на манер "хлыстов" и им подобной мерзости. Просто, взмывая в заоблачную высь, никто из нас, сидящего на тучке седого старичка, не заметил. Но это не значит, что нет Бога - иначе кто бы надоумил человечество так высоко забраться? А ведь это только начало, непременно "и на Марсе будут яблони цвести!". Недаром же создан человек по подобию Божьему, недаром заповедано ему плодиться и размножаться.

 Вот и заключается смысл существования не в уничтожении себе подобных, а в колонизации космических глубин - дабы Царство Господне расширить. И пусть, сам я вряд ли за свою жизнь смогу достичь даже Луны, но мой или твой сын или внук, товарищ космомолец, непременно это совершит. Это и есть наша божественная миссия. И исполнит её не только лётчик-космонавт, но и миллионы обеспечивших его полёт космомольцев. Начиная от городового, порядок в обществе сохранившего, и ученым, космический корабль создавшим, заканчивающего.

  И не какие мы не мессии, высшие откровения познавшие. Каждый здравомыслящий разберется, ради чего он живёт, и куда человечество скатится, если не станет он космомольцем. А первым "прозревшим" человеком на земле считать следует даже не Циолковского, сказавшего: "Земля есть колыбель цивилизации, но нельзя вечно жить в колыбели", а "техника" - Николая Ивановича Кибальчича, талантливого инженера, загубившего жизнь и Дар на производство бомб для "Народной воли". И только в 1881 году, ожидая в крепости казни, разработавшего оригинальный проект пилотируемого ракетного летательного аппарата.