Посиделки с капитаном

Виктор Ушаков Сахалинский
Записки Хонто-Кэсинского

Олег, капитан-директор, временно таксистом уже месяц подрабатывает,  имеет на руки 20 процентов, пятая часть выручки на зарплату - маловато. За сутки 1,5 тысячи - по заказам в другие города, по городу такса – 100 руб. Ночная жизнь кипит. Денег нет – чем отблагодарить?
Ему говорят нетрезвые клиентки с гулянки, с ресторана на вопрос:
- Куда ехать? – Просто прокати, покатай по городу, отвези куда-нибудь, куда хочешь.
Пошли с нами. Давай погуляем. - Когда с кабака вызывают.

В 6 утра повез молодую деву в Южный город.

На перевале гололед, машину японскую, бэушную иномарку занесло, чуть не улетел в обрыв, натерпелся страху, деваха сзади орет:
- Сейчас разабьемся! - в панике, хватается руками.
- Да не кричи ты, - и так отвлекает, сбивает, обстановку накаляет, - не до тебя.

Впереди джип обогнал и свалился в кювет. Машины стоят. Ещё темно.
Она выскакивает, хочу писать, прям здесь, машины проезжают. - Теперь мне всё равно, что увидят, пускай смотрят, - после такого, прям на трассе присела.

Обратно вернулся, смену сдал, - водку будешь? - хряпнул с мужиками и домой спать.
С женой поцапались - с утра какая-то особа звонила ему, сам не знает кто, в упор не помнит, - приревновала. Ушёл, а телефон дома забыл. Жена тоже ушла.

– Можно, я у тебя часик посижу? - Принес бутылку «Финку».

А закуски нет. - Овсянкой питаюсь. – Правильно. По Малахову.
Он тоже рецепт дал. Вечером три ложки гречки залить кефиром, а утром съесть натощак к завтраку. За ночь гречка набухает. Полезная вещь. Для кишечника, стул нормальный, не к столу будет сказано.

Ждёт звонка от шефа. Команду набирает. Загранпаспорт нужен. Лететь в Корею судно принимать. Два штурмана молодых на компьютере хорошо работают, по карте зону лова могут вычислять. Рядом с границей. В «Татарве» (Татарский пролив) лучшего качества краб, но туда далеко бегать.

Подошли Игорь с Аликом, тоже морские. - Только не прогоняй. А мы с Олегом. - Неудобно, куда деваться, запустил.

Алик в детстве жил в частном доме в переулке Тупиковом за «Юбилейным». Все фамилии, кто там обитал, до сих пор помнит. И знает, кто сейчас остался. Леганова вспомнил. Вчера, когда с Игорем приходили. А сегодня опохмелиться.

Морские разговоры. О работе, о рыбалке. Не до баек. Суровый труд, о котором не пишут. Слишком много всего, о чем не принято распространяться.

Сложности и опасности, подстерегающие рыбаков в их нелёгком труде. В каких условиях приходится зарабатывать на хлеб насущный, чтобы прокормить семью, выучить детей в институте.

Преследование с вертолета. Команда по рации: - Лечь в дрейф!
 Сверху по веревке спускается ОМОН. Если убегали, всех лупасят без разбора. Падать и закрывать голову руками и не двигаться, иначе будет хуже. Некоторые рыбаки натягивают на палубе тент, чтоб сверху не видно было, куда прыгать по веревочной лестнице. Тогда они совсем звереют. И всем достаётся. Лучше сразу сдаться и не рыпаться.

До чего работяг довели! А причины. Несправедливое распределение квот. Нехватка. Ограничения сплошные в районах лова, таможня, проверки, фискальные органы. Все сидят на шее. Погранцы, береговая охрана, службы, паспортный контроль. Смена дипломов и медкомиссии. Переучивание и получение разрешительных документов. Все кормятся.
Людей как рабов на плантации в море в экстремальных условиях загнали в угол.

Олег. - Разговаривал с японскими рыбаками. За три месяца работы - без такой проверки и нервотрепки как у нас - зарабатывают на год. Хорошо оплачивается их труд, что целый год безбедно живут дома.

А у нас, как получается по факту? Флаг Камбоджа, судно японское, корейское или китайское, команда - сборная Союза! Промысловое оборудование тоже импортное.

А потом в СМИ разносят журналюги от натуги с пеной у рта:

- Вот поймали браконьеров с незаконным уловом. - Руки заламывают. И судят. А кто виноват? Если не дают по закону работать. Вот и приходится бедным бесправным рыбакам как-то выкручиваться. Семью кормить чем-то надо.
И это продолжается после развала Союза. Чем дальше, тем ожесточенней их преследуют, придумывая разные препоны. И причины выискивают: за что еще с них деньги содрать! Порядка нет и не видно.

Олег.  Ходку хочет успеть сделать до нового года. И заработать тысячи три с половиной "зелёных!. Моряк свои две получит. Пай один и восемь. Капитан получает своё.
Боцмана корейцы хотят своего посадить. Переводчиком. Платить отдельно.

 – Стукача шпиона хотят вам всучить. Где, что ловят, координаты узнать. Каждый капитан имеет в запасе свои «огороды» - это его профтайна, его "хлеб", наработанный годами морским опытом.

Во Владике летом диплом получал.

Погулял немного по кабакам. Весной хорошо заработал, несколько удачных ходок сделали на сдачу, и поехал. Сколько там женщин одиноких!

Сходил в клуб «Кому за тридцать». Одни дамы за столиком - без кавалеров.  И не надо им спонсора. Лишь бы мужик был, да «стоял». И не пил, а так, хотя бы в меру. Познакомился с одной. Бизнес-леди.

 - Оставайся, - говорит, - будешь у меня шофером на «мэрсе» работать, меня возить. Что тебе еще надо? денег на жизнь хватит. Зачем тебе твой каторжный Сахалин? Что ты там потерял?!..