Песенница Феврония черновик... начало..

Ганна Зброжек
   Всё свято там:
   Дома-иконы,
   Калиточки ,сады!
   В пурпурных листьях винограда
   Увитые дворы!
   И-улиц ровные кварталы,
   В колодцах-
   Свет звезды.
   Песочек улиц,
   Где ходили и, пели
         где
            дедЫ!
   Там,
   Где любили,
   Где венчались,
   Где сберегали честь.
   Там-мило всё,
   Там-свято всё!
   Что было,будет,есть!


   Я в ркацителевой беседке
   Сегодня посижу!
   На вечер тихий,вечер давний
   Отсюда погляжу!


   Там голосов высоких хОры
   Я на заре дождусь,
   И в разудалистые вторы,
   Быть может ,
                пригожусь!
Станице Червлённой


Я. Стихи.ру.
   




    О тебе не раз уже ведала интернетовскому сообществу Любаша,но сегодня вспомнила отчего-то о том, как пришла к тебе твоя последняя ночь жизни,Феврония.
   
  По рассказам ,в нашей семье все были хорошими ПЕСЕННИКАМИ,а Нюсенька-славилась особенно.Приглашали её часто на праздники ,свадьбы.
    Пели у неё и все дети.
       Богатые голоса на исполнение казачьих песен были у сыновей: Шурика и Яши,дочь Тася-могла завести любой хор,любую компанию и вечеринку,у неё был сильный,открытый  голос.
     Когда она запевала на станичной площади , а был такой обычай , просто прогуливаться в ожидании какого -либо мероприятия ..и -петь!
     Если Тася запевала , было слышно далеко , и все знали , кто это запел.
     Долго в семье смеялись над ней , вспоминая случай , когда она на празднике в клубе запела перед микрофоном , чего категорически делать было ей нельзя .
  Мало того , что лишь только она запела :
   -подари мне платок .......,-как задрожали оконные стёкла в клубе,
    так ещё за хохотом , уже и без микрофона ,она еле закончила своё выступление неудачное.
   А ,младшая, Нина имела высокий,неповторимый, тонкого бархата , нежный  голос,но пела редко-стеснялась.
   Тонкий , высокий голос был и у Февронии.Пел муж -Федот,пела свекровь-Хевруся,пели Аннета с деверем Николаем (дядикой нашим)
    Однажды в церкви он ,стоя рядом с жёнушкой своей,запел что-то про Любовь,а она -такая невысокая и хрупкая ,да как- влепила пощёчину ему!(вот где повод для романа.)Не позволяли баловства жёны казакам своим,я только пересказываю этот случай,сама там не была!
   


   Дочь их сейчас в Москве живёт,возможно и помнит что-то подобное.Кстати--тоже,по рассказам ,певунья ,в мать.Сама Анна Игнатьевна была дочерью офицера,как говорили в Червлённой :"из богатых",воспитана была очень нежно.Муж ,казак,бывало выговаривал ей:
-Всё петь бы тебе!Траву лучше бы прополола бы...!А она ему:
-А не хочу полоть!Тебе надо...иди, поли! А меня чему научили,то я и делаю!
   И шла "вычищать " выходную одежду мужа,чтобы на людях был лучше ВСЕХ!
  От обувочки до папахи!
  Продолжала сама напевать.

-Я, пойду, млада, по солну-ушку,да, я,пойду,млада по солну-ушку,да-а..На-а-беру
  хмелю ,по зёрны-ы-шку ..да..))


   Да ведь надо было ему,  казаку,  ноги  ещё и вымыть!(А не моешь ноги мужу-тебе и цены нету..!А после,и за калиточку,за плетень проводить !))

      Низкий Вам ,поклон,что пение своё нам оставили!Ваш голос-узнаваем (часто была в гостях ,слышала Вас и, на слух не жалуюсь..)
    ВЕДЬ НАШЛА Я ЗАПИСИ ФОЛЬКЛОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ!Знаем,что  ВАС ЗАПИСАЛИ!!(WWW//Червлённая фольклорные экспедиции.Что же, Нюсеньку то с собой не взяли,ФЕВРОНИЮ-сношенницу,свою?!
                &&


  Лишь несколько раз за всю жизнь Любаша сидела рядом с бабушкой за семейным праздничным столом,но голос нежный запомнился на всю жизнь. Запомнилось удивление -"как можно не сбиваться ,когда рядом звучат  мощные мужские голоса?"
    А вот пели ведь, и не сбивались.И дополняли песню нежным звучанием..


              Ах ,девица-красавица,ку-ку..
              Ах,девица-красавица,ку-ку
              -Ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку!...
               
                -


-А в принципе трудно было найти у нас того ,кто петь не умел.
   Кстати ,и это-не открытие,раньше пела ВСЯ РОССИЯ ,да плясала!  К сожалению, лишь теперь ,спасибо хоть за это эпохе гласности, стало понятно ,что пели совсем не то,или же почти не то.

   Конечно же ,после похоронки на Федота бабушка не посещала станичных праздников,и пела лишь изредка,когда собирались вместе семьёй дома.(Изредка не отказываясь на приглашения петь в хоре станицы,если уж очень приглашали(по воспоминаниям мамы моей ). А уж  если и приходилось выступить ,спеть, например у родственников ,на свадьбе,то частенько приходилось повторять своё выступление  под требовательные аплодисменты.И ,зная ,то что в станице пели все,и все-хорошо,можно сделать вывод ,КАК ОНА пела.

    Последние годы можно сказать и не пела совсем.

    А частой песней её будет :
    -О ,Боже мой,Боже проклятый германец,зачем  объявил нам войну...
    Ведь с войны кроме мужа не вернулись два родные брата :Дий и Василий.

   Что и говорить ...овдовевшая надолго Россия-матушка .Боль.
   А ,вернувшиеся с фронта сыновья и два брата пели ....да ещё как ...
   Брат Иван пел высоко и переливчато .Обнимутся , станут в круг небольшой и поют ..этаким необычным хороводом .Непростым и неоднозначным ..и понятным только им.
    Ты , бабулечка , знаешь ..о чём я !

    Каждое,самое маленькое воспоминание наполнено памятью о твоём голосе,о твоём умении даже на детской незамысловатой гармошке наиграть старинную кавказскую мелодию.(О том ,что ругала меня ,мол двор подметаю плохо -не вспоминаю!Научила ведь!СПАСИБО! )
    Помню и сороки -белобоки на ручках наших детских...моих и сестры!

   А тот ,как-то лунным тёплым вечером напетый ,на первый взгляд,наивный, музыкальный ребус :долгутики-долгутики-долгутики-ла-ла,.....,или же довгутики-довгутики-довгутики -ла-ла! ?
   -Не важно..,но мучавший Любашу всю жизнь,Любаша разгадала лишь недавно, и то-благодаря интернету,и  любви к кавказским наигрышам.(ДОРЫСКАЛАСЬ ВЕДЬ !!!И !О ,БОГИ НАШЛА!!).Старинный танец причерноморских адыгов с твоим напевом * и твоя совсем неславянская внешность,стали решением системы уравнений, пусть и.. со многими неизвестными..


                ********************
 

    

     Это "открытие" тайн лишь прибавило!****К тому же известно мне теперь,что кабардинцы и гребенские казаки в далёкие смутные времена жили рядом.Да и атаманы из кабардинцев были лихие!

     -СПАСИБО,ТЕБЕ за тот редкий НАПЕВ!
    А, возможно , ты просто  подсказала мне этим  алгоритм набивания ритма танца?!
    Да,он ,этот твой редкий   урок звучит от первого до последнего звука мелодии,хотя впервые узнала лишь в середине третьей минуты.
    -Эх, память !
    -Эх,мои вы ..ладулики -ладулики -ладулики ла-ла!
    -Люблю!-сквозь года повторяю и повторяю тебе ,моя бабуленька .


   
                &&&&

    Прости ,мудрость и понимание приходят  с годами. Ведь действительно тогда невозможно было помочь тебе,когда ты:
 старенькая ходила с двумя палочками в руках,опираясь на них,и , всё жаловалась :
-когда же я отмучаюсь?!
                &&&&

   
   Так, вот !
   Вот,ведь  почему !
   Только сейчас!Вспомнилось Любаше!
   Годовщина  смерти  нашей Февронии !!
   Любаша лежала в роддоме, когда бабушке отмечали поминки-9 дней.7 декабря 87г.--вот ведь- не помянула я ...не помянули..

   Что ж , не до сна теперь сегодня.
   ТЫ ТАМ ПОМНИШЬ О НАС !
   И, сегодня напомнила о себе!


  - Стыдно . Но исправить положение не поздно!27 лет без тебя.ЗАВТРА И ПОМЯНЕМ.
                &&&


      Да...
      А тогда,В ТОТ ДЕНЬ..:нагрянули гости,дочь старшая с детьми.Уговорили навестить их.Увезли в соседнюю станицу.

     Накрыли стол .Пели.Вспомнили много песен.Всё-перепели. Удивлялись тому ,что многое она помнит и поёт как молодая!Гуляли долго, да барабанили  (лезгинку!)
до зари почти  (благо--Хутор Харьковский..!)
     Дедов  помянули , расстрелянных, отца Федота ,с войны не вернувшегося ,потом снова пели,и легли спать,счастливые.
   

    А утром бабушка встретила всех с застывшей улыбкой на губах.
    Птичка наша певчая.Святая и верная.Только с возрастом ставшая мне более понятной.


             Прости нас ,ПРОСТИ МЕНЯ,
                чистая и безгрешная ,прости за всё ,что не сделано для тебя,а можно было бы!
             Прости за недосказанность слов,за ошибки наши,за всё!
             Ты..знаешь , о чём..я!
Жизнь твоя -богатая ,достойна более ВЫСОКОГО СЛОГА,и я  СОБЕРУСЬ и исправлюсь!
     И-ПРОСТИ, ЧТО СНЯЛА с тебя твой вдовий платок,ведь так  не хочется  видеть тебя в печали.

  Низкий поклон тебе , ушедшая с песней.
      Светлый мой образ.
      Любимая Нянька для всех сестёр и братьев большой семьи Ариши Зиминой (Полушкиной ).
        А,для историков -сестры известных казаков Червлённой : Александра и Николая Ефимовичей Зиминых.
         Для моей Февронии -Николай Ефимович Зимин был любимым дядей(жил в эмиграции ).А Александр Ефимович погиб ещё в 1919 году.


 01 .12.2014г.


P.S.Автор действительно вспомнила о скорбной дате в процессе воспоминаний
 той детской лезгиночки,здесь и.. сегодня.
Простите за неотредактированность,исправлюсь!