2. Дети Озарения

Мария Васильева 6
Начало здесь http://www.proza.ru/2015/10/22/1865


  Прошло много веков после сотворения Мира. Давно умерли Адам и Ева. Люди плодились и размножались и заполняли землю. Они строили города и объединялись в государства. Из всех государств в те допотопные времена особенно выделялось одно под названием Утопиус. Оно особенно поражало окружающих широтой своих просторов, грандиозностью планов и свободолюбием граждан. Но было одно «но». Чтобы не делали люди этой удивительной страны, не шли у них дела. Один за другим рушились грандиозные планы и терпели крах великие идеи. И вскоре народ этой страны дошёл до полной нищеты и разорения. Но в чём тут было дело, никто не мог понять. И загадку эту назвали вскоре одной из великих тайн Утопиус. Философы силились дать ответы на два животрепещущих вопроса: Кто виноват? И что делать?
Народ же государства был в недоумении. И как любой свободолюбивый народ (так уж водилось в те допотопные времена) он обвинил во всём своего правителя. Ему предложено было в три дня найти выход из положения, в противном случае он должен был нести ответственность за неудачливость своих подданных. Правитель (а звали его Тоталиус) силился и напрягался все три дня, но ничего умного ему так и не пришло в голову. В ночь накануне указанного срока, он не спал. Неожиданно в кабинет постучался его главный советник по имени Тиранус.
- Ваша Грандиозность, - сообщил он, - там к вам на прием просится какая-то старуха. Она утверждает, что знает средство спасти страну. Прикажите прогнать её?
 В другое время Тоталиус так бы и поступил, но на этот раз положение его было настолько безвыходным, что он готов был ухватиться прямо за соломинку. Правитель приказал впустить старуху, через некоторое время визитерша вошла. Она была похожа на смерть, имела морщинистое лицо, крючковатый нос и пронзительный умный взгляд. Одета она была во всё чёрное.
- Ах, ты , дрянной правитель! Олух царя небесного! Пёс смердячий! - забормотала она замогильным голосом, - Я знаю средство спасти ваши поганые задницы. Собери своих проходимцев придворных — гнид казематных на площади и пускай они произнесут волшебное заклинание «Ремемба-мемба-фы!». И тогда на вас с неба сойдёт Божественное Озарение. В стране не будет больше больных и голодных. Все будут довольны и всё будет хорошо. Но это произойдет лишь при одном условии: все жители этой страны до единого человека должны будут в это поверить. И если хоть один человек усомниться хотя бы на минуту, Божественного Озарения не случится и чуда не произойдет. А на страну ляжет проклятье и всех вас будет ждать катастрофа и конечная гибель. Ты меня понял, Пёс?!
 Тоталиус не запустил в старуху первым попавшимся под руку предметом лишь потому, что не хотел скандала. У него и без того сложное положение, а тут ещё пойдут разговоры...  Поэтому он решил как можно вежливее выпроводить безумную старуху, чтобы оппозиция потом не вопила, что он нарушает её права.
- То, что вы сказали — весьма интересно, - тактично заметил он, - и главное — своевременно, но как-то, мне кажется, не совсем актуально. Думается, что предложение ваше не заинтересует массового обывателя. Широкая общественность ещё не созрела для того, чтобы принять столь радикальное предложение.
- Да что с тобой говорить! - нагло заявила визитерша, - Тебе это заклинание всё-равно не принесёт пользы. Оно поможет лишь малинововолосой женщине и тому, кого она полюбит, потому что только она поверит в его волшебную силу. Но такая ещё не родилась...
- Иди, бабуля, иди! Убирайся от греха подальше! - в сердцах перебил её Тоталиус и добавил, - Чёрт тебя дери!!!
 Старуха, как не странно послушалась, и шаркающей походкой покинула помещение, двигаясь, словно привидение, при этом бросив на правителя безумный, пронзительный взгляд...

 Наутро правителя силой выволокли на площадь и заставили говорить, что он решил. Он совершенно не знал, что ему брякнуть. И, конечно, можно бы было отделаться от подданных какой-нибудь цветистой речью, но цветистых речей граждане этой страны и так наслышались в избытке. Бедняга заискивающе заглядывал в глаза собравшихся, но в этих самых глазах, он не нашёл для себя ничего утешительного. И вдруг... О удача! В голову Тоталиуса брякнула спасительная мысль. В другое время он бы сразу откинул эту идею ввиду её бесконечной глупости... но выбора, похоже, у него не было.
- Дорогие сограждане! - торжественно сказал он, сделав хорошую мину при плохой игре,- Счастливую весть хочу я вам сообщить. Наконец-то найдено решение всех наших проблем. Сегодня ночью, этой бессонной ночью, когда я мучительно размышлял о судьбе своего народа, Бог послал мне своего вестника. Он пришёл в образе доброй женщины с кротким голосом и ангельским лицом, которое светилось от святости. (Правителя на секунду передернуло, когда он вспомнил безумный вид старухи и её замогильный голос. Но он продолжал.) Она сказала мне: «О, мудрый правитель — надежда своего народа! Собери уважаемых людей своей страны на площади, и пускай они произнесут волшебное заклинание: «Ремемба-мемба-фы!».  И тогда на страну сойдет свет Божественного Озарения, в ней не будет ни больных, ни голодных, все будут довольны и всё будет хорошо. Но это произойдет лишь при одном условии: все граждане до единого человека должны будут в это поверить. И если кто-нибудь усомниться в силе заклинания хотя бы на минуту, Божественного Озарения не случится, и чуда на произойдет». Я всё сказал, мой добрый народ, - сказал правитель, вглядываясь в злые лица граждан.
 Народ смотрел на него во все глаза. А надо заметить, что каждый из жителей Утопиус (такова уж была их национальная особенность) в тайне считал себя самым хитрым. Остальных же представлял себе простаками и недотепами.
«Ну, и дурак!» - в целом подумал народ про правителя.
 Мысли же каждого из граждан в отдельности текли следующим образом: «Неужели он и в самом деле думает, что кто-то в состоянии поверить в этот вздор?... А впрочем, наш правитель всегда был глуп. И так хочется крикнуть ему: "Хватит врать-то!"
Но вот в чём реальная проблема: я-то умён и сразу раскусил этого шарлатана. Но кругом так много простофиль, вдруг они поверят правителю. Тогда мне не несдобровать. Эти кретины, ещё чего доброго, снесут с меня мою умную голову».
 Но поскольку так думали все, молчание явно затянулось. Тогда они посмотрели на приближенных правителя, но те тоже оказались людьми умными, поэтому молчали. И обратили свои взоры в сторону главного советника Тирануса. Он же подумал: «Лучше мне поддержать эту идею. А потом с моим-то умом, я как-нибудь выкручусь». Поэтому он сказал:
- Я что-то подобное уже читал, кажется, в древних манускриптах. По-моему наш дорогой правитель Тоталиус говорит дело.
«Ну, и дурак!» - подумали приближенные правителя.
«Ну, и дурак!!! - восхитились граждане, - Но я-то как умён, что сразу не высказал свои умные мысли».
И тут произошло чудо. Люди один за другим начали выходить на трибуну и высказываться о том, как поддерживают правителя Тоталиуса. Другие же горячо хлопали и приветствовали ораторов. И с каждым разом они хлопали всё громче и громче, про себя же думая: «Ну, и дураки же все!»
«По-крайней мере сегодня меня не кастрируют!» - радовался про себя Тоталиус.
 
 Во все концы этой необъятной страны были посланы гонцы, которым было поручено возвестить народу радостную новость. Посланцы сначала краснели от стыда, возвещая людям такую глупость, но все жители этой страны тоже были людьми умными, поэтому горячо приветствовали несущих добрую весть.
«Ну, и глупые же люди!» - думали посланники.
«Ну, и глупые же посланники!» - думали люди.
 Но с каждым разом посланники возвещали всё увереннее, а народ радостней кричал всё громче и громче. Наконец гонцы явились в столицу и доложили о том, что все жители страны безумно рады известию, и нет ни единого человека, который хотя бы на минуту усомнился бы в силе заклинания. И вот настал торжественный момент. Приближенные правителя собрались на площади и всенародно свершили указанный обряд, про себя же думая: «Дураки придумали, пусть они и выкручиваются»... Но чуда не произошло... А Божественное Озарение не снизошло на многострадальную страну... Некоторое время длилось неловкое молчание во время которого у уважаемых граждан почему-то появился зуд в самых неподходящих местах. Тиранус читал про себя молитву Вседержителю, что было ему обычно не свойственно. А Тоталиус думал о том: всех ли он упомянул в своём завещании? К счастью один из приближенных (ну то есть из тех, который думал, что ума ему не занимать) нашёлся и со льстивой улыбкой промямлил:
- Мы, видимо, дорогие коллеги, кричали недостаточно громко. Кричите громче и Бог услышит нас!
 И приближенные начали кричать. Они выли и вопили разными голосами. Но Бог не спешил услышать свой несчастный народ. Тогда другой из крикунов предположил, что заклинание произносится без должного почтения. И все дружно упали на колени, вопя:
- Ремемба-мемба-фы! Ремемба-мемба-фы! (Иногда, правда, прерываясь, чтобы стукнуться об землю лбом).
 Но Бог не спешил ниспослать Озарение. Тут какой-то весельчак предположил, что процедуру следует проводить весело. И начались песни и пляски. Все начали кричать и радостно всплескивать руками, прихватили бубны и барабаны. Но Бог, видимо, в тот день встал не с той ноги и  не склонен был к юмору. Ни один из присутствующих на этом потрясающем спектакле не верил в успех предприятия. Но никому не пришло в голову остановить это смехотворное действие... Но вот всё-таки в ком-то заговорил голос разума.
- Люди! - крикнул этот кто-то, - Вы что же - стадо баранов? Неужели вы не видите, олухи, что вас обманывают? (Он, кажется, был большой смельчак!)
«Ну, и дурак!» - подумали окружающие про умника. Однако, в этой пиковой ситуации у каждого из них был выбор и они могли поддержать выскочку и утереть нос дуракам или соблюдать мудрую осторожность. Назревал весьма пикантный конфликт, называемый в учебниках истории революцией, в правительственных кругах — бунтом, а в простонародье — мордобоем вышестоящих. Во время этого момента приближенные правителя почувствовали жжение пониже спины, а главный советник Тиранус дал слово Господу постричься в монахи, чем очень удивил последнего. Правитель же Тоталиус твердо решил: упомянуть в завещании безумную старуху, если у него вообще будет такая возможность. Неизвестно чем бы дело кончилась, если бы на голову Тирануса вдруг бы ни сошло умственное просветление. До сих пор неизвестно, послал ли его Всевышний, растроганный его обещанием или, возможно, главный советник действительно обладал незаурядным умом, не требующим заёма. В общем, Тиранус что есть силы, краснея от злости закричал:
- А мы-то думает: почему у нас ничего не выходит? Вот он — виновник неудачи, не верящий в заклинание. Это он затмевает путь народу в светлое будущее! Пристрелите его!!!
 Кровь первого козла отпущения обагрило мостовую...

 - До сих пор мы верили людям на слово, - продолжал Тиранус, - но нам не приходило в голову, ввиду нашей бесконечной наивности, что кто-то из граждан может лгать!
- Ну зачем, в самом деле, людям говорить неправду? - осторожно спросили в толпе, - Ведь свобода слова у нас закреплена в основном законодательстве. А также права человека ещё никто не отменял. Если кто-то не верит в заклинание, то может так прямо об этом и сказать. И ему за это ничего не будет. Так гласит конституция нашего государства.
- Конечно, не будет, - согласился с ним Тиранус, - мы же люди честные. И ввиду своей бесконечной веры в людей и человеколюбия не увидели бы никакой политической подоплеки в словах и действиях этого негодяя. Хотя напрасно, потому что он, наверняка, иностранный шпион или даже диверсант. Всем нам хорошо известно, как иностранные злопыхатели завидуют чёрной завистью широте наших просторов и грандиозности идей и планов. Только и думают о том, как расстроить наши замыслы. Если бы тот, кто не верит, просто не верил — это одно. А если он не верит потому, что он — враг народа, товарищи?!
 И тогда граждане великой и могучей страны почувствовали, что дело пахнет керосином. Каждый из них подумал: «А вдруг кто-нибудь как—нибудь догадается, что именно я — тот умник, который не верит в заклинание?! Надо на всё, что ни скажут, одобрять уверенней и поддерживать громче!»
 Да! Граждане этой страны были очень свободолюбивы. Но кто бы их освободил от самих себя!
 И когда почетные деятели в очередной раз произнесли заклинание (без особого успеха, как можно было и ожидать), при этом тупо уставившись на граждан, у народных масс не было сомнения: НУЖНО ИСКАТЬ ВИНОВНОГО!!!
 Поиск козла отпущения занял много времени. Мудрый правитель успел прожить долгую жизнь и умереть в почёте и уважении, унося в могилу свой секрет. Последняя мысль, которая пришла в голову великому правителю:
«Ну, и глупый же у меня народ!»
Последняя мысль, которая пришла в голову народу, когда он провожал правителя в последний путь: «Ну, и глупый же был правитель!»
 Тем ни менее, толпы народа присутствовали на его похоронах, почтительно склоня голову. А на его могиле написали: «ОЗАРИВШИЙ СОБОЮ ВСЕЛЕННУЮ!»
 И весь свободолюбивый народ вместе со своим новым правителем Тиранусом на его могиле торжественно поклялись отыскать виновного, затмевающего путь человечеству в светлое будущее..
 
Нет! Конечно, поначалу находились люди, которые желая прослыть великими умниками, открыто заявляли о своём уме. Но свободолюбивые жители страны быстро находили на них управу. Их расстреливали и гноили по тюрьмам.
«Ну, и дураки же эти граждане! - думали жертвы репрессий, - Не могут догадаться, что вся эта вера в светлое будущее — чистейшей воды надувательство!»
«Ну, и дураки же эти жертвы репрессий! - думали граждане, - Не могли промолчать!»

 Так проходили годы и годы. Озарение всё не наступало. А виновник так и не был найден, хотя его поисками все активно занимались.
 В великой стране образовалось две основных партии: партия Терризаторов и партия Свободистов, каждая из которых в отдельности, пожалуй, поналомала бы дров Но поскольку члены одной шпионили, клеветали и интриговали против членов другой (и наоборот) им удавалось удачно компенсировать друг друга. Политические программы этих партий были несколько схожи между собой. Обе ставили своей целью поиск виновного, не верящего в Божественное Озарение. Но пути решения этой озаренной божественным светом цели были противоположны до крайности. Терризаторы считали, что нужно пытать всех и каждого. И таким образом, в конце концов, заставить виновного сознаться.
«Пусть мы убьем почти всех, зато остальные будут счастливы!» - таков был их лозунг.
 Свободисты же напротив доказывали, что нужно дать гражданам полную свободу, чтобы они потеряли бдительность. И тогда виновный сам собой как-нибудь проболтается.
«Освободим всех от всего!» - гласил их лозунг.

Гимн великой страны звучал так:
«Великая идея сплотила наш народ,
И в будущность прекрасную она его ведёт.
Тоталиус умнейший нам путь озарил,
Божественным светом он нас одарил!
Славься, славься великий народ,
Что впереди всех народов идёт!»

 Рестораны и кафе в Утопиус освобождались от уплаты налогов, если имели следующие названия: «Божественный свет», «Светящийся луч», «Озаряющее сияние». Ввиду инструкции за №... пункт..., которая гласила: «Рекомендуется поощрять содержание в названиях публичных и общественных учреждений слов типа существительных: свет, луч, озарение, освещение, вспышка; в купе в прилагательными: божественный, лучезарный, просветленный, озвездлённый (не путать с звизданутым)».
 Вечерами в этих заведениях было много народа, а из окон слышалось пение. Там пели грудастые женщины с длинными ногами, при этом задирая эти самые ноги выше головы:
«Приди ко мне, мой дорогой, и в шорохе листвы
Одеждою своей укрой и тихим голосом мне спой: «Ремемба-мемба-фы!»».

 Школьники в школах усердно заучивали на уроках заклинание. И если учителя видели, что кто-то из юных граждан заучивает не достаточно усердно, его ждали следующие кары: вызов родителей в школу, «неуд» по поведению, разбор и пропесочка на школьных собраниях с назиданиями и нравоучениями.
«Ну, и глупые же эти взрослые!" - думали дети, выслушивая их поучения.
«Ну, и глупые же дети!» - думали взрослые, видя усердие детей...

Продолжение следует http://www.proza.ru/2014/12/02/173