Велопоход Зальцбург Пассау Вена. 15-25 окт. 2014г

Любовь Бестужева
Пригласили меня в августе этого года в велопоездку Австро-Венгрия. Но, вот что-то не сложилось. Переживала, что не решилась, не собралась, а может просто и побоялась. Но мысль в голове вертелась, я знала, что Австрия меня сама найдет! Очень хотелось поколесить по этой стране. В Европе я еще не была и она меня притягивала. Вот так и получилось. Председатель нашего СНТ, сосед по дачам, спортсмен, Александр Каменев кинул клич ВКонтакте в группе Велодвижение в Жуковском:
 «Приглашаем всех желающих в путешествие на велосипеде по Австрии. Мы проедем по великолепной велодороге вдоль Дуная, из Пассау в Вену, через красивейшие места и множество чудесных маленьких старинных городов. Протяженность маршрута: всего 298 км (от 38 до 60 км в день) Длительность путешествия: 7 дней. Стоимость, с перелетом и гостиницами: около 30 т.р. Этот маршрут подходит для любого уровня подготовки. Для тех, кому кажется, что маршрут слишком простой, есть возможность совершать радиальные выезды по окрестностям тех мест, где мы будем останавливаться.»
     Прочитав  подумала - ну как раз для меня. Помня страдания своего физического тела в велопоходе по Тверской области, прикинув, что по асфальту, максимум 60 км в день, это как раз то, что  мучиться меня не заставит. И твердо решила – я еду! Начались сборы: покупка авиабилетов, сдача документов на визу, подготовка снаряжения. Сначала хотели останавливаться в отелях, но потом решили и в целях экономии и для остроты ощущения похода ночевать в кемпингах в палатках. И вновь приятные хлопоты – спальник, нужен легкий и теплый. Заказала, привезли, цвет не понравился, уж очень темный и страшно зеленый, хотя заказывала ярко синий. Брать не стала, решила, что возьму свой старый, проверенный. Коврик – простой, в рулон скручивающийся, тоже не хотелось, купила синенький, самонадувающийся! Потом, когда уже паковала велосипед, взяла все же обычный, потому что он и легче и для вела в чехол как защита пригодился. Всякие фонарики, передний, задний, взяла даже два задних, шлем брать-не брать, решили все: не брать! Самое тяжелое было, это выбор одежды… Но постепенно всё вставало на свои места и определялось по мере необходимости.
   Визу нам дали всем, хоть мы и переживали, а вдруг…. Подошёл день, вернее ночь перед вылетом. Летели мы австрийскими авиалиниями, и велосипеды там можно было сдать в багаж  бесплатно, но не тяжелее 23 кг. Описывать тусовку вещей туда-сюда не стану, это знакомо каждому, кто хочет взять побольше, но чтоб это «побольше» весило поменьше…
   Ночь. Дождь. Велосипед в велочехле напоминает неудобный мешок с кирпичами. Рюкзак тянет плечи. Такси. Аэропорт. Сдача багажа. Выдох! Сели в самолет и сон навалился. Пробуждение наступило от струйки запаха самолетного завтрака. Скромный завтрак австрийских авиалиний был проглочен как во сне, а может и во сне, четкие границы состояния трудно было определить. Но цель приближалась, и мы подлетали к Вене. Самолёт был маленький, народу немного, готовясь к выходу, мы видели, как из багажного отделения кидают наши велосипеды. По спине пробежал холодок, то ли от переживания за железного друга, то ли от сумрака за иллюминатором. Вынеся себя из самолета, съежившись, ждала появления велосипеда на ленте багажа. Приплыл. Погрузив зачехленных, разобранных коней на тележки, поехали искать удобное место в аэропорту, чтоб привести их в эксплуатируемый вид. Вот тут согрелась я быстро – развязать, разобрать то, чем был обмотан велосипед ( спальник, коврик, велорюкзак, кроссовки, которые висели на руле, защищая его, сланцы, примотанные к вилке и прочие ухищрения) кровь быстро разогналась в жилах! Но зато мы уже могли оседлать свои велы и направиться из аэропорта в Вену.
      Как я у же упоминала, в Европе раньше я не бывала и поэтому, выехав за пределы аэропорта, я ждала чуда – зеркальных дорог, кристально чистого воздуха, машин без выхлопов и сказочно ухоженную природу. Прокрутив первые километры, я  была слегка разочарована – на асфальте встречались трещины и неровности, машины издавали пусть не такой жуткий смог как у нас, но все же пахли не парфюмом, деревья и трава были такие же как и у нас… Но набравшись терпения и слушая обнадеживающие речи нашего руководителя группы, который на велосипеде по Европе не впервой, а не так давно проехал зимой в одиночку от Москвы до Лиссабона 3000 км, доверившись, стала ждать чудо-Европу. Постепенно, выехав из зоны аэропорта, его слова стали приобретать реальность. Городишки и деревеньки радовали своей чистотой и человеческой инфраструктурой. Все было удобно, качественно и сделано для людей. Особенно поразили велодорожки. Никто на тебя на них не наедет, и никого ты на них не собьешь. Потому что машины едут по своим дорогам, пешеходы идут по своим, ну, а мы катили по предназначенным для велосипедов. Той чехарды, что у нас в России не наблюдалось, когда разогнавшись по велодорожке, вдруг натыкаешься на мамочку с коляской, которая даже не идет, а просто стоит рядом со своим чадом и покуривает…. И так, в первый день я встретилась с порядком, который всех устраивает и это очень облегчает жизнь. Оглядываясь по сторонам, неспеша крутя педали, мы подъехали к Вене. Город сразу поразил своей своеобразностью, чистотой, величием и в тоже время легкостью и простотой, которая витала в венском воздухе. В этот день мы видели в Вене мало чего, почти ничего и не видели, потому что торопились на поезд в Зальцбург. Но, аура города все равно оставила незримый тонкий отпечаток. Приехав на вокзал, мы купили билеты на поезд в Зальцбург. Билеты вместе с провозом велосипедов нам обошлись по 50 евро. Там были и дешевле поезда, но мы поехали в хорошем купейном поезде. Не специально, просто так получилось. Голодные, мы с удовольствием воспользовались вокзальными кафешками. Уже в них я поняла, что австрийская еда и порции заметно отличаются от московских в лучшую сторону. Вкусно, сытно и совсем недорого. Уж если это стакан чая, то это действительно стакан, грамм на 250, творожная плюшка, которую вполне можно поделить на двоих и наесться. Все добросовестно, без обмана. Подумалось, вот в России когда-нибудь будут думать о человеке, а не о набивании кармана…?  Вместо ответа взгрустнулось. Ну, поехали дальше! Перрон, поезд, загрузка велосипедов в специально отведенный для этих целей вагон. Обслуживающий этот вагон австрияк, попросил снять велорюкзаки с багажников велов. Для меня это была катастрофа… отстегивать, отвязывать, тащить… Мое лицо было сплошное выражение отчаяния! И видимо добрый австрияк пощадил меня и разрешил мой вел загрузить вместе с велорюкзаком на багажнике. И так налегке я поспешила в вагон для людей. Удобно устроившись в комфортабельном купе на шестерых, мы покатили в Зальцбург. За окном мелькали картинки из журналов – зеленые ухоженные поля, милые аккуратные домики с цветочками на балконах, коровы, как на обертке «милки вэй», игрушечные мосточки, театральные перелески и леса…. Будто все в журнале с хорошим фотошопом! Но это настоящее, и там живут люди, которые просто трудятся, ухаживают за тем, что их окружает, и тем самым создают сказку, в которой и живут. Удивительно, что одни люди могут создавать красоту вокруг себя, в тоже время другие, не задумываясь, разрушают….
   Тем временем наш поезд подъехал к Зальцбургу. Разгрузили велосипеды и опять приятность – если тебе трудно спускаться по лестнице, пожалуйста, вам грузовой лифт. Кстати в Вене в метро тоже есть ступеньки, эскалатор и лифт. Не выкручиваешься с багажом, спокойно едешь в лифте. В Зальцбурге мы сначала решили найти кемпинг и поставить палатки. Так и сделали. Установили палатки, приняли душ с большим удовольствием, переоделись и покатили знакомиться с городом. Что о нём сказать? Что ни скажи, все мало! Город, расположенный на берегах реки Зальцах, у северного подножья Альпийских гор. Город, где родился великий, неповторимый и непревзойденный Вольфганг Амадей Моцарт! Долгое время в Зальцбурге жил и сочинял  М.Гайдн. Зальцбург вдохновлял первого представителя музыкального романтизма Франца Шуберта.  Этот город  снискал славу одного из главных мировых музыкальных центров. Да что перечислять, одно имя Моцарта определяет этот город значимым и великим! Но он и на самом деле  четвёртый по величине город Австрии после Вены, Граца и Линца. История города, как и название, тесно связаны с месторождениями соли. Проезжая по велодорожке вдоль реки Зальцах, по улицам легендарного Зальцбурга, мысленно повторяя немецкое слово SALZ, начинаешь ощущать привкус соли на губах.
     Мы были в старом городе, расположенном на левом берегу реки Зальцах на узкой полосе между рекой и скалистыми горами Мёнхсберг (горы монахов) и Фестунгберг (горы крепости). Посетили площадь Моцарта с памятником композитору работы скульп. Шванталера, постояли у 15-метрового мраморного фонтана барочной архитектуры (1661г). Не сфотографироваться у фонтана, в центре которого – скала, окружённая морскими камнями, на скале 3 атлета держат чашу с дельфинами, которые, в свою очередь, держат раковину, где сидит тритон и выдувает из рога воду, было бы преступлением! Мы его совершать не стали и нафотографировались вдоволь! Погуляли по тесным улицам исторической части города с удивительно сказочной архитектурой, где каждый дом уже музей по определению, заглянули в милые магазинчики и, переехав через реку Зальцах, остановились на правом берегу в ресторанчике поужинать. Австрийская кухня – это особый разговор! Не буду стараться передать вкусовые ощущения, могу лишь посоветовать попробовать самим, посетив удивительную страну Австрию! В кемпинг мы вернулись уже затемно. Наполненная впечатлениями, надышавшись историко-музыкальным «солёным» воздухом великого Зальцбурга, запихнув довольное тело в спальник, засыпала я мелодически завершённо!
     Утро второго дня имело начало запланированное. Утренние процедуры, сворачивание палаток и завтрак в кафе кемпинга. Прозрачный  воздух окраины Зальцбурга, где находился наш кемпинг, впечатления от вечерней прогулки по очаровательному городу, красоту которого еще больше подчеркивали окружающие горы, наполняли меня все больше и больше. Окрыленная, полная сил и желания открывать великолепную незнакомую для меня страну, я была готова крутить педали, дыша чистым воздухом Австрии. Но наверно вот тут мой порыв как-то даже испуганно стал испаряться, когда я услышала от нашего руководителя, что сегодня мы должны доехать до Пассау, это Германия, 100 км! Собираясь в эту поездку, больше 60 км в день проезжать я не планировала! Но Саша меня успокоил, сказав, что 100 км по прекрасным велодорожкам это такой пустяк! Вспомнив поход в Тверскую область, где по жуткому бездорожью и грейдерным дорогам мы проезжали около 80 км в день, я, доверившись, успокоилась. Стал накрапывать дождь, но было не холодно. Нагрузив свои велосипеды, мы тронулись в путь, провожая взглядом Зальцбург, который лежал почти у наших ног. Первые 50 км все радовало. Было состояние счастья! Читая дорожные указатели, названия деревень и улиц,  память начинала восстанавливать немецкий язык, который учила и в школе и в институте, и когда-то очень даже неплохо его знала. Велодорожки действительно были хороши! С одной стороны лес, с другой река Зальцах. Везде установлены  указатели направления, поворотов, названия мест. Часто встречались скамейки, обязательно рядом урна. Все чисто и красиво. Вот так мы доехали до Баварии, которая находилась на противоположном берегу реки. Переехав через мост, мы попали в очаровательный баварский городок. В черте города, на вершине склонов реки, расположилась самая длинная средневековая крепость в Европе с протяженностью стены 1034 метров. Замок Бургхаузен  гордо высится над одноименным городом в Верхней Баварии, у австрийской границы. Гуляя внутри этой крепости, где сейчас находится краеведческий музей, мы исследовали шесть дворов, из которых состоит эта крепость. Раньше каждый двор выполнял свою функцию и был самостоятельным бастионом с отдельным входом, подъемным мостом и рвом. В башнях жили все обитатели замка – лесники, смотрители амбаров, судебные служащие и казначеи. Я отстала от нашей группы, аура истории обволокла мое воображение и, переходя из двора в двор, я представляла себя жительницей этого средневекового города. Один взгляд на ее крепчайшие стены, оснащенные сторожевыми башнями, на защитные рвы, на навесные мосты, заставляли осознать, какой властью и могуществом обладали герцоги Баварии. Мои ощущения менялись как в калейдоскопе. Вот я - Маргарита Австрийская, изгнанная своим супругом Генрихом XVI, а тут я палач в Башне пыток и чудовищные орудия являются интерьером моей аскетичной, пронизанной чужими стонами, комнаты. Ведь использовали крепость для многих нужд. В разное время в ней жили и придворные, и вдовы, и хранились золотые и серебряные сокровища, успела она даже побывать и тюрьмой для избранных лиц. История много скрывает от наших умов, но дух средневековья пронизал время и продолжает будоражить такие натуры, как моя. Спуститься на землю 21 века все же пришлось, и коснувшись холодной стены крепости, я подумала, что сегодняшнее время для наших потомков тоже станет той историей, которая будет волновать их умы и чувства. С высоты холма, на котором находилась крепость, я взглянула за стены бастиона, и мне открылся чудный вид на город и его окрестности. Назад я вновь прошла дворами, прощаясь с башнями, причудливо обвитыми деревьями, ветки которых напоминают заломленные руки. Окунувшись в историю, я не редко перестаю чувствовать себя в реальном времени. Вот и на этот раз, выйдя через главные ворота, прислонив свой велосипед к дереву, я села на скамейку и постепенно умещала в себе впечатления. Вскоре подтянулись и остальные наши велопутешественники. Бравый клич «вперед, нам еще много ехать» окончательно стряхнул наваждение. Лихо скатившись с холма, мы взяли курс на Пассау. Но добраться до него в этот день нам не удалось. Дорога стала переходить в подъемы и спуски, причем подъемов было гораздо больше. Мы ехали в гору. Очень скоро я спешилась, крутить в гору я не любила никогда, а тут еще велорюкзак, как гиря тянул вниз. Когда мне было трудно, я всегда себя успокаивала тем, что обратный билет у меня есть, деньги тоже, язык я слегка знаю, добраться до аэропорта смогу. Но наш руководитель Саша не отступал и настойчиво заставлял меня ехать, причем именно за ним, а он был первым. Вот так, т.е. последние километры кое-как, мы в этот день в целом проехали 78 км. После Бургхаузена дорога для меня превратилась, хоть и в терпимую, но все же пытку. Сумерки очень быстро опускались, стемнело быстро. Мы находились вдали от населенных пунктов, и нам пришлось заночевать в лесу. ( продолжение след.)