02 Семь Поколений - Беззаботное детство

Александр Алексеевич Кочевник
02 Семь Поколений – Беззаботное детство, свободное отрочество и юность.

Василий рос восторженным, подвижным мальчишкой. Безграничная природная любознательность не давала ему скучать. Переходя из семьи в семью родственников, он не был нахлебником-созерцателем, а активно участвовал в повседневной жизни родных. С малых лет, присутствуя при разных работах, Василёк всегда вовремя и к месту оказывался на подхвате. То инструмент подаст, то придержит деталь, то покладисто исполнит просьбу поднести кваску или добежать до колодца за свежей родниковой водой. Помощник был – хоть куда, часто и просить не нужно было. Догадывался сам!
Попутно Вася самостоятельно овладевал навыками и постигал смысл разных ремёсел, которыми владели многочисленные дядюшки и тётушки. Поэтому и за стол племянника приглашали как полноправного работника, члена семьи, а не вечного гостя-нахлебника или стороннего попрошайку.
Однако закабалить шустрого мальчишку какой-либо скучной обязанностью не удавалось. Когда какая-либо из тётушек пыталась нагрузить его несправедливо долговременной нудной обузой по дому, Васятка не отказывался, однако для него это был знак, что пора менять место жительства. День-два он выполнял свалившееся на него задание, но потом находил возможность, где, возбудив интерес или уговорами, а то и тайными подзатыльниками, сбрасывал эти домашние заботы на родных тётушкиных отпрысков, чтобы не ленились безмерно. Затем Василёк собирал свои нехитрые пожитки в торбочку, сердечно с поклоном благодарил хозяев за гостеприимство и переходил жить в другую семью, где успевали соскучиться по его улыбке, острому, к месту сказанному слову и беззлобным шуткам.
Так и жил! Где недельку, а где и по полгода случалось. За этот образ жизни к нему прочно приклеилась кличка Васька Кочевник. Под этой же кличкой он два года ходил и в приходскую школу в соседнее село. А как выучился читать и писать, да освоил арифметику, так посчитал, что ему грамоты достаточно и школу оставил, сославшись на хозяйственные заботы.
Так получилось, что самостоятельно пришёл он в школу, когда пришла пора знать грамоту. Его, сироту, никто не гнал. А ушёл – никто не удерживал. Вот и всё образование деревенского паренька. Потом, однако, часто заходил к учительнице до самой зрелой юности. Она с радостью помогла ему удовлетворить любознательность, и охотно давала читать книги и журналы. Заметив, что Вася очень бережно относится к книгам, стала доверять толстенные книги - библии с картинками, жития Святых, биографии знаменитых Людей, поэтов, писателей путешественников. Особенно полюбились ему Александр Невский, Михайло Ломоносов, Александр Суворов, Александр Пушкин. Только в школе и можно было утолить жажду чтения. Василий перечитал всё, что находил в школе, и сразу с радостью пересказывал все легенды и сказки своим друзьям.
Дед Галактион, к кому Василёк наведывался чаще других, с удовольствием наблюдал за становлением своего любимца. Но случись, какая несуразная выходка, внук получал возмездие сполна, включая и объяснение вручную. Вася не обижался на деда, потому что затрещины, хоть и были чувствительны, но справедливы и без гнева.
Зато сколько обоюдной радости общения испытывали старый и малый долгими зимними вечерами. Дед рассказывал о былых временах. Однажды поведал и трагедию случившуюся с его родителями и историю своего появления на свет. Под настроение сказывал старые притчи и мудрости, которые обязательно доносили до пытливого сорванца древние истины или народную мораль.
Василёк в свою очередь рассказывал о своих приключениях, и жизни в семьях родных дядьёв и тёток. Но это не было наушничеством или злыми пустословными сплетнями, которых дед Галактион не терпел, а любовное, с юмором повествование о жизни членов рода Перловых.
Старейшина Рода слушал эти байки и довольно улыбался.

Именно эту постаревшую избу, Василий считал Своим Родным Домом, где у малыша всё случилось впервые в жизни, включая первые самостоятельные шаги, которые сложились в долгую, интересную, многотрудную Судьбу.