Зажигалка

Альберт Шаров 2
В 1964 году СРТ- 4452 более двух месяцев работал в западной части Атлантического океана,у берегов Канады,
в промысловом районе БНБ (Большая Ньюфаундлендская банка).
Этот район известен большими скоплениями превосходной столовой рыбы,
и СРТ ловили,в основном:морского окуня,треску и палтус.

Вот в этот район Ширков попадал очень часто.
Это далеко не солнечная Африка,а холодные и штормовые широты.
Тяжелые условия по всем направлениям,но деваться было некуда.

Штурманская вахта на судах типа СРТ вообще на порядок или больше
сложнее,чем на любом транспортном судне,на котором прямой курс 
длится часами,иногда сутками или больше.Там штурман может долго
ковырять в носу или жо, или ещё где,а также мечтать о рыбачке Соне,
которая,как-то в мае…причалит к берегу баркас…

Здесь же ни о чем таком не помечтаешь…
Штурман на мостике СРТ один и он же рулевой.Правда на руле
все время штурман не стоит,нужно только найти положение руля,
при котором СРТ,запряженный ваерами и тралом,долгое время,сам
лежит на необходимом курсе.

Все обычные обязанности по судовождению остаются здесь
в силе,но здесь добавляются новые факторы,которые в разы и
больше превышают все,что есть на любом другом судне.
Необходимо постоянно находиться у ленты самописца эхолота и
постоянно читать грунт и всю другую информацию.Особенно,конечно,
рыбную запись,или её отсутствие.И быть постоянно готовым к принятию решения.Для этого,конечно,нужно знать и понимать язык эхолота.

Штурман ,главным образом,ведет трал по грунту,который имеет
много ожидаемых и неожиданных опасностей и препятствий.
Подводные камни,скалы,ущелья,горы и пригорки,да все и
не перечислить.А этот трал далеко за кормой судна,например,
глубоководный,идет где то там в 1500 метров и более.

Траулер под тралом- это совсем не то,что любое транспортное
или военное судно,которые имеют все характеристики немедленного
маневра.СРТ очень ограничен,а зачастую полностью лишен возможности
маневра.

Но вся вахта рыбацкого штурмана проходит,почти в полном напряжении,
и в сплошных маневрах.
Для обеспечения безопаcного расхождения с судами,траулерами,
айсбергами и ледяными полями,разного размера и скорости движения.
Кроме того расхождение тралов,своего и встречного.Обеспечить эффект работы трала,который на полном только на прямом курсе.
Возникает ряд факторов,взаимно исключающих друг друга.

Транспортное судно основное время движения имеет на прямом курсе
и это благоприятно для навигации,а СРТ основное время проводит
на маневрах.

Когда штурман СРТ всю вахту на этих маневрах,а траулер выписывает
немыслимые траектории пути,и ещё на разного вида циркуляциях
с тралом при различных положениях руля,на неизвестном течении
и дрейфе,и много ещё чего,то все это,во многих случаях, не может учесть обычная навигация.

Здесь все факторы мира и моря работают против обычной навигации и
она просто практически невозможна.

Но на мостике СРТ спокойно и деловито работает вахтенный штурман и
его рыболовная навигация.Эта навигация заключается в постоянном
геометрическом контакте с грунтом дна моря через запись
его конфигурации на ленте самописца эхолота.Рыбак в любой момент
по конфигурации грунта,с самописца, знает свое место на планшете
и от этого читает всю обстановку вокруг.Для этого надо иметь
рыбацкий опыт,который накапливается не часами и днями,а месяцами и
больше,у эхолота,а,может быть и большими частями своей жизни.

Собственно,по конфигурации и планшету,он имеет не то,чтобы место судна.Он имеет- положение судна,а это - не одно и то же.Это сложная траектория движения судна в прошедшем времени,настоящем и будущем.

В КТИ,тех времен,разрабатывалась теоретическая часть определения места судна по конфигурации грунта.Математически это понимается,как набор массы информации,который выражается в математическом результате- место судна на планшете.Эта тема применялась только на рыболовных траулерах,где вахтенный штурман у эхолота и планшета чувствовал себя,как дома,в своей комнате.

На всех других судах,тех времен и вообще,в рыболовной навигации необходимости не было и она не применялась.Качество этой рыболовной навигации,конечно, зависело от личных индивидуальных характеристик штурмана.

Со стороны,даже умнейший специалист,самого высокого ранга,
если он не рыбак,застывает в изумлении под напором целой
круговерти абсурдов,парадоксов и полнейшего идиотства.
Но это только для него.А для рыболовного штурмана,любого ранга-
обычное дело.Он знает язык эхолота и это решает все.

Расхождение с другими судами- обычное дело для всех,
но надо чтобы ещё безопасно расходились и тралы,которые далеко
за кормой идут по дну океана.А они не обязательно идут прямо
за кормой.В зависимости от течения и дрейфа,
они идут параллельным курсом,но в стороне от линии курса судна.

При этом СРТ ,как правило,должен идти прямым курсом и на полной
мощности машины и не может уменьшать ход.Любое изменение курса
уменьшает процент работы эффекта трала и  не желательно,
а порой и невозможно или сильно ограничено натяжением ваеров.

Но курс менять нужно очень часто и почти постоянно для уклонения
трала от подводных препятствий,движения судна по изобате и по
рыбным скоплениям и для общего расхождения с другими судами и т.п.

В общем,морские дороги,для донного трала,как и вообще дороги,
очень часто непроходимы на прямом курсе,а то и вообще...
Донный трал не должен упасть в пропасть каньона или взбираться
на непроходимый утес...

Тут не до рыбачки Сони…А вообще,каждое траление,в среднем и,как
правило,по два часа,является творческим и авторским произведением
вахтенного штурмана или капитана.Нужно все анализировать,постоянно
принимать решения и не просто идти с тралом,а вести добычу рыбы.

Этот район имеет наиболее сложные условия для работы,которые
несут в себе высокие широты,но не только.С Севера спускается
вниз холодное Лабрадорское течение ,которое имеет различные
ответвления и завихрения.Это течеие несет на себе ледяные поля
с айсбергами и осколками айсбергов.

В связи с большой разницей величины и геометирии подводной части
различных айсбергов и просто больших или малых льдин,эти объекты
движутся течением с различной скоростью.

Со стороны штурману кажется,что айсберг имеет курс и скорость,
подобно траулеру.Он часто входит в ледяное поле  и вспарывает его
на ходу,как ледокол.Эта скорость может быть до 4-х узлов,т.е.
соизмерима со скоростью СРТ.Так что айсберг ведет себя так,
что заставляет любого, непременно себя уважать и быть с ним
вежливым.

Разойтись с одним айсбергом,это одно дело,а с двумя и более ,
бывает достаточно сложно и весь во внимании.Сколько бывало случаев,
что СРТ оказывался между двух айсбергов и у него вдруг-зацеп трала
за камень.Айсберги тут же начинают сближаться,чтобы раздавить СРТ.
В последний момент приходилось обрубить ваера,оставить трал
на грунте и выходить из ловушки.

Кроме айсбергов движутся,различных размеров, ледяные поля.

СРТ с тралом имеет ограниченные возможности на маневры ,кроме
того может быть зацеп трала за ,а айсберг будто того и ждал.
Сразу направляет курс к судну,а то и со своим товарищем.

Готовы зажать такое малое судно между двух гор льда и раздавить его,
как куриное.Приходилось бывало- срочно обрубить трал и выходить из этого гибельного ущелья.

К этому нужно добавить знаменитые местные туманы,
которые частые гости в этих местах,большое количество
рыболовных траулеров разных флотилий или стран,а также ,
следующие по своим маршрутам транспортные суда.

Промысловая обстановка,суточный норматив плана,общая ситуация и
все остальное были таковыми,что план брать было можно только
непрерывными тралениями днем и ночью.Ни минуты простоя.

СРТ не имел морозильной установки и рыбу сдавали,каждый на свой,
закрепленный рефрижератор,обычно к вечеру.

Рыба накапливалась весь день и сохранялась  в хорошем состоянии
на палубе СРТ в бочках,в которые слабой струей подавалась забортная
морская вода,с темрературой от 0 гдадусов и до минус 3- 4 градуса Цельсия,холодного Лабрадорского течения.

Вокруг было пространство моря,которое,в связи
с холодным течением, представляло собой гигантский
природный холодильник.И это использовали рыбаки.
Сутки непрерывных тралений и затем сдача рыбы на рефрижератор
для окончательной заморозки.

Конечно,это холодное течение играло свои шутки и
прихватывало морозом трубопровод пресной воды СРТ,
но это было не смертельно.

Рыбу,конечно, нужно было сдать своевременно и не допускать время ее
нахождения на палубе более,чем возможно.После захода Солнца рыбу
нужно было сдать непременно.

Однако,все это не является главной характеристикой вот этого района,расположенного к востоку от очень интересного
Канадского острова Ньюфаундленд.

Здесь ,по дну океана,проложены трассы групп трансатлантических
телефонных кабелей,которые связывали  телефонной связью весь Североамериканский континент с Европой.
Это,будто живые нервы,на самом пике кипучей жизни
той современности.

Не нужно иметь большого понятия и воображения о том,что это такое,
по тем временам.Это глобальная трансатлантическая информационная
инженерная конструкция тех времен на уровне новейшей цивилизации.
Физическая стоимость кабеля,коммерческая,эксплуатационная  и другие
моменты- за пределами сложных понятий.

Общий имидж,категория,значение  такого кабеля– в комментариях
не нуждаются.

СРТ имели только донный трал и работали  вблизи  проложенных
глубоководных телефонных кабелей,поэтому всегда существовала
опасность зацепа и повреждения такого кабеля,что было ,естественно,
совершенно недопустимо.

Однако скопления косяков рыбы концентрировались как раз вблизи
этих телефонных кабелей.

Коллективный разум стада рыбы быстро уловил,что
спасаться от тралов нужно именно в районе кабеля,
куда СРТ не пойдет.

Поэтому капитан СРТ работал здесь всегда на грани риска,
ибо нужно было пройти с тралом,как можно близко от кабеля,
но ни в коем случае не задеть его.Глубоководный телефонный
кабель был очень дорогим во всех отношениях,
а в такой ситуации и обстановке,был очень уязвим.

Естественно,что этот кабель не виден и его можно только
предполагать в вероятностном аспекте.Район кабеля охраняется
и контролируется с самолетов,кораблей береговой охраны и
другими средствами Канады.

В те времена на промысле рыбаки не пользовались навигационными
картами,ибо они не обеспечивали необходимой точности и масштаба.
Сразу переходили на промысловый планшет,составленный или
разработанный руками капитана или штурмана.

На СРТ 4452 тоже был такой рыболовный планшет,крупного масштаба,
своей работы,на котором был нанесен  этот кабель,по своей и
другой информации.А также другие объекты на грунте дна моря.

Трассы тралений были хорошо изучены по характерной
конфигурации грунта,на ленте самописца эхолота,было много отметок
с других судов и в общем работать было можно,если особо не мечтать,
скажем…О рыбачке Соне,как то в мае…

А самое главное,что заступивший на свою вахту,даже самый молодой,
третий штурман,имея самый малый ранг и опыт,буднично и обычно,
сразу включал свою личную творческую рыболовную навигацию,
которая,одной левой,решала все эти трудно-решаемые
или нерешаемые задачи.А второму или выше штурману-вообще флаг в руки.
Каждое траление соизмеримо с понятием авторской работы или
творческого произведения штурмана,а не просто там,какая-то вахта,
которую отстоял,да и спать.

Эта рыболовная навигация заключалась в длинной ленте
электрохимической бумаги на самописце серийного эхолота.
У этого эхолота рыбацкий штурман находится постоянно,
почти основную часть жизни,воспринимая данные записи
конфигурации грунта.Он,конечно,за такое время изучил и понимал язык эхолота.

Длину этих лент,как и количество информации, не выразить в метрах
или километрах.Эта категория длиною во всю жизнь.

Поэтому каждый удар пера по бумаге несет в себе слово или фразу
на своем языке.Этот язык,конечно,понимает только рыбак.
А,если сюда поставить штурмана с торгового сухогруза или
вместо него- огородное чучело,то результат будет одинаковым.

В памяти рыбак имеет все,как бы ни шло судно,
так или эдак,он идет по самописцу,как по знакомому лесу или
парку,а то и по знакомому.

Теоретически эта рыболовная навигация по конфигурации грунта,
привязана непосредственно к поверхности грунта земного шара
и по точности превосходит все другие,применяемые в практике,
технологии навигации,которые разработало и знало тогда человечество.

Все системы тогдашней дальней навигации были привязаны в
дифференциальных уравнениях к виртуальному идеальному шару
Земли и не могли учитывать местную кривизну и возмущения
земной поверхности.Все знают,что земной шар это не совсем шар.

Все способы навигации имеют свои случайные и систематические ошибки.А вот конфигурация грунта ,в принципе,дает только однозначный результат.Необходимо только мастерство штурмана,чтобы пройти наиболее точно.

Той рыболовной навигацией невозможно овладеть в аудиториях
и по учебникам.Этим владеет только штурман СРТ,
с потрясающей памятью набора бесконечной информации
за всю рыболовную жизнь.И ещё момент-рыболовная навигация
работает только при движении судна.

При любой остановке она может
,как бы выключаться,ибо эхолот будет пробивать одно и тоже.
Но стоит дать ход,сразу пошла конфигурация грунта,набор информации,
память и опыт штурмана и соответственно-рыболовная навигация.

Конечно,бывают участки со слабо выраженной конфигурацией и
приходится идти наощупь или наугад,включая интуицию и седьмое чувство,
но тем не менее.

СРТ 4452 с грузом свежей рыбы,порядка двух тонн,привычно
ошвартовался у правого борта комфортабельной и превосходной новой
плавбазы «ИОХАННЕС ВАРЕС».Ширков в должности капитана стоял на крыле своего мостика.

Плавбаза только что пришла в район промысла
из порта Таллинн.Команда СРТ  на палубе была готова перегрузить рыбу,
минут за 15- 20.Настроение было деловое и на уровне.

Однако оно быстро улетучилось и ее место начало занимать досадное предчувствие.

Плавбаза не спешила подавать свой стамп на палубу СРТ,
как это делалось всегда.Матросы на палубе СРТ ,привыкшие и готовые
к работе,застыли в ожидании.

Сразу после швартовки Ширков заметил на высоком крыле мостика
плавбазы- бывшего капитана «колбасника».Тот,вроде бы,был там старпомом.Такая встреча не сулила ничего хорошего.Этот капитан,легко и аросто, был мастак подставлять под свои промахи других и Ширков в прошлом имел счастье или совсем наоборот всё это испытать на своей ,не очень мощной,спине и шее.Возникло и надвигалось какое-то нехорошее предчувствие.

А это предчувствие начало приобретать реальный оттенок.
Грузовой стамп плавбаза не подавала,хотя лебедчик стоял у пульта.

В следующий момент Ширков увидел,впечатляющую картину- прямо по носу,
которая  поражала воображение.

На огромной правой лапе якоря плавбазы ,изображая длинное и гибкое
тело   серого удава или анаконды,был зацеплен,не имея сил и
возможности освободиться,трансатлантитческий телефонный кабель
в бронированной окантовке.

Это была- тюрьма для «колбасника».

Капитан «колбасника» с высокого крыла огромной плавбазы
крикнул Ширкову,-

«Отойти от борта!!!»

Большей дурости невозможно было и представить.Но это было именно так,
как всегда и везде,где был «колбасник».Уже за эти минуты стояния
можно было перегрузить рыбу одним лебедчиком,который стоял без дела.
Перегрузка свежака отработана до автоматизма и происходит быстро.
Но сюда уже сунулся «колбасник» и застопорил все дело.

На баке плавбазы боцман и матросы пытались освободить и снять кабель
с лапы якоря,но нагрузки там были запредельными ,и дело это – многих
часов и неординарных усилий.СРТ у борта был от них далеко и не мешал совершенно.

Кабель был поднят с глубины,около 90 метров,максимальными усилиями
мощного брашпиля и доступ к нему под широким подзором форштевня был
крайне затруднителен.

Стоянка такого малого судна,как СРТ у борта огромной плавбазы-
ни на что не влияла.Как позже узнал Ширков,капитан "колбасника"был на этой плавбазе старпомом.Он растерялся от своего ЧП и отгонял свой СРТ себе в убыток.Плавбаза не получит рыбу со своего СРТ.Полное идиотство сопровождало этот кадр все время на видимости Ширкова.

Но «колбасник» видел только кабель и свою возможную тюрьму,
глаза в глаза,если его сейчас засекут с самолета или корабля
береговой охраны.Здесь была большая и критическая навигационная ошибка капитана плавбазы при постановке на якорь.Якорь был отдан прямо на кабель.Кроме того здесь была полнейшая глупость,потому что отдавать якорь было необязхательно.Погода хорошая и можно было работать в дрейфе.Даже более предпочтительно и более грамотно.

Объяснить что-то «колбаснику»,который никогда раньше не работал
на плавбазе и был,в этом деле сплошным нулем было бы трудно,да и невозможно,ибо он находился высоко наверху ,где-то за козырьком мостика.
Он был,до дикости,тупой,труслив и напуган.В его голове летали мыслишки,и гляделки выискивали возможность,на кого бы всё это свалить.

Может снова на Ширкова. »Колбасник» был в этом деле мастак.

Ширков выходил в рейс старпомом,но штатный капитан ушел в порт по болезни.Поэтому сейчас он совмещал две должности и был здесь капитан,но не был ещё утвержден по всем статьям.

В общем то по возрасту,27 лет, и опыту работы Ширков ожидал утверждение капитаном СРТ в ЦК,Главке и т.д., на постоянной основе после этого рейса.
Лишние неприятности сейчас были совсем не нужны.

Матросы плавбазы ослабили швартовы и СРТ 4452 отошел от борта
с грузом хорошей столовой рыбы,которую нужно было немедленно
сдать на переработку или она неизбежно потеряет стандарт и пойдет за борт.

Вот этот момент Ширков помнит по сей день.Ещё раньше,в Эстрыбпроме,
много крови попортил ему капитан «колбасника».Но,сейчас,
когда он отогнал СРТ 4452 со свежей рыбой ,
которую нужно было перегрузить немедленно,
это превышало все жуткие впечатления.

Рыба была в бочках,их всего 20,открытые сверху.Команда траулера
перевернет их в стамп в считанные минуты.Этот стамп не подали
на палубу СРТ и отогнали его от борта.Можно много сказать про
этот момент,но это все будет ничто,от того,что было в сердце капитана.

Добытая со дна океана рыба,это продукт, и суточный результат
тяжелейшей работы всего экипажа,двигателя,всего судна,вместе с 
авторскими усилиями,включая седьмое чувство, всех сил штурманов и
капитана и плюс риск.

А самое главное для капитана СРТ это был суточный норматив госплана.
Если эту рыбу придется выбросить,то завтра надо брать два норматива.



Каким то чудом Ширкову удалось в течение часа блужданий,сдать рыбу
на чужой рефрижератор.

А плавбазу «Иоханнес Варес» в этом районе уже никто больше не видел.Плавбазу ушла в другой район от греха подальше.Кабель мог быть деформирован и частично повреждён.»Колбасник» унес свои ноги,куда подальше.

Ширков, вмиг,как на тарелочке,увидел всю нелепость ситуации.Конечно,"колбасник" не владел рыболовной навигацией СРТ и поэтому сразу влип в историю.

А ведь новейшая плавбаза имеет весь комплекс самых современных
приборов,каких нет и никогда не будет на СРТ.

Там четыре штурмана,плюс сам капитан-директор и его первый помощник.
А ещё там есть-штурман экспедиции,правда Ширков так и
не понял,что он там делает.Так вот вся эта куча народа,во главе с капитаном,нацепив на рукава золотые нашивки,как у адмиралов,
были там нулями.

Капитан плавбазы не сумел выполнить простейшую операцию,как постановка
на якорь и сразу зацепил дорогостоящий кабель.

Такое невообразимо дорогое и мощное навигационное обеспечение
плавбазы не использовалось,должным образом,по причине низкой
квалификации и они не могли тягаться с простейшей
рыболовной навигацией ржавого СРТ.На плавбазе не было рыбака,
а значит и не было рыболовной навигации.
А работа с тралом,постановка,выборка и движение-
в разы превышают по сложности какую-то постановку на якорь.

Ширков не знал и не мог знать,в какой степени «колбасник» повредил тот кабель,который не был рассчитан на такие физические перегрузки,изломы и растяжения.Какие-то повреждения там неизбежны.А в случае чего,
естественно,все шишки полетят на траулера,которые здесь работают.
В те времена и сейчас тоже, советское рыболовное судно могло быть
арестовано по любому поводу и без повода.

СРТ 4452 некоторое время продолжал работать в этом непростом
районе,вблизи телефонных кабелей.Сменить район было невозможно,
потому что здесь оставался назначенный  рефрижератор для сдачи рыбы.
Да и рыба здесь была.

Однажды Ширкову пришлось зайти в удивительно чистый и красивый
порт Сент Джонс,что расположен на острове Ньюфаундленд.Необходимо
было оказание в стационаре медпомощи матросу.Стоянка предполагалась
всего порядка 2 часа и экипаж на берег не выходил.

После оформления необходимых документов и ухода с борта властей порта,
Ширков раслабился и задремал в кресле.Но через час к трапу подошла
красивая иномарка ,с какими-то впечатляющими фирменными знаками
и трое респектабельных чиновника поднялись на судно.

Это могло означать только одно.Конечно,комиссия, по проверке,
расследованию ЧП с кабелем и т.п.В общем,крупные неприятности за кабель,
который повредил "колбасник".

У Ширкова в глазах сразу вспыхнула та фотография с анакондой
и серым удавом телефонного кабеля на лапах якоря плавбазы и
растерянный на мостике «колбасник».

Как он подставил целую группу траулеров и сейчас лично Ширкова.Капитан "колбасника" натворил делов и смылся,а теперь все кошки могут сейчас накинуться на капитана СРТ.

Капитаны рыболовных траулеров отлично знают,каково испытать,
когда в инпорту оказался один на один с комиссией инспекторов
иностранного государства.Бывало сразу наручники и в каталажку.

Эта комиссия обычно в беспределе нацелена на запредельный штраф,
арест,а то и в наручники...Это их работа,цель и задача-
охранять их законные интересы,богатства моря и все остальное у их берегов.

Этот СРТ- 4452 ,конечно,зафиксирован,что несколько месяцев работал вблизи трансатлантического кабеля.Практически невозможно поверить,что ни разу не задел кабель в толще воды на большой глубине...на течениях,дрейфе с айсбергом...Да что там...

Ну,если не он,то другие- точно задевали.Кто поверит,что не задевали,
потому что не задеть тут кабель- просто нереально.Да и задевали некоторые иногда.Но трал- это не лапа якоря,там есть возможности чисто освободить тросы.

Это все никому не нужно,никто в это не поверит и не захочет верить.У комиссии свои задачи,цели,желания и,самое главное- любые беспредельные карательные возможности и все полномочия.Виноват капитан или нет- это уже не имеет значения.

А то что здесь Ширков со своей рыбацкой навигацией,так это такая липа или муть,которая годится только полным идиотам и остолопам.Этого всего нигде не найти в учебниках,потому что такое идиотство находится за гранью полного абсурда,которого не может выразить никакой вразумительный текст повествования.
Тем более,что почти так оно и было.

СРТ-4452,который никогда не трогал кабель,ни сейчас,ни потом,
стоял у причала тепленький и,как на тарелочке,готов для комиссии.
Тут все было ясно,можно проверять или не проверять,а то и  сразу сажать.
Ведь здесь,у кабеля,со всем своим идиотством и неумением,
побывал колбасник.


Джентльмены в дорогих костюмах,с этикетками и визитками, зашли в каюту и положили на стол несколько предметов.

Они с улыбками и доброжелательным видом,каждый поочередно,пожали Ширкову руку.

Капитан пока ещё ничего не понимал,предполагая ,что это может означать...Возможно они предлагают ему купить
эти предметы.

Ширков поблагодарил и пояснил,что он  в этом рейсе не имеет денег совсем.

Члены комиссии переглянулись между собой и пояснили капитану ,
что они от руководства Трансатлантической Телефонной Кампании.

«Мы давно знаем Ваше имя! Там,где Вы,судно работает надлежащим образом.
Мы спокойны за кабель,там,где Вы.

Eastern Telephone and Telegraph Co. благодарит и награждает Вас этой премией!»

На столе,в фирменной упаковке,лежал,чудо тех лет-
портативный кассетный магнитофон- радиоприемник,новейшего поколения.
Рулон из трех карт,меркаторской проекции, с точнейшим нанесением трасс телефонных кабелей.Эти карты были в обычной морской меркаторской
проекции и не могли заменить планшет.Но,конечно,не были лишними.

По тем временам,подарок был просто королевский и,главное,почти ни за что.
СРТ работал в своем обычном стиле и ритме,но...

Капитан отошел от своего напряжения и с удивлением увидел,
что каждый из этих начальников считал за честь пожать руку
классному мастеру высокоточной промысловой навигации.
Это было неподдельное восхищение высшим пилотажем рыболовного мореходства,которое показал этот СРТ-4452.

А ещё вот эта зажигалка,всемирно известной фирмы ,
которую Трансатлантическая Кампания Канады заказала
и изготовила лично для капитана СРТ.Возможно,в единственном экземпляре.Гравировка на чистейшем и литературно-грамотном
русском языке.

Во всяком случае,раньше и позже,ничего подобного Ширков не слышал
и никогда не видел такой зажигалки у других капитанов.
А судов заходило и заходит в этот порт Сент Джонс много.

Вообще в морском рыболовстве,как правило, системно: аварии,конфликты,аресты,штрафы,суды и тому подобное.

А здесь вот,на этом невеселом фоне,как бы,совсем нелогично и неожиданно- премия или награждение.Это ж,какой класс мореходства они увидели,если появилось желание сделать приятное капитану рыболовного судна другого государства.

А ещё.Ширков,даже сейчас,перед своими глазами,пока ещё,не нашел аналога такого случая во всей истории промышленного рыболовства,за почти пятьдесят лет своей работы на море.Но,может быть,аналог ещё найдется,время ещё есть.Тем более,что капитан ни на что не претендует,кроме того,что есть...

В основном было совсем другое.В Африканских тюрьмах и США сидели знакомые рыбацкие капитаны,в том числе и однокашники.Они,как правило,потеряли там здоровье и уже попрощались с белым светом,и,успокоившись,ушли в другой мир...

А этот мир суров, беспощаден и,в основном справедлив,но не всегда...
Свое начальство и некоторые коллеги скрежетали зубами,и очень хотели досадить Ширкову,бывшему отличнику Таллинской мореходки.Но инспекция иностранного государства оценила его,как мастера высшего пилотажа на фоне десят
ков траулеров вокруг.

Ширков не курит и эта зажигалка сохранилась.Чиновники Канады оставили коробку с другими зажигалками,по числу членов экипажа.Тоже красивые,каждый матрос получил.Но то были обычные,серийные.А вот такая зажигалка для капитана,была особенная и не такая,как все.И только одна...

Бывший отличник,с блеском,Таллинской мореходки ММФ был сторонник грамотной работы на море и эта зажигалка воспринималась,как пятерка с плюсом,напоминая былые времена юности.

Капитан брал её иногда на вечер в ресторан,как то на Новый год.Эта зажигалка,единственная в своем роде,стояла рядом с бокалом искристого шампанского,привлекая взор всех вокруг.Она тоже была в празднике и выражала какую-то таинственную загадку в изумительно красивом стиле.А этот стиль соответствовал,прежде всего,капитану,но не только...А всем таким,как он и она.

К столику подходили Таллиннские джельтмены,капитаны судов и
великолепные дамы в вечерних туалетах.Да просто прикурить,именно от этой зажигалки.

Какой-то местный коллекционер просто обалдел от сияния этой заморской красавицы...Вся его коллекция померкла и потускнела...

Ширков,мягкий по характеру,под праздник и настроение,мог бы отдать
любую красивую зажигалку.Что уже и бывало.Но только не эту.

Такая только одна.Она той же концепции мореходства,что и капитан.

В этой,великолепного стиля,зажигалке есть какая-то тайна,сложное морское событие,в котором они были вместе и теперь она будет радовать глаз только своего капитана...

Она просто не согласится на что-то другое,она потускнеет,сломается,потеряется или ещё что...

На немой вопрос лица и глаз коллекционера,Ширков промолчал...

Она и сейчас занимает почетное место, в серванте за стеклом дверцы,главной комнаты капитана,похожей на кают-кампанию корабля.

От этой красивой зажигалки ,будто таинственный зеленый луч,исходит красивая энергетика.

Память и зажигалка приветствуют класс промыслового мореходства,который был проявлен СРТ-4452 на лучшем уровне,в абсолютном и относительном отношении.
А именно,перед глазами иностранного государства...Но не только это.Траулер работал примерно так,как и все.Но они заметили что- то ещё...То,что Ширков не может объяснить,а можно только неясно почувствовать и предположить.Изо всех выбрали именно его...

Так получилось,что очень неожиданно,совершенно независимым моментом,рядового и ничем не примечательного капитана, заметило тогда и решило отметить,далеко не дружественное,но высоко-порядочное и высоко-грамотное иностранное морское государство,на том берегу Атлантики.На их флаге ,элегантный и,почти романтический,бесподобно красивый,кленовый лист...

Ширков закончил этот рассказ и вошел в свою главную комнату,похожую на кают-кампанию корабля.На своих местах морские атрибуты: именной бинокль,секстан,морские часы...Мастер высшего пилотажа ювелирной рыбацкой навигации был,со всем этим,в полном взаимопонимании.

В луче заглянувшего сюда,неяркого северного Солнца,возник зеркальный блик великолепного металла.
Видавшего виды испытанного классного морехода приветствует вот эта памятная зажигалка.

Благодарю за внимание.

На иллюстрации:  именная зажигалка капитану СРТ- 4575 Ширкову от Трансатлантической Телефонной и Телеграфной  кампании,лицевая и обратная сторона.

                Стамп- специальная бочка из нержавейки,открытая сверху,
                на тросе от крана и лебедки для перегрузки свежей рыбы
                с траулера на плавбазу.Емкость ,как правило,
                порядка 1-й весовой тонны.

                "Колбасник"- абсолютно презираемое рыбаками,самое вшиво-паршивое судно "Эстрыбпрома тех времен.