Мои собаки

Виктор Коноплёв
Виктор Коноплев
                МОИ  СОБАКИ

               
                У меня была собака  -               
                Я ее любил.               
                Она ела мое мясо -               
                Я ее любил.               
                Она писала мне в тапки -               
                Я ее любил.               
                Она сгрызла мою шапку -               
                Я ее любил…               
                И сказал я той собаке:        
                «Видишь, все терплю!»          
                И ответила собака:               
                «Я тебя люблю!»               Игорь Иртеньев


   Летом 1945 года я, 7-летний мальчишка, шел с мамой по улице небольшого прибалтийского городка Талси. Навстречу появился солдат с красивой немецкой овчаркой. Меня поразил ее взгляд, проникающий в меня, как нож в масло. Взгляд был умный и печальный. Повидимому, он проник и в маму. Она спросила солдата, куда он ведет собаку. Приказали застрелить, ответил тот с грустью, и внимательно посмотрел на нас. И опять проникающий, но уже взгляд человека с немым вопросом и надеждой. Вот она телепатия!
Мама предложила отдать собаку нам, на что солдат с радостью согласился. Так в моей жизни появился мой главный первый друг – любящий и преданный. Вообще то у меня было множество друзей, среди которых я, единственный мальчишка, жил в военном отряде. Это был геодезический отряд, которым командовал мой отец. Офицеры и солдаты, прошедшие только-только закончившуюся войну, повидавшие жизнь и смерть, скучали по дому и относились ко мне по-доброму.
По профессии собака была миноискателем. При взрыве ей выбило несколько зубов, и она была выбракована. Мы назвали ее Миной. Поселилась она в нашем домике вместе с нами. Она тут же поняла, что ее новая служба – оберегать нас и нашу обитель. Эту роль она выполняла профессионально, несмотря на знакомства и явный подхалимаж к ней, частенько приходящих к отцу офицеров.
Из Риги прибыл офицер-нарочный с пакетом. Прежде, чем идти в штаб, он заглянул к нам. Мина его совершенно не страшила – он много раз бывал у нас, и овчарка относилась к нему спокойно, без малейших признаков угрозы. Более того, она позволяла ему гладить себя и трепать по шее. Однако, все это происходило в присутствии хозяев. Теперь же в доме никого не было. Поведение собаки резко изменилось. Она впустила его, а на приветствие вежливо помахала хвостом. Тем не менее, когда он направился к выходу, преградила путь, оскалила клыки и зарычала. Капитан вынужден был около часа дожидаться возвращения кого-либо из хозяев. Дружба – дружбой, а служба службой!
Как и большинство детей этого возраста я позволял себе различные шалости. За одну из них получил подзатыльник от ефрейтора Н. Возмущенное самолюбие заставило меня искать способ отмщения. Дождался, когда все уехали в поле, а ефрейтор остался дневальным, я запер его в сортире. Когда же он через час – полтора получил свободу, то бросился меня искать, дабы рассчитаться за содеянное. Не рассчитался – Мина встала между нами и «строго запретила обижать ребенка». С тех пор моя любовь и преданность собакам сопутствовали всю мою жизнь. А в этой жизни их было еще шесть: спаниель, черный терьер, фокстерьер и три вельштерьера.
Все они были прекрасны, очаровательны и обожаемы мною. Но «самыми-самыми» оказались вельшики. Познакомили меня с ними Владимир Гаврилович Гусев и его жена Елена Сергеевна. Именно они первыми завели эту породу в России. Великолепные профессионалы-кинологи и прекрасные умные люди, они существенно не только увеличили мою любовь к собачьему племени, но и ознакомили с целым рядом правил и знаний в обращении с ними. Все это позволило мне через некоторое время найти полное доверие и взаимопонимание, вплоть до телепатического, с моими питомцами. Вот одна из историй.
Осень. Сижу печатаю годовой отчет. Как всегда, надо было сдать «к позавчера», отсюда спешка, нервотрепка и пр. Юная сучонка-вельшик Флинта в сотый раз подходит и требует прогулки поскуливанием и ударами лапы. Прошу потерпеть – «вот только абзац закончу и пойдем». «Абзац» растягивается до нескольких страниц. Тягостная тишина отвлекает от нескончаемого «абзаца». Рядом со стулом сидит Флинта с поднятой и немного отведенной передней правой в сторону. Мгновенно вспоминаю – несколько недель назад она спрыгнула с дивана на скользкий паркет и потянула мышцы этой лапы. Опять беда? Поникшая голова собачонки подтверждает догадку. Хватаю ее на руки, говорю нежные слова, оглаживаю, всячески пытаясь извиниться за свое невнимание. Выношу на улицу и бережно опускаю ее на землю. Как расправленная пружинка она начинает носиться вокруг меня с радостным лаем. Удивление сменяется догадкой – притворялась, обманула! Ну, хитрованка!
Флинта в дальнейшем оказалась прекрасной охотницей: смелой, трудолюбивой, вязкой, азартной. Дважды Чемпионкой России по полевым испытаниям. После первой притравки я написал в Киев письмо владельцам кобеля – отца Флинты. Каково же было мое изумление, когда спустя пяток лет мне в руки попал украинский журнал «Твоя собака» (№2. 2002 г.) Вот этот текст:
                ЗАПИСКИ  ОХОТНИКА       И С П Ы Т А Н И Е
Вниманию читателей предлагается письмо В. Коноплева, любезно представленное редакции Б. Костржевским, владельцем кобеля вельштерьера по кличке «Арон з Поддуби», дочерью которого и является «героиня» повествования – Флинта. Мы даем письмо полностью, без купюр, так как считаем, что динамика повествования и образность описания первых шагов охотничьей собаки породы вельштерьер по кличке Флинта заинтересует наших читателей. Упоминаемая в рассказе Фифка – мать Флинты – никогда особенно не блистала в роли охотничьей собаки, и тем больше была радость владельцев, когда ее дочери от Арона – Флинта и Фея – оказались прекрасными охотниками. В. Коноплев описывает работу собаки в искусственной норе. Агрессивное отношение к зверю генетически заложено в крови породистой охотничьей собаки. Но охотничью страсть все равно необходимо пробудить и научить молодую собаку охоте. Эта учеба у норных собак называется притравкой. Ее смысл – дать собаке возможность вступить в контакт со зверем вначале в искусственной норе, чтобы охотник мог корректировать поведение пса, вмешиваться в его работу, тем самым оберегая и собаку, и зверя от излишних травм.
                ---ооОоо---
     Испытание началось в середине третьей декады марта, когда родилось шесть щенков.
Роды начались в 23 часа и к 3 часам ночи, когда щенков было уже пять, и подошло время отвозить Люсю в аэропорт Домодедово, казалось, что они окончились. Не тут-то было! Вернувшись к 7 часам утра домой, я обнаружил шестого! Четыре кобелька и две сучонки. Вставив по спичке в каждый глаз (чтобы не уснуть), я отправился на работу.
С этого все началось… Испытание на выдержку и выносливость.
Погулять, покормить, сбегать в магазин. Вы не бывали в столичных магазинах в период перестройки? Говорят, будет еще лучше. Питерцам хорошо, они отрепетировали уже, а теперь шутят – мол, пережили блокаду, переживем и перестройку. Ох уж эта самоуверенность! Так вот, в магазинах будь-будь, но порошковое молоко было и Фифка с голоду не умерла. А шесть пиявок впивались, как вурдалаки, и на третий день Фифка пряталась от них на кровати. Флинта с огромным любопытством наблюдала сперва издали, потом вблизи, а затем пыталась не подпускать Фифку к щенкам. Это означало потасовку. Так что и днем не всегда поспишь.
А жизнь шла своим чередом: вернулась Люся и взяла часть забот на свои хрупкие плечи. У нас с Флинтой появилась возможность ездить на притравки. Тут Флинта проявляла мощную заинтересованность и энергию, она рвалась в нору и ничто не могло ее отвлечь от этого. «Господи, ведь перегорит на испытаниях», - вздыхал я.
«Ну и напор», - говорили егеря. Ее сестра Фея вела себя точно также. Их приметили. К нам (владельцам) отношение стало благожелательное и отличительное. Попробовал съездить на другую нору - тот же эффект: рвется в бой и не желает уходить, как бы ни уставала.
На недельку уехали в деревню. Утром пришел сосед и попросил поискать подраненную девять часов назад лисицу. Взял обеих собак. Пошли. Причуяли. Спустил. Через пять минут Флинта заорала, как "по зрячему" на зверя. Побежал через кусты. Обогнала Фифка. Подбегаю – Флинта держит лису по месту, а Фифка прихватывает сзади. Ай да собаченок!
В Озерецкой притравил по еноту. Флинтуха взяла его по месту. Он включил «задний» ход. Она упирается всеми четырьмя, но вес-то маловатый - он ее как паровоз тянет.
Короче, прошел месяц со дня рождения щенков. Образовалось три желания – выспаться, выспаться и выспаться. Но не тут-то было - на праздники надо отвозить стариков на летние квартиры. Погрузил их барахлишко – рессоры аж выгнулись. Сели сами – рессоры обиделись еще больше. Поехали. Привезли. Выгрузили. Погрузили на катер (с боем, потому как катер один, а людей…). Поехали из Кимр к себе в Вышний Волочек. Тринадцать часов за рулем и все-таки приехали. Натопил печь и спать. А рано утром опять в машину и в Волочек на испытания.
Приехали в числе первых. Пустил Флинту по пустой норе – пусть посмотрит, что и как. Через два больших и два маленьких круга снял. Она в истерику – «тут же пахнет, что-то где-то есть, пусти - я поищу». Поехали в город (а то с ума сойдет) и через час вернулись.
Народ уже собрался. Идем с Флинтой записываться. Местные остряки начали упражняться: «Куда же такую шмакодявку повели? Да лиса ей голову откусит». «Погодите, ребята, мал клоп, да вонюч» - отвечаю. Решили, что поведет Флинту Люся.
Приехали две ленинградки с пятью собаками. Пустили двух собак: работают вяло, стоят. Никакого интереса. Это подогревает местных острословов. Негромко сыпятся комментарии в адрес собачат и их хозяек. Затем пошел местных фокс. Тоже без диплома. Ну и фон! Ну и начало! Смотрю на Люсю – бледнеет. Как раз Флинту и вызывают. Пошли обе, но по-разному – Люся дрожит и в лице меняется, а Флинте дрожит и «рвет на себе тельняшку». Открыли шибер на входе. Тут началось!
Со скоростью бешенного поросенка , повизгивая от избытка чувств, Флинта пулей несется в полутора-двух метрах за лисой. Одна восьмерка, другая. Скорость не падает. Третья, четвертая…
Замер народ у забора. Смолкли разговоры. Уж больно силен контраст!
Лису перекрыли. Размен. Второй раз – второй размен. Третий – третий размен- -причем все молниеносно. Четвертый! Флинта взвизгнула. Значит ей «отоварили». Как она отнесется к этому? Не сдрейфит ли? Пауза на фехтовании, возня. Есть четвертый размен! Пятый раз запирают лису – фехтование – размен. Шестой! Фехтование – размен! Седьмой!!! Фехтование – размен. Еще немного  - и Люся упадет в обморок… «Снимайте собаку», - третий раз говорит судья Люсе. «Чего?» - не понимает она. «Валидолу ей!» - кричат из толпы. Наконец-то поняла, взяла Флинту». Да я еще семьдесят семь сделаю разменов!» - вырывается Флинта.
ДИПЛОМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ!
Двое суток мы отсыпаемся все: Фифка после щенков. Люся после Флинты. Флинта после первого в своей жизни диплома, я – после них всех. Испытание выдержали.
И только в далеком «Матери всех городов» Киеве достославная семья живет в полном неведении о том, что свершилось еще одно «чудо света» - их доченька Флинта.
О чем и спешим сообщить!
Поздравляем Вас с праздником, желаем Вам здоровья и исполнения Ваших замыслов.
С уважением В.Коноплев.
                ---ооОоо---
Несколько слов о телепатии среди животных. Приехали под Дмитров на притравку своих вельшей. Чтобы скоротать время ожидания своей очереди прогуливаюсь по территории станции. Наблюдаю сцену: к дереву привязан цепью медведь. Довольно крупный. Ходит вокруг дерева, что-то лапой подковырнет из-под листьев и опять тоскливо ходит туда-сюда. Мимо проходят владельцы зверовых лаек – идут записываться. На поводке их собаки прямо из шкур выпрыгивают с лаем до хрипоты при виде медведя. Он на них ноль вниманья, фунт презренья. И вдруг мишка насторожился, прижался спиной к дереву и принял оборонительную позу. Через несколько минут из-за глухого забора показался охотник с лаечкой. Увидав медведя шерсть у нее на загривке встала дыбом. Идет молча. Во время притравки она была единственная, кто дал бой мишке. Все остальные, спущенные с поводка, теперь делали вид, что они не замечают медведя, что их интересуют падающие листья, плывущие облака и т.п. Мишка также не обращал на них внимания. Как медведь заранее, даже не видя своей спарринг-партнерши, смог угадать, что именно с ней будет главный бой? Телепатия?
Точно также и лисы совершенно четко определяют ту собаку, с которой будет схватка. Еще до того, как собаку пустят в нору! Телепатия?