Там, где небо встречается с морем

Андрей Худорожков
   
     Теплый морской ветер нежно гладил седые волосы  пожилой женщины, которая сидела на лавочке на берегу моря и смотрела вдаль. Вечерело. Солнце заходило за горизонт, все труднее  было что-либо разглядеть, но она продолжала смотреть вперед, не мигая, как будто видела то, что могла видеть только она одна.
- Бабушка, можно я с тобой посижу? - маленькая рыжеволосая  девочка подбежала и обняла женщину.
- Ну конечно, котенок, садись. Посидим вместе, здесь так хорошо и спокойно.
- Скажи, а ты куда смотришь?
- В синеву неба и моря, туда, где небо встречается с морем.
- А разве ты что-нибудь видишь? Ты же слепая?
- Если бы твой дедушка слышал эти слова, он бы тебя отругал. Он никому не разрешал говорить, что я слепая.
- Ой, бабушка, прости меня, пожалуйста, я не хотела тебя обидеть.
- Да что ты, мое солнышко! Я ведь, и правда, слепая. Я родилась слепой и так прожила всю свою жизнь, но, несмотря на это, твой дедушка научил меня видеть и радоваться  жизни. Это место мне очень дорого и о много напоминает.
- Бабушка, расскажи мне о себе.
- Ну, слушай. – пожилая женщина обняла девочку и начала свой рассказ.

***
     «Я родилась далеко отсюда в глухой  деревне за тысячу километров от этого места. Родилась слепой, мне не дано было ощутить радость видеть голубое небо и зеленую траву, разноцветье полевых цветов. Мой отец рано умер, а мать была тихой беззащитной женщиной. Чтобы выжить в те суровые времена, она вынуждена была второй раз выйти замуж. В доме хозяйничал отчим, который за малейшее непослушание жестоко избивал мать, очень часто и мне перепадало. С раннего детства, несмотря на то, что я была слепая, я помогала по дому, хорошо ориентировалась в пространстве. А когда появлялась свободная минута, любила сидеть на завалинке и слушать пение птиц или стрекотание кузнечиков. Я не могла видеть, но я внимательно слушала окружающий меня мир. И вот однажды, когда летним днем я вышла на улицу и села на лавочку, кто-то сказал мне:
- "Привет. Как тебя зовут?"
- Олеся. А тебя?
- А меня Ваня. Мне скоро десять будет. А тебе?
- А мне только недавно девять исполнилось.
- Значит я старше.
- А ты где живешь?
- В соседней деревне. Иду на станцию, товарный встречать, я люблю смотреть, как поезда едут. Пойдешь со мной?
- Меня мама не отпустит.
- Почему?
- Потому что я слепая.
- Как это? И ты ничего не видишь?
- Не вижу. Я такая родилась, для меня все, что меня окружает, черное.
- Так не бывает! Вот небо - синее, а облака - белые, трава - зеленая, а цветы - разноцветные. Я сейчас тебе принесу букет. - И Ваня побежал рвать полевые цветы, которые росли вокруг дома. - Смотри, это ромашки: серединка у них желтая, а лепестки белые, а вот василек - он голубой, как небо или как море.
- А ты видел море?
- Нет, но обязательно увижу. Еще немного подрасту и убегу к морю, я буду капитаном, и буду плавать на корабле.
- Как бы я тоже хотела побывать на море.
- А давай поедем вместе.
- Меня не пустят.
- А ты с кем живешь?
- С мамой и отчимом. Он очень злой, часто мамку бьет и меня, когда выпьет и называет меня обузой за то, что я слепая и не могу работать.
- А ты что же ничего не можешь делать?
- Почему не могу, я и готовить могу и суп варить, и в доме убраться.
- Так какая же ты слепая? А ты слышишь, как ветер колышет ветки деревьев, это березовая роща, листья у берез зеленые, а стволы  бело-серые.
- Как бы я хотела все это увидеть.
- А я с бабкой живу. Сварливая старуха, я убегу от нее на море.
Из дома раздался женский голос, который звал Олесю.
- Меня мама зовет, я пойду, а ты приходи еще.
      С тех пор Ваня часто навещал Олесю, они много разговаривали, и Ваня удивлялся, как человек, который никогда ничего не видел, мог так хорошо воспринимать окружающий мир.
- Это тебе. – Ваня протянул букет ромашек Олесе.
- Это ты, привет. Я тебя ждала. – Олеся взяла букет и понюхала. Спасибо, это ромашки, я знаю, как они пахнут, в середине они желтые, а по бокам лепестки беленькие.
- Верно! А говоришь, что не видишь.
- А твои волосы какие?
- Мама говорит золотые.
- Правильно, золотые. Может  глаза твои и не смотрят, но ты все видишь.
- Правда?
- Конечно. А глаза у тебя голубые как небо.
- Мне никто этого не говорил.
- Теперь будешь знать. А хочешь, я буду твоими глазами?
- А как это?
- А так. Просто я буду всегда рядом.
    Дверь дома отворилась, и на пороге показался лохматый небритый мужик. "Отчим", сразу определил Ваня.
- Олеська, а ну марш домой, что у тебя дел нет. Ты с кем тут беседу ведешь? Получишь у меня. Думаешь, если слепая, то я должен тебя задарма кормить? Смотри у меня. - И мужик сжал кулак.
- Она не слепая. И не смей ее трогать. - Ваня поднялся со скамейки,  глядя на мужика в упор.
- А это еще что за защитник такой выискался? Сопляк! - Мужик пошел  по направлению к Ване, но тот не тронулся с места. Мужик схватил Ваню за грудки и хорошенько тряхнул, но, вскрикнув, разжал руки.
- Ах ты, стервец! Укусил, однако. - Мужик взял оглоблю и двинулся на Ваню.
 Ждать когда огреют оглоблей Ваня не стал, и отступил  на несколько шагов.
- Еще раз увижу с Олеськой – убью. – Олесин отчим погрозил Ване кулаком.
- А еще раз ее обидишь, я тебе камнем голову разобью. – Для верности Ваня поднял камень с дороги и бросил в сторону березовой рощи, повернулся и пошел.
     На сём их спор закончился. Отчим вовсе не испугал Ваню, наоборот, теперь Ваня еще чаще стал приходить и интересоваться как у Олеси дела, не обижает ли отчим. В свою очередь Олеся боялась, как бы Ване не попало от отчима, и старалась выходить на улицу только тогда, когда отчима не было дома, чтобы они не могли встретиться.
      Но вот как-то неожиданно их встречи прекратились, это очень тревожило Ваню, и он осмелился перелезть через забор и постучать в окно. Долго никто не отвечал, а потом появилось испуганное лицо Олеси. Она тихонько открыла окно.
- Олеся, ты почему больше не выходишь на улицу? Что-нибудь случилось?
- Моя мама умерла, ее неделю назад похоронили. Отчим запретил мне выходить на улицу.
- Нечего тебе с ним жить. Я решил уехать к морю, а то скоро холода начнутся, ты поедешь со мной?
- Поеду.
- Собирай в дорогу самое необходимое. Завтра на рассвете я за тобой приду.
- Я буду готова, а сейчас ступай, а то отчим проснется.
      Ваня еще издали заприметил, что что-то случилось неладное. Он и так шел быстро, а, увидев, что из Олесиной избы валит дым, побежал, что было сил.
- Лесенька!!! – Ваня кричал, бегая вокруг дома, дверь была заперта изнутри, пришлось разбить камнем окно. От дыма ничего нельзя было разобрать, на кровати валялся пьяный отчим, Олеси в комнате не было. Ваня пробежал в коридор и там увидел ее на полу. Олеся накрылась тряпкой с головой. Ваня открыл дверь изнутри и вытащил ее на улицу. Оказавшись на свежем воздухе, Олеся быстро пришла в себя, она была в ботинках и в ночной рубашке.
- Я не успела одеться – пыталась она оправдаться - отчим всю ночь пил и курил, а потом упал, и опрокинул лампаду, и все вокруг загорелось.
- Его мне не под силу вытащить. Знать, такая у него судьба. Ничего, главное ты жива. У меня с собой в котомке еще рубаха и штаны. Она тебе будет велика, но другой нет. Когда Олеся оделась,  Ваня посмотрел на нее и  сказал:
- Нам придется тебе отрезать волосы, двум пацанам будет легче. Ты будешь моим братом. Зовут тебя теперь не Олеся, а Олесь. Поняла?
- Да.
     Ваня взял косу, которая стояла у дома, и стал резать волосы. Он резал, а Олеся не сопротивлялась, но плакала.
- Ты чего ревешь? Больно что-ли?
- Нет, волосы жалко. Маме они очень нравились.
- Ничего, волосы отрастут заново. Надо спешить, нам идти часов пять, не меньше, поезд ждать нас не будет.
     Ваня взял Олесю за руку и двинулся вперед, он хорошо знал дорогу до станции. Он был очень серьезен,  поскольку чувствовал, что отвечал не только за себя, а еще за Олесю, которая была беззащитна как летний одуванчик. Достаточно было подуть ветерку, чтобы его сломать. Постепенно к нему приходило осознание ответственности момента, он понимал, что впереди их ждут серьезные испытания. Олеся же напротив впервые в жизни почувствовала, что рядом находится ее защитник, если и не самый сильный в мире, то  уж точно самый храбрый. Это придавало  уверенности, и она спокойно смотрела в будущее. С коротко стрижеными волосами она была похожа на мальчика лет шести, не старше. Она была на голову ниже Вани, а с подвернутыми штанами и рукавами рубахи смотрелась еще младше.
     Товарный поезд стоял ровно пять минут, и за это время нужно было незаметно подобраться к нему и залезть в вагон. Ваня и Олеся заблаговременно прибыли на станцию, ждали не долго – минут десять. В этот раз товарняк вез уголь насыпью. Не очень приятно было ехать в вагоне с углем, но делать было нечего. Беглецы благополучно забрались в вагон, и поезд тронулся.
     На следующий день утром поезд прибыл на конечную станцию, ребята выбрались из вагона, но попали прямо в руки мужчин в кожаных куртках. На станции была облава, ловили беспризорников и отправляли их в детдома. А те не понимали своего счастья и разбегались по углам как тараканы, предпочитая голодную и холодную, но свободу.
- Попались, пацаны. – Мужчина в кожаной куртке держал руками Ваню и Олесю за шиворот. Да не брыкайтесь, вас отмоют, накормят. Смотри, какие чумазые, а мелкий, кажись, слепой?
- Никакой он не слепой. – Ваня вступился за Олесю. – А потом изловчился и выскочил из рук мужика.
- Ах ты, чертенок! Удрал, окаянный!
- Ладно, давай хотя бы малого определим в дом слепых. – Олесю он держал крепко, да она и не сопротивлялась, не зная в какую сторону ей бежать. Потеряв Ваню, Олеся расплакалась, а Ваня убегая кричал ей. - Ничего не бойся, я тебя найду!
      Олесю определили в дом слепых, отмыли, переодели, накормили, а ночью когда все легли спать, она услышала хорошо ей знакомый голос – Лесенька, ты где?
- Я знала, что ты меня найдешь и заберешь.
- Ну конечно! Одевайся скорей.
     Еще месяц Ваня и Олеся скитались по городу, перебивались с хлеба на воду, но ближе к зиме, все труднее становилось выжить.
   Дул холодный ноябрьский ветер, Ваня и Олеся стояли на берегу моря.
- Когда мы вырастем, я здесь построю дом, и мы с тобой будем в нем жить. Лесенька, ты мне веришь?
- Верю.
- Я выучусь на моряка, и буду ходить в плавание, а ты меня будешь ждать дома.
- Я тебя буду ждать всегда.
- А я буду всегда возвращаться. Но сейчас нам придется вернуться в детдома, иначе мы не выживем. Без крыши над головой и без еды мы умрем. Но ты не думай, мы не расстанемся, твой детдом находится напротив моего, я буду к тебе приходить каждый день. Если тебя кто обидит, ты мне только скажи, я его мигом проучу.»

***

     - Это были голодные годы – продолжила свой рассказ пожилая женщина - много тогда сирот скиталось по свету. Наверное, мы могли бы еще какое-то время прятаться по вокзалам, но Ваня принял  единственно правильное решение, хотя я чувствовала, что он очень переживал, потому, что взял за меня ответственность и сдался. Но это был поступок сильного человека, который, несмотря на то, что ему было всего десять лет, понимал, как нужно было правильно поступать. Иногда следует сделать шаг назад, чтобы потом можно было двинуться вперед. Ваня почти каждый день навещал меня в детдоме. Его все знали, как моего старшего брата и не препятствовали нашим встречам. Повзрослев, мы оставили свои детдома, поженились, нам дали комнату в общежитии. Ваня окончил мореходное училище, и ходил в плавание, а я ждала его дома, вышивала и пряла. Через год родилась твоя мама. А вскоре Ваня  начал строить дом, в котором мы сейчас живем. Он построил его своими руками, и мы прожили в нем счастливо десять лет. А потом началась война и Ваня погиб. Он ушел в плавание и не вернулся. И я его жду до сих пор, а точнее сказать он меня ждет, и я скоро к нему приду.
- Бабушка, я не хочу, чтобы ты умирала, я тебя очень люблю. – девочка заплакала и еще крепче обняла бабушку.
- Не плачь – старуха нежно погладила девочку по голове. Мое время пришло, я прожила счастливую жизнь и ни о чем не жалею.
- Тебе плохо? – девочка заволновалась, услышав, как бабушка тяжело вздохнула, – я сейчас позову маму – и она побежала в дом.
    Когда они вернулись, пожилая женщина по-прежнему сидела на лавочке и смотрела вдаль. Ее рука безжизненно висела, а она продолжала смотреть, не мигая, как будто видела то, что могла видеть только она одна. Там, впереди небо непременно должно было встретиться с морем. 

01.12.2014