Русская литература

Родионов Виталий Константинович
1.
Симеон Полоцкий – духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, придворный астролог, наставник детей русского царя Алексея Михайловича, Алексея, Софьи и Фёдора. В лице выдающегося просветителя мы видим царского угодника.

2.
Cподвижник Петра I, выдающийся публицист, писатель и поэт Феофан Прокопович – зоркое око и благонамеренная душа царя-реформатора.

3.
Среди советников Петра I заметную роль играет Дмитрий Кантемир, господарь Молдавии, образованнейший человек своей эпохи, философ, историк, писатель, востоковед, член Берлинской академии, его труды переводятся на многие европейские языки. Дмитрий Кантемир – отец русского поэта-сатирика Антиоха Кантемира.

4.
Русская лирика впервые заявляет о себе в поэзии Василия Тредиаковского.

5.
Первую дверь анфилады комнат русского просвещения открывает Михаил Ломоносов, вторую – Николай Новиков, третью – Виссарион Белинский. Все эти люди – подданные народа!

6.
Учёный, энциклопедист, художник, поэт Михаил Ломоносов закладывает фундамент русской словесности.

7.
Александр Сумароков – первая пушкинская ласточка в русской поэзии.

8.
Немало примеров обольстительной эротики дают в литературе Иван Барков, Александр Полежаев, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Алексей Николаевич Толстой. Эти писатели – известные «прелюбодеи» в русской словесности!

9.
Михаил Херасков вносит заметный вклад в строительство русской государственности эпической поэмой «Россиада» и гимном «Коль славен наш Господь в Сионе».

10.
Вовсе не случайно Гавриил Романович Державин слывёт державным поэтом при дворе Екатерины Великой! Его фамилия говорит сама за себя.

11.
Чувствительной поэмой «Душенька» Ипполит Богданович соединяет своё имя с Апулеем, Лафонтеном и Руссо.

12.
Николай Иванович Новиков «ложное», «неистинное» знание называет «развратным знанием». Таким образом, русский просветитель возводит мост между наукой и нравственностью.

Среди русских просветителей XVIII века встречаем масонов (Николай Новиков) и противников масонов (Пафнутий Батурин). И те и другие несут знания людям.

Николай Новиков – деятельный Поль Анри Гольбах в русском просвещении.

Не получив высшего образования, Николай Новиков и Виссарион Белинский становятся маяками русской общественной мысли.

13.
Денис Фонвизин – смелый и проницательный сатирик.

14.
Александр Радищев – пламенный обличитель крепостнической России.

15.
Баснописец Иван Дмитриев – предшественник гениального Ивана Крылова. Сентиментальность Дмитриева уступает место реализму Крылова.

16.
Николай Михайлович Карамзин с ломоносовской настойчивостью совершенствует русский язык и русскую историческую науку.

17.
Басни Ивана Крылова уникальны: они содержат в себе мудрость ребёнка и одновременно мудрость старика.

18.
Утратив зрение в 42 года, Иван Козлов пишет своё первое стихотворение под названием «Светлана». Это не случайно, ведь Свет и Тьма существуют рядом!

19.

Велика заслуга Василия Жуковского перед литературой в том, что он берёт на себя роль наставника и покровителя молодого Александра Пушкина – создателя современного русского языка.

20. «Илиаду» слепого Гомера переводит на русский язык одноглазый Николай Гнедич: незрячие лучше других видят и ценят красоту мира.

21.
Если Денис Давыдов не Ахилл в поэзии, то, безусловно, Ахилл на поле брани!

22.
Поэт Фёдор Глинка пишет по-народному просто и ясно, что доказывают его слова к песне «Вот мчится тройка удалая».

23.
Константин Батюшков – поэт с трагической судьбой: теряет разум как Торкватто Тассо.

24.
Романы Михаила Загоскина проникнуты духом русского народного патриотизма.

Михаил Загоскин пишет просто и увлекательно. Он ни на минуту не забывает о читателе, который является для него приятным собеседником или просто хорошим человеком.

25.
Зинаида Волконская – царица муз Северной Пальмиры, в которой блистает поэтическим и музыкальным талантом.

26.
Писатель Иван Лажечников с умилением смотрит на русскую историю и русских людей.

Исторические романы Ивана Лажечникова вызывают живейший интерес вплоть до наших дней.

27.
Удивительно лёгкая и светлая проза Сергея Аксакова – это прыгнувший на веранду солнечный зайчик.



28.
Пётр Чаадаев – барометр свободы и рабства самодержавной России.

29.
До сих пор люди снимают богатые урожаи с нивы мудрости, засеянной крылатыми словами Александра Грибоедова!

30.
Кондратий Рылеев – автор народных дум-размышлений о революции.

31.
Среди «умных» и «правильных», по-собачьи преданных литературе писателей, выделяется Николай Полевой.

32.
Вильгельм Кюхельбекер – невзрачный поэт, у которого радикальные взгляды на общество.

33.
Александр Бестужев-Марлинский – яркая звезда в романтической прозе.

34.
Потомок немецких баронов Антон Дельвиг пишет слова к самому популярному русскому романсу «Соловей». В нём немецкая меланхолия и русская мечта о воле сливаются воедино: лирический герой романса сожалеет, что не может улететь в небо как птица.

35.
Поэт Адам Мицкевич – патриот, мечтающий о свободе Польши.

36.
Александр Пушкин – поэт гармонии и красоты.

Александр Пушкин – поэт вдохновенного слова и святой простоты.

Александр Пушкин преобразует русский язык: делает его ясным, чётким, конкретным.
 
37.
Евгений Баратынский – поэтическая тень Пушкина.

38. Владимир Даль – русский Якоб Гримм: создаёт «Толковый словарь живого великорусского языка».

39. Фёдор Тютчев – певец таинственной природы.

40. Талантливый писатель и музыкант Владимир Одоевский смотрит на мир духовными очами. Он является предшественником Фёдора Михайловича Достоевского.

Владимир Одоевский – сторонник деятельного милосердия: спешит помочь нуждающимся, а не рассуждает о пользе благодеяний.

Владимир Одоевский и Альберт Швейцер – люди деятельного милосердия и сострадания. Они спешат оказывать конкретную помощь больным и бездомным, не довольствуясь академическими занятиями философией, богословием, литературой, музыкой и музыкознанием.

41.
Поэт и философ Алексей Хомяков созывает единоверцев-славянофилов под высокие своды соборности.

42.
Александр Полежаев оставляет яркий след в эротической поэзии.

43. Дмитрий Веневитинов – мимолётная комета на русском поэтическом небосклоне.

Дмитрий Венивитинов – поэт скорбной лирики. Это пушкинский Ленский.
 
Дмитрию Веневитинову, поэту, прозаику, философу, художнику, музыканту судьба отводит всего-навсего 21 год жизни. Перед нами ещё нерасцветший гений, ещё не поднявшийся на ноги Эрнст Теодор Амадей Гофман, чью голову украшает венок трёх Муз.

44. Литературный критик Иван Киреевский – выдающийся мыслитель: славянофил, сторонник православно-христианской цивилизации с её самобытной историей развития.
 
Иван Киреевский – Иоанн-креститель гениального писателя Федора Михайловича Достоевского.

45.
У Алексея Кольцова 170 лирических стихотворений, на которые композиторы пишут свыше 700 песен и романсов. Большее количество музыкальных произведений создано только на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

46.
Николай Гоголь – всероссийский сатир.

Гоголь жестоко высмеивает святую православную Русь. Не за это ли он расплачивается безумием в конце жизни?

47.
С появлением критика Виссариона Белинского начинает раскачиваться корабль русского государства.

48.
Талантливый публицист Александр Герцен – Александрийский столп свободы, гордо высящийся над Россией.

49.
Николай Огарёв – поэт-лодочник, перевозящий людей через бурную реку общественных потрясений.

Если говорить о революционно настроенных поэтах-лириках, то это, прежде всего, Николай Огарёв и Алексей Плещеев.

50.
Владимир Соллогуб – салонно-богемный писатель.

51.
Иван Гончаров задумчиво взирает на печальную судьбу России.

52.
Манфредовский дух поэзии Михаила Лермонтова неистов и мрачен: он решительно отвергает и рай, и ад и земное бытие!

Написав в 19-летнем возрасте очаровательного «Конька-горбунка», Пётр Ершов приобретает славу мудрого русского сказочника.

53.
Если Уильям Шекспир верен духу трагедии, то Алексей Константинович Толстой – духу истории.

54.
Гениальные произведения искусства рождаются на творческом взлёте не одного, а нескольких гениев: например, опере «Борис Годунов» Мусорского (1874) предшествуют трагедия «Борис Годунов» Александра Пушкина (1825) и трагедия «Царь Борис» Алексея Толстого (1868).

55.
Драматург Александр Сухово-Кобылин выносит суровый приговор самодержавию.

Александр Сухово-Кобылин разоблачает природу царской власти и её становой хребет – судебную систему. И делает это с такой остротой, что сатира Гоголя и Салтыкова-Щедрина кажется невинной шуткой!

56. Иван Тургенев служит России литературой, а не социальными утопиями.

В отличие от Александра Герцена, Иван Тургенев – не общественный человек, а художник.

57. Павел Мельников-Печерский – летописец старообрядческой Руси.

Мельников-Печерский по-суриковски красочно описывает жизнь и быт заволжских староверов.

58.
Фёдор Достоевский проповедует религию сострадания к «униженным и оскорблённым».

59.
Николай Некрасов – великий правдолюбец в поэзии.

60.
Известный романист Алексей Писемский отображает правду жизни, однако у него отсутствуют широкие, обобщающие идеи Фёдора Достоевского.

61.
Аполлон Майков нежится под «золотым небом» поэзии.

Аполлон Майков – поэт чудесных грез.

62.
Бездонно народное горе в рассказах Дмитрия Григоровича.

Григорович, а вслед за ним Лесков, блестяще владеют простонародным языком.
 
63.
Александр Островский одержим идеей создания подлинной драмы на материале заскорузлого купечества.

64.
В поэзии Алексея Плещеева личное и общественное «я» и «мы» неразрывны. Если человек перед казнью (а Плещеев был в такой ситуации) встречается со своим «я», которое через минуту должно исчезнуть навсегда, то он, помилованный, никогда не перестанет воспринимать себя в тесной связи с обществом. Именно это переживает Алексей Плещеев в лирических исповедях.

65.
Сатира Михаила Салтыкова-Щедрина на редкость остра: выбивает веником дурь из бестолковки обывателя!

66.
В романе «Что делать» Николай Чернышевский строит «бастион» нравственности революционеров.

67.
У Льва Толстого гомеровский размах в отображении жизни.

В романах Толстого жизнь – бурное половодье, а не щепки и мусор, несущиеся по волнам литературы!

Бывают судьбоносные литературные произведения и просто романы или повести: «Илиада», но не «Одиссея» Гомера, «Война и мир», но не «Анна Каренина» Толстого, «Тихий Дон», но не «Поднятая целина» Шолохова.

68.
Отрицая «препустейшую пустую» жизнь, Николай Лесков показывает себя и как верующий, и как критик православной веры.

69.
Николай Помяловский отображает реальную жизнь без левых или правых писательских выкрутасов.

70.
Перу Всеволода Крестовского принадлежит роман «Петербургские трущобы» - эпопея фантасмагорического отчаяния и страха обездоленных людей.

71.
Лирика Алексея Апухтина льётся тихой скорбью.

72.
Глеб Успенский показывает безотрадную прозу жизни, в которой не находится места для любви и счастья.

73.
Генрик Сенкевич изображает библейских апостолов, обладающих несокрушимым духом истины и веры.

74.
Болеслав Прус противопоставляет знаменитой фразе Людовика XIV «Государство – это я» фразу «Народ есть государство».

75.
Николай Гарин-Михайловский – не до конца проявившийся Максим Горький.

76.
Дмитрий Мамин-Сибиряк повествует о трагических судьбах золотоискателей. Суровая природа, крутые нравы, бесчисленные смертоубийства – вот темы его романов.

77.
Проза Владимира Короленко проникнута искренним сочувствием к несчастным людям.

78.
Всеволоду Гаршину хорошо знаком мир психически больных людей, к которому он сам принадлежит.

79. Александр Иванович Эртель – один из тех немногих писателей, кто чувствует дух обновляющейся России на рубеже XIX-XX столетий.
 
80. Великий Князь Константин Романов в литературе – правдив и праведен. А в жизни?

Великий князь Константин Романов живёт как примерный семьянин, хотя имеет гомосексуальные наклонности. На его лирические стихи пишет романсы гей Пётр Ильич Чайковский.

81.
Иннокентий Анненский – поэт элегической скорби.

82.
Розанов – философский «ужастик»: пугает ангелов хвостатым чёртом!

83.
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов плывёт по жизни на белоснежном пароходе, зная, что приближается страшная буря!

Антон Павлович Чехов – писатель-интеллигент, чьё творчество получает всемирное признание.

84.
Константин Фофанов – поэт причудливых гротов в небесной лазури.

85.
Стихи Фёдора Сологуба завораживают сладостью тлена.

Сологубу-прозаику не чужд садистский комплекс.

86.
Мережковский – высокоинтеллектуальный русский писатель.

87.
Поэт Вячеслав Иванов и живописец Василий Кандинский – родственные натуры: это художники с вселенским мироощущением.

88.
Константин Бальмонт видит рай на Земле в золотых снах.

Константин Бальмонт творит вдохновенный гимн человечеству!


89.
По мнению Викентия Вересаева, человек сам виноват, что «гибнет во мраке и муках». Его душа, его разум освещают мир ярче солнца.

90.
Максим Горький в большевистской революции – пешка, ставшая ферзём, тогда как в литературе он – король!

91.
Зинаида Гиппиус прославляет в поэзии единственную и навсегда данную любовь к Отцу Небесному.

92.
Творчество Ивана Бунина – лебединая песнь русской классической литературы.

93.
Леонид Андреев и его сын Даниил – писатели-мистики с трагической судьбой.

94.
Поэт и композитор Михаил Кузьмин – голубой гиацинт в русской литературе!

95.
Брюсов воспевает красоту под аккомпанемент божественной лиры.

96.
Иван Шмелёв - чудесная божья коровка, улетающая на Небо русской словесности.

97.
Вскормленный крымской землёй, поэт Максимилиан Волошин восторгается до конца дней своих её пленительными пейзажами.

Максимилиан Волошин – эстет с необузданной энергией и нежной, сентиментальной душой. Она летит на ветрах Зефира к далеким горизонтам красоты.

98.
Александр Блок – яркая звезда, рассекающая тьму жизни.

99.
Поэзия и проза Андрея Белого сложена из адамантовых слов и лазуритовых фраз!
 
100.
Александр Грин вынашивает мечту о физически и духовно красивом человеке.

101.
Алексей Николаевич Толстой, именуемый «красным графом», становится идеологической опорой диктатора Сталина. Незавидная роль!

Граф Алексей Николаевич Толстой в советскую эпоху превращается в литературного извозчика Сталина, неизменно угадывая желания «хозяина» страны и своего покровителя!

102.
В поэзии Сергея Городецкого звенит забубенная Россия.

103.
«Едрёный лапоть», - так о самом себе отзывается поэт Василий Каменский.

104.
Николай Клюев – твёрдый орешек в поэзии.

105.
Иные современные учёные готовы интегрировать жизнь от единицы до бесконечных чисел. Они мнят себя творцами будущего совершенного постиндустриального государства, описанного Евгением Замятиным в романе «Мы». Какая самонадеянность!

106.
Велимир Хлебников – отчаянный смельчак в поэзии наподобие первых авиаторов.

Поэзия Велимира Хлебникова – это звучащая геометрия слов.

Поэт Велимир Хлебников творит словесно-неологический квадрат, в котором столько же глубокого смысла, сколько в «Чёрном квадрате» Казимира Малевича.

Поэтическая фантазия Велимира Хлебникова является для него машиной времени, с помощью которой он путешествует по зеркальным лабиринтам Вселенной. Его взору открывается история человеческой цивилизации с момента её возникновения и до будущих времён. Мы вправе назвать Велимира Хлебникова поэтом-пророком, Экклезиастом XX века.

107.
София Парнок– русская Сафо: срывает цветы поэзии, музыки и любви с утончёнными женщинами.

108.
Николай Гумилёв – поэт-конкистадор с православным сердцем в груди.

Стихи отважного конкистадора Николая Гумилёва трогают нас светлой верой в православного Бога и горячей любовью к России.

109.
Романы Марка Алданова, как и других писателей-эмигрантов, покрыты антисоветской паршой. Не очень-то хочется вкушать такие плоды!

110.
Из бездны, мрака, страха и отчаяния Соловецкого концентрационного лагеря выбивается поверх мёрзлой земли стебелёк высокого жертвенного подвига, христианской любви, чувство долга и порядочности, о чём свидетельствует заключённый Борис Николаевич Ширяев. Им написана православная по духу книга «Неугасимая лампада» - повесть безмерных страданий, веры и надежды.

111.
Кого не очарует душисто-сиреневая поэзия Игоря-Северянина?

112.
Главное слово, которое определяет характер литературы Антона Семёновича Макаренко - «энергия»!

Литературная речь Макаренко подобна бурной днепровской стремнине, перекатывающейся через острые пороги жизни.

113.
Анна Ахматова перебирает струны Божественной лиры.

114.
В отличие от небесно-лазоревого Андрея Белого Борис Пастернак – земной, коричнево-зелёный.

Стихи Бориса Пастернака притягательны эротической метафористичностью, которую не всегда замечают поклонники его таланта.

115.
Осип Мандельштам – чёрный ворон, кричащий о конце света.

Осип Мандельштам без славы при жизни обретает всемирную славу после смерти: на здании Сорбонны, где он посещает лекции устанавливается мемориальная доска в честь поэта.

Борис Пастернак слушает лекции философа Германа Когена, Осип Мандельштам – философа Анри Бергсона. Исключительная эрудиция не помогает им стать гениальными поэтами!

116.
Михаил Булгаков обретает славу благодаря едкой сатире и циничному глумлению над лучшими чувствами простых советских людей.

117.
Илья Эренбург обладает пророческим даром. Он предвидит, когда подземные воды жизни поднимутся на поверхность земли.

Эренбург словно губка впитывает в себя интеллектуальные потоки эпохи. Это позволяет ему предсказывать грядущие события.

118.
Георгий Адамович – поэт тревожного эмигрантского одиночества.

119.
Марина Цветаева – ревностная поборница русского поэтического слова.

120.
Константин Паустовский – южный тополь в северном лесу русской литературы.

121.
Виктор Шкловский – бунтующий харизматик-лингвист советской эпохи.

Заражённый политическим авантюризмом, Виктор Шкловский в зрелые годы становится защитником высокой культуры: его долгая литературная жизнь превращается в художнический подвиг!

122.
Владимир Маяковский сотрясает воздух советским паспортом, думая, что вносит значительный вклад в строительство социализма!

Застрелившийся Маяковский – трагический символ революции. С ним происходит катастрофа, подобная той, какая настигает Советский Союз через 60 лет после смерти поэта.

123.
Нужно быть всеядным Михаилом Зощенко, чтобы искать вдохновение в прозе жизни.

124.
Пётр Парфёнов – мастер сталинского литературного лубка.

125.
Сергей Есенин гибнет в бездне разврата и отчаяния!

126.
Элегической поэзии Тициана Табидзе характерен праздничный восточный колорит в сочетании с внутренним трагизмом.

127.
Всеволод Рождественский и Николай Тихонов, бывшие воспитанники Николая Гумилёва, изменяют его идеалам. Они верой и правдой служат коммунистическому режиму, который расстреливает их наставника! Ведь жизнь распоряжается нами, а не мы – жизнью!

128.
Анатолий Мариенгоф паясничает в советском обществе мелко и мелочно, тогда как любимый им Лев Толстой – по-крупному: на всю Россию, на весь мир!

129.
«В любви есть какой-то тайный изъян», - утверждает Владимир Набоков. Какой? Изъян бездуховности!

130.
Арктические громады льдов не в состоянии раздавить волю и мужество полярников, о чём повествуют стихи Ильи Сельвинского.

131.
Большевистская ярость выжигает до самого дна душу русского народа. О великой и трагической эпохе военного коммунизма рассказывается в романе «Как закалялась сталь» Николая Островского!

Драматург Александр Афиногенов – идейный угодник перед власть имущими, хотя в душе имеет меланхолическую струну.

132.
Читая Александра Бека, убеждаешься, что Сталин, -действительно, есть «бетон и броня» советского народа и что благодаря Сталину Россия превращается в великую державу.

134.
«Тихий Дон» Шолохова – роман жизни без литературных уловок и прикрас. Это действительно роман века!

135.
Поэт Леонид Мартынов чувствует приближение эпохи нового человечества.

136.
Василий Гроссман – писатель-портретист, который мастерски сплетает судьбы героев в прочный идейно-смысловой узел. Драматизм его романов имеет экспрессивный шостаковический характер.

137.
Для Даниила Хармса жизнь – сверхчеловеческая драма в театре кукол.

Хотите узнать, что такое литературный бред – читайте Данила Хармса.

138.
Энтузиазм, ударный труд, освоение необжитых земель – такова тема книг Веры Кетлинской о молодых строителях Комсомольска-на-Амуре. Её писательский метод можно определить как социалистический романтизм.
 
139.
Даниил Андреев – бедовый писатель-мистик.

140.
В отличие от Данте, Варлам Шаламов описывает не потусторонний, а реальный сибирский ад, в который ввергнуты сотни тысяч заключённых.

141.
Если при чтении военной прозы горло сжимает спазм, - это настоящая литература. Такова книга «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова.

Некрасов с яростью и болью описывает окопную жизнь солдат. Это кровавая проза!

Проза Некрасова обильно полита кровью защитников Сталинграда.

142.
На стихи Льва Ошанина создаётся более 100 песен! Пожалуй, только Александр Сергеевич Пушкин превосходит в этом отношении советского поэта-соловья!

143.
Героизм и борьба коммунистов, отображённые в «Блокаде» Александра Чаковского – это трагическая эпопея, сопоставимая с романом «Как закалялась сталь» Островского: там и здесь описывается подвиг революционеров-большевиков, не сломленных холодом, голодом и смертью.

Кто не читал «Блокаду» Чаковского, тому трудно оценить силу духа и героизм защитников Ленинграда. Они не поймут суровый характер гениального советского полководца Георгия Константиновича Жукова!

144.
Вряд ли у писателя Александра Солженицына есть будущее с его деревянным языком.

145.
Лирический герой поэзии Василия Фёдорова стоит на коленях перед женщиной, вымаливая у неё преданную и вечную любовь.

146.
Стихи Алексея Фатьянова легки и праздничны, как радостное щебетание птиц.

147.
В литературе Юрий Нагибин проповедует нравственные начала – совесть, честь, долг. Однако, в жизни писатель не отличается ни совестливостью, ни честью, ни долгом перед обществом. Кто из творцов искусства преодолевает трагическую пропасть между «высоким» и «низким»? Единицы!

148.
В стихах Ирины Снеговой слышен тихий шёпот березы. Это поэтический образ женщины, тоскующей по любви и нежности.

149.
Стихи Давида Кугультинова отличаются природным оптимизмом человека, обогащённого огромным жизненным опытом. Поэт отбывает срок на каторге и, тем не менее, обласкан властью. Его стихи подвергаются запрету и обретают всенародную славу. Кугультинов – один из духовных поводырей казахского народа.
 
150.
Расул Гамзатов воспевает скромную дагестанскую женщину, на плечах которой держится мир!

151.
Эдуард Асадов проявляет отчаянную смелость на войне, в стихах же – проникновенный лирик. Этими чертами Асадов чем-то похож на легендарного поэта-партизана Дениса Давыдова.
 
152.
В эстрадной песне поэт Михаил Танич – тот же чёрный кот, о котором он пишет известное стихотворение. Положенное на музыку, оно становится символом советского мещанства.

153.
Мёртвую стужу преодолевают люди, в груди которых не гаснет огонёк надежды. Таковы герои суровой прозы Виктора Астафьева.

Был бы Астафьев умным человеком, не злословил бы по поводу несчастной доли русского народа. Голод, холод, горе, бедность людей, живущих в провинциальной России, – не от Бога ли всё это?

154.
Кому нравится песенное сюсюканье Булата Окуджавы? Сентиментальным натурам, сохраняющим верность компанейской дружбе и товариществу!

155.
Юрий Казаков – писатель-интеллигент. У него доверительный, сердечный, литературный язык.

156.
Писателю-демократу Василю Быкову выпадает незавидная роль быть в авангарде отсталого белорусского народа!

157.
Валентин Пикуль блестяще справляется с главной задачей: увлечь читателей русской истории!

Пикуль – подёнщик истории. Он ищет в ней пикантные сюжеты для романов.

Авторы исторических романов Валентин Пикуль и Марианн Брандес правдиво описывают эпоху, хотя и не всегда достоверно рисуют портреты своих героев. Они с журналистской ловкостью проникают в самые тёмные уголки истории, при этом нередко идеализируя близких им по духу персонажей.

Валентин Пикуль отыскивает в истории романтические случаи и увлекательно повествует о своих героях. Иной подход к истории у Дмитрия Балашова: он раскрывает роль православия в становлении русского государства. Если Пикуль – горячий романтик, то Балашов – одухотворённый реалист.

158.
Историк и политолог Дмитрий Волкогонов гоняется за тенью Сталина, пытаясь прижать её в тёмном углу. Затем он изрекает истину о кровожадном тиране, такую же призрачную, как его тень.

159.
В эпоху крушения России первыми гибнут её сыновья-патриоты. Среди них писатели – Дмитрий Балашов и Олег Михайлов.

160.
Андрей Дементьев – поэт взволнованной романтической риторики.

Приподнятым, романтическим тоном стихов поэт Андрей Деметьев не принимает обыденную жизнь, но хватается за неё всем своим мещанским существом.

161.
Василий Шукшин рассказывает о горестях простых людей с глубоким, сердечным участием к их судьбе.

162.
Писатель и бард Юз Алешковский – антисоветчик с усатой сталинской физиономией!

163.
Духовный писатель архимандрит Рафаил Карелин вырабатывает собственный оригинальный стиль повествования: это религиозно-проповедническая поэзия в прозе. Его литературное слово сдержанное, строгое, живописно-красочное и афористичное.

164.
Ещё при жизни Евгения Евтушенко время погребает его мысли и чувства. Шумная слава поэта оказывается призрачной.
 
165.
Василий Аксёнов с лёгкой иронией отображает галантный XVIII век, сопоставляя его с грубым XX и, наоборот, отыскивает черты сходства беспардонного XX столетия с вольтерьянским XVIII. Нелёгкая задача!

166.
В публичных чтениях стихов Андрей Вознесенский оглушает аудиторию чеканными ритмами и плакатной риторикой.

Вознесенский гипнотизирует публику хлёстким ритмом и парадоксальными идеями.

Весь облик Вознесенского говорит: «Ах, какой я умный и какой экстравагантный!»

167.
Николай Рубцов слёзно прощается с берёзовой Россией.

Николай Рубцов – скромный василёк, Иосиф Бродский – роскошный гладиолус.

168.
Эдвард Радзинский – фальшивый историк.

Эдвард Радзинский – кокетливая субретка в исторической литературе.

169.
Пьесы Александра Вампилова привлекают зрителей сентиментальным простодушием героев с их наивной и трогательной любовью.

Мелодраматические пьесы Вампилова занимают среднее место между драмой и водевилем: они до сих пор нравятся публике наивной серьёзностью и серьёзной наивностью.

170.
Валентин Распутин находится в неразрывном единстве с природой.

Распутин с горечью наблюдает за духовным и нравственным падением русского народа.

Иной раз народно-экзальтированный тон прозы Распутина набивает оскомину, словно кислые яблоки.

171.
Белла Ахмадулина воспринимает жизнь сквозь пелену радужных фантазий и грёз.

172.
Людмила Петрушевская не описывает, а фотографирует жизнь.

173.
Владимир Высоцкий – бард-повеса из Большого Каретного.

Высоцкий не поёт, а рвёт глотку, силясь перекричать пошлость и мещанство.

Неуёмный русский еврей Высоцкий ниспровергает кумиров, мешает все карты, пьёт, грешит, любит и ненавидит, ни с кем не соглашается, в одиночку бросает вызов деградирующему обществу. Он, подобно дьяволу с гитарой в руках, осыпает проклятиями брежневскую эпоху застоя.

Страстный бунтарь и сатирик Высоцкий превращает авторскую песню в подлинное откровение народа.

Владимир Высоцкий – русский Роберт Бёрнс.

174.
Венедикт Ерофеев по натуре – анархист, чьё вдохновение зависит от ударной силы алкоголя.

Герой поэмы «Москва – Петушки» Ерофеева хлещет вино и водку стаканами, чтобы перебить более страшный «ёрш» скорби, тоски и безысходности.

175.
Высокоточная оптика поэзии Иосифа Бродского нацелена на вселенского человека.

Поэзия Иосифа Бродского – это высокое Слово и пошлая фраза, ее автор – мыслитель-рационалист и обыватель-скептик.

176.
Сергей Довлатов делает маленькие пакости Советской власти через литературу.

177.
Саша Соколов не без основания говорит, что советское общество – это «школа дураков» и что только психически больные люди несут в себе огонёк правдоискателей.

В обществе дураков лишь больные на голову продолжают искать правду, о чём пишет Саша Соколов. Это те же русские юродивые, перекочевавшие из прошлых веков в XX столетие.

178.
Писательница Татьяна Толстая вышивает изящные раблезианские узоры иронии на грубом полотнище русского идиотизма.

Татьяна Толстая кокетничает колючей, кактусовой прозой: ей нравится сбивать шляпы с прохожих мужчин!

179.
Борис Акунин заполняет российский рынок беллетристической туфтой. Борзописец – это ещё не писатель.

180.
Пётр Алешковский норовит пройтись бодрячком по российской болотной хляби.

181.
Виктор Пелевин – апологет постмодернистского абсурдизма в российской литературе.

Виктор Пелевин – писатель-бомж, копающийся в российской свалке бездуховности.

Один из героев романа «Поколение «П»» Виктора Пелевина воистину с сатанинским цинизмом утверждает, что жизнь проще и глупее, чем мы о ней думаем.

182.
Сергей Лукьяненко – универсальный человек: выступает как писатель-фантаст и как писатель-кулинар. Ему явно не дают покоя лавры Александра Дюма-отца!