Дом бронзового бога

Григорий Андреевич Неделько
"Дом бронзового бога"

Народы, устанавливая друг с другом контакты, всегда обмениваются опытом и, можно сказать, сливаются: объединяются части их культуры, быта и моральных устоев. Архитектура и искусство развозились по свету купцами и паломниками, учёными монахами и беглыми солдатами; завоеватели, руководствовавшиеся своими собственными нормами красоты, заставляли побеждённых воздвигать на площадях храмы в их честь. Возвращавшиеся из походов правители привозили с собой рабов, среди которых испокон веков более всего ценились учёные и художники. Попав в рабство, художники всё равно продолжали работать, и благодаря им находившиеся в чужих городах храмы и дворцы приобретали новые черты.
            Когда-то в Китай и Японию вместе с буддизмом проникли понятия о структуре буддийских храмовых помещений: китайские паломники бывали в Индии, а индийские купцы доходили до восточных пределов Поднебесной империи. Однако буддийские доктрины, обживаясь, теряли многие свои исконные черты, непонятные здесь, и вливались в русло японской культуры, возникнувшей задолго до появления на свет учения Будды.
            Архитектура Японии — это архитектура народа, близкого лесу, природе лесистых долин и морскому ветру. Целью японских зодчих при создании храма было сделать строение частью природы. Японский храм — это лес: столбы его, тонкие и лёгкие, — стволы деревьев; крыша, обширная и пышная, — это крона. Внутри храма просторно, светло и чисто. Неотъемлемая часть японского храма — сад. Интересно и характерно в этом отношении учение о камнях в архитектуре Японии: камень рассматривается как живое существо — но лишь до тех пор, пока он не отёсан, — обработанный камень мёртв. В садовой архитектуре Японии имеются десятки "типовых" названий камней: камень Черепашьей головы, камень Лунной тени, камень Тени для играющих рыб, камень Покрывала тумана, камень Ущелья с тиграми… Камни разбросаны по саду, на первый взгляд, беспорядочно, а на самом деле, по чётко продуманному плану. Роль камней в саду настолько велика, что один из японских архитекторов XV века даёт в своём труде пример образцового сада, где нет ничего, кроме камней и песка.
            Всe вышеописанное относится к храму Тодайдзи в точно такой же — если не в большей — степени, как и к другим храмам Японии...
            Буддизм появился в Японии в VI веке, придя из Китая и Кореи. Внедрение новой религии прошло отнюдь не гладко, ведь у буддизма были не только сторонники, но и противники, особенно среди жрецов, ведавших старыми, привычными богами. Однако ситуация, в конечном итоге, разрешилась в пользу буддизма.
            Японский буддизм достиг своего расцвета в VIII веке, и связано это было с городом Нара: в течение семидесяти четырёх лет Нара была столицей Японии; за это время на царском престоле сменилось семь императоров, один из которых, Шому, в середине 700-х годов объявил буддизм государственной религией.
            В те года Япония поддерживала тесный контакт с Китаем, откуда поступали  постоянные "подкрепления" буддизму; чтобы утвердить новую религию, японский император не жалел ни средств, ни усилий. Наконец, он решил воздвигнуть в Наре памятник, равно которому в мире не будет.
            В месте, располагавшемся недалеко от столицы, мастерами было начато строительство деревянной модели статуи; работы были окончены через четыре года непрерывного труда. Модель составляла шестнадцать метров в высоту, и её пришлось по частям перевозить в Нару. Она была так велика, что даже родила среди жителей Нары поговорку: "Можно пройти в ноздрю статуи, не сложив зонта". Отливка самой статуи заняла ещё два года; в это время все рудники империи поставляли металл; поговаривали, что сам император принимал участие в создании статуи, нося в широких рукавах своего кимоно землю для опок. Для изготовления Будды потребовалось пятьсот тонн бронзы. Сверкающий чистотой и блестящий на солнце металлический Будда сидел на холме, скрестив ноги и положив на колени левую руку раскрытой ладонью вверх, что означало исполнение молитв; права рука его была поднята и протянута ладонью вперёд — этот жест говорил об освобождении от суеты и волнений; глаза его, прикрытые широкими веками, казались устремлёнными вдаль, и чётко очерченный рот с чуть приподнятыми уголками губ был изогнут в неуловимой улыбке; бог был загадочен и спокоен.
            Статуя имела в высоту целых шестнадцать метров, и это обстоятельство неминуемо вызвало проблему того, как укрыть Будду от непогоды. По повелению императора над Нарой был возведён храм Тодайдзи — дом бронзового бога; на сооружение храма ушло ещё шесть лет. Высота строения составляла сорок восемь метров, длина и ширина — пятьдесят метров, а площадь — две с половиной тысячи квадратных метров. На строительство храма не пошло ни одного камня - конструкция была сделана целиком и полностью из дерева.
            По замыслу императора, и статуя, и храм должны были подчеркнуть величие новой религии и обеспечить ему самому и его дому вечное царствование в Наре - но этого не произошло.
            К VIII веку укрепились позиции японских феодалов; они всё более ограничивали власть императора, пока, наконец, не ликвидировали его. Столицу перенесли в город Хэйан-ке (сейчас — Киото), где тоже была возведена статуя Будды, и, говорят, она превышала размерами нарского бронзового бога.
            Нара, хоть уже и не носила звание столицы, оставалась крупным городом, храмы и монастыри которого служили для феодальных клик крайне притягательной приманкой. 28 декабря 1180 года во время штурма города армией клана Тайры над Нарой вспыхнул колоссальный костёр, который сжёг дотла самое большое в мире деревянное здание, обитель бронзового Будды. Пожар не был случайностью: агенты Тайры донесли, что жрецы Тодайдзи находятся в секретном союзе с соперничающей кликой Минамото. Для уничтожения величественного храма был отправлен отряд, насчитывавший сорок тысяч солдат. Воины исполнили приказ и сожгли Тодайдзи, а оставшуюся от него груду пепла тщательно сровняли с землёй. И солдаты, и те, кто отдал им приказ, были буддистами —  но это, впрочем, не играло абсолютно никакой роли. Среди углей и пепла возвышалась громада почерневшего обезглавленного Будды.
            Уничтожение Тодайдзи стало одним из последних подвигов армии Тайра: вскоре войска Минамото разгромили её, а глава клана Еритомо Минамото, практически отстранив от дел императора, взял власть в свои руки, перенеся столицу в город Камакура. В Камакуре была создана другая бронзовая статуя Будды; она сохранилась и поныне и даже более известна, чем нарская статуя, потому что стоит под открытым небом и многие туристы привозят из Японии фотографии этой статуи, всегда окружённой людской толпой.
            Минамото не ограничились восславлением буддизма в столице; то ли в благодарность за поддержку, оказанную жрецами Тодайдзи, то ли заботясь о религии в целом, сёгУн, правитель страны, приказал восстановить храм в Наре. Храм отстроили заново, правда, он стал меньше размерами: головы у нарского Будды не было, а новую ему делать пока не стали: бронза ушла к его "сопернику" — Будде в Камакуре. Тодайдзи вновь стал одним из важнейших центров буддизма в Японии.
            Но неожиданно на храм обрушилось новое несчастье: пока в окрестностях Нары шёл бой между феодалами, стрела с горящим наконечником, выпущенная одним из солдат, вонзилась под стропила храма. Жрецы, стоявшие наготове у бочек с водой, даже не успели добраться до кровли, как деревянное строение занялось. Это случилось в 1567 году; здание снова сгорело дотла.
            Храм долго не могли восстановить: в стране не было сильной централизованной власти, способной на такие расходы. Сто пятьдесят лет жрецы справляли службы в небольших храмах по соседству, которым посчастливилось избежать огня.
            Второе и последнее возрождение храма-феникса произошло в 1709 году, а к обожжённому телу Будды была приварена голова.
            За прошедшие века храм не утратил ни своей естественности, ни удивительной красоты, ни императорской величественности; он по-прежнему возвышается над старинным городом, одновременно простой и сверкающий великолепием, и остаётся таким всегда: и утром, и вечером; и днём, и ночью; и на рассвете, и на закате.

Григорий Неделько