Во имя будущего - газета Строитель

Вячеслав Ледовский
Огромная и очень важная работа над генпланом столицы края завершается. Время возвращаться к другим стратегическим проблемам регионального градостроительства.


Более года профессиональное сообщество Красноярья посвятило вопросам разработки, обсуждения и корректировки основного документа развития миллионого мегаполиса, зачастую отвлекаясь от менее актуальных задач. Однако решать их все же важно. Хотя бы по той причине, что в столице края проживает лишь третья часть населения Енисейского региона. Какие проблемы стоят перед нами в части градостроительства? Что нужно сделать, чтобы обеспечить поступальное улучшение архитектурного облика наших городов и районов, постоянное улучшение качества жизни сибиряков? 

Кадры решают все

… а не кобылы и машины, - сказал восемьдесят лет назад руководитель советского государства. Этот сталинский тезис справедлив для всех эпох, государств  и народов.  Если говорить о нашем регионе, то в столице и на краевом уровне кадровая ситуация находится на должном уровне. Однако же во многих прочих муниципальных образованиях, где проживает около двух миллионов красноярцев, положение радужным не назовешь. Так, отделы (управления) архитектуры и градостроительства существуют только в 40% муниципалий. Примерно в той же доле районов и городов эти функции выполняются подразделениями как неосновные или «по совместительству», что, безусловно, сказывается на качестве работы. И в каждой пятой администрации подобных отделов попросту нет, специалисты присутствуют в единственном числе. Профильное образование «архитектор» имеет только треть руководителей данных подразделений, «инженер-строитель» или хотя бы «техник-строитель» - менее половины. Все это усугубляется отсутствием в крае единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Для ее создания необходимо на краевом уровне принять специальную программу и сформировать оператора (информационный центр); обеспечить его техническими средствами и программными ресурсами, внедрить единые критерии оформления документов и т.д., и т.п. А для того, чтобы муниципальные специалисты могли такой системой пользоваться и в должной мере отвечали всем прочим предъявляемым требованиям, нужны соответствующие критерии их численности, отбора и переобучения. Как минимум - наличие нормативов кадрового состава органов местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности и квалификационных требований к ним, формирование регионального учебно-консультационного центра переподготовки и так далее. Специалисты информационного и учебно-консультационного центров смогли бы взять на себя мониторинг изменений в федеральном градостроительном законодательстве, из-за отсутствия которого мы постоянно отстаем с корректировкой краевой нормативно-правовой базы под федеральные новации и подготовке новых нормативно-правовых документов.

Step by step

Двигайся шаг за шагом, и это приведет к успеху. Так считают англичане, в свое время создавшие величайшую по территории организацию планеты - Британскую империю, и сумевшие частично сохранить ее в виде Британского Содружества. Укрепление кадрового потенциала в муниципалиях - необходимый шаг для завершения процесса актуализации генеральных планов городских и сельских поселений, обеспечения их проектами планировок и межевания территорий. Отметим: до сих пор в ряде случаев границы муниципальных образований даже не зарегистрированы в Росреестре, что совершенно недопустимо! Законодательным основанием для данной работы может стать принятие краевых программ «О территориальном планировании, градостроительном зонировании и документации по планировке территории Красноярского края» и «Об актуализации генеральных планов муниципальных образований и регистрации границ муниципальных образований». При этом крайне важно пресекать и своевременно профилактировать до сих пор достаточно многочисленные правонарушения законодательства в области градостроительной деятельности. Здесь усиление кадрового потенциала на местах должно сочетаться с централизованным совершенствованием системы контроля за градостроительством. Все это неразрывно связано и с улучшением архитектурного облика наших городов и поселений. Однако для решения последней задачи давно назрели вопросы создания краевой градостроительной комиссии с наделением ее полномочиями по рассмотрению важнейших архитектурных проектов, а также принятия Положения о проведении архитектурных конкурсов в Красноярском крае.

Целостность как основа

Безусловно, все эти крайне необходимые новации лучше реализовывать в рамках более общей и закрепленной законодательно стратегии. Прописать ее можно в рамках регионального закона «О градостроительной деятельности на территории Красноярского края», определяющем полномочия органов исполнительной и представительной властей, создаваемых ими учреждений и организаций, вопросы подготовки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировочной документации, региональных нормативов градостроительного проектирования и тому подобную проблематику. Отметим: на самом деле в нашем крае для совершенствования градостроительства делается  много. О генплане столицы края сказано уже достаточно. Но, к примеру, в текущем году ООО «Институт территориального планирования» по заказу Краевого государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Красноярского края» завершил разработку Региональных нормативов градостроительного проектирования. Важность этого документа очевидна всем специалистам. Но для оптимального развития наших поселений, создания в них комфортной среды обитания нужна выработка системного, целостного подхода к регулированию градостроительной деятельности. После завершения работы над генпланом Красноярска именно этой проблематикой в первую очередь и стоит заняться на интеллектуальном, законодательном и организационном уровнях. Иначе прекрасные «города будущего», о которых мы мечтаем для себя, наших детей и внуков, нам попросту не построить...