Братья наши меньшие

Татьяна Виксам
         (заметки  о  животных)



    Тимония  величаво  восседала  на  табуретке, лениво  и  с  достоинством  оглядываясь  вокруг.  Почувствовав,  что хозяйка  занята  книгой, она  приподнялась  на  задние  лапки  и  заглянула  на  стол.  Что-то  заинтересовало её,  она  оперлась  передними  лохматыми  и   удивительно  изящными лапками  о  край  стола, мордочкой  потянувшись к  яркому  полотенцу,  лежащему  на  столе.
 Я  подняла  голову и  посмотрела  на  неё:

- Тимония!  Тимония! – воскликнула  я, - ты  воспитанная,  культурная  кошка, а  ведёшь  себя,  как  уличная  девка!

   Но  Тимонию  мой  окрик не  возмутил.   Она  спокойно обшарила  глазами  стол  и  также,  надменно-спокойно  опустилась, приняв  прежнюю  величавую  позу. «Скучно!» - она  с  наслаждением  зевнула,  широко  раскрыв  пасть.  Её  розовый  язык  роскошно  прошёлся  по  мордочке  сначала  с  одной  стороны, потом  с  другой, вспоминая  вкус  только  что  съеденного  сыра.  Умиротворение  и  уверенность  были  в  этом   привычном   кошачьем  жесте. Она  здесь  не  просто  член  семьи, она -  маленькая  хозяйка.
   Эта  спокойная,  типично  кошачья  реакция  на  мой  резкий  окрик  рассеяла  возникшее  во  мне   негодование,  и  я  расхохоталась:

  «Ну, молодец! Ещё  внимание  обращать  на ваши  реплики!» -  хохотала  я,  влюбленно  глядя  на  Тимонию. И  как  бы   в  подтверждение  моих  слов, кошка  напряглась  и  молниеносным  ловким  прыжком,  едва  касаясь  моей  руки,  пролетела  через  стол  на  подоконник.  Села  у  меня  за  спиной,   как  бы  следя  за  моей  работой.
   Потом  я  почувствовала  на  своём  плече  тяжесть  и  невольно  повернула  голову: Тимка  сидела  за  моей  спиной  на  подоконнике,  положив  голову  на  моё  плечо  и  обхватив  лапками  мою  руку.  Глаза  её  были  блаженно  закрыты,  откинутая  мордочка  излучала  такое  собственническое  самодовольство. Я  улыбнулась.  И  теперь  уже,  стараясь  не  потревожить  её,  я  осторожно  вернулась  к  работе. Смысл  читаемой  статьи  до  меня  плохо  доходил.  Я  задумалась.  Меня  изумила  ласково-доверительная преданность  животного.

   Как  чувствуют  заботу  «наши  братья  меньшие», как умеют  они  снять с  нас  напряжение,  и чувство  одиночества  совсем  незаметно  отступило,  освободив  место благодарности  милому  бессловесному  другу.


  Тимония  появилась у меня совсем неожиданно.
 Несколько недель назад я похоронила своего красавца полугодовалого котёнка Маркиза. Он, действительно, был похож на Маркиза: серая, с белёсым отливом шерсть, пушистая и блестящая, круглые серые глаза, маленький ротик, небольшие лохматые лапки. Он был пушистый, мягкий, ласковый медвежонок и вызывал лишь умиление и восторг.

  Умирать начал внезапно. Я не могла понять, почему. Всю ночь я просидела около него, теребя и уговаривая: «Не умирай, Маркиз! Пожалуйста, не умирай!». Внешних причин для ухудшения состояния котёнка не было, а я была ещё неопытной хозяйкой домашнего животного и сразу не сообразила, что делать – ветлечебницы в нашем районе ещё не было.

  И я сидела около Маркиза, гладила его по бархатной шёрстке и приговаривала: «Маркиз, милый, не умирай!» Задремала я около него под утро буквально на пятнадцать минут. А когда встряхнулась от дремоты, то обнаружила, что Маркиза рядом на коврике нет… Пошла его искать. Он лежал под ванной…

  Было грустно, что этот игривый, весёлый котёнок так внезапно и непонятно от чего умер. Это  потом я узнала, что его изнасиловали уличные коты – сказала знакомая учительница из соседнего подъезда. Известие это ошеломило меня: я и не подозревала, что подобное возможно в кошачьей среде. А я ещё жалела и подкармливала этих котов!

  Было неприятно, и я решила, что больше заводить домашних животных не буду, тем более, что это был второй кот, погибший по достижении полугода.
  …Я болела. Была на больничном. И вот выхожу я из квартиры –  собралась на приём ко врачу, - выхожу, а около моей двери, почти у самого порога (я чуть не наступила на него) лежит махонький чёрненький комочек и едва слышно попискивает. Трудно сказать, насколько это правда, но тогда он показался  мне  очень маленьким и страшненьким, с огромным, не по росту, хвостом. Крыса чёрная! Абсолютно чёрный! И так жалобно пищит. Я остановилась на минуту, посмотрела на это чёрное страшилище и проговорила: «Голодный?! Ну, если дождёшься, вернусь, покормлю, » - и стала спускаться по ступенькам вниз.

  Странно, но по возвращении я увидела беспризорного пришельца у своей двери смирно сжавшегося в крохотный комочек. Я улыбнулась: «Дождался! Ну, пойдём, покормлю».

  Я взяла котёнка на руки, открыла дверь, положила комочек у порога на коврик, разделась и потом понесла гостя в ванную, вымыла, вытерла и поднесла к блюдцу с молоком. Ещё более взъерошенный, мокрый и неказистый, он стал жадно хлебать молоко. Насытившись, подполз к моей ноге и взобрался мне на грудь, обнял шею крохотными, тоненькими чёрными лапками и лизнул меня  в шею. Затем тем же манером спустился на пол. Я не успела никак отреагировать на его действия, а он уже шлёпал дальше из кухни. Интересно, куда? «Ты благодаришь меня?! – воскликнула я, вдруг осознав его действия. – Ну, умница! Изголодался, бедняжка…»
      
  А мой гость изучал пространство. Прошлёпав из кухни в коридор, он подкатил к приоткрытой двери туалета, перевалился через порожек – именно перевалился, таким он был маленьким – и прямиком в лоток Маркиза, убрать который я ещё не успела. Это совсем растрогало меня. «Ну, надо же, какой умница! Как же не пожалеть такого? Оставайся, уж так и быть, » - подытожила я наше странное общение.

  Так у меня появился новый питомец. Я долго не могла выбрать имя этому абсолютно чёрному гладкошёрстному малышу. Наконец, имя пришло. Тимка. Но и здесь я оплошала. Котёнок оказался девочкой. Менять имя  не хотелось – уже привыкли и я, и он. Так у меня появилась Тимония, гордая, своенравная, с характером, кошка, совсем не похожая на жалкого плешивого младенца, с коим я встретилась однажды зимним утром у дверей своей квартиры.

   Тимония прожила  со мной двадцать лет и стала членом семьи, всеобщей любимицей и красавицей, понимающей каждый мой жест, реагирующей на любое моё слово. Иногда мне казалось, что она  настолько умна, что однажды заговорит. Это и происходило иногда. Её звукоподражательные высказывания порой были похожи на отдельные слова.



….Тимония  росла, и постепенно из гадкого утёнка превратилась в небольшую изящную кошечку с длинной шерстью, блестящей и мягкой, маленькой треугольной мордочкой и такими же маленькими аккуратными ушками, из которых вылезали чёрные же пушинки, придававшие хозяйке необычайную прелесть. Маленький, почему-то всегда грустно сжатый, ротик оберегали длинные усы. Но самым привлекательным у неё были глаза. Круглые и  большие на её аккуратной интеллигентной мордашке, они всегда разного цвета.

  Сердилась моя Тимония – и глаза чуть-чуть прищуривались и отливали отталкивающим, гневным  жёлтым, зрачки расширялись и на жёлтом яблоке  чётко выделялись чёрные крапинки. Разговаривать с ней и ласкать её  в эти минуты было бесполезно – кошка никак не реагировала на голос, отворачивалась, уходила и даже скалилась…

  А иной раз, увлечённая своими играми, часто хулиганскими и разрушительными, например, очень захотелось пошерудить в  цветочных горшках – это самое любимое занятие всех молодых кошек, - она не реагирует на окрик хозяйки, только сверкнёт своим пронзительным зелёным прищуром и продолжает своё дело, пока не шуганёшь её от горшка.

  Но самые трогательные и запоминающиеся глаза у моей  Тимонии в минуты душевного спокойствия, когда она особо доверяет хозяйке …  Это когда ей хотелось ласки и внимания. Она прыгала ко мне на колени, устраивалась поудобнее и прикрывала глаза и в особые моменты даже мурлыкала, тихонько так.. А когда я начинала почёсывать ей за ушком  или между  ушками, Тимония блаженно потягивалась и зажмуривала глазки.
 - Тимочка, посмотри на меня! Открой глазки! Ну, пожалуйста! – ворковала я.
 Тимония приоткрывала один глаз.
 - Ну, открой оба! Посмотри на меня! Тебе приятно? – не отставала я.
 И Тимония открывала глаза –  они у неё были в эти минуты тёмно-тёмно синие с маленьким чёрным зрачком. Блаженство выражало всё её маленькое тело, только ротик по-прежнему не улыбался, и это всегда немного напрягало меня. Неужели так тяготило её недолгое бездомное детство?...



  Во вторую смену у меня один урок в пятом классе. Школа, в которой я работаю, в нескольких минутах ходьбы от моего дома. Весна в самом разгаре. Кошачье семейство целыми днями и ночами пропадает на улице. Моя Тимония – кошка домашняя, по ночам не бродит, с котами не играет. Я выношу её на лавочку около подъезда, она сидит или прыгает на соседнее дерево и занимается кошачьей гимнастикой. Так было всегда,  когда я уходила ненадолго, а её оставляла подышать воздухом около подъезда. Так я решила поступить и сегодня. Один урок и никаких совещаний, суббота…

  Я подхватила Тимонию и вышла.  Опустила её на скамейку и отправилась на работу. Только Тимония не прыгнула на ветку, а побежала за мной.  «Ну, ладно, проводи меня немного» - подумала я и продолжала свой путь. Подошли к дороге – Тимонии пора возвращаться. Я остановилась, повернулась к ней. Остановилась и кошка. Села. Я обратилась к ней:
- Тимочка! Всё.  Дальше идти нельзя. Возвращайся, – и  повернула её мордашку к дому. – Назад! Хватит.
  Стою, жду, когда она  побежит назад. Кошка посмотрела на меня – видимо, вид у меня был серьёзный – и  повернула обратно. А я продолжила свой путь. Но пройдя несколько шагов, я почувствовала неладное и обернулась. Моя Тимония тихонько кралась за мной. Вероятно, мой поворот был неожиданным и спрятаться кошка не успела, так и застыла в полушаге, подняла мордочку и тихонько муркнула: «Ну, ладно, разреши…» Я рассердилась и почти рявкнула:
 - Тимка! Хватит меня провожать!  -  Тимония не шевелнулась. –Ты поняла меня?!      Марш домой! – шуганула я её. - Ну, я тебе!
Та ни с места. Сидит и нагло на меня смотрит.
Я сменила гнев на милость и заворковала:
-Тимочка, иди домой и подожди меня на скамеечке около подъезда. Иди, моя хорошая, иди.
 Ну, где там. Весь её вид говорил: я тебя не боюсь, ты ведь любишь меня? Так и возьми с собой. Хочу…

 Что делать? Я беру кошку на руки и возвращаюсь к подъезду. Сажаю её на скамейку и строго приказываю:
  - Сиди здесь и жди меня. Я скоро. – Кошка смотрит на меня своими круглыми  зелёно-жёлтыми зрачками и не собирается исполнять приказ. Я это вижу и чувствую по её непокорному настроению. Только мне-то нужно идти на работу! Я ещё раз шикнула на неё и побежала на урок – времени оставалось совсем немного. А душа-то болит! Украдкой оглядываюсь: сидит. Ну, хорошо, молодец. И я быстро побежала к школе. Зря радовалась. Уже перед самой школой случайно оглянулась и застыла в негодовании: моя питомица пригнувшись к самой земле перебежками  ползёт за мной. Ну и что теперь?! 

  Я остановилась и повернулась к ней. Застыла и она.
 - Ну, что ты делаешь!? Тима, я же уже опаздываю! Ну, что мне с тобой делать? Не брать же с собой…- бормочу я.
  Тимония тоже приподнялась и села метрах в трёх от меня. Сидит, смотрит. Ни капли испуга. Возвращаться уже нет смысла – опоздаю. Как быть? Куда её девать? Кому?
 Подхожу к ней, пытаюсь поймать – но куда там! Не даётся. Я рассердилась: ну, и фиг с тобой! Топай, куда хочешь. Пошла дальше. Кошка за мной, крадучась. Через несколько шагов я остановилась  и говорю ей:
 - Ладно, что с тобой поделаешь! Ну, иди ко мне! Тебя без меня в школу не пустят. Иди сюда! – Тимония покорно подходит ко мне и прыгает на плечо, проползает по шее и устраивается у меня на загривке. Так мы и заходим в вестибюль школы. Вахтёрша улыбается:
 - Ну, и воротник! Да сидит-то как смирно.
 Я улыбаюсь и, ничего не отвечая, прохожу в кабинет. Благо, что суббота и урок на первом этаже. В коридоре никого нет. Захожу в кабинет. Звонка с урока ещё не было. Тишина.
 Подхожу к окну, сгибаю шею и говорю:
 - Всё, Тимония, прыгай!
 Тимка спрыгнула на подоконник, огляделась и – прыг на пол. Пока я готовлю к уроку доску, моё чудо обошло класс, обнюхало все углы и парты и развалилось около доски. Я закончила писать, подхватила кошку и посадила её на подоконник около учительского стола со словами: «Сейчас придут дети, сиди здесь смирно и никуда не ходи». Всё понимает моя красавица. Она устроилась на подоконнике, подобрав лапки и распушив хвост. Сидит и спокойно так смотрит на входящую детвору.

  Дети входят в класс группками, кто спокойно, кто оживлённо разговаривая, ещё не отойдя от предыдущего урока.
  Но через минуту гомон замолкает, и изумлённые взгляды устремляются на подоконник: это ещё что такое? что ещё придумала эта сумасшедшая училка? Взгляд на спокойно сидящую кошку, взгляд на учителя: где  подвох? Всё спокойно, неужели никакого подвоха? И ватага кидается к окну: всем хочется погладить этот пушистый чёрный комочек. Я молчала и ожидала продолжения  с опасением. Вдруг эта толпв испугает мою Тимонию и она убежит? Но Тимония не шелохнулась, даже ухом не шевельнула на эту неожиданно шумную реакцию детей – как сидела, так и сидела, спокойно разглядывая любопытные физиономии. Прозвенел первый звонок.

 - По местам, ребята, готовьтесь к уроку и садитесь, - негромко и спокойно призвала я детей к порядку.
  Ученики рассаживались, доставали учебники, тетради. Но любопытство их распирало: откуда эта кошка? Не выдержали. Поднялась рука:
 - А  она чья?
 - Она  что тоже пришла на урок?
 - А как её зовут? – сыпались со всех сторон вопросы. Без объяснения ситуации урока не начать, поняла я.
 - Она тоже пришла учиться. Зовут её Тимония. Поэтому давайте заниматься и не отвлекаться по посторонним вопросам. Хорошо?
 - А её потом можно будет погладить? – не унимались самые любопытные.
 - Можно. Если она разрешит.

  …Урок начался. Мы работали в обычном ритме и через несколько минут на «новую ученицу» внимания никто не обращал.
Я, конечно, очень тревожилась за поведение моей капризули. Зная её своенравный характер, я опасалась, как бы эта гордячка не вздумала гулять по классу, а ещё лучше, по партам – ведь кошка животное  независимое, гуляет сама по себе, где хочет –и не сорвала мне урок своим поведением.

  Только я напрасно беспокоилась. Тимония спокойно, в одной позе, отсидела на подоконнике весь урок, и  её любознательная природа  только поворотом головы реагировала на мои действия и действия моих учеников. Казалось, что она очень внимательно слушает наши речи и  запоминает каждое слово. Прозвенел звонок, и Тимония спрыгнула с подоконника, чем вызвала изумлённую реакцию детей: она что, понимает, что урок закончен?

 Я ещё раз убедилась, насколько мудра и умна моя питомица, ведь её поведение позволило мне лишний раз преподнести детям воспитательный урок:
- Вы видели, как спокойно сидела и внимательно слушала урок кошка?! Вот это достойное поведение, настоящая ученица! Все ли из вас способны так слушать?!