История села Ковакса

Люсия Пент
… На железной кровати с блестящими шариками, разре-шилась бременем жена. Низко склонившись, в сенях, хозяин переплетает дно плетюхи ивовыми прутьями, пот гужом стекает с крепкого лба, с радостной вестью к нему подо-шла бабка повитуха:
   - С сыночком тебя, добрый хозяин, как назовешь-то?
   - Антоном будет, с него род Антонов пойдет! - загадочно ответил Савелий. Так наверно и было, так я представляю начало своего рода.

Село Ковакса впервые упоминается в очерках известного писателя Павла Ивановича Мельникова-Печорского «Очер-ки мордвы». Это издание вошло в 7й том сочинений в 1909году, после отдельной книгой в 1981году мордовским книжным издательством в Саранске.
Очерки написаны на основе глубокого изучения истории и быта мест, населенных мордвой: Арзамаса, Алатыря, Темникова. Ардатова и других. Выписки из очерков приве-дены по Саранскому изданию. Арзамас ныне уездный го-род Нижегородской губернии на реке Тёша считается сто-лицей племени эрдзя.
По всей вероятности это и есть тот самый Арса, о котором упоминает Ибн-Фоцлан, (в энциклопедии – Ибн-Фадлан, Ахмед) - арабский путешественник десятого века. Он написал книгу: «Путешествие Ибн-Фадлана на Итиль, (Волгу).
Местные предания говорят, что в 1245году, в 26верстах от Арзамаса, где теперь стоит деревня Вторусская, населен-ная обрусевшей мордвой, жил мордовский князек Тёш, по-селившийся с сыновьями на берегу реки, получивший его имя. Селения, построенные сыновьями Тёша, слились в од-но и составили город Арзамас.
Через все 17столетие продолжались теснения мордвы, пришлось бежать на новые земли. Со временем патриар-шества Никона кроме тяжких податей и налогов присоеди-нилось насильственное обращение в христианскую веру.
Царь Иван Грозный раздавал вольную боярам и мона-стырям для крещения. В его, и царствование Федора Ива-новича, такой мерой немало обращено в христианство, че-рез столетие мордва обрусела, во внуках и правнуках труд-но было распознать мордву.
В главнейшем месте эрдзядов, в Арзамасе, по велению Грозного построен Спасский монастырь, и поныне стоящий.
В 1588году при первом настоятеле монастыря Сергии, были отданы во владение «царская мордовская вотчины»: Ивановская губерния, с деревнями Чернухой, Ореховской и другими.
Получив вольную, монахи усердно крестили мордву, особо отличился игумен Иов, бывший в Арзамасе в 1628-38годах. Не стерпев притеснений, арзамасская мордва се-лилась на пустых местах на реке Ковакса.
В конце 17века в мордовских деревнях стали селить рус-ских, а мордву переселять в русские села. В очерках о мордве впервые упоминается Ковакса.
Много разных версий происхождения названия села, од-на из первых, это: якобы когда-то в тех местах жил мордов-ский разбойник, которого так звали. Фамилия Патяевы, с которой слился род Антоновых, происходит от слова патяй – богиня, верховная покровительница. В молодости и лет до 45, на работе, Евдокию (дочь Шипа), называли Нефертити и Клеопатра, женщины рода Антоновых действительно бело-кожие и красивы.
По словам старожилов, село возникло где-то в 16-17веках. На его месте был дремучий лес и топкие болота. Первые люди пришли в 1679году, увидев озеро, останови-лись, пошло строительство домов; выкорчевывался лес, по-этому поселение назвали Пеньки. Потом вышли к реке, полной рыбы, вечерами квакало множество лягушек, село и речку переименовали в Кваксу, позднее стали называть Ко-ваксой. С этим названием и вступили в 18век. Дома крылись соломой, отчего были большие пожары, последний соло-менный дом перестроили в 1952году. Обо всем этом рас-сказала Антонова Валентина Васильевна, дочь (Шипа).
Вначале 19века село разделено на две половины казен-ную и помещичью, поэтому одна половина называлась хо-дыревой, другая казенной. В это время село было самое бо-гатое в округе, работала ярмарка, 7 ветряных мельниц, вся-кие посевы, 5 крупорушек, 3 шерстобойни, 6 маслобоек, са-ды. Деревянная церковь сгорела в 1840-50годах, на том ме-сте построили белокаменную с фресками, сохранившуюся поныне.
 В 30годы церковь разрушили, разграбили, иконы спря-тали по домам, старые пускали по реке. После удара коло-кола о землю, долго стоял тревожный гул.
Со стороны улицы бывшего карстового болота построили дома, вода постепенно стала уходить, земля оседать, дом, стоящий рядом, накренился и наполовину ушел вниз. С юга вдоль стены церкви есть небольшое церковное кладбище, там лежат монахи, напротив третьего окна, по словам Анто-новой  Анны Степановны, лежит ее тетка Лукерья.
К югу от леса проходит большой овраг, называемый Ка-менным ключом, в нем жгли древесину на уголь. Второй овраг – Журчалка, по нему протекал ручеек. Чуть выше от Каменного ключа жил старик-отшельник Антон, от него по-шла наша фамилия. Ближний лес до сих пор зовется Анто-новка.
Колхоз «Красное знамя» образовался в 30е годы, в 1932году,  под угрозой раскулачивания, в колхоз вступили все. Начались репрессии, у семей отнимали всё, из ссылки в Сибирь вернулись только два человека.
В 1940году колхоз окреп, но началась война, на фронт ушло 500человек, погибли почти все. По пояс в снегу, жен-щины работали в лесу, распиливая самолетные сосны, бе-реза шла на фанеру, от Балахонихи проложили узкоколей-ку. В селе проживало 30 эвакуированных семей из Белорус-сии и Украины, 1946-47годы были неурожайными, жить становилось тяжело.
В 1969 году молодежь двинулась в города. «Красное знамя» переименовали в совхоз «Коваксинский», но от пе-ремены мест сумма не меняется. Село стало центральной усадьбой сел и деревень: Лидовка, Котиха, Костылиха, Ни-кольское, Пиявочное.
В 60е годы в селе было 800 дворов, в 77м – 500 и 1760 жителей. На каждого работника выделялось 40 соток земли, на каждой улице было 2-3 колодца, вырытые болота, дома отапливают дровами. С помощью Антонова Василия Васильевича построили деревянный клуб, казавшийся в то время огромным, крутили кино, были танцы, на входе он сделал светящееся табло «вход» и «выход». К 2012 году от клуба ничего не осталось, некому стало плясать, место за-росло высоченным бурьяном и кустарником. После тридца-ти лет проживания в городе, бывшим сельчанам клуб ка-зался маленьким сараем.
В 1980е годы заасфальтировали дорогу на Арзамас, пу-стили автобус, он ходит три раза в день, пенсионеры едут бесплатно.
На задах у Жучковой Лилии Васильевны, дочери Шипа,  построили каменную, трехэтажную школу, клуб, где разме-стился частный продуктовый магазин и двухэтажный, рай-онный дом престарелых. Кроме двух магазинчиков, в селе ничего нет, нет работы, есть клуб, но нет молодежи, мало учеников в школе, зато дом престарелых заполнен до отка-за, там живут старики и из других сел.
К 1993году число дворов сократилось до 400, жителей до 850, из них нетрудоспособных – 220человек. К этому вре-мени прекратила свое существование Чепара, оставшихся там стариков, молодежь взяла к себе в город.
К 2000году на одного работника приходилось по пять-семь пенсионеров. В некоторых, зажиточных домах, как у лесничего и хозяев магазинов имеется водопровод, дом оббит пластиком, в 2009-10 годах стали вставлять пластико-вые окна, крыши кроют крашеными, пластинами, ставятся современные металлические заборы. Зерина заросла, ку-паться нельзя, из-за трясины и кустов к воде не подойти, на церкви обрушились купола, теперь она открыта небу.
В 2010году внучка Василия Васильевича – Ольга со своей матерью Евдокией-Людмилой внутри церкви вручную вы-корчёвывали деревья. Горько было смотреть на разруху, горько осознавать малодушие сельчан, не принимавших никакого участия в спасении святыни.
Брошены поля, где пахал отец, теперь там роются кроты, растут желтые одуванчики и деревья, земляника и грибы подбирается к самому дому, ломать веники можно на за-дах. Скоро всё встанет на круги своя, село поглотит дрему-чий лес.
Из-за безработицы оставшиеся мужчины и женщины вдаются в пьянство, перекупщикам из города, за бесценок продали старинные иконы, взамен получили крытые лаком репродукции.
Если проложить перпендикуляр от переезда Казарма или 387км., село Ковакса находится в четырех километрах от железной дороги Москва-Казань, станция Арзамас-2 стоит в 410километрах от Москвы.
По рассказам Василия Васильевича Антонова:
 В начале 20 века  село находилось в том же состоянии, как и до революции: соломенные крыши, беднота, отста-лость в грамоте, лишь во времена НЭПА село стало оживать.
При соединении города с деревней стали поставлять: конные молотилки, плуги, веялки, сортировки, жнейки, сноповязалки и даже двухтактные двигатели - тракторы, продаваемые по кредитам.
До коллективизации крестьянские дворы делились на четыре категории: богачи (кулаки), середняки, бедняки и келейники (несостоятельные люди). Богатые: Красновы, Ев-стюшины, Птицыны, имели всю сельхозтехнику. Маслобой-ки и крупорушки держали на своей части хозяйства, а то и в проулках, на пустых местах или вблизи прудов. С целью ис-пользования ветров, большинство ветряков располагалось на дальних околицах южных сторон улиц, зимой северных ветров почти не бывает.
Середняки имели:  лошадь, корову, мелкий скот, свою упряжку, хлеб, семена и орудия обрабатывания почвы.
Келейные (голь перекатная), имели надел земли, лоша-дей не было, они сдавали землю в аренду за половину урожая, селились в конце усадебных порядков по берегам Кужлея. До начала 30хгодов там стояло четыре кельи, до шести келий на прогоне, от церковной площади, до верхне-го конца, называемого Козловка.
Основным зерновым на селе считалась: рожь, овес, пше-ница с каждым годом уменьшалась из-за плохой почвы. Хо-рошие урожаи давали: конопля, лен, просо, греча, чечеви-ца, горох, греча. Во времена Хрущева пробовали сажать ку-курузу, но она не прижилась, в жару сухоглинок становится, как цемент.
Из конопли и льна получали семена, их перерабатывали на маслобойках, за аренду расплачивались урожаем. Масло вывозилось в дубовых бочках в города и крупные села, гречу и просо обрабатывали на крупорушках, рожь и овес скармливали лошадям, чечевицу размалывали на деликатесную крупу в пироги.
 Теперь о других домыслах появления Коваксы:
Ковакса является выселком села Туманово, стоявшего на другом берегу Теши. Первым поселенцем был кузнец Ми-хаил (ковака), от слова ковать, поселившийся в низине воз-ле дороги  на Туманово (к югу от реки), позже Ковака изме-нилось на Коваксу.
В данное время село состоит из четырех основных улиц длиной по два километра, выстроенных после войны. Об-щее число 500 дворов.
Первых поселенцев, очевидно, привлекло наличие воды. Кроме реки, текущей с запада на восток, берущей начало из речки Чепара и лесных ручейков, имеется хорошее озеро размером двести на сто метров. Раньше его называли Озё-риной, потом стали называть Зериной.
Из-за многолетнего периода образовалась перемычка, разделившая озеро на две неравных части. Большая часть неоднократно подвергалась чистке, поэтому ее стали назы-вать Новым прудом, что поменьше – Попов пруд, рядом стоит каменная церковь.
Улицы: Казенная, Новая, Свистовка, располагаются па-раллельно в направлении с запада на восток слегка в гору, отчего каждый конец улицы называется верхним.
Новасильцевая улица расположена в долине Зерины, перпендикулярно трем улицам с севера на юг.
Одна из новых улиц-линий стоит параллельно Свистовке и называется улицей Мира, другая, параллельная Ново-сильцевой – Новая линия. Каждые имеют по шестьдесят дворов.
Улица Казенная названа по поселению на ней государ-ственных, принадлежавших царской семье крестьян.
Улица Новая отстроена после великого пожара, случив-шегося в отмену крепостного права. Она тянется от Патяева переулка до поля. Основная часть улицы сохранилась меж-ду Кужлеем, отделявшим от Новосильцевой и Патяевыми, называется еще Голубев конец. Новосильцевая улица при-надлежала барину Новосильцеву.
Улица Свистовка расположена на луговом пустыре, где росли раскидистые березы, в старые времена сельчане схо-дились туда гулять на праздник Троицы. Поскольку музы-кальных инструментов не было и улицы еще не было, игра-ли на глиняных свирелях и берестяных рожках. Вместо «по-играйте», говорили – посвистите, отсюда и название Сви-стовки.
В селе проживали приверженцы пяти религиозных направлений, большинство граждан относились к право-славным христианам, никонианам. Наша поморская старо-обрядческая община имела деревянную церковь в рассечке южной стороны Казенной (в Саваткином переулке). Когда не стало жестоких гонений, раскольники строили молель-ные дома без высоких колоколен и не на видных местах, на задах или между домами.
Поморская община была малочисленнее никоновского прихода, она получила название от раскольников беломо-рья. На нашей церкви висел самый большой колокол весом 305 пудов, на православной – 280пудов. Имелись и пожар-ные колокола весом по 25-32 пуда. Колокольный ансамбль дополняли подзвонники от 20 фунтов до 20 пудов. По праздникам на всю округу доносился ласкающий душу звон.
Третье, раскольническое направление называлось «не-товцы» и  произошло от понятия: «пришел антихрист, и нет уже спасения».
Четвертое направление «австрийское» произошло от пе-реселенных сектантов, находящихся под покровительством австрийских магнатов.
Пятое направление более многочисленное, входящее в секту, возглавляемую двумя старыми девами: Степанидой и Матреной. Эта секта была отписана Никоном от официаль-ной веры, поэтому называлась отписными или стешеньки-ны и матренушкины.
В селе имелось четыре торговых лавки, там продавалось все от хомутов до пряников и конфет, было три трактира, один из них на церковной площади. Обычно там происхо-дили народные гуляния,  любители подраться, мерились силой.
Река Ковакса была небольшой, но полноводной с ворон-ками посередине, ее питали: Ирзяк, Вежатка, Рамзай. Лес-ные ручьи питались за счет дремучих лесов, вплотную сто-ящих у села. В Арзамас ездили на лошадях, у кого они были, бедняки ходили пешком, дорога проходила через Костыли-ху, леса, Тешу, Марьевку.
Костылиха, находившаяся в шести километрах от Ковак-сы, считалась товарной станцией, лесоматериалы и пилома-териалы подвозились для отправки потребителям. На лесо-повале работало много безлошадных крестьян, на вывозе леса работали лошадники, тут же останавливались и пасса-жирские поезда. Из Костылихи коваксинцы получали почту, для чего держали конного экспедитора.
В 1922году кредитное общество переведено в поселко-вое, было разрешено переселяться в мелкие хуторки. Пере-селенцам выделяли сельхозтехнику, машины и на три осво-бождали от налогов. По этой причине появилось два посе-ления: Чепара и поселок Троицкий, просуществовавший до 1935года.
К этому времени Ковакса представляла крупный насе-ленный пункт с множеством садов. Народ был трудолюби-вый и дружный, даже в праздники все проходило без ку-лачных боев. Молодежь проводила время возле сенниц, зимой – в арендованных избах, за пребывание платили дровами и продуктами.
В конце 20 годов село приближалось к культурной среде, в половине двухэтажного дома на церковной площади от-крылась изба-читальня, в другой – поселковое товарище-ство, внизу был сельмаг. Для читальни присылался комсо-молец из Арзамаса, он назывался избач. Провели радио, в этом месте молодежь проводила время до пятидесятых го-дов.
Компания раскулачивания прошла без особых абсцессов. В 1944году была организована МТС, в 60-70е годы колхоз преобразован в совхоз, это усугубило всякое житье, все стало разваливаться, молодежь сбежала в города. Ни фермы, ни маслобойки, ничего не стало. В 2012году в селе остались одни старухи, пустые дома с вымершим населением жутко глядят чистыми окнами, внутри все осталось так, если бы хозяева вышли в магазин за хлебом…