Бабье лето звёзд - Римма Маркова

Анжелика Миллер
Сейчас я скажу правду. Никогда не знала, что есть такая актриса – Римма Маркова. Она меня не заинтересовала как-то. Да, я её где-то видела. В каких-то фильмах. Но никогда не было порыва узнать её имя. Это плохо. Очень плохо.

РИММА МАРКОВА

  Римма Маркова родилась в семье актёра Василия Маркова и в 1931—1934 годах исполняла детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра, где служил её отец.
В 1945—1947 годах Маркова училась в студии при Вологодском драматическом театре куда поступила вместе со своим братом Леонидом Марковым. В дальнейшем служила в Театре им. Ленинского комсомола в Москве.
С 1971 года — актриса Театра-студии киноактёра.
В 2011 году участвовала в предвыборной кампании партии «Справедливая Россия» перед выборами в Государственную Думу Российской Федерации.
10 декабря 2011 года на 6-м съезде «Справедливой России» лидер партии С. М. Миронов, выдвинутый кандидатом на пост Президента РФ, предложил Римме Марковой возглавить его предвыборный штаб.
Личная жизнь: Трижды была замужем. От второго брака с музыкантом Владимиром Никитиным — дочь Татьяна, врач-косметолог. Внук — Фёдор.

Как видите, биография небольшая, и поэтому я сразу перехожу к «водным процедурам», т. е. к проекту Сергея Майорова «Бабье лето».
Майоров: «Римма Маркова вошла, и у меня зазвучали в голове марши. Она сказала: Какой мне грим? Вы что, издеваетесь? Какие меха? Вот в чём пришла, в том и сяду. В её походной сумке ни помады, ни зеркальца, ни духов. Только спички и пачка сигарет. Крепкий табак – её слабость. Она – Родина Мать во плоти. Она – как стихийное явление. Положительное… »

Маркова: «Сейчас я скажу жуткую вещь. Я очень не люблю стариков и старух. Главный их порок – безвозмездно давать советы. Я люблю поесть. Готовка – ритуал. Почему такое желание накормить? Почему? Я пережила два голода. Мы ели кору. Траву. Лебеду. Затируху. Сахарную свёклу томила мама. Всё было для фронта и все понимали это. Никто не вопил. Мама была очень сильная. Тряпки меняли на зерно. Папа сделал жернова. Зерно мололи. Затирку делали: вода и маслецо – вкуснота. Все, кто это пережил – остаётся в памяти на всю жизнь. Я всегда предлагаю сразу покушать. Папа актёр провинциальный. Жили в Вологде. Я всегда была с папой. Всё, что касалось театра – я рядом. Я с удовольствием выходила на сцену, а брат мой плакал, не хотел. Мой брат, артист Леонид Марков – единственный мужчина ради которого я готова была на всё. В школе я была самой первой. Стояла впереди мальчишек. Каланча меня называли, дралась с мальчиками. Славилась тем, что у меня был деревянный баул. Если кто-то обижал брата в том классе, я бежала в этот класс и била весь класс. Кол был по дисциплине. Родители драли как сидорову козу. Я поставила себе голос. Как? Пока папа расстегивал ремень, я в это время акала, и полквартала уже сбегалось. Самое интересное, когда у меня родилась дочь, она издевалась над моим папой. Она сядет в траву. А он бегает, ищет её. А шлёпать – не шлёпал. Внучку не бил. Все выдающиеся актёры – это приезжие актёры. Брат хотел стать художником. Фактура-то роскошная. А мужчины все на фронте. И он стал играть. Это был 47 год. После войны. Жрать нечего. Одеть абсолютно нечего. Мы получили телеграмму – начинаются туры. Рассказывать – можно с ума сойти. Ночевали на вокзале, милиция гоняла. Зубы чистили в вонючих туалетах. Не выспавшиеся, грязные, лохматые, неухоженные шли к Иван Николаевичу Берсеневу, который гулял с бабочкой, баловался сигарой. Я завалилась сразу. Там 20 человек набирали. Москвичи нахальные, наглые. Я была всю жизнь борец. Брат всего  на 2 года младше, а я всегда над ним довлела. Защищала до самого смертного часа. Он увольнялся. Менял театры. Дерзкий, вспыльчивый, надменный. Застенчивый, скрытый, противоречивый, непонятый.  Умер в 1991 году, сгорел от рака за 2 недели до 65 лет. Его жена Лена  моложе его на 17 лет. В хороших отношениях с братом мы не были. Он постоянно влюблялся. А они  все дружили со мной. А он – не очень. Я ругалась всегда. Он обожал женщин всю свою жизнь. Его уже 20 лет нет, а я всё живу и живу. Если жизнь излишне деловая, функция слабеет половая…
Я считаю, что я не реализовалась в кино. Все войны, все смерти – это жадность и зависть. И люди не меняются при любых формациях. Почему не получилось? Да потому что я была замужем за бревном. При такой фактуре как у меня… Это нужно выйти замуж за режиссёра или иметь любовника. Я была женщина не опекаемая. Характер мне мой мешает и в личной жизни. Мне приходилось биться за воё место в жизни. Трижды замужем. Не выдерживали мужики. Я хотела быть слабой, но я влюблялась не в того, кого надо. От второго мужа я очень хотела ребёнка. Слабые попадались мужики. Смотрела на Тэттчер и думала, ужас, кто у неё муж? Как её хотеть можно? Но влюблялись в меня тоже. До сумасшествия. Последний – испанец, бизнесмен, миллионер. Продержались год. Мне было 42 года. Когда мужчины ухаживают – согласны на всё. Как только штамп поставили, надо ехать в Испанию. Нет, я сказала. Я буду жить только в России. В Испанию еду – и 3 дня мне хватает за глаза. У нас потрясающая страна. Пришлось расстаться с испанцем. Мы дружили с Мордюковой. Она умна. Безумно остроумна. Две коняги соединились – это было безумно интересно. Мы рассказывали истории по 85 раз, и каждый раз было всё по-разному. Мордюкова ушла в 2008 году – внезапная остановка сердца. Ей было 82 года…
  Папа всегда говорил – я так одинок. Я не понимала его. И вот я почувствовала – как мы одиноки вообще. Я борюсь с дочерью, с внуком.  По разным причинам. Не читает Федя. Скажу жуткую вещь – это моё убеждение. Когда идёшь в профессию актрисы – думай хорошо. Актрисы не имеют право иметь детей. Дочери своей не додала. Кидала бабушкам-дедушкам. Это трагедия. Моя дочь мечтала о режиссерском факультете».

Майоров: «Она докуривает одну сигарету в две затяжки. Железная Маркова на грани нервного срыва. Хронического».

Маркова: «Меня выгнали из театра. Умер директор, пришёл другой, со своей командой. Я 17 лет снимала углы. Это выдержать надо. Очень много трагедий. Я хотела покончить жизнь самоубийством. Но был и триумф. Я прогремела на всю Москву и тут… Как сказал Иван Николаевич: «Вот Маркову брось с 18-ого этажа, она перевернётся и пойдёт дальше».

Майоров: «Из 22 участниц проекта «Бабье лето», Римма Маркова самая взрослая. Сто процентная узнаваемость на улице. Все знают, кто такая Маркова. Вспомнился фильм «Ночной дозор». Хотя она не любит и не хочет о нём вспоминать, считает, что бес её попутал. Она покаялась, пожалела об этой роли».

Маркова: «На долю моего поколения вообще нет работ. Или бабушку, или дедушку играть.  По тексту я вижу – мошенница. Я её так и играла. Но когда меня стали крутить и привязывать, мотать во верху… Я даже не знала, что у меня дочка вот на таких лапах ходит. Графика. Я ведьма оказывается. Самая настоящая ведьма. Чистокровная. И потом я из газет узнала, что от этой роли отказалась Ахеджакова, Зина Шарко. А Римма Маркова согласилась. Начинаю смотреть это всё – вся душа в протесте переворачивается».

                8.12.2014, Мари Шансон