Бабье лето звёзд - Елена Соловей

Анжелика Миллер
Елену Соловей я помню по фильму «Раба любви». И только по этому фильму я помню Елену Соловей. А так же я помню, что она как-то резко пропала с экранов телевизора. Что случилось? – задавала я себе вопрос. Умерла? Погибла? А вот и нет. Просто уехала заграницу. И правильно сделала. Как мне кажется.

ЕЛЕНА СОЛОВЕЙ

  Елена Яковлевна Соловей (род. 24 февраля 1947, Нойштрелиц, Советская зона оккупации Германии) — актриса кино и театра. Заслуженная артистка РСФСР (1981). Народная артистка РСФСР (1990). Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Женская роль второго плана» за 1981 год (художественный фильм «Факт»).

Елена Соловей родилась в семье офицера в советском военном гарнизоне Нойштрелиц (Советская оккупационная зона Германии), участника советско-финской и Великой Отечественной войны Якова Абрамовича Соловья (1917—2003).
Детские годы провела в Красноярске, с 1959 года в Москве. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1970, актёрская мастерская Б. Бабочкина).
С 1971 — актриса киностудии Ленфильм, с 1983 — Академического театра им. Ленсовета.
В 70-е—80-е годы много успешно снималась в кино («Король-олень», «Драма из старинной жизни», «Вам и не снилось…», «Ищите женщину», «Блондинка за углом», «Единожды солгав», «Жизнь Клима Самгина» и др.). Но всесоюзную славу и большую зрительскую любовь снискала ролями в фильмах режиссёра Никиты Михалкова: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
В 1991 уехала в США. Преподаёт актёрское мастерство. Работала на русском радио в Нью-Джерси. Вела авторскую передачу «Кулисы». Создала детскую творческую студию «Этюд» для детей из русскоязычных семей.

  Елена Соловей относится к такому типу женщин, у которых семья всегда на первом месте, всё остальное – на втором. И работа в том числе. У Елены один единственный брак и один единственный муж: Юрий Пугач, художник. В браке родились: дочь Ирина (внучки Соня и Аграфена) и сын Павел (внук Иван).
Приехав к Сергею Майорову на проект, она ничем меня не удивила. Потому что не изменилась.

Сергей рассказывает: «Сегодня Е. Соловей – американская домохозяйка без маникюра. Елена не снималась в большом кино больше 20-ти лет, с тех пор, как улетела в Нью-Йорк в 91-ом за лучшей жизнью. Она не была в России 10 лет».
Елена Соловей: «Америка не может быть родной. Но я многому благодарна. Я не чувствую, что я там нужна. Дети состоялись, внуки. 20 лет там прожито. Это мой дом. Моя семья. В Америку взяла только 3 чемодана с книгами и один –  с фотографиями. Я родилась заграницей, но этого не помню. Папа был артиллерист, кадровый военный, а мама – медсестра, фельдшер. Жили в коммунальной квартире, три семьи. Мне кажется все девчонки, когда маленькие, почти все хотят быть артистками. Либо учительницами. Всё равно. Учительницу должны все любить. Студию МХАТ прошла только до третьего тура. Но мне кажется, всё равно, всё должно быть так, как должно быть – всё во благо. Я даже не расстроилась, когда не поступила. А потом я нашла работу учительницы пеня во 2-ом,3-ем и 5-ых классах. Меня слушались… Да, иногда ходили на головах. Смеюсь. Потом я поступила во ВГИК.
Сейчас я хожу в школу и преподаю русский язык. Раз в неделю. Актёрская профессия – безнравственная в чём-то, бесстыдная. Потому что в своих ролях актёр черезчур откровенен, а значит – обнажён. В «Рабе любви» я была беременная. Когда родился Паша от законного мужа Юрия – мне было неохота сниматься. От «Неоконченной пьесы» я отказалась. От «продолжения». Я уехала в Ленинград. Позвали актрису, похожую на меня. И видимо там не сложилось. Тогда Михалков послал ко мне гонца с письмом. Меня мамочка моя собрала и мы со всеми детьми поехали. Я инфантильный человек. Мне до сих пор не хватает моей мамы. Физически. Мама была замечательная. С детьми сидела. На съёмки ездила со мной. В Америке я снималась в одном сериале. Все хорошо относились ко мне. Спрашивали, ты – звезда? Да, была…»

  Когда я искала фотографии мамы Елены Соловей в интернете, не нашла. Подумала – как так? Мама, мама, мамочка… и ни одной фотографии. Где-то должна быть семейная тайна. Но какая?

               
                4.12.2014, Мари Шансон