Странный российский диагноз - дисбактериоз

Дмитрий Чернокотов
Как известно, органы человека, так или иначе контактирующие со внешней средой, уже в момент рождения заселяются разнообразными микроорганизмами. Большинство из них надолго не задерживаются в нашем организме, но есть и такие, которые, попадая в благоприятные для себя условия(экологические ниши, биотопы), размножаются, создавая то, что называют нормальной микрофлорой тела человека. Так, количество бактерий, заселяющих покровные ткани организма человека(кожу и слизистые), во много раз превосходит число собственных клеток хозяина. Микробы толстого кишечника представляют собой доминирующий в количественном и качественном отношении компонент нормальной микрофлоры человека.

Нормальная микрофлора находится в симбиотических отношениях с организмом человека:

*Она выступает как неспецифический стимулятор («раздражитель») иммунной системы; отсутствие нормального микробного биоценоза вызывает многочисленные нарушения в иммунной системе. Другая роль микрофлоры была установлена после того, как были получены безмикробные животные-гнотобионты (от греч. gnotos, познание, + лат. biota (от греч. bios) жизнь). Было показано, что нормальная микрофлора оказывает постоянное антигенное «раздражение» иммунной системы, а у гнотобионтов его отсутствие вызывает недоразвитие основных иммунокомпетентных органов (например, тимуса, лимфоидной ткани кишечника). Аг представителей нормальной микрофлоры вызывают образование AT в низких титрах. Они преимущественно представлены IgA, выделяющимися на поверхность слизистых оболочек. IgA составляют основу местной невосприимчивости к проникающим возбудителям и не дают возможности комменсалам проникать в глубокие ткани.

* Она составляет конкуренцию для патогенной; механизмы подавления роста последней достаточно разнообразны. Основной механизм — избирательное связывание нормальной микрофлорой поверхностных рецепторов клеток, особенно эпителиальных. Большинство представителей резидентной микрофлоры проявляет выраженный антагонизм в отношение патогенных видов. Эти свойства особенно ярко выражены у бифидобактерий и лактоба-цилл; антибактериальный потенциал формируется секрецией кислот, спиртов, лизоцима, бакте-риоцинов и других веществ. Кроме того, высокая концентрация указанных продуктов ингибирует метаболизм и выделение токсинов патогенными видами (например, термолабильного токсина энтеропатогенными эшерихиями).
* Она играет огромную роль в метаболических процессах организма и поддержании их баланса. Метаболизм некоторых веществ включает печёночную экскрецию (в составе жёлчи) в просвет кишечника с последующим возвратом в печень; подобный печёночно-кишечный круговорот характерен для некоторых половых гормонов и солей жёлчных кислот. Эти продукты экскретируются, как правило, в форме глюкуронидов или сульфатов, не способных в этом виде к обратному всасыванию. Всасывание обеспечивают кишечные бактерии, вырабатывающие глюкуронидазы и сульфатазы.

* Кишечные бактерии принимают участие в инактивации токсичных продуктов эндо- и экзогенного происхождения. Кислоты и газы, выделяющиеся в ходе жизнедеятельности кишечных микробов, оказывают благоприятное действие на перистальтику кишечника и своевременное его опорожнение.

Количественные и качественные нарушения нормальной микрофлоры принято называть дисбактериозом. И вот с таким диагнозом, как дисбактериоз, возникают серьёзные трудности – относительно его правомерности, выделения как отдельной нозологии, болезни. В принципе, количественные и качественные нарушения нормальной микрофлоры могут иметь место быть, но… Проблема в том, что вся концепция о дисбактериозе, по сути дела, построена лишь на изучении микрофлоры фекалий, являясь частью копрологии. Предполагается, что количественная и качественная необычность микробного «пейзажа» фекалий таит в себе опасность и требует коррекции. Однако – известно, что большинство представителей нормофлоры располагаются на стенках кишечника, в адгезированном, «приклеенном» к эпителиоцитам виде. И абсолютно неясно, насколько корректно отображает микробный «пейзаж» кала состав микроорганизмов, заселяющих стенки кишечника. А между тем, в фекалиях и на самой стенке кишечника микроорганизмы находятся в несколько разных экологических условиях – что вполне может отразиться на составе микрофлоры фекалий и вылиться в то, что он и без всякого дисбактериоза будет резко отличаться от микрофлоры кишечной стенки.

Кроме того, цифры, приводимые в исследованиях разных авторов, когда исследовалась количественно и качественно микрофлора людей без клиники расстройств пищеварительной системы, очень варьируют. И кроме технических причин такие вариации были связаны ещё и с тем, что материал для исследований отбирался от одних и тех же индивидуумов, но в разное время. При этом каких бы то ни было нарушений в работе пищеварительной системы у них не отмечалось. Из чего был сделан вывод, что необходимо дифференцировать резидентную(постоянную) микрофлору толстого кишечника, и факультативную(временную). Которая в организме надолго не задерживается и потому не может быть причиной каких-то расстройств пищеварения. В связи с чем появляется вопрос – проводя бактериологическое исследование кала пациента – с чем же исследователь имеет дело? С тем самым дисбактериозом, или же с факультативной микрофлорой кишечника, которая «случается» и у абсолютно здоровых людей? Уже вышеперечисленные факты делают понятие «нормальная микрофлора» скорее концептуальным, чем формальным(хотя бы из-за допущения «вольностей». немыслимых для других показателей гомеостаза – с рН крови не бывает так, чтобы она вдруг, «факультативно» становилась 8,0 и на здоровье человека это никак не сказывалось бы). Кроме того, становится абсолютно непонятно, есть ли реальные основания трансформировать бактериологический диагноз «дисбактериоз» в клиническое понятие вообще и в клинический диагноз в частности.

В то же время многочисленные наблюдения свидетельствуют о изменениях микрофлоры толстого кишечника при: поражениях ЖКТ инфекционной и неинфекционной природы, исследовании больных и реконвалесцентов после вирусных и бактериальных заболеваний не кишечной локализации, хронических воспалительных и аллергических заболеваниях, лучевой болезнью, на фоне приёма цитостатиков и антибиотиков и т.д. Однако – каков характер этих изменений? Ведь организм человека для микроорганизмов – это экологическая ниша, т.е. совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго. Факторы среды для микроорганизма – это, в данном случае, характеристики внутренней среды организма человека. Которые при определённой патологии могут, очевидно, изменяться настолько глубоко и долго, что существование нормальной микрофлоры становится затруднительным.

И до тех пор, пока неблагоприятные для нормофлоры факторы внутренней среды организма человека не будут устранены, то не имеют смысла никакие мероприятия по коррекции дисбактериоза. Хоть залейся теми же пробиотиками – если сама среда в кишечнике не позволяет полноценно существовать нормальной флоре, то это в лучшем случае даст очень кратковременный эффект… А, вероятно, и вовсе никакого – тем более что кислота и ферменты желудочного сока, панкреатического сока и желёз тонкого кишечника оставляют от пробиотиков «одни воспоминания», если их принимать перорально.

Иными словами, дисбактериоз – это вторичное явление, один из симптомов, признаков множества патологических процессов, без коррекции которых он не исчезнет. И если выделить дисбактериоз как отдельную нозологию, как отдельную болезнь, то в таком случае мы будем иметь дело с ситуацией, когда истинные причины его будут просто игнорироваться – зачем пристально разбираться в ситуации, когда под рукой есть такой простой и понятный «диагноз», как дисбактериоз? (Которого, кстати, в качестве отдельного заболевания не найти нив одном современном зарубежном руководстве, да и из отечественной литературы оно стало постепенно исчезать.) Понятно, что никакой пользы пациентам это не принесёт – в лучшем случае, массу потерянного времени и денег, в худшем – более тяжелые проблемы со здоровьем, когда медики, «успокоившись» на дисбактериозе, не увидят более серьёзных проблем со здоровьем человека.