Бабье лето звёзд - Людмила Хитяева

Анжелика Миллер
А без комментариев…

ЛЮДМИЛА ХИТЯЕВА

Людмила Хитяева родилась 15 августа 1930 года в г. Нижний Новгород (Канавинский район). В 1952 году окончила Горьковское театральное училище и стала актрисой Горьковского театра драмы им. М. Горького.
На горьковской театральной сцене её заметил известный писатель Анатолий Рыбаков и рекомендовал режиссёру киностудии им. М. Горького Исидору Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своем фильме «Екатерина Воронина» (1957).
С 1962 года Людмила Хитяева — актриса киностудии им. М. Горького.
Трижды была замужем. От первого брака с актёром Александром Белокринкиным есть сын Павел (торговый представитель) и внук Павел, проживающие в Таиланде. О своей личной жизни говорить не любит.

С 2014 года ведёт ток-шоу «Дело ваше» на Первом канале.

Из интервью в интернете:
Как-то так складывается, что нынешний, двухтысячный, год, переходный из века в век и из тысячелетия в тысячелетие, богат разнообразными юбилеями. Вдруг оказывается, что известные, любимые с детства актеры и режиссеры уже далеко не молодые люди, и, невостребованные нынешним театром и кинематографом, они постепенно переходят из разряда действующих лиц в область легенд и преданий. Уже сегодня по этим именам можно изучать не только историю отечественной культуры, но и влияние их личностей на формирование сознания и вкуса наших бабушек, дедушек, пап и мам. Людмила Хитяева -- одна из них. Недавно любимой многими актрисе исполнилось 70 лет.
«Играя в «Тихом Доне» Дарью, Хитяева научилась, косить, жать, готовить казацкие блюда».
Хитяева: «Я -- коварная женщина», -- говорит о себе актриса Людмила Хитяева, прежде всего имея в виду свои отношения с мужчинами. Коварной женщиной она вошла и в советское кино, превратив эти качества своих героинь в амплуа. Красивая, статная, с гордой посадкой головы и зелеными русалочьими глазами, она, благодаря шолоховским эпопеям Сергея Аполлинарьевича Герасимова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», считается прирожденной донской казачкой. Но это не так. Людмила Хитяева родилась на Волге, в Саратове, 15 августа 1930 года. Актриса, часто играющая женщин свободного нрава, воспитывалась в пуританской семье, что, однако, не помешало ей после школы поступить в Саратовское театральное училище. А закончив его, будущая звезда экрана долгие десять лет работала в провинциальном театре без какой бы то ни было надежды на съемки в кино и, как правило, следующую в то время за этим всесоюзную славу. Ее открыл для кинематографа режиссер Исидор Анненский, пригласив на главную роль в свою картину «Екатерина Воронина» -- о судьбе советской деловой женщины, прошедшей путь от простой работницы до начальника участка речного порта. Картина положила начало не только кинематографической карьере актрисы, но и галерее сильных женщин, созданных ею на экране.
Почти в то же время Герасимов пригласил ее на роль Дарьи в свою картину «Тихий Дон», ее Хитяева до сих пор считает самой любимой: «Дарья -- натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий». Играя ее, городская девушка научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие блюда и, несмотря на то, что с детства боялась воды, прекрасно плавать. Спустя некоторое время, когда Герасимов начал снимать «Поднятую целину», на роль разгульной «шалавы» Лушки ее утвердил сам Шолохов, и ее взяли без традиционных проб. Актриса вспоминала впоследствии, что столь высокая рекомендация не только не разбаловала ее, а наоборот -- она втройне переживала, если в ходе съемок что-нибудь не получалось. А не получалась у нее сцена оплакивания «убитого» Петра… «Герасимов был недоволен мной, -- вспоминала Людмила Хитяева, -- не нравилось ему, как я выла над покойником. И тогда Сергей Аполлинарьевич познакомил меня с местной казачкой Марьей Петровной и посоветовал поучиться у нее голосить. Мы поехали на соседний хутор и присоединились к трем старушкам, находящимся около покойника. Моя спутница начала голосить, да так, что я только подивилась ее таланту. Так мы впятером и проголосили весь вечер. Ночь я не спала, а рано утром начались съемки. Когда привезли «убитого» Петра, я с таким искренним чувством плакала и причитала, что «покойник» … от удивления открыл глаза. После съемки ко мне подошел Герасимов, пожал руку, поздравил с успехом».
После шолоховско-герасимовских картин Хитяева стала одной из самых знаменитых и популярных актрис советского кино. Предложения сниматься посыпались со всех сторон: «Кочубей», «Все начинается с дороги», «Евдокия», «Москва--Генуя», «Понедельник -- день тяжелый», «Стряпуха», «Цыган». И везде если не главные, то очень заметные роли. Письма от поклонников и открытки-портреты из серии «Актеры советского кино» миллионным тиражом -- все, как положено. Ей стремились подражать -- разумеется там, где это было возможно: и если с такой (!) внешностью надо родиться, то плавные, красивые жесты, горделивый и даже слегка надменный поворот головы, смелый, насмешливый взгляд вполне можно скопировать. Ох, уж этот фирменный хитяевский взгляд! Не один мужчина сходил от него с ума, да и было отчего -- что-то было в этом взгляде поистине колдовское, не зря же именно Хитяеву, русскую до мозга костей, пригласили на картину «Вечера на хуторе близ Диканьки» на роль Солохи, этого украинского секс-символа времен Николая Васильевича Гоголя. Неудивительно и то, что личная жизнь такой женщины была похожей на настоящий роман.
Первый раз актриса вышла замуж рано, на первом курсе театрального училища. Он был студентом, старше ее на пять лет. Хитяева вспоминала: «Он за мной год красиво ухаживал, все присматривался. Был немногословен, а если говорил, то произнесенное было весомо. В нем была мужественность и основательность. С ним было не страшно пойти куда угодно. Он был умен, талантлив… К сожалению, мы недолго прожили вместе. Я ушла от него, хотя сильно его любила. Мне тогда что-то показалось. Потом я поняла: это было ошибкой… В молодости кажется, что много еще таких мужчин и такой любви встретишь… Мой первый муж женился только через 14 лет после нашего разрыва и, говорят, умирал каждый раз, когда слышал о моем новом замужестве». Возможно, она тоже продолжала любить его, потому что долгое время оставалась свободной, не обременяла себя семьей. Зато в романах и поклонниках недостатка не было. «Я тот человек, -- говорит актриса, -- который сам себе делает жизнь -- сама себе мужчина и сама себе женщина. Но когда я люблю человека, то в нем как бы растворяюсь. И мой уход для мужчины -- трагедия. Я многих мужчин наказывала, и своим уходом в том числе. Все было хорошо, а я вдруг исчезала. Говорила: «Я вас видеть не хочу. Все кончено. Извините!» Раздавались телефонные звонки, начинались преследования… Мне попадались такие мужчины: познакомятся и вцепляются мертвой хваткой. А я потом не знаю, как от них отделаться… Но быть свободной -- это у меня от рождения… Я никогда не цеплялась за мужчин, потому что у меня были другие задачи. Считаю: в жизни творческого человека главное -- работа, а все остальное -- вторично… »
Вторым мужем актрисы стал известный врач-уролог, но и этот брак продлился недолго -- в начале 70-х годов муж Хитяевой умер. Вскоре у нее появился новый избранник, но на этот раз актриса предпочла не ставить очередную печать в паспорте и сказала любимому человеку: «Я уже два раза была расписана, в третий -- не хочу. Печать ставят, чтобы дать ребенку имя. А детей у нас не будет, голубчик. Один сын у меня есть, и меня это вполне устраивает. Я очень хочу работать… » Этот брак актрисы был самым продолжительным -- двадцать лет, но закончился в один момент, без скандалов, выяснения отношений и болезненных расставаний: «В одно прекрасное утро я взяла и ушла. Что-то перестало складываться в наших отношениях, все в муже стало меня раздражать. Я поняла: впереди у нас тупик. Ведь я перестала его любить».
Перемены в нашей жизни Людмила Ивановна восприняла без особых трагедий, а что-то ей даже очень нравится -- например, то, что не надо стоять в километровых очередях в магазинах и запасаться колбасой на год вперед. Она живет полноценной жизнью и ощущает себя максимум на 30 лет, и ни днем больше. «Все, что нужно женщине, -- говорит она, -- у меня есть. И любовь есть, и любовники. Все есть на 100 процентов… » Один из нынешних поклонников актрисы -- некто Сережа, с которым Хитяева знакома уже двенадцать лет (и это при том, что ему -- чуть больше 30). Когда они познакомились, он сказал: «Если вы не дадите мне свой номер телефона, у меня здесь же, при вас, разорвется сердце». Надо ли говорить, что номер телефона он получил. С тех пор по праздникам он дарит актрисе цветы и коробку конфет, и почему-то никак не может жениться -- вероятно, среди окружающих его молоденьких (и не очень) девушек, которые в него влюбляются, трудно найти равную Людмиле Ивановне по красоте и шарму. «Я ничего с ним не делаю, -- говорит актриса, он не мой возлюбленный. Мы с ним чай пьем. Он просто «мой мальчик». И у меня целая группа таких поклонников».
Стоит добавить, что их количество с годами не уменьшается -- наоборот, актриса берет «в плен» новых и новых. Так, когда она гостила у сына в Таиланде, то совершенно покорила российского посла в этой стране. Он приглашал ее приезжать снова, но Хитяева ответила: «Я в вашем Таиланде два раза -- первый и последний. Больше в такую жару приехать не рискну… »
Что делает актриса, для того, чтобы, несмотря на годы, хорошо выглядеть? По ее словам, секрет прост: не переедать, гулять при любой погоде, каждый день делать какие-то растяжки -- хотя бы по 10-15 минут, по утрам -- холодный душ. А если совсем скверно на душе, то лучшее средство -- природа. Что касается силы духа, то Людмила Хитяева -- человек верующий, что и помогает ей стойко переносить любые жизненные невзгоды. К тому же, она еще и невероятно совестлива, зря никого не обидит -- только за дело, а если виновата, то всегда найдет в себе силы извиниться. Если же случаются приступы капризности и раздражительности, она старается переждать их, не общаясь в это время с людьми. А зрители ее до сих пор помнят -- пишут, звонят, приходят на творческие вечера. Сама актриса говорит об этом так: «Отрадно, что любят, слушают, -- тем и душа жива… »
«Facty i kommentarii «. 16-Ноябрь-2000. Культура.
Это последняя известная персона в нашем проекте. Вернее, были ещё, но я о них писать не буду. А Майоров останется Майоровым. Это его проект – «Бабье лето». Я всего лишь законспектировала его проект и кое-где прокомментировала. Счастья всем!
До встреч!

Майоров: «…её улыбка сводила с ума всех. Артисты теряли голову, работая с Хитяевой. Огромное количество актёров признавались в любви ей. Женщины ревностно к ней относились. Не принимали. Мужики слюной истекали. Эта – женщина-мечта. Она провокатор. Когда актрисе было 29 лет, её карьера стремилась к зениту. Её первый брак подошёл к разводу. Муж – провинциальный театральный актёр. Без ярких перспектив».

Хитяева: «Я – актриса, если есть хороший режиссёр. Мне не повезло, я не вышла замуж за режиссёра, как многие артистки. У меня было 2 брака. Официальных. И последний самый длительный – гражданский.  Мужья были потрясающие. Наверное, в чём-то я была виновата. Первый брак – чудесный муж. Талантливый актёр. От него родила ребёнка. Единственного. Это моя первая любовь. Мне 17 лет, ему 22 года. На 3 курсе поженились. Я много работала, много снималась. И поэтому ни один мужчина такое не выдерживает. Я варить не буду. Я поухаживаю. Я не хочу быть курицей. У меня есть профессия. Второй был известный хирург, врач. Он вообще не понимал меня, постоянно ставил условия. Единственное, что интересно, только третий муж Валерий – спортсмен, ставил трюки, понимал меня как актрису. Поэтому это продлилось на 20 лет жизни. Вообще можно и замужем быть одинокой. В театре все всё знают. Про всех. Клубок друзей, спаянный коллектив. Уеду на съёмки. А там – этот клубок. Всё обсуждается. Я люблю свободу. Я сам себе премьер министр. Я терпеливый человек, но я – волжанка. Меня не трогают и я не трону. Меня тронь, и я спуску не дам.
Некоторые наши актрисы каждые 5-6 лет делают пластические операции. Повальная мода – пластика, диеты. Становятся все сейчас плоские. Что это такое? Всё-таки должна же быть какая-то форма. Женское. Я боюсь, когда режут… У меня мама была хирургом.  Я как-то её спросила. Она сказала: «Ни в коем случае не делай этого. Когда ты надрезаешь что-то у себя, ты надрезаешь сосуды. Я была на нескольких операциях, но это было не на лице. В общем – я боялась. Из трусости это не делаю. Других не осуждаю. Каждый молодеет, как может. Стареть надо тоже красиво. И достойно. Главные мои зрители – папа инженер и мама врач. Она воевала. В 42-м году её взяли. Она вывозила раненых из-под Сталинграда. Волевая. Красивая. Папа – мягкий, уступчивый, чеховский персонаж. Мама – генерал. Непререкаемый авторитет. Я долго им не говорила, что поступила. Я читала монолог, мол, в могилушке лучше, а комиссия хохочет. Я почти на рыданиях закончила монолог. И вероятно за эту эмоциональность меня взяли. Мама замкнулась. Ничего не сказала. Я старалась всегда понравиться маме. Папа был всегда в восторге. А мама курила в это время. С папой были подружки».

До начала съёмок эпопеи «Тихий Дон» оставались месяцы. Фильм прогремел в 1958 году. Большая мечта большого художника. Сергей Герасимов – уже был кавалером ордена трудового красного знамени, трижды лауреатом сталинской премии, профессором института кинематографии. Около миллиона рублей потрачено – на пробы. Год искали подходящих артистов. Казачку Дарью нашли за минуту. Самое смешное, я так устала от «Екатерины Ворониной» и позвонила, отказалась от «Тихого Дона». И вдруг со мной беседа – имя Шолохова, имя Герасимова. Вы понимаете, что вы делаете? Я вам рекомендую выехать на съёмки. Я плакала, не хотела, Муж молчал. Уже была сформирована группа «Тихого Дона», а я только приехала. Все три красавицы российского кино: Хитяева, Быстрицкая, Кириенко – на одной завалинке. Больше года длилась экспедиция. Крепкой женской дружбы не получилось. Была зависть. Самый сложный эпизод, когда Дарья причитает над Петром. Что такое причитания – я понятия не имела. Откуда? Городская. Я вся извелась. Плакала. А всё не то. Герасимов: «Не-не – это городская жительница. Не пойдёт…» Второй день опять. И он приглашает женщину, там было много любопытных казачек, чтобы научить меня причитать. И она повезла меня в хутор, где умер старичок. И всю эту процедуру я увидела. И я, глядя на эту ситуацию, а нервы уже были на приделе за два дня, и так я изрыдалась, что меня нельзя было остановить. К сожалению, на экране, вот за этот  маленький кусочек (30 секунд), я так настрадалась. А мы там  всему научились: сеять, жать, доить, печь хлеб. Потрясающий казацкий диалект. Я там научилась плавать. Для того, чтобы хорошо утонуть. Потому что заплыв-то был на середину. А я три раза тонула на Волге. Панически боялась воды. Да мне было тяжело. Но Быстрицкой тоже доставалось. Там когда бьёт её Степан, она в песке валяется. От её красивого лица ничего не осталось. Месиво было. Когда он узнал, что она изменяет ему с Гришкой. Работа была настоящая. А сейчас очень много шушеры пришло. Лепят очень бледные картины. Вяло. Однажды я играла жену профессора, я снималась только из-за денег. Если эту сумму оплатите – тогда я пойду в этой чепуховине сниматься. Мои работы последние в эфир не вставляйте. Просьба. Фильм «Евдокия» очень понравился Фурцевой. Она сказала – вы такая молодая, а прожили жизнь такой уже бывалой и опытной, потрёпанной жизнью. Потом я получила ордер на двухкомнатную квартиру. У меня был шок. Коллеги-завистники приписывали мне дружбу близкую с Хрущёвым. Этого не было. Но вот Брежнев – на декаду украинского искусства. Мы стояли в коротких платьях. И Брежнев мне говорит… Я вас не узнал… вы там покрупнее были, покрупнее были…
У меня сейчас самое прекрасное время… я сама себе президент… ни от кого не завишу… мне не знакомо чувство одиночества… мне интересно самой с собой… я не понимаю  это слово – вот, одиноко… вообще… особенно, когда дама говорит, я ищу своего суженного… какой суженный? Уже о душе пора подумать. Хотя у меня был поклонник. Слал мне дорогие корзины цветов чуть ли не каждый день. Дорогие конфеты. Даже один раз приезжал. 38 лет. Говорит – я влюблён в вас! Я говорю – ну что вы от меня хотите? Я могу вас только усыновить. С последним мужем замечательные отношения. Жена не знает куда посадить. Когда я прихожу на чай. Надо жить в удовольствие». 

Майоров: «Мне она говорит, Серёжа, если я не пройду тысячу шагов в день – день прошёл зря. Она в очень хорошей форме. Ей сейчас вообще никто не нужен. Она получает удовольствие от самой себя».
Чувственная революция в кинематографе Хитяевой - без идеологического налёта. Женская стихия. В чистом виде. Ей 80 лет. Её самодостаточность – это не кокетство».

Людмила Хитяева – это последняя известная персона в нашем проекте. Вернее, у Сергея были ещё, но я о них писать не буду. А Майоров останется Майоровым. Это его проект – «Бабье лето». Я всего лишь законспектировала его проект и кое-что откомментировала. Получился "цикл". Назвала его и своим "проектом" тоже, но с другим названием «Бабье лето звёзд».
Счастья всем!
До встреч!


                20.12.2014, Мари Шансон