Встреча - история знакомства Андрея и Лары

Татьяна Левашева 2
Лето 1961 года двенадцатилетний Андрюша Левин проводил в пионерском лагере. Мама отправила его на все три смены. Домой мальчик должен вернуться только в конце августа. Но такое длительное пребывание вдали от дома не тяготило его. Здесь, в лагере, не считая обязательных линеек перед завтраками, обедами и ужинами, каких-либо мероприятий общественного порядка было мало. Вожатые - молодые продавщицы Московско-Ленинского универмага, от которого, собственно, и выезжали дети, - радовались, что выбрались из города. Вечерами, когда в клубе не показывали кинофильмы, устраивались походы в соседние пионерские лагеря "на танцы", где вожатыми были мужчины. А там - лёгкий флирт, и даже романы.

Андрюше никто не мешал осваивать окрестности. Лагерь располагался в четырёх километрах от станции Хотьково, что по Северной железной дороге, если из Москвы ехать с Ярославского вокзала. Округа изобиловала лесами, правда, и река была, но далеко. Один раз в смену детей водили туда купаться. Верёвками с флажками огораживали небольшой участок, и каждому отряду выделялось пять минут. Что за радость! И стоило ради этого вышагивать по жаре почти час. Зато за стоящей на обрыве дальней палатой, где жили девочки старшего возраста, внизу плескалось небольшое озерцо: так - лягушатник, но окунуться можно. Андрюша и другие ребята спускались по еле заметной тропинке, а дальше - свобода. За озерцом раскинулось колхозное поле. В этом году там росла морковь. Андрюша выдернет пучок, помоет в озерце, и сыт до обеда. А в прошлом году рос горох - тоже здорово! Если идти по дороге левее поля, можно в лес попасть, а прямо за полем - деревня. Только с тамошними ребятами городские не ладили. Так уж повелось!

Андрюша любил бродить один, поэтому лес больше привлекал мальчика. В июле он собирал малину, которую в выходной мама увозила домой и варила чудесное варенье на зиму. Сушил грибы - тоже для дома. Они с мамой жили вдвоём, и лесные дары были хорошей добавкой к скудному бюджету семьи.

Андрюша - небольшого роста, худощавый, кареглазый, черноволосый, спокойный и рассудительный. Перед поездкой в пионерский лагерь мальчиков стригли налысо, оставляя только чубчик, - боялись вшей. Послевоенное время оставило на всех свой отпечаток. Андрюша смотрел на своих московских соседей. Росшие без отцов, юноши часто по глупости совершали преступления и попадали в колонию, как в омут, выбраться из которого невозможно. Андрюша боялся вступить на кривую дорожку. Он много читал, брал книги у профессоров, тоже живших по-соседству. Мальчик, стремящийся к знаниям, очень нравился семье учителей Белогорских. По их книгам "Математика в школе" и "Физика в школе" велось преподавание в школах того времени. Андрюша в эту семью был вхож настолько, что, когда они уезжали летом отдыхать на Рижское взморье, оставляли ему деньги и ключи от своей квартиры, чтобы он кормил кота. Огромную библиотеку Белогорских мальчик изучал с удовольствием уже пять лет - с тех пор, как выучился бегло читать. Правда, два последних лета мальчик проводил в пионерском лагере, но так было надо - путёвка бесплатная. Ничего, осенью и зимой он наверстает упущенное. В пионерском лагере тоже была библиотека, книги из которой он все прочитал к удивлению старшей пионервожатой.

На пересменок Андрюша в Москву не поехал, как уже говорилось ранее, а остался в опустевшем на несколько дней лагере. В часы приёма пищи все оставшиеся собирались в столовой и трапезничали, как говорится, "от пуза". Из лагерных ребят Андрюша остался один. Делай что хочешь!

Дни в конце июля стоят замечательные. Сегодня, как обычно, Андрюша отправился в лес, но не тайно, с обрыва, а легально - из главных ворот. Оставшиеся взрослые, в основном работники кухни и ещё кое-кто из обслуги, разрешали смышлёному мальчику собирать ягоды. "Какой молодец, маме помогает", - говорила сердобольная повариха тётя Нина, стараясь наполнить доверху тарелку Андрюши щами или кашей.

Дорога быстро привела мальчика на большую поляну перед лесом, на которой во время смен собирались по-отдельности все пять отрядов - места хватало. Обычно разучивали песни, готовясь к прощальному представлению в конце смены. Особенно запомнилась Андрюше песня "Варяг", когда его, маленького и тоненького, нарядили вместе с другими в матросскую форму. Хотя Андрюша только рот открывал, поскольку голосом природа не наградила, смотреть без жалости на него было невозможно.

После ярко освещённой поляны благодатный полумрак леса манил мальчика, и он пошёл по тропинке, теряющейся среди деревьев. До малинника, тянущегося на километры, осталось немного, когда Андрюша увидел ЕЁ. Неожиданно перед ним открылась лесная полянка - елань, на которой росла мята. Терпкий аромат заворожил его. Рвать цветы мальчик не любил. Ему казалось, что сорвать растение - убить его. Над еланью, в вышине, соединялись кронами и шептались берёзы. Вдруг вокруг Андрюши заклубился туман светло-зелёного цвета, вскоре заполонивший всю поляну. Андрюша не успел даже понять, что это такое, как туман рассеялся, а по тропинке, направляясь прямо к нему, шла девочка в чёрном тренировочном костюме и белых кедах.

"Привет! Меня зовут Лара, - нисколько не смутившись, выпалила девочка, закинув резким движением головы длинные русые косы на спину. - Я из лагеря имени Володи Дубинина". Она махнула рукой в ту сторону, откуда пришёл Андрюша.

"А я - Андрей, - спокойно сказал мальчик, - и мой лагерь тоже там, куда ты показала". Чем больше он разглядывал девочку, тем больше она ему нравилась. "Такая же, как и я". Закатанные рукава и подвёрнутые до колен брюки открывали разбитые коленки и исцарапанные руки, выдавая в их обладательнице любительницу подвижных игр.

"Я в пересменок не поехала домой". Она вынула из кармана засохший кусок хлеба и с аппетитом начала грызть.

"Хочешь? На", - Лара сломала горбушку и половину протянула Андрею.

"А я, вообще, всё лето в лагере. Пойдём за малиной. У меня в сумке две большие банки, - сказал Андрей и с надеждой посмотрел на Лару, - если никуда не торопишься".

"Пошли. А куда? Здесь, вроде, и малинника нет".

"Лара, ты просто не знаешь".

Андрей с Ларой быстро дошли до нужного места.

Примерно часа через полтора, наполнив банки ароматной ягодой, они, перепачканные, но довольные, вернулись туда, где встретились. Дети выяснили, что в Москве жили недалеко друг от друга: она - на Большой Серпуховской улице, а он - на Коровьем валу.

"Солнце в зените. Значит полдень, и нам пора к обеду в лагерь", - сказал Андрей.

Ему не хотелось расставаться с кареглазой бойкой девочкой. Они решили, что на следующий день, после завтрака, встретятся на большой поляне перед лесом. Лара немного приотстала, задержавшись на елани, - у неё шнурок развязался. Андрей, шедший впереди, что-то увлечённо рассказывал и не заметил отсутствия девочки. А когда оглянулся, елань опять заволокло туманом. После того, как туман рассеялся, Лару он не увидел. Пропала, будто и не было её вовсе: "Может другой дорогой пошла?" Андрей звал Лару, но только листва шелестела в ответ.

"И малину оставила в моей сумке. Жаль, не взяла, ведь сама собирала. Ничего, найду её. Кажется, лагерь имени Володи Дубинина..."

К обеду Андрей только-только успел.

Спрашивал потом, где лагерь имени Володи Дубинина, но ему говорили, что в округе такого нет.

Каждый день Андрей ходил на ту елань. Всё там оставалось прежним: и мята, и огромные берёзы, подступившие вплотную к полянке, только девочка Лара так и не появилась...

Прошло три с лишним десятилетия, когда Андрей женился. Почему так поздно? Видно, до сорока пяти лет не встретил ту, единственную.

Жили они с мамой в однокомнатной квартире спокойно, размеренно. Мама умерла в возрасте восьмидесяти лет, и Андрею с похоронами помогала соседка с первого этажа, которая недавно развелась с мужем и вместе с дочерью десяти лет переехала в подъезд Андрея. Имя женщины было Лариса, но она представилась Ларой. Высокая, стройная, кареглазая, с подстриженными под каре светлыми волосами - образ тридцатидвухлетней молодой женщины запал глубоко в душу Андрея.

После похорон мамы, в июне Андрей, Лара и её дочка в выходные дни ездили куда-нибудь за город покупаться, позагорать. А осенью Андрей Левин сделал Ларе предложение.

Как-то, рассматривая старые фотографии в альбоме Лары, Андрей увидел ЕЁ. Девочка в чёрном тренировочном костюме и белых кедах стояла, улыбаясь, и держала в руке теннисную ракетку.

Андрея охватило чувство радости: "Вот оно, моё полузабытое видение! Недаром судьба свела нас тогда в 1961 году, когда нам было по двенадцать лет, перенеся Лару из 1973 года на ту, заветную елань, - видно, всё в жизни предопределено заранее". Поговорив в Ларой, Андрей узнал, что лагерь имени Володи Дубинина - от Московско-Ленинского универмага, только имя пионера-героя ему было присвоено позже, в 1965 году.

Лара тоже помнила мальчика, встреченного в лесу, но не искала его потом. Да и жизнь подвергла её суровому испытанию в первом браке.

Зато какое счастье ждало впереди две соединившиеся половинки одного целого!

--------------------

P.S. На иллюстрации - этот самый лагерь имени Володи Дубинина от Московско-ленинского универмага (фото взято из интернета). Вот такой пионерлагерь в настоящее время!