Бабье лето звёзд - Тамара Сёмина

Анжелика Миллер
ТАМАРА СЁМИНА


  Тамара Сёмина родилась в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Фёдоровича Бохонова. В детство Тамары трагически ворвалась Великая Отечественная война — на фронте погиб отец. В 1942 году мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу.
В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. В знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.
Вскоре Тамара Васильевна и Пётр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства на работу. Тамара очень хотела учиться, чтобы поступить в ВУЗ, и решила пойти в школу рабочей молодёжи. В школе рабочей молодёжи (ШРМ) № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарём.
С учителями Тамаре повезло: литературу, например, преподавал молодой Булат Окуджава. Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в Москву, приняв решение стать актрисой.
В Москве с Тамарой произошла почти мистическая история — троллейбус привёз её, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актёрского факультета всё же упросил комиссию сделать для Тамары исключение.
Вот как Сёмина вспоминает о своём поступлении во ВГИК:
"У меня был тоненький голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приёмная комиссия подыхала со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на меня, я — никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». Никакого волнения, наив полнейший! Пока пела, члены приёмной комиссии стали переговариваться. Я замолчала. «Ну, что ж ты не поёшь?» — «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. Ну что, петь дальше?» — «Хватит. Прочти стихотворение». — «Не буду. Плохое стихотворение. „Наш герб“ называется». Тут вообще все легли".
Туры Тамара прошла успешно и в 1956 году стала студенткой мастерской О. И. Пыжовой.
Среди красивых однокурсниц Сёмина казалась гадким утёнком. Её это не смущало. Тамара покоряла неистощимой выдумкой. Вот она изображает шестилетнего мальчишку, который сидит на окне и не позволяет стащить себя оттуда, вот играет третью жену в пантомиме «Троежёнец» — темпераментно, увлечённо, весело. Она вносила элемент игры и в жизнь — разыгрывала, подшучивала, сочиняла.
Знакомство с кино произошло быстро — уже на 1-м курсе Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссёров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась её встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Фёдора»; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Всё начинается с дороги» В. Азарова.
Во время учёбы во ВГИКе Сёминой почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комедийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. Открыл её в этом амплуа режиссёр Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил Сёмину на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение».
На съёмках М. А. Швейцер и С. А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно опекали молодую актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Сёмина слишком худа, поинтересовался, читала ли она роман Толстого: ведь Катюша Маслова — женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда всё ВГИКовское общежитие бросилось «спасать» Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро набрала необходимую для роли физическую форму.
В фильме Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актёрской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. Её Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости. Сразу после исполнения роли Катюши на актрису обрушился поток предложений сыграть падших женщин. Но Сёмина сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного амплуа, и все эти предложения отвергла.
За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV Международном кинофестивале в Локарно Сёминой, как лучшей актрисе, был присуждён приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плата в Аргентине. Но самой ценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст Джульетты Мазины.
При этом роль в «Воскресении» была всего лишь дипломной работой Сёминой. Экзаменационная комиссия (во главе с Верой Марецкой) оценила работу на «отлично», и в 1961 году Тамара стала актрисой Театра-студии киноактёра.
После «Воскресения» Сёмина снялась в нескольких интересных ролях — в фильмах «Коллеги» режиссёра А. Сахарова, «Порожний рейс» режиссёра В.Венгерова (оба — 1962), «День счастья» ;1963 режиссёра И. Хейфица. А в 1965 году М.Швейцер пригласил Сёмину на роль в своей картине «Время, вперёд!», где она, как писали критики, «вырвалась на простор открытого актёрского темперамента» и проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора. В «Крепостной актрисе» съёмки были — ежедневный праздник: снег, дворец, танцы, тройки! За героиню Сёминой пела Тамара Милашкина. А Сёмина занималась дома, работала над дыханием, под запись училась петь. Милашкина потом хвалила актрису.
Тамара много снималась во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х в фильмах разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди её героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, которого я люблю», реж. Ю. Карасик, «Совесть», С. Алексеев, «Чистые пруды», реж. А. Сахаров, «Любовь Серафима Фролова», реж. С. Туманов, «Один из нас», реж. Г. Полока, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», реж. С. Микаэлян.
В 1960-е годы Сёмина, помимо кино, играла и на театральной сцене — в Театре-студии киноактёра. Там ею были сыграны несколько знаковых ролей, среди которых: Катерина в «Грозе» А.Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К.Симонова и др.
Актриса и в 1970-е годы продолжала активно сниматься в кино и была очень популярна у зрителей. Особенно бурный успех выпал на её долю в 1976—1977 годах, когда на экраны страны вышли сразу несколько фильмов с её участием. Это телевизионная эпопея В.Краснопольского и В.Ускова «Вечный зов», в котором Сёмина сыграла роль Анфисы. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, и актёры Вадим Спиридонов, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, снявшиеся в главных ролях, тут же превратились в национальных кумиров.
О своей работе в «Вечном зове» Сёмина говорила так: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нёс все эти годы».
В те же годы на широкие экраны вышли ещё три фильма, в которых Сёмина сыграла женщин с драматической судьбой. Это: «Безотцовщина» В.Шамшурина, «Трактир на Пятницкой» А.Файнциммера и «Матерь человеческая» Л.Головни.
Съёмки в «Матери человеческой» отняли меньше времени, но были гораздо более изнурительными, чем работа в сериале «Вечный зов». Фильм снимался в станице Вёшенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съёмках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное — нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своём роде монофильм. Трудность актёрской задачи усугублялась ещё и тем, что у Тамары по роли почти не было слов. Эта значительная актёрская работа осталась недооценённой современниками.
В 1980-е годы предложений сниматься в новых фильмах Сёминой поступало значительно меньше, чем прежде, поэтому актриса компенсировала свои простои частыми гастрольными поездками. Обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные её роли: дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине «Любовники моей мамы», Анни Жирардо в «Руфи», Эдит Пиаф в фильме «Эдит Пиаф» и другие.
После ряда драматических ролей Сёмина в одном из интервью конца 1970-х годов призналась, что ждёт съёмок в комедии. Ждать достойной роли, однако, пришлось несколько лет, пока актрису не пригласили сниматься в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» (1983, реж. Самсон Самсонов). Комедийно-гротесковая роль воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары одной из самых любимых и дорогих.
С 2014 года ведёт ток-шоу «Дело ваше» на Первом канале.
Личная жизнь Тамары Сёминой: замуж Сёмина вышла на 2-м курсе ВГИКа за своего сокурсника Владимира Прокофьева и оставалась ему верна всю жизнь, до конца его дней. В отличие от жены, Прокофьев, обладавший несомненным дарованием, не стал широко известен в кинематографической среде. Однако зрителям хорошо знаком его голос. В течение более чем тридцати лет Прокофьев дублировал фильмы на киностудии имени Горького.
С конца 1980-х годов Сёмина мало снималась в кино, в 1988 году у её мужа случился инсульт, и следующие 17 лет Тамара Петровна посвятила уходу за супругом. После его кончины 25 сентября 2005 года от последствий инсульта замуж Сёмина больше не выходила. Детей у актрисы нет, сказались последствия съёмок в ледяной воде[1].
В юности Тамара дружила с актёрами Николаем Крючковым, Борисом Андреевым, Всеволодом Санаевым, Марком Бернесом. Она называла их любя — «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми сокурсниками. Но самая добрая дружба с соседями,

26 октября 2013 года Первый канал к 75-летию актрисы показал документальный фильм «Соблазны и поклонники», прослеживающий жизненный и творческий путь Тамары Сёминой.
На проекте С. Майорова:
«В 1961 году билет в кино стоил 10 копеек. В 1962 – 63 64 – 20 копеек, резкое увеличение посещаемости кинотеатров. Почему? Закономерность.
В прокат вышли фильмы с Сёминой».

Тамара: «Последние 20 лет я ушла из театра, из кино. Я занималась только мужем. Вытаскивала его из болезни. Сейчас играю бабушек. От Китая, от Болгарии отказываюсь. Уже 5 лет, как мой муж переехал в квартиру к Высоцкому на Ваганьковское кладбище. Соседи теперь».

Майоров: «Знаю Тамару очень давно. Познакомились, когда она избегала работы, отказывалась от работы, потому что на руках дома был больной муж. Володя Прокофьев. Вообще она – Прокофьева. Она поменяла фамилию только из-за любви. Сёмина – фамилия отчима. Мать Тамары стала вдовой в 19 лет. Её муж, командир танкового взвода погиб на фронте».

Сёмина: «У мамы осталось двое детей, погодки: я и Валера. Самой 20 лет. За ней кто только не ухаживал. Генералы. Мама говорила: «Я выйду замуж за человека, который моих детей будет любить больше, чем меня». И выбрала. Водитель. Шофёр. Первый раз назвала папой – уже во ВГИКЕ. Я тайком уехала. Отец меня нашёл. До последних дней, расставание с ним тяжело. Он – самый лучший друг. Помню, заканчивала школу рабочей молодёжи. Эти классы были платные. 53-56 год – платное обучение. Один отец работает. Я взрослая. Закончила я десятый класс и хотела уехать. Калуга – почётный гражданин города. Брала гитару, убегала на берег какой-то. У меня был высокий голос. Я была наивная очень. «Воскресение» - на 8-й худсовет вышли Зина Кириенко, Таня Самойлова и я. А потом я осталась одна. Меня расширяли. Матвеева утягивали. Драму снимали, а так смеялись. После Кати Масловой я долго не могла выйти на площадку. Всё не нравилось. Мой педагог говорила: «Ищите себя каждый день новую». «Вечный зов» - 19 серий, телеэпопея. И если тогда секса не было, то секс бомба была. Своя. Близко – Тамара Сёмина. Я же везде играю любовь. И жёны партнёров… мне всё рассказывают, и я знаю, как с этим партнёром крутить любовь в кино».

Автор на проекте: «Муж Прокофьев закрывал глаза на актёрскую органику его жены. Было бы ненормально – если бы он не ревновал. Сначала – очень дико ревновал. Даже готовил мысленно убийство одного поклонника».

Сёмина: «Мне гадостей много делали. Министры всякие. Обидела. Не так обошлась. Не ответила взаимностью. А я на гадости только улыбалась. На вопрос «А за что вы его полюбили?» - ответить на это невозможно. Я работала в столовке и воровала масло, сахар. В вёдрах таскала еду студентам на ночные смены. Володька там был – какой-то князь. Пластичный был. Я Сёма была, а он – Прокоша. Я не могла его терпеть. У него не очень с ритмом. А ругали меня. Я его весь первый курс ненавидела. На втором поженились. Он красиво пел. В молодости даже вместе пели. Когда мы потянулись друг к другу, нас разводили все педагоги, все 6 факультетов, мол, мы не пара. Он – дворянин. Она – простушка. А мы всё вместе и вместе. Я взлетела. А он – на дубляже».

Майоров: «Сёмина сыграла около 20 главных ролей, муж едва ли 10 эпизодических. Когда Володя заболел, у неё завтрак – чашка кофе и 2 сигареты.  Она отвыкла есть. В больнице он никого не хотел видеть. Стеснялся. Инсульт. Они были вместе 48 лет».

Сёмина: «Время не лечит – враки. Когда Володя ушёл, у меня началась новая жизнь. Много предложений. Как будто это всё мне он подогнал, чтобы я с ума не сошла».

Майоров: «Никогда не весила больше 45 килограмм. Она может сесть на шпагат, совершить кувырок, заставить зал стонать. Я всегда её называл Народной артисткой Советского Союза. Хотя Тамара Сёмина – не народная артистка. Её не дали это почётное звание».

Кстати, в Википедии стоит знак, что Тамара Сёмина – народная актриса.

16.12.2014, Мари Шансон