Бабье лето звёзд - Людмила Касаткина

Анжелика Миллер
  Вот ещё одну женщину приятно было послушать. Ещё одну звезду приятно было сравнить с нами, смертными. Она совершенно «ручная», ласковая, добрая, нежная. Она – женщина. И её можно было даже потрогать. В студии Сергея Майорова.

ЛЮДМИЛА КАСАТКИНА

  Сергей Майоров: «Людмила Ивановна Касаткина вызывала и ужас, и трепет одновременно. Я понимал, что встречусь с одной из величайших актрис современности. Я не спал несколько дней до съёмки. Я не знал, что ей сказать, когда она войдёт в павильон, и я её увижу по истечении какого-то срока. Я помню то ощущение из детства… Мои первые эротические фантазии. Я помню, я поступил в ГИТИС, где она преподавала. Она шла по коридору. Мы стояли вдоль стены. Мы стекали по этим стенам. Мы абсолютно теряли сознание, когда шла эта легенда… Она потрясающе озвучила Багиру в известном мультфильме про Маугли. Этот мультфильм настолько врезался в мой мозг, в моё сознание. Эта пластичная, сексуальная, невероятная Багира. Это было совершенно запредельное чувство. Для меня она останется навсегда символом элегантности, женственности…»

  Людмила Ивановна Касаткина во-первых и во-вторых невероятная кокетка и только в-третьих – монумент. Эпоха.

Заслуженная артистка РСФСР (1956).
Народная артистка РСФСР (1964).
Народная артистка СССР (1975).
Заслуженный деятель культуры ПНР (1975).

  Училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении.
  С одиннадцати лет начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии проучилась четыре года, но по настоянию врачей балет пришлось оставить.
В 1943 году подала документы на актерский факультет ГИТИСа.
А в 1947 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (класс И. М. Раевского и Г. Г. Конского). В том же году была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии (с 1991 года — Российской), где и работала до конца своих дней.

  В кино дебютировала в 1954 году в фильме «Укротительница тигров». Снималась много, но свои лучшие роли актриса сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова.

  Людмила Касаткина занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями.

Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича, Алексей Колосов, известный джазмен, закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет идут на русском радио.

  Когда писала о Касаткиной, рылась в интернете, и нашла вот что:
«Сегодня на 87-м году жизни скончалась народная артистка СССР Людмила Касаткина», - сообщает радиостанция «Эхо Москвы».

  Ранее, на прошлой неделе на Новодевичьем кладбище в Москве похоронили мужа Касаткиной — известного режиссера Сергея Колосова. Ему было 90 лет. Колосов являлся ветераном двух войн — Финской и Великой Отечественной, а еще он снял ряд известных фильмов: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Помни имя свое». Во многих его кинолентах главные роли сыграла супруга и муза всей жизни — актриса Людмила Касаткина. Тогда 86-летняя вдова не смогла даже присутствовать на гражданской панихиде, так как самочувствие не позволяло ей это сделать. Актриса попрощалась с любимым мужем без посторонних глаз и сразу же слегла с тяжелым заболеванием.

  Касаткина и Колосов были примерной семьей. Вместе они прожили более 60 лет. Сообщалось, что ее сын Алексей очень переживал за эмоциональное состояние матери и старался находится с ней постоянно.

  Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в селе Володарском под Вязьмой Смоленской области в рабочей семье. В 1928 году родители вместе с дочерью переехали в Москву. С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении и подавала большие надежды. Уже в 11 лет она дебютировала в детских танцевальных партиях. В 15 лет врачи запретили девочке заниматься балетом, и Людмила решила пойти в студию художественного слова при московском Дворце пионеров.

  В 1943 году, после окончания средней школы, Касаткина поступила в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС, ныне РАТИ) на курс Иосифа Раевского и Григория Конского. По окончании института (амплуа «лирическая инженю») в 1947 году Людмила Касаткина была принята в труппу Театра Советской (Российской) Армии, где в первое время в основном исполняла роли молодых героинь или подростков: регулировщица на дорогах в спектакле «Южный узел», почтальонша Зоя в «Последних рубежах», беженка-подросток Валя в «Метелице» Веры Пановой, Галя Друнина в «Летчиках» Леонида Аграновича и Семена Листова.

  Роль в спектакле «Первый гром» по пьесе Маргариты Алигер в постановке Марии Кнебель и Алексея Попова вывела дебютантку в ведущие актрисы театра. Также в театральном творчестве актрисы особое место занимают спектакли «Укрощение строптивой» (роль Катарины; одна из лучших постановок А. Д. Попова), «Душечка», где в роли Ольги Семеновны в полной мере проявилось присущее Касаткиной сочетание лирического и гротескового таланта, а также «Барабонщица». В театре актриса сыграла около 60 ролей.

  В 1950-х годах приобрела всесоюзную популярность благодаря своим ролям в кино — Лены Воронцовой в «Укротительнице тигров» и Люды Одинцовой в «Медовом месяце». Особое место в творческой жизни актрисы заняли роли в фильмах ее мужа, кинорежиссера С. Н. Колосова: «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Свеаборг», «Мать Мария».

  В 1990-х годах Касаткина снялась в фильмах «Маклер» «Раскол»,«Судья в ловушке», «Яды, или Всемирная история отравлений».

Людмила Касаткина была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР.

  Людмила Касаткина участвовала в проекте Сергея Майорова «Бабье лето»: «Режиссёр – мой однокурсник, Сергей Колосов, стал режиссёром, снял фильм «Помни имя своё», я  – в главной роли. Последнее отдаст. Ничего ему не надо. Вместе 60 лет и каждый день вместе. Представляете? Он такой, что его нельзя не любить.
В ГИТИС меня взяли с первого тура. Без всяких протекций, без всяких блатов. Пусть на низкую зарплату. Но работала в таком театре. Настоящем театре. Я люблю безрассудные поступки… гоняла на мотоцикле около 3-х лет… однажды прыгнула в снег, когда ждала ребёнка, на третьем месяце… обошлось…»

Сергей Майоров:
«Бабушку звали просто Люля».
 
- Вашу жизнь можно назвать красивой сказкой?
- Многие люди так считают. Потому что я встретила парня, который стал режиссёром, который любит меня. Мы до сих пор вместе. Даже после его смерти. Но для меня лично очень многое не случилось, о том, о чём я мечтала. А мечтаю я до сих пор о сказке».


Умерла 22 февраля 2012 г. Но я писала о ней как о живой.


                14.12.2014, Мари Шансон