Бабье лето звёзд - Ирина Мирошниченко

Анжелика Миллер
ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО

Ирина Петровна Мирошниченко (р. 1942) — советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка РСФСР (1988).
Ирина Петровна Мирошниченко родилась 24 июля 1942 года в Барнауле. В 1961 году Ирина Мирошниченко поступила в Школу-студию при МХАТ (курс В. П. Маркова)[1]. После окончания школы-студии Ирину приняли во МХАТ. Роли актрисы — Маша в спектакле «Чайка», миссис Чивли в «Идеальном муже», Женя в спектакле «Валентин и Валентина», Ольга в спектакле «Три сестры», Даша в «Соло для часов с боем», Ася во «Вдовце», Инга в «Первом дне свободы», Серафина делла Роза в «Татуированной розе», Аркадина в «Чайке», Раневская в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова и многие другие.
В кино дебютировала в 1963 году в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» в роли Кати, сестры главного героя Кольки (Н. С. Михалков). Первой большой работой актрисы стала роль разведчицы Галины Ортынской в фильме «Их знали только в лицо» (1966). В «Андрее Рублёве» А. А. Тарковского Ирина Мирошниченко сыграла роль Марии Магдалины. Также снялась в фильмах «Кремлёвские куранты», «Пришёл солдат с фронта», «…И другие официальные лица», «Вам и не снилось…», «Рыжий, честный, влюблённый», «Тайны мадам Вонг», «Зимняя вишня» (2 и 3 части), «Клюква в сахаре».
Принимала участие в Новогодних «Голубых огоньках» в начале 1980-х.

СЕМЬЯ
• Отец — Пётр Исаевич Вайнштейн — военнослужащий, впоследствии административный работник.
• Мать — Екатерина Антоновна Мирошниченко — училась актёрской профессии у А. Я. Таирова, но после ареста её первого мужа (и отца брата Ирины Рудольфа) Ивана Игнатьевича Толпежникова её карьера, не успев начаться, оказалась прерванной навсегда. Работала в Москонцерте, где познакомилась со своим третьим мужем, аккомпаниатором Яковом Пинхусовичем Розенкером.

• Первый муж  — драматург Михаил Филиппович Шатров.
• Второй муж — режиссёр Витаутас Пранович Жалакявичус.
• Третий муж — актёр Игорь Алексеевич Васильев.

  Сергей Майоров: «Ирина Петрововна Мирошниченко вошла в павильон как звезда. Мы два месяца выискивали меха, украшения. Её ничто не возбудило. Она всё знает: что ей идёт, что не идёт. Причёска. Тон помады. Ситуацией на площадке полностью владела Ирина Петрововна. Аккомпанемент потребовала артистка французский, напористый шансон Эдит Пиаф «Я не жалею ни о чём». Ей строить и жить помогают песни женского протеста. Ирина с московской пропиской поступила, стала сниматься, перекрасилась из брюнетки в блондинку, посвятила себя всю служению искусству. И всегда гримируется сама».

Ирина: «Сама всё делаю. Сама всё исправляю. Сама делаю ошибки. Я жалею о многом. Если бы всё начать сначала… но поезд ушёл… Детей не получилось… ну что теперь делать? Усыновить думали. Но… Я работаю всю жизнь с утра до ночи. Это моя судьба. Я всегда стремилась уметь всё. Когда умерла мама, я на следующий день должна была играть «Розу», а на следующий день – «Чайку». Я не могу передать, что это такое. Самое сильное испытание – потерять маму и папу. В 42 года я потеряла отца и работала на износ: снималась в трёх картинах. Папа вернулся с фронта инвалидом – с туберкулёзом. Всё детство моё – мы боролись. Это же заразная болезнь. Все переболели и я в лёгкой форме. Папа каждый раз уходил на работу и говорил, что может не вернуться. Я жила в любви – все трое любили. Брат был красив, большой, боксёр. Старше меня на 8 лет, к сожалению, уже умер. Уже никого нет. Я могу гордиться своими близкими. Они платили за французский язык. Хотя были бедные, проплачивали моё музицирование. Всё детство в комнате 9 метров на 4 человека. Брат привёл жену, спали в коридоре. Меня учили на аккордеоне, на фортепиано. Напоминали, что нужно много учиться и работать. И я была первая. Поехала в Париж – мечта такая. Хорошо говорила по-французски. Хорошая память. У меня была группа людей, которые всегда ходили в театр и всегда дарили цветы, хотя бы один цветочек.
  Когда из всего курса в труппу берут всего 2 человека – и ты среди них – ты чувствуешь себя гордо. Московский художественный театр: 360 артистов. Ежедневно 6 спектаклей. Одна и та же труппа туда-сюда бегала. Я никогда не ходила ни на какие разговоры и никогда ничего не выясняла. Никогда не просила. Особенно у режиссёра. Это наивно – если он не хочет. Никогда нет вопроса – а почему меня не снимают? Значит, не нужна. Или – время не пришло. К счастью, у меня была личная жизнь, и довольно интенсивная. Тяжёлый характер – высокая требовательность к себе и к другим. Будущий мой муж, режиссёр, назвал меня сначала бесцветной молью. Сказал, что на главную роль – это всё не про меня… красивая, страстная, сексапильная… Но я настояла – давай я попробую?»

В студии С. Майорова комментатор: «Отношения актрисы и режиссёра начались с красивого обмана. Бесцветная моль превратилась в жгучую латиноамериканку».
Ирина: «На пробах меня никто не узнал. Я сыграла сцену, потом ещё сцену, потом ещё… и меня утвердили… мы нормально работали, он не был ещё моим мужем… но было чувство влюблённости… личная жизнь не сложилась, работа – да… Я не могла с ним жить. Он писал новые сценарии для меня. Но я поняла, что мы разные слишком».

Майоров: «Ирина закончила книгу воспоминаний. Она не снимается в кино – отсутствует достойное предложение. Но в спектакле играет. Во время нашей фотосессии, у Иры  выступили слёзы счастья, она понимала, что её любят, её хотят, что она нужна».

                13.12.2014, Мари Шансон