Бабье лето звёзд - Татьяна Васильева

Анжелика Миллер
  Внимательно вслушиваясь в речь и вглядываясь в лицо Васильевой, я заметила некую наигранность. Она играла роль всеми-не-любимой. Обиженная на жизнь, на судьбу, на мужей и на детей, она долго держала эту обиду в себе. Прятала её под замком. Обижаться молча и навсегда её научили её еврейские родители, которые, вероятно, тоже были обижены судьбой из-за национальности. Как говорится, яблоко от яблоньки… Ясно, что счастье человека – в самом человеке, но Татьяна никогда не станет счастливой. Уже. Потому что она не умеет быть счастливой.
Печально, что это так.

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА

  В 1969 году окончила Школу-студию МХАТ (руководитель курса — Василий Петрович Марков). В 1969—1983 годах — актриса Московского театра Сатиры. Дебют в театре — роль комиссара в спектакле «У времени в плену» по пьесе А. Штейна. В 1983—1992 годах — актриса Московского академического театра им. Вл. Маяковского. С 1996 года — актриса Театра «Школа современной пьесы». С 2012 года — ведущая в проекте «Между нами, девочками» на Первом канале. С 1 апреля 2014 года — ведущая в проекте «Дело ваше...» на Первом канале.
СЕМЬЯ:
• Отец — Григорий Абрамович Ицыкович. Слесарь в Ленинграде.
• Мать — Мария Алексеевна Базлова. Родилась в Новой Деревне под Ленинградом. Окончила Экономический институт.
• Старшая сестра — Алла.
• Первый муж — актёр Анатолий Васильев. Свадьба в Брянске.
o сын — актёр Филипп Васильев (15.09.1978) В 2008 году женился на актрисе Анастасии Васильевой (Бегуновой)
внуки Иван и Григорий.
• Второй муж — актёр Георгий Мартиросян.
o дочь Елизавета.
внук Адам.
В настоящее время разведена.

В студии Сергея Майорова:

Васильева: «Я хожу на бокс. Это сумасшедший допинг. Я думаю о неудачах. О неприятностях. О болезнях. Меня никто никогда не хвалил. Мама всегда ругала. Я упаду. Она с ноги туфлю снимет и ещё побьёт. Прямо на улице. При всех. Битая я была очень часто. Хотя я особо не знаю за что. Очень строгое было воспитание. Поэтому моим детям было дозволено всё. Никакого насилия. Дозволено было всё. Итог: круглые двоечники. Я их ни за что не ругала и до сих пор не ругаю. Я добилась – они всегда говорят правду. Любую.
Папа был слесарем. Он окончил институт экономический в Ленинграде. Из-за еврейства смог устроится только слесарем. Мама не работала. Мы тяжело жили. Мы были нищие. Но не побирались – гордые. У нас была квартира из 40 комнат, бывший публичный дом. У нашей семьи было две маленьких комнаты. Мы жили вчетвером, потом сестра вышла замуж, родила и мы опять же жили вместе. Я унесла из Ленинграда ноги. Москва – это город, который способен дать человеку будущее. Ленинград для меня был адом. Я должна была быть зубным врачом. Или обшивать. Как принято в еврейских семьях. Была старая машинка «Зингер». Она 100 лет не работала. Но папа думал, что я буду на ней всех обшивать. Трудно было понять, зачем я нужна в театре. Когда я поступала, у меня были красные волосы. Предлагали изменить фамилию, и в КГБ, и в ЦКа.  Написали про меня донос. «Самая большая неудача – Ицекович в роли комиссара». Вызывают в отдел кадров и спрашивают – будешь ещё сопротивляться? Потом я поняла, что мне нужно выйти замуж и тогда закончатся все мои несчастья. Я вышла замуж за Толю Васильева. Эта фамилия устроила сразу всех. И тогда началась моя карьера. Надеюсь, папа меня простил».
  В то время актёр Васильев производил впечатление надёжного мужчины. И на тестя тоже. Родился сын Филипп. Мне было уже 30 лет. В театре Сатиры я уже была в статусе примы. Плучик всегда хвалил меня и любил меня, как только мог любить театральный самодержиц. В театре мужская ревность присутствовала. То, что ребёнок не от него. И как актриса я не существую. Но все роли ко мне вернулись. Его задело это. Актриса не должна иметь детей. Его мнение. Жизнь актрисы – только сцена. Это его мнение. Я ушла из театра Сатиры – вышла замуж за Георгия Мартиросяна. Попросила режиссёра взять его в труппу, потому что мы гибли от безденежья. Зарабатывала только я. А семья большая. Все были без работы. Он был на договоре. Ему платили мало. И вот. Мне показалось, что я имею право, проработав 13 лет в театре. Мне сказали, что этого не будет. И тогда я сказала, что я уйду. Через минуту я была уволена. Со мной никто не попрощался. Мне не с кем было прощаться. Я ушла в никуда. Театр имени Маяковского расцвёл благодаря… Гениальный деспот, герой соцтруда – Андрей Гончаров. Особенно он гордился женской половиной своей труппы. Публика шла на Доронину, на Немоляеву, Симонову, на Гундареву.
«На ту пору Гундарева подралась с Дорониной и Гончаров  решил напугать звёзд мной. Весь репертуар был мой. Играла-играла и через него получила я большую квартиру в Москве. Так что он добрый гений для меня, несмотря на то, что меня тоже выгнали по статье. Года 4 ничего не делала. В Переделкино жила. Свою квартиру сдавала…»

 Майоров: «Она как будто само напряжение. Сжатая пружина. Даже когда положено заигрывать с объективом, Васильева держит оборону. Как называется эта стойка? Таня была уволена из театра сатиры и из театра Маяковского по статье «За нарушение творческой дисциплины» - то есть за характер. Мать двоих детей. Долгие годы мать-одиночка. И всегда еврейская мать, сама кормит семью. Она не кокетка. Она не любит себя. Только детей. В конце она сказала – спасибо, что вы не заставили меня улыбаться. Она производит впечатление постоянно уставшей женщины. В семье Тани Ицекович каждый день повторяли древнюю еврейскую молитву, которая спасала изгоев иудеев многие столетья.  Чтобы не случилось – надо жить, хотя бы из любопытства».

Васильева: «Всегда бросала я. Мужчин бросать нельзя. Первый брак – это была настоящая любовь. Мои разводы прошли болезненно для детей. До сих пор я это ощущая. Особенно, когда делишь имущество, которого не было, и нет. А дети бегают-плачут. Сейчас все всё поняли. Я с Лизой советуюсь. И Лиза со мной всё обсуждает. Мужчины не способны любить детей. Большинство мужчин лежат на диване, и ждут своего часа. Сейчас ко мне приходят только дети, друзья, подруги. Я боялась нашей разлуки. Но она пришла своевременно. При безумной любви надо жить врозь. Вместе невозможно. Счастье в нас самих живёт».

Автор, Любовь Камырина: «Васильева прекрасна тем, что он разрушила  миф о себе».

                12.12.2014, Мари Шансон