Исповедь труса. Часть 20

Владимир Караевский
  Еще в начале маминой болезни у меня была мысль забрать родителей к себе, а после отъезда сына жить и работать в Москву, когда мы с Терезой остались вдвоем в трехкомнатной квартире, я предложил такой вариант жене. Рассуждал я больше сердцем, чем разумом, ведь это мои мама с папой, давшие мне жизнь, вырастившие и воспитавшие меня в любви и заботе, отдавшие мне все, что могли, помогавшие мне во всем.

  Жена смотрела на это другими глазами. После категоричных и эмоциональных "ты что, моей смерти хочешь" и "я уеду жить к маме", которые меня довольно-таки чувствительно задели, она высказалась спокойно и откровенно.

  - Володя, я все понимаю... Как сын, ты хочешь помочь родителям... Но, подумай, какой ценой? Да, твой отец страдает, ему тяжело, но сейчас тяжело ему одному, а будет тяжело всем, и страдать уже будут три человека. Надо думать, как избавить от страданий одного человека, а не заставлять страдать еще двоих. Мамино состояние будет только ухудшаться, с ней будет все сложнее и сложнее. Сейчас еще можно нанять дневную сиделку, чтобы помогала папе, но наступит время, когда ухаживать за мамой придется и днем и ночью, каждый день, без отдыха и выходных. Ни папа, ни ты, ни кто-то еще на дому не сможет обеспечить такой уход. Поверь, рано или поздно придется определять маму в какое-нибудь учреждение. Я тоже ее люблю и благодарна ей за все, что она для нас сделала, но становиться сиделкой у психически больного человека не хочу и тебе не советую. Лучше сейчас поговори с папой, узнайте, какие заведения могут принимать таких больных, какой порядок оформления, какие документы нужны, да начинайте потихоньку собирать, чтобы, когда понадобится, вы были готовы.

  Тереза была права... Папа тоже согласился, только просил не торопиться, а пока все подробно разузнать, чтобы потом принять решение.

  Но уже через несколько дней он в сердцах говорил мне по телефону:

  - Все, я больше не могу! С ней невозможно совладать! Есть отказывается, спать отказывается, все рвет, разбрасывает, меня не узнает, колотит в дверь, чтобы я ее выпустил! Сил моих больше нет! Позвони, пусть ее забирают, а то я сойду с ума!

  - Папа, потерпи... Я все узнал, сейчас никуда маму не заберут, надо пройти медкомиссию, сдать анализы, подать документы в соцзащиту, чтобы поставили на очередь на бесплатное содержание.

  - Что там, еще и очередь?! И сколько нужно ждать?

  - В общей очереди от шести месяцев до года, но маму, как блокадницу, поставят на льготную очередь, а это быстрее.

  - Быстрее, это сколько?

  - Месяц-два, не больше, - слукавил я, чтобы отец не сильно расстраивался. На самом деле в отделе соцзащиты сказали, что ждать не меньше трех-четырех месяцев.

  - А ускорить никак нельзя?
  - Можно поместить платно сразу, как только будут готовы все документы.
  - А сколько платить?
  - Около тридцати тысяч в месяц.
  - Ого! Пока подождем...

  Но через несколько дней папа снова звонил и просил оформить все побыстрее - маме опять стало хуже. Чувствовалось, что отец на пределе.

  14 сентября 2012 16:41 Владимир
  "Здравствуй, Ира! Сегодня приехал от родителей. Дела там все хуже. Папа устал и физически и морально. Дошло до того, что он по его выражению "поколотил" маму, когда она не слушалась. На руках и теле остались даже синяки. Выход один - оформлять в психоневрологический интернат и чем быстрее, тем лучше. В понедельник я ездил в это заведение, разговаривал с директором и заведующей отделением, посмотрел само отделение. Ехал туда с тяжелым чувством, но остался приятно удивлен. Везде чистота, порядок, недавно сделали ремонт, персонал очень доброжелательный, в один голос уверяют, что у них очень хороший уход. Директор сказала, что лишать дееспособности не обязательно, но необходимо полностью пройти медкомиссию, причем, как на бесплатное, так и на платное содержание. Чем я эту неделю и занимался.
 
  На следующей неделе, как будут готовы анализы, поеду завершать медкомиссию. Потом, видимо, поместим маму на платное содержание, а я с документами поеду в Калининград в министерство, попробую договориться о скорейшем переводе на бесплатное.

  Уезжая, попросил папу не злиться, и уж тем более не поднимать руку на маму, ведь она ни в чем не виновата, это болезнь такая гадкая. Ты, когда будешь звонить, не говори ничего ему про это, он и так сильно переживает".

  26 сентября 2012 16:16 Ирина
  "Володя, привет!!! Прочитала твоё сообщение только сейчас - сто лет не была на одноклассниках. Да, так будет лучше папе. Он доведён до крайности, всё время быть в этом "аду" очень тяжело. Рада, что больница тебе понравилась. Она мне тоже представлялась страшным, грязным заведением, но, видимо, времена меняются. При мне папа один раз пытался маму ударить ремнём. Я ему сказала, что не стоит этого делать, это болезнь, а не какие-то её капризы".


  2 октября мы отвезли маму в психоневрологический интернат. Решение это далось нам нелегко...

  Но мамино состояние ухудшалось с каждым днем. Уже приходилось использовать памперсы, которые не всегда спасали. Спокойных дней, когда мама чувствовала себя относительно нормально, уже почти не случалось. Лечение, прописанное неврологом и психиатром, никак не помогало. Ну а самое главное - было жалко отца. Как он выдержал почти 3 года постоянного стресса, я не знаю.

  Самое интересное, что до этого папа несколько лет страдал от аритмии, падал в обмороки, пил множество лекарств, мама водила его по врачам, потом завели личного платного терапевта, которая приезжала по звонку, когда папе становилось плохо. Но как только отцу пришлось ухаживать за мамой и заниматься всеми домашними делами, он забыл про свои болячки, перестал пить таблетки и, на удивление, чувствовал себя совсем неплохо.

  Раньше он во всем надеялся на маму, и она ухаживала за ним, как за ребенком, а теперь ему приходилось ухаживать за ней и рассчитывать только на себя. Организм задействовал внутренние резервы, и болячки отступили.

Мама уже не понимала, куда и зачем мы ее привезли. Я боялся, что она начнет нервничать, устроит скандал, будет психовать, но мама вела себя на удивление спокойно, всем улыбалась, дала снять верхнюю одежду и сидела на кровати, равнодушно оглядывая уютную четырехместную комнату.

  Нас заверили, что посетителей пускают в любое время, и мы пообещали приехать на следующий день. Но через несколько часов мне позвонили из психоневрологического интерната.

  - Здравствуйте, это Светлана Николаевна, заведующая 2 отделением. Я прошу вас завтра не посещать вашу маму.

  - А что случилось?

  - После вашего отъезда она стала просто буйной, сорвала занавески на окне, порвала обои, свалила всю постель на пол. Ее соседки боятся войти в комнату! Мы просто в шоке, была такая милая, улыбчивая старушка, и вдруг такое!

  - Доктор, но ведь разве такие больные - это не ваш профиль? Вы же можете сделать какие-нибудь успокаивающие уколы!

  - Да, конечно... Просто так неожиданно... Мы укололи, что нужно, просто пока лучше воздержаться от посещений, пусть ваша мама привыкнет, станет спокойней, мы подберем ей подходящее лечение... А пока мы были вынуждены изолировать ее в другую комнату на карантин. Она там одна, никто ее не беспокоит, и она никому не мешает.

  - Хорошо, спасибо. Я надеюсь, там условия нормальные, в этом вашем карантине?

  - Не волнуйтесь, условия нормальные: тепло, светло, сухо и постоянный контроль персонала.

  - Постоянный контроль - это хорошо. А когда можно будет навестить маму?

  - Я думаю, не раньше, чем через неделю. Звоните, мы будем сообщать вам о ее состоянии.

  7 октября 2012 09:38 Ирина
  "Привет, Володя! Купила билет на 30 октября, раньше не получается. Не звонил, как мама?"

  7 октября 2012 09:42 Владимир
  "Здравствуй, Ира. Каждый день звоню, сегодня еще не звонил. Вчера вечером сказала дежурная сестра, что намного спокойнее мама стала. Когда принесли ужин, спросила - У вас что, повара поменяли? Сегодня еда вкуснее. Надеюсь, что на следующей неделе разрешат посещения. Завтра позвоню врачу - что она скажет".

  7 октября 2012 09:46 Ирина
  "Вот уже еда вкуснее становится, значит, начинает привыкать. Хотела попросить номер телефона больницы, а потом подумала, что мы будем вдвоём звонить, надоедать. Буду узнавать у тебя или у папы о мамином самочувствии".

  Лечение маме подобрали удачное... Рвать занавески и обои ей теперь не хотелось, кричать и ругаться тоже не хотелось. Ей теперь ничего не хотелось, только есть и спать... Даже вставать и ходить не хотелось, поэтому, когда нам разрешили ее навестить, встретила она нас в инвалидной коляске. Почти никаких эмоций, хотя было видно, что нас узнала.

  С нами приехала женщина из соцзащиты с документами на бесплатное содержание, которые мама должна была подписать.

  Я подвез мамино кресло к столику с бумагами и дал маме ручку.

  - Мамочка, родная, вот здесь нужно расписаться.

  - Рассчитаться? - не расслышала мама, - Что, за это за все надо еще и платить? У меня таких денег нет!

  - Платить ничего не надо, надо подпись свою поставить, чтобы ни за что не рассчитываться, чтобы все было бесплатно.

  По тому, как мама расписывалась на первых двух листках, было заметно, что короткий разговор и несложные движения отняли у нее последние силы. Третью бумагу мы подписывали с трудом, я фактически водил маминой рукой. Оставшиеся три документа просто подписал сам, по возможности имитируя мамин почерк. Опытная работница соцзащиты очень вовремя отвернулась, сделав вид, что разглядывает картину на стене.

  Папа стал ездить в интернат каждый день. Мама под действием лекарств все время была в заторможенном состоянии. На вопросы отвечала односложно, или не отвечала вовсе. С удовольствием съедала несколько долек шоколада. Часто просто дремала в кресле.

  Потом папу попросили не приезжать так часто, мол, и ему тяжело, и персоналу отвлекаться приходится.

  - Хорошо, - ответил отец, - Я буду приезжать через день, но не реже, и не просите.

  Папа скучал по маме. Они прожили вместе 56 лет, и последние двадцать с лишним лет больше чем на день не расставались. А тут он остался один, с горечью понимая, что его любимая Галка уже никогда не вернется домой.

продолжение повести http://www.proza.ru/2014/11/30/1679