Бабье лето звёзд - Вера Алентова

Анжелика Миллер
  Несколько ролей в кино, где снималась Вера Алентова, меня поразили неимоверно. Совершенно справедливо и предсказуемо – роль Тихомировой в ленте «Москва слезам не верит» и второй фильм «Зависть богов». Роль успешной женщины, жены писателя, работающей на центральном телевидении. В то время? Как попадали на центральное телевидение? Только по блату. Впрочем, и сейчас – не легче. Тёплое местечко и сыр, падающий из клюва вороны – не для всех. Женщина, имеющая всё, всё и потеряла. А ради чего? Ради мимолётной страсти. Хотя ей казалось, конечно, что это любовь всей её жизни! Любовь к мужчине, моложе её лет на десять. Подданство французское. Женат. Сомнительный союз «Меча и орала». Игра гормонов, скажу я вам. Вот что это. Тем более, если проанализировать массовый ажиотаж по поводу новых веяний. Люди как с цепи срывались, выходя за рамки дозволенного партией и правительства. Время, когда на тему «секс» было наложено жирное табу – тяжёлое время.
  Сегодня я наблюдаю за семьёй Алентова-Меньшов не без интереса. Дочь – известная актриса. Отношения в семье – внешне прекрасные, но до того сложные. Никто никогда не узнает, как там на самом деле. В этой актёрской семье. Ну и Бог с ними. Главное, актриса горячо любима миллионами. И муж – под стать, - Пашка Кукушкин, Клим Авилов, Агент ЦРУ, адвокат, Г.К. Жуков, губернатор, министр МВД, отставной генерал ФСБ, начальник УВД, генерал Калязин, Гесер из «Ночного дозора», Лев Толстой, Эдуард Балашов и др.

В этом интервью меня шокировали многие высказывания, например: «Когда я вышла замуж и у меня родилась дочь, я не понимала, зачем нужен папа. Потому что я выросла без папы. И это недостаток. Честно сказать, прожила большую жизнь, так и не поняла, для чего нужен папа».
Или вот это: «Поскольку моя мама без мамы осталась в три года, у неё не было опыта общения с ребёнком. Она меня боялась погладить, поцеловать. Она росла с мачехой и достаточно суровой. Мама никогда не обнимала, не прижимала меня к себе – этого не было. И мне это передалось. И похвалить - этого тоже не было».

Моё мнение: Вспомнила и нашу маму... Такое же воспитание… Подумала - бедные дети.  Бедные люди. Бедное общество. Сколько больных людей рядом? Почти все -  больные и травмированные! Как таким травмированным детей рожать и воспитывать, а? Поколение калек и моральных уродов получится… Ещё удивляемся, откуда взялось столько гомосексуалистов. Не так ли? А всё это - из семьи. Всё это - психология.

ВЕРА АЛЕНТОВА

  Вера Алентова родилась в семье актёров Валентина Михайловича Быкова и Ирины Николаевны Алентовой. Отец умер, когда Вере было всего 4 года, после чего мать увезла её на Украину. В 1961 г. Вера Алентова приехала в Москву, где поступила в Школу-студию МХАТ (руководитель курса — Василий Петрович Марков). Успешно закончила учёбу в 1965 году, после чего стала актрисой Московского театра им. А. С. Пушкина. С 2009 года руководит совместно с мужем В.Меньшовым актёрско-режиссёрской мастерской во ВГИКе.
СЕМЬЯ: во время учёбы, на втором курсе Вера Алентова вышла замуж за своего однокурсника Владимира Меньшова. 28 июля 1969 года у Алентовой и Меньшова родилась дочь Юлия. Зять — Игорь Гордин, актёр театра и кино, Заслуженный артист Российской Федерации. Внук — Андрей Гордин. Внучка — Таисия Гордина.

Майоров Сергей на своём проекте «Бабье лето»: «Может, она притворилась, Вера, которая не нуждается во всеобщей любви. Красивыми словами её не растопить. Закрытая, осторожная, как будто обожженная и обиженная, такая же, как и большинство её героинь».

Алентова: «Когда я вышла замуж и у меня родилась дочь, я не понимала, зачем нужен папа. Потому что я выросла без папы. И это недостаток. Честно сказать, прожила большую жизнь, так и не поняла, для чего нужен папа. Родилась во время войны. Все были актёры. В Сибири родилась. Говорить о доме не приходится. Мама много ездила. Самый первый дом – он печальный дом. Мама много работала. Я боялась оставаться одна. Папа умер молодым, 28 лет. Простыл. Воспаление лёгких. И умер. Мама долго была одна…
  Это было только в кино, когда солдат возвращался с фронта, и счастье воцарялось в семьях полнокровных и полноценных. В реальности после войны каждая вторая советская женщина от 17 до 70 была одинока. Тащила на себе детей и всё ждала. Одна везучая – мама моя, дождалась, встретила, полюбила. Часто оглядываюсь в своё детство. Я была настолько разумной, что когда мама собралась замуж, а он мне не нравился, я всё равно согласилась. Я понимала, что уйду, а мама останется одна. Они прожили 14 лет счастливо. Потом умер отчим. Я пришла в театр, где работала моя мама. Мама была строга. И это верно. Детей нужно растить в строгости. Мамин папа был врачом. Полагала, что я буду врачом. Но однажды, когда я ребёнком сыграла маленькую роль вместо заболевшей девочки (а у меня была замечательная память и я знала эту роль) –  яд популярности попал мне в душу и стал меня разъедать.

Майоров: «Муж актрисы Владимир Меньшов отредактировал фильм так, что биография Алентовой и Тихомировой совпадали. Это был сценарий для неё.
Когда Алентова поступала в медицинский, и сдавала успешно экзамены, остался один английский. А он шёл у неё хорошо».

Алентова продолжает: «Вдруг я увидела объявление, набор в какой-то там Алтайский драматический театр союзного значения. Я показала себя. Меня взяли. Во вспомогательный состав. Но английский сдала на «3». Мама и папа работали в ТЮЗе. Я сообщила маме. Пауза была. Мама сказала так: «Ты хочешь быть актрисой? Поезжай в Москву, поступай в театральный. Не поступишь – бездарность. А пока иди, и поработай на заводе. И я пошла на завод, почти год работала. Это был шумный цех. Барнаульский Меланжевый комбинат. Там гудели машины. Много машин. Женщины ткали шнуры. Тяжело выдержать. Зимой тащить эти прутья. Я приходила мёртвая и никакой жалости в её глазах. Но никаких обид на маму не было. Она меня сформировала. Она – главный человек в моей жизни. Всё, чему я научилась – это моя мама. Если замахиваешься – бей! По самому большому счёту. А если счёт мелкий – не стоит рисковать. Поскольку моя мама без мамы осталась в три года, у неё не было опыта общения с ребёнком. Она меня боялась погладить, поцеловать. Она росла с мачехой и достаточно суровой. Мама никогда не обнимала, не прижимала меня к себе – этого не было. И мне это передалось. И похвалить - этого тоже нет.
… Исчез страх смерти. Мама меня там встретит – есть такое ощущение».

Майоров: «Вера холодная. Вера самоуверенная и самодостаточная. Провинциалка, знающая себе цену. Видит цель и не видит последствия. Большой город перемалывает всё. Ей было 38 лет – «Москва слезам не верит» получил Оскара. Алентова – что ни роль, то попадание. Что ни роль, то судьба. И везде поздняя любовь. Я не помню совсем Веру Валентиновну в роли молоденьких девиц. Это человек второй половины жизни, когда пришло обожание. Отношения с Меньшовым – это многосерийная драма. Я думаю, что в семье Вера – главная».

Вера: «Вначале мы с ним очень дружили. Поженились на втором. Он был неординарный мальчик. Мы были оба с периферии. А потом, когда мы стали жить вместе, он постоянно хотел зарегистрировать наши отношения, а я – ни в коем случае! Мне казалось – если штамп – я что-то буду должна. А так – я свободный человек. Но мы поставили штамп, потому что нам сказали, поставите штамп – мы вам дадим бесплатно комнату, а не поставите, будете снимать квартиру, за которую надо платить. Дорого было – оплачивать жильё. Я тогда не снималась. В театре ролей не получала. Моего мужа звали на кинопробы чаще. Всё было, и даже развод был. Мы жили врозь больше 3-х лет. Дочь родилась. Ей было уже 3 года. Мы устали друг от друга. Истончается слой веры. Бессонные ночи. Мы решили, что врозь нам будет полегче. А просто ушло терпение и уверенность, что всё будет хорошо. Официально мы не разводились. Я всегда знала, что он талантливый и способный человек. Я получила квартиру. Я его прописала. Я знала, что всё будет хорошо. Он начал ездить заграницу. Стал сниматься в кино. Это другое – когда накапливается усталость от нищеты, от постоянной экономии. За это время у обоих были поклонники. Но у нас были настолько мощные и горячие чувства – никто не мог затмить это. Мы разумно это поняли. Нам повезло друг с другом. Это процесс двоякий. В нашей семье очень высокая планка. И все об этом знают. И если планка высока, вы научитесь прыгать через эту планку. Своего мужа называю на «вы» и по имени отчеству. Между нами никогда не было никаких уменьшительно-ласкательных слов, нежностей».

Майоров: «Они публично держат дистанцию. Он режиссёр. Она актриса».

Алентова: «Сценарий «Москва слезам не верит» мне не понравился. Начались пробы. Я была неизвестная артистка. Он предложил многим известным актрисам главную роль, а Терехова и Купченко были тогда очень популярны. Не зря говорят, что актёру нужно 3 компонента: работоспособность, талант и удача. Так вот удача села мне на плечо. Терехова снималась в Одессе, играла Миледи. Купченко не понравился сценарий. Она отказалась. Я победила в честном бою среди неизвестных актрис. Если сценарии не нравились – я говорила «нет». Если играть, то играть королеву. У меня мало ролей, но они все дороги. Самый счастливый день – два дня – когда поступила в студию МХАТ и когда родилась дочь. Актриса обязательно должна рожать. Чтобы пережить все чувства в жизни. Со стороны мамы четыре поколения – священнослужители. Когда Бога нигде не было – мама верующая была. Никогда не говорили о Боге. Мама сказала мне, а я говорила своей дочери: «Интеллигентный человек – это не тот человек, который не делает плохих поступков, потому что кто-то об этом узнает. А просто он не может позволить этого сам себе».  Всё, что естественно, не безобразно. С возрастом надо уметь жить. Внуки меня называют Верой. Потому что моя бабушка очень старенькая, превосходная бабушка, но была в косыночке. И ощущение, что бабушка со мной не ассоциируется».

                12.12.2014, Мари Шансон