Бабье лето звёзд - Наталья Варлей

Анжелика Миллер
  Что-то общего есть у нас с Натальей Варлей. Например, та ситуация из детства, когда ей запретили заниматься спортом. А она пошла в цирк и стала эквилибристкой. Или её принцип «рвать отношения первой», если ушла любовь. Собственно, а зачем терпеть человека, с которым ничего уже не связывает? И это по меньшей мере благородно. Когда ты ненавидишь, или тебя раздражает рядом живущей – это уже трагедия. Не порядочно. Эгоистично. Преступно.

НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ

  Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца.
Детство Натальи прошло в Мурманске. Отец Натальи Варлей, Владимир Викторович, героически воевал, был капитаном дальнего плавания, в течение двух лет в 1955—1957 годах работал председателем горисполкома. Фамилия Варлей — валлийская. Мать — Ариадна Сергеевна Сенявина, внучка потомственного горного инженера Е. Н. Барбота де Марни, потомка выходцев из Франции. Младшая сестра — Ирина Варлей, непрофессиональная актриса.
  В четырёхлетнем возрасте начала писать стихи, затем училась в музыкальной школе, рисовала. Много читала. В то же время она была очень болезненным ребёнком: у неё обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой. Как-то мать повела Наташу в цирк, и в кассе Наталья увидела объявление о наборе детей 11—13 лет в детскую цирковую студию. На следующий день, тайком от родителей, девочка пришла по указанному адресу. Педагоги студии сочли возможным принять её к себе. Окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (1965) и устроилась в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Работала эквилибристкой.
  Некоторое время выступала в одном номере со знаменитым клоуном Л. Г. Енгибаровым. Именно благодаря Енгибарову Наталья попала в кино. Одним из его приятелей был режиссёр Одесской киностудии Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич. Как-то, в один из дней 1966 года он пришёл на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наталью, которая настолько понравилась режиссёру, что тот тут же предложил ей сняться в своём новом фильме «Формула радуги». Наталья Варлей согласилась, и ей досталась маленькая роль медсестры.
  Всесоюзную известность Варлей получила уже после следующего своего фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), в котором ей досталась заглавная женская роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины. Жена режиссёра Леонида Гайдая рассказывала, что на роль Нины Леонид Иович перепробовал огромное количество актрис, включая первых красавиц, но остановился на Наталье Варлей из-за её необычайного обаяния и юношеской непосредственности. Фильм имел большой успех, и Варлей мгновенно приобрела невероятную популярность.
  До 1967 года работала эквилибристкой Московского государственного цирка. В 1971 году Наталья Варлей окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1971—1978 гг. была актрисой МДТ имени К. С. Станиславского.
  В 1967 году вышла замуж за известного актёра Николая Бурляева. Этому браку противились актёр Леонид Филатов и его друзья актёр Владимир Качан и сатирик Михаил Задорнов, но безуспешо. В 1971 году Наталья вышла замуж за Владимира Тихонова. 26 января 1972 года родила первого сына Василия.
  В 1980-х годах поступила в Литературный институт имени А. М. Горького. Учась на втором курсе 13 сентября 1985 года родила второго сына Александра. В 1995 году старший сын Василий подарил актрисе внука Евгения.
  В 1992 году записала грампластинку «На высшей точке единения», где исполняла песни на собственные стихи и музыку Николая Шершня.
  В 1999 году вместе с другими известными артистами приняла участие в проекте В. И. Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где с успехом выступила как исполнительница собственных песен. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС». В 2003 году приняла участие в постановке частного театра «Империя Звёзд», в спектакле «Оскар». Руководитель Мастерской Театрального Факультета МИТРО.
  В 2009 году принимала участие в проекте Первого Канала «Две звезды» в паре с Н. В. Гнатюком.

На проекте Сергея Майорова Наталья Варлей рассказала: «В последнее время я много потеряла. Особенно я переживаю, когда уходят мои животные. Мне в храме дали книгу. Душа человека – бессмертна. А душа кошки – смертна. Все 12 кошек у меня погибли.
  Мне были приписаны романы с теми людьми, с которыми я даже не встречалась. Три ночи я не спала. Села и написала письмо Путину. Письмо не отправила. Выпустила пар и успокоилась. У меня была мечта – любимый муж, много детей и большая семья. Но со мной тяжело жить. Я замучаю своих сыновей своей любовью. Сейчас у меня внук – он страдает от моей любви.
  От меня уходили, конечно. Но уходили после «уходи!» Я первая рвала брачные узы, от того, что кончилась любовь. Я сейчас поняла Лёню Куравлёва – он спрашивал, кто твой любимый писатель? Я сказала – Грин. Он сказал – я его ненавижу, он обманщик. И я поняла, почему. Редко бывает принц на белом коне и алые паруса. Мне никогда не делали дорогих подарков. Друзья подарили машину. Но я – домашняя. Я – рак. Материнское желание обладать. Потихоньку мы меняемся местами. Я – мама, забочусь о своём ребёнке. Но так нельзя любить мужчину. Во мне не было хитрой женщины».

Майоров: «Я организовывал концерты, вёл их, и не было ни одного концерта, где бы не участвовала Наталья Владимировна. Зарплата была 80 рублей. Надо было выживать. Мы создали кооператив, и артисты ездили на концерты. Варлей – кумир, встреча с юностью».
Варлей: «Фильм «Кавказская пленница». Мне было всё равно. Гайдай подкидывал мне фразы из сцены. Рядом стоял ослик. Я с ним играла. И абсолютно раскрепощено сыграла свою роль. Когда меня спросили – можешь надеть купальник? Я сказала – могу. Все так удивились – такая раскрепощённая девушка. Так ведь это моя цирковая форма. И всё. Для многих режиссёров эта роль перечеркнула меня как актрису. А для зрителя – это любимая роль. Эпоха предъявляла повышенные требования».

  Наталья Варлей вечная пленница слухов, сплетен и домыслов. Советскую эру бесконечно редактируют в учебниках. Они вообще похожи – актриса и время.
Тайком от родителей поступила в детскую цирковую студию.  Успешно её окончила и взлетела под купол московского цирка на Цветном бульваре.
  Варлей: «Сын Владимира Тихонова тоже Владимир  – он первый начал. Влюбился в кавказскую пленницу Нину, увидев её на экране. Тестем моим стал Вячеслав Тихонов. Тёщей Нонна Мордюкова. Они прожили 13 лет. У Нонны были постоянно несчастливые любови. Тоже выбирала людей, которые не могли ей быть в жизни опорой. Она очень любила Володю. Мы не общались. Меня оговорили. Я не хочу сейчас об этом. Она интуитивно меня отторгала. Утрата Володи – был конец её жизни. Беда была очевидна – наркотики. Я долго боролась с этим. Я – взятый барьер, женщина с ребёнком. Мой сын Вася не помнит отца. Не вспоминает. Отца он практически не видел. У них невероятно похожи голоса. Лошадь второе любимое животное после кошек. У отца корни уэльские. У братьев был конный завод. Как лошадь, пока движется  – бегу, пока не упаду».

Автор проекта «Бабье лето»: «Внук актрисы – Женя. И Саша. Варлей пишет книгу воспоминаний. Она мать одиночка. Это её главное призвание. И никаких претензий к государству, которое не дало ей звание народной артистки. Конечно, она бы хотела быть не одна, но… Она сама сделала ремонт в квартире. Сама организатор. Сама продюсер. Она сильная. Мужчины у нас не всегда могут соответствовать сильной женщине».


                10.12.2014, Мари Шансон