Рецензия на спектакль На дне

Игорь Тазеев
"На дне" (Пермский театр "У моста")

"...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее..."

Вот и сбылась моя мечта - смог я, наконец-то, попасть на спектакль одного из самых нашумевших и известных Российских театров, входящих по версии журнала "FORBES" в десятку лучших театров России, - Пермского театра "У моста". Думаю, это имя известно каждому почитателю творчества Мартина МакДонаха, ибо именно "У моста" впервые открыл этого легендарного и необычного ирландского драматурга отечественному театральному зрителю. И лишь на сцене этого театра можно увидеть абсолютно все постановки молодого ирландца. Мало того, буквально совсем недавно в Перми завершился I Международный Фестиваль Мартина МакДонаха, устроенный театром "У моста", где зрители смогли увидеть целых 15 постановок пьес этого потрясающего драматурга в исполнении театров из Австрии, Германии, Польши, Чехии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Азербайджана и России.
Правда, в этот раз в Москву подопечные Сергея Павловича Федотова привезли совсем не ирландскую пьесу, а решили сделать ставку на отечественную классику, представив зрителю на сцене Центрального Академического Театра Российской Армии социальную драму, или даже, скорее, трагикомедию Максима Горького "На дне".
И тут мне стало понятно, почему об этом театре так много говорят, так им восхищаются... Хотя, обо всём по порядку!
На самом деле, рецензию считаю необходимым разделить на две части - административную и непосредственно постановочную. И вот почему.
Всем известна пословица "Встречают по одёжке". А за эту самую встречу отвечает кто? Правильно, администраторы театра. И тут, должен сказать, организация была худшей из всех виденных мною за всю мою театральную жизнь. Такого балагана ни разу ещё не встречал. Начнём с того, что на входе в Театр Российской Армии никто из администрации театра "У моста" явным образом зрителей не встречал. Точнее, они были где-то у непосредственно входа в сам театр, но огромнейшая толпа, пришедшая как на постановку Горького, так и на мюзикл "Пола Негри" полностью их закрывала, в результате чего желающие попасть на спектакль "На дне" просто слонялись по переполненному вестибюлю, не зная, что им делать и кого искать. Потолкавшись и, наконец, разыскав администратора "У моста", забрал у него своё приглашение и протиснулся мимо охраны в сам театр, где меня ждало ещё большее разочарование. Как оказалось, идея позаботиться о размещении зрителей в зале также никому не пришла в голову, в результате чего в и без того малом зале образовалась давка-пробка, где каждый пытался сесть хотя бы куда-нибудь, после чего оттуда их сгоняли зрители с билетами с указанными местами и всё повторялось по новой. При том никто не знал, куда сесть можно, а куда - нет. У части зрителей (видимо, привилегированных) билеты были с местами, у части - просто приглашения без мест, а остальных просто пустили, что называется, с улицы, не сильно заботясь о местах. Это, честно говоря, откровенно взбесило. Я абсолютно не понял, какого чёрта бронировал места аж за 3 недели до спектакля, чтобы в результате просто попасть в зал и дальше наравне с теми, кто "случайно" забрёл на спектакль мыкаться по залу в поисках хоть какого места. В зале до самого начала спектакля царил абсолютнейший кошмар, бедлам, цирк и балаган, за который откровенно было стыдно. Чем занималась и о чём думала администрация "У моста" - так и осталось для меня загадкой. Осталось весьма неприятное впечатление и к началу спектакля я уже был заведён, безумно зол и раздосадован. Шутовство, а не серьёзная организация, честное слово!! Невольно вспоминаются гастроли Башкирского драматического театра, где организация была не то что на высоте, а лучше, чем в некоторых родных театрах - всё чётко, чинно, аккуратно, вежливо. Что же, будем надеяться, "У моста" усвоит урок и впредь будет серьёзнее подходить к организации своих гастролей, ибо я очень сомневаюсь, что в родном театре у них творится такой же бардак.
Словом, изрядно потрепав нервы, я, наконец-то, расположился в кое-как найденном свободном кресле и принялся в отвратительном и порядком подпорченном настроении ждать начала спектакля средь откровенного балагана и возни, устроенной не столь удачливыми желающими увидеть постановку.
Прозвенел третий звонок... и тут я перехожу ко второй части своего обзора, посвящённой уже не незадачливой администрации театра, а его великолепной труппе.
Что ж, признаюсь, с появлением актёров на сцене я полностью исчез как человек в зрительном зале и превратился в бестелесный дух, обитающий в одной из тысяч захудалых старых ночлежек, разбросанных тогда по Руси. Честно - не ожидал такого мощного удара по воображению и сознанию. Сергей Федотов смог достичь того, что в театральном мире ценится больше всего - он заставил зрителя полностью погрузиться в мир, созданный им на сцене, забыв обо всём остальном. Абсолютно аутентичная обстановка и самая настоящая атмосфера дома "бывших людей"!! И это не просто потрясающе - это сносит башню!!
Сергей Павлович не стал упрощать себе жизнь и ставить современную интерпретацию классики, он перенёс на сцену именно оригинал Алексея Максимовича, погрузив зрителя в тот самый мир на рубеже веков, в ту самую, описанную Горьким ночлежку.
Великолепнейшие, волшебные декорации и атмосфера, невероятная режиссура и сценография, шикарнейшее художественное и световое оформление смогли полностью передать дух того времени, переместив весь зал в созданной Федотовым машине времени в 1900-й год, в хозяйство Костылёвых, в мир Сатина, Луки и прочих опустившихся обитателей ночлежки. Это, однозначно, самая шикарная постановка повести Максима Горького из тех, что мне довелось видеть! Думаю, ею бы восхитился и сам Станиславский, потому что Сергею Павловичу, как мне показалось, удалось донести до нас именно ту, МХТ-овскую, самую первую постановку повести Горького! По крайней мере, я в это верил все три часа действия!
Но дело, конечно же, не только в великолепной режиссуре и оформлении спектакля. Потому что впервые я попал на действительно большой и серьёзный спектакль большого и серьёзного театра, где каждый (!!) актёр был великолепен в своей роли и стоил любого другого актёра! Здесь не было ни одного "сливающего роль" исполнителя, ни одного слабого актёра или, наоборот, звезды, тянущей за собой всю труппу, весть спектакль. Абсолютно каждый артист выкладывался на 100% и был несравним! 16 одинаково бесподобных исполнителей одновременно в одном спектакле!! Наверное, это поразило меня больше всего. Потому что придраться было попросту не к кому, никого нельзя было выделить, все были восхитительны и превосходны! Ни разу не видел настолько чёткой и божественной игры в большом театре!! Не сложно идеально сыграть пьесу, когда в ней участвуют 3-4 человека, но когда это масштабная постановка, и абсолютно всё в ней идеально - кажется, что где-то тут подвох и ты вот-вот проснёшься в своей кровати. Но - нет. Всё честно, и спектакль действительно настоящий. Удивительно!
Роль Сатина, заядлого картёжника и шулера, в постановке исполнил Владимир Ильин. Он смог досконально точно и чётко перенести на сцену этот сложный, глубокий и сильный образ, отразить все его внутренние переживания, донести все его мысли и чувства. Прекраснейшая игра!
Очень удивил и Василий Скиданов в роли Актёра - потрясающая, невероятно живая и яркая игра, такие искренние и добрые эмоции, так много чувства!!
Порадовал и Сергей Мельников, очень необычно подошедший к своей роли странника Луки и просто великолепнейше воплотив его на сцене!! Шикарный, очень характерный созданный образ! Браво!!
Самыми же аутентичными и необычайно реалистичными персонажами постановки я бы назвал торговку Квашню в исполнении Ирины Моляновой, слесаря Клеща Андрея Одинцова с женой своей, Аннушкой, Татьяны Петункиной, и проститутку Настю Алевтины Боровской. Вот уж кто точно сносит крышу и поражает своей ярчайшей, неподражаемой и воистину изумительной игрой!! Не знаю как, но этим актёрам действительно удалось создать вокруг себя самый настоящий дух старины, полностью переместиться в начало XX века и утащить туда за собой зрителя. Настолько реально смотрелись они в этой ночлежке, настолько мощно они передавали энергетику своих героев! Молодцы!!
Особой похвалы заслуживает и самый харизматичный герой спектакля - вор Васька в блистательном исполнении Никиты Петрова. Невероятный персонаж, сразу же завоевавший сердца всех - уверен - девушек в зале! Прекрасная игра и бесподобное обаяние персонажа! Очень понравился мне герой Никиты!
Весьма сильны были в своих ролях и Вячеслав Леурдо с Анастасией Перовой, сыгравшие Михаила Ивановича и Василису Карповну Костылёвых - шикарное воплощение образов, вызывающих у зрителя целую бурю чувств!
Поразила своей невероятно эмоциональной и искренней игрой и Анастасия Муратова в своей нежной роли Наташи - до костей пробирающая игра, должен я признаться! Браво!!
А уж полицейский в исполнении Семёна Минералова и вовсе заслуживает грома аплодисментов - как он был прекрасен и неповторим!
Нельзя не отметить и игру Льва Орешкина с его обаятельным, проникновенным и бесподобным Бароном! Очень яркий и харизматичный персонаж!
Ну и конечно, совсем небольшие, но от того не менее значимые и выдающиеся роли Бубнова и Татарина в исполнении Ильи Бабошина и Михаила Лебедева. Про таких как раз и говорится - "редко, да метко". Прекрасные образы!
Вообще, должен отметить, спектакль отличился очень натуральной, достоверной и искренней игрой актёров, тщательной, выверенной и блестящей режиссурой Сергея Павловича Федотова, самой настоящей (я бы даже сказал, гипнотической) созданной театром атмосферой той самой ночлежки начала прошлого века и, конечно же, необычайно сильным психологическим воздействием на зрителя.
Единственные минусы постановки, на которые не могу не обратить внимание - это совершенно непонятно и не к месту звучащие "радио-вставки", к тому же, откровенно неразборчивые порою - хотя и довольно таки громкие. А также, по моему мнению, немного "слитый" финал со знаменитой фразой Сатина про Актёра. По сравнению со всем остальным спектаклем эта сцена вызвала, на удивление, очень мало эмоций, хотя, по идее, должно быть как раз наоборот. Чего-то в ней не хватало. Не было той напряжённости, эмоционального накала - а только ожидание чего-то, что не произошло.
Что же касается самой пьесы, то "На дне" - одна из актуальнейших, на самом деле, для нас с вами историй. Очень острая и тонкая сатира, злободневные случаи из жизни, глубокая и жестокая философия и такие живые темы вечных споров Сатина и Луки! Опустившиеся на самое дно социальной жизни герои показывают, что, даже будучи "бывшими людьми", выйдя за черту, они всё ещё люди. Да, грязные и рваные, забытые и никому не нужные, но - такие же желающие простого человеческого счастья и с такой же человеческой душой, как и у нас с вами.
И актёрам замечательно удалось передать всю ту атмосферу, все те чувства этих забытых богом людей. Потому что они не играли - они жили на сцене. В тот момент все они по-настоящему существовали и пребывали в этой грязной, отвратительной ночлежке начала XX века, всеми кинутые и предоставленные самим себе.
Если честно, то мне хотелось бы назвать этот спектакль, по аналогии с популярным нынче кино-форматом, 5D-спектаклем. Спектаклем, который полностью вовлекает и погружает зрителя в свой мир. Без вариантов.
Невероятно сильный и потрясающий спектакль!!
Словом - я однозначно советую всем и всем обязательное посещение этого спектакля при первой же возможности и сам уже подумываю о поездке в Пермь на остальные постановки этого театра. Потому что они того стоят!! Мощно и пробирающе до самой глубины души!!
Огромное спасибо театру за приезд в Москву и незабываемый вечер, спасибо за потрясающую игру, режиссуру и атмосферу спектакля! Спасибо за столь скрупулёзный и качественный подход к постановке и - очень ждём вас снова в гости!! Браво, ребята!! Браво! Это был незабываемый вечер и потрясающие открытия!!

"Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!"