Бабье лето звёзд - Лариса Лужина

Анжелика Миллер
  Однажды меня поразило нечто необычное, но совершенно человеческое и объяснимое. Некая Наталья Защипина в возрасте четырёх лет была отобрана режиссёром Виктором Эйсымонтом для съёмок в фильме «Жила-была девочка». Наташа сыграла роль Кати — маленькой блокадницы, пережившей весь ужас блокады Ленинграда. Пока девочка росла, приглашения на съёмки следовали одно за другим, и Наталья снималась часто: в 1945 году, Наташа снялась в роли Лидочки в фильме Ильи Фрэза «Слон и верёвочка», в 1948 году в фильме «Первоклассница» Ильи Фрэза, в 1949 году -  «У них есть Родина» Александра Файнциммера.
  Ближе к окончанию школы Наталья стала задумываться о своей профессии. Мама настаивала на том, чтобы Наталья шла учиться на пианистку, но сама Наталья мечтала о профессии актрисы. Вместе со своими друзьями стала пробовать поступать в театральные ВУЗы Москвы, но её преследовали неудачи — в приёмных комиссиях считали, что девушка избалована кино. В 1954 году, глубокой осенью, она поступила на актёрский факультет ВГИКа, на курс Ольги Пыжовой. При поступлении пришлось скрыть свой кинематографический опыт, и педагог узнала, что на её курсе учится довольно известная юная киноактриса. После ВГИКа Наташа решила идти не на Мосфильм, а пошла в театр. Её сразу приняли в Московский академический театр Сатиры. И теперь самое интересное. Главный режиссёр театра Валентин Плучек сразу поставил молоденькой актрисе условие: сначала она должна стать хорошей актрисой, то есть, она ещё не актриса! А до тех пор, пока этого не произойдет, сниматься нельзя. Очень интересно. Видимо Наталья стала «жертвой внушения», и не принимала ни одного предложения сниматься, хотя таких было много. Однако в конце 1960-х поток приглашений сниматься иссяк. Вот так.

ЛАРИСА ЛУЖИНА

Лариса Лужина меня заинтересовала в 18 лет, когда я узнала, что Владимир Высоцкий посвятил ей песню «Куда мне до неё! Она была в Париже…» И ради спортивного интереса я стала смотреть фильмы с её участием. Миленькое личико, неиспорченное славой. Не капризная. Без «звёздных» закидонов. Она мне понравилась.

Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.Отец: Анатолий Иванович. Мать: Евгения Адольфовна. Старшая шестилетняя сестра умерла от голода, от осколочного ранения погибла бабушка. Лариса с мамой пережили блокаду: когда была открыта «Дорога жизни», их по Ладоге эвакуировали в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
  После войны Лужины поселились в Таллине, где Лариса начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин.
  Окончив школу, Лариса поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Прийти в кино ей помог случай: в 1959 году Ларису, напротив дома которой находились павильоны Таллинской киностудии, прямо с улицы пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в снимавшемся тогда фильме «Незваные гости». После выхода фильма на экран режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппопорт предложил поступившей на актёрский факультет ВГИКа Лужиной одну из главных ролей в картине «В дождь и в солнце», ставшей началом профессиональной работы в кинематографе.
Когда режиссёр С. И. Ростоцкий, готовившийся к съёмкам фильма «На семи ветрах», искал кандидата на роль Светланы, знаменитый С. А. Герасимов, на курсе которого занималась Лариса Лужина, порекомендовал её на эту роль, впоследствии принесшую молодой актрисе огромную известность и любовь зрителей.
  В 1962 году на кинофестиваль в Канны советская делегация отправилась с картиной «На семи ветрах». Вместе с ведущими режиссёрами отечественного кинематографа Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Юлием Райзманом поехали и молодые актрисы Лариса Лужина и Инна Гулая. После этого Лариса Лужина поехала на кинофестиваль в Чехословакию, Карловы Вары, после чего побывала в Швеции, Польше и Иране. Именно об этом и пел Владимир Высоцкий. Молодая, а уже так много стран повидала. И вот в 1966 году Лариса снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов «Вертикаль». На съёмках этого фильма она  и познакомилась с Владимиром Высоцким. После «Вертикали» Лариса много снималась.
  C 1964 года — актриса Театра-студии киноактёра.
Преподаёт актёрское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования Правительства Москвы. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба «Сударыня».
После распада Советского Союза Ларису Лужину перестали приглашать в кино, закрылся Театр Киноактёра. Заняв у знакомого небольшую сумму денег, Лужина сделала спектакль «Театральный анекдот», с которым ездила по России.
В последние годы Лариса Лужина сыграла несколько ролей в телевизионных сериалах.

28 июня 2005 года Лужина в числе 50 представителей общественности подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям ЮКОСа»[2]. 6 февраля 2012 года была официально зарегистрирована как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Путина. 11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Живёт в Крылатском районе г. Москвы.
Мужья Ларисы Лужиной:
• Первый муж — Алексей Чардынин, оператор.
• Второй муж — Валерий Шувалов, кинооператор.
o Сын — Павел Валерьевич Шувалов, звукорежиссёр киностудии «Мосфильм».
• Третий муж — Владимир Гусаков, актёр.
• Четвёртый муж — Вячеслав Матвеев, администратор.
Из интервью в проекте Сергея Майорова «Бабье лето»:
«Я езжу на метро. После фильма «На семи ветрах» мы поехали в Иркутск на творческую встречу со зрителями. Сидело поколение военное. Этим картина и брала – ожидние, это важно… эти три коротких звонка и один длинный – каждый бы хотел услышать. Мы не ездила за границу.  И вот первая поездка в Канны. В Каннах нет метро. Каннский кинофестиваль. И представьте себе. Советская актриса разъезжает на кабриолете и завтракает шампанским. Чёрная и красная икра. Это так балует. Сказка. Меня пригласили твист танцевать. И это был запрещённый танец. Меня сфотографировали, как я танцую твист, и –  на разворот журнала тут же. Фурцева тут же вычеркнула меня из списка делегации. Это была как бомба. Но я поехала и в Осло. И в Варшаву. Тегеран. И Володя так и написал в песне, посвятив её мне. Он завидовал такой географии. Но в моей  жизни было всё: уже был и разрушенный Ленинград, и голод, и смерть. Когда местные жители всех разобрали, а нас с мамой никто не взял. Я очень расстроилась. Почти плакала. Потом подошла одна женщина всё же… Папа перед самой войной пришёл с плаванья и привёз мишку. Мишка прожил со мной блокаду. Мама редко рассказывала о блокаде. Она потеряла дочку свою в 6 лет, мужа в 32 года. Мне было 3 годика, когда бабушка умерла. Папу не помню совершено. Слово «папа» - чужое какое-то, не ощущаю. Знала, что где-то он похоронен на Пескарёвке в братской могиле. В справочке – умер в январе 42-го. И вот я вижу чайка садится куда-то. И я интуитивно чувствую знак. Там захоронение января 42-го года. Подняли все архивы, так и было – он там захоронен. Анатолий Иванович Лужин. Он не военный, он ополченец. Не успел попасть на фронт. Он защищал порт. От истощения умер дома. Мишке сшили новую рубашечку и опилки те же самые, почти 70 лет назад, как было. Передам этого Мишку внуку.
  После войны жили в Таллинне. Экспорт: шпроты, трикотаж, медикаменты, шоколад. Я работала на фармацевтическом заводе. Месяц проработала – надоело. Работала на кондитерской фабрике, делала зефир. Сложная работа. И я вдруг решила стать манекенщицей. Издавался как раз новый журнал «Силуэт». Я улыбалась всегда. И меня принимали с громкими аплодисментами. И, может быть, благодаря этому я попала в кино. Поступила во ВГИК на курс Герасимова. Тиханов уже был популярен. Я узнала, что буду с ним в одном кадре, не поверила. Слава был немножко высокомерным. Не очень общительный. Он замечания мне не делал, но когда у меня что-то не получалось, не складывалось, он так реагировал... Один раз у меня была попытка суицида. Меня предал любимый. Это была трагедия. Он ушёл к другой женщине. Я думала только о себе. Сначала меня предали, потом я предала. И наоборот. Из-за любви к другому я ушла от мужа, тоже не подумала о нём. Иногда мне кажется, что вся моя жизнь «около любви». Не было истинной любви. Не было. Казалось, что была. Слава Богу, что я сына родила. Хоть одного ребёнка имею». 

Майоров: «Вошла и непритворно удивилась пространству. Простору и свету. Удивила гримёра. Лариса Лужина – актриса-весна. Ей заморозки не страшны.
Я понимаю, почему вся мужская половина нашей страны была влюблена в эту женщину. Она красива. Очень. И это останется с ней навсегда. Умение очаровать. Да так, чтобы влюбились».

  Ларисе Лужиной было 29 лет, когда она попала в больницу с инсультом. Лужина: «Врач меня лечил интересный, по фамилии Талантов А. А. Я лежала в больнице 5 месяцев. На съёмках фильма «Вертикаль» будучи замужем, позволила себе кратковременное увлечение. И вызвала сильную ревность у законного супруга. Да, был очень бурный роман там, но не с Высоцким. Теперь жалею. Мы просто дружили. Актрису нужно любить. Чтобы она раскрылась. Я потерялась в конце 70-ых. Когда я влюблялась – шло развитие. По-другому живёшь. По-другому чувствуешь. Ты по-другому играешь».

  Лариса Лужина не замужем. Творческие театры. Заплывы в бассейне. Жизнь расписана по минутам, как у каждой одинокой женщины. Лужина: «Жизнь не запретишь. Жизнь как амплитуда – то падаешь, то летишь» Мне нравится бильярд. Мне даже партнёр не нужен…»
                30.11.2014, Мари Шансон