Эмоциональное познание

Павел Купин
       Что это? Познание, вызывающее эмоции? Или анализ чувств? А может изучение мира с помощью эмоций как средств познания его?
       Бывает, что событие после себя не оставляет нм картинки, ни фразы. Только неясное чувство, которое при воспоминании переживается как слабая актуальная эмоция. Но это эмоциональная память, еще не эмоциональное познание.
       Грусть или радость, тревога или раздражение определяют тональность нашего восприятия. Если у нас плохое настроение, то все кажется уродливым, если хорошее, то все кажется прекрасным. Эмоция – это призма, через которую мы смотрим на мир. Она искажает реальность, приспосабливая к нашему сиюминутному состоянию, быстропротекающему и непериодическому. Если же состояние время от времени повторяется, это уже фиксируемая эмоция.
       Как правило, фиксирования эмоция связана с объектом, устойчивой реакцией на него; но бывает, что она не зависит от внешнего раздражителя, имеет эндогенную причину  – это. пожалуй, уже патология. Как и отсутствие эмоций, эмоциональная тупость или, как еще говорят «замороженное сердце». Другая крайность: экзальтированность, повышенная возбудимость – тоже ничего хорошего. Золотая середина: чувственность, умеющая себя выражать в адекватных эмоциях.
       Не мной придумано, что истина познается интеллектом, а правда эмоционально окрашена (но это не значит, что она субъективна, скорее она интерсубъективна, когда одни и те же явления или предметы вызывают у людей одинаковые чувства). Противоположность правды – кривда, основанная на ложных  и неискренних эмоциях, таких как неправильно понятое чувство долга или гиперопека, когда недостаток любви пытаются компенсировать излишней заботой, ложная скромность, или наоборот, спесь и т.д. , и т.п.
       Интеллектуальное познание методично и планомерно; эмоциональное – спонтанно и, зачастую, полубессознательно. Иногда при этом говорят о «переживательном мышлении», темном, непрозрачном. Интеллектуальное познание направлено на изменение мира, эмоциональное на ориентировании в нем.
       Не стоит путать эмоциональное познание с чувственным; во втором случае имеются в виду органы ощущения человека, а не его переживания.
       Эмоциональное познание свойственно. Скорее женщинам, чем мужчинам. Но пора сделать его всеобщим достоянием на благо всех людей, независимо от пола.
       Нельзя обойти вниманием и такое явление как амбивалентность чувств, из-за которого эмоциональный опыт внутренне противоречив. Опираться на такой опыт в познании и действии крайне затруднительно.
       Можно игнорировать амбивалентность, можно переключаться на более устойчивые эмоциональные комплексы: чувство долга или чувство юмора, например: можно констатировать противоречие и выходить в рефлексивную позицию по отношению к нему, пронаблюдать за собой как бы со стороны. Только не надо имитировать чувства, которых у вас нет, впадать в кривду.
       Можно программировать состояния, как мы программируем ситуации, выстраивая свое поведение так, чтобы получить нужную вам эмоцию, основываясь на уже известном  опыте. Так формируются привычки, вызывающие те переживания, которые вы хотели бы испытать раз за разом, снова и снова. А если надоест, недолго и сменить ее, избавившись от соответствующих поступков.
       Эмоции сопровождают нас по жизни в качестве настроя, фона и т.д. Кто-то ищет сильных чувств, кто-то острых ощущений: они порой затмевают разум. Их зачастую принижают, не ставят вровень с интеллектом. Это не правильно.  Переживания определяют наше отношение к миру, делают нас пессимистами или оптимистами; они могут быть позитивными, негативными или нейтральными, окрашивая окружающую нас действительность или делая ее серой. А от этого зависит, что нас будет интересовать в ней, какие объекты мы выбираем для познания, и не только эмоционального, но и интеллектуального, Выступая бэкграундом возможного…
       Реабилитация эмоций и выстраивание эмоционального познания – важная составляющая гендерной политики. Они поднимают женское начало до уровня мужского, соединяя чувствующие и думающие тела (см, Хосе Ортега-и-Гассет), делая их равноправными участниками процесса исследования преобразования природы и человека.
       Результаты эмоционального познания – это понимание без слов, сочувствие без фальши; в социальном плане – терпимость к инакомыслию, отсутствие ксенофобии и многое другое, что связано не столько с соображениями, сколько с переживаниями. Даже модный сегодня постмодерн – не интеллектуальная идея, а особая форма чувственности или способ чувствительности.
       Можно ли говорить об эмоциональном знании? Наверное, можно, если речь идет об эмпатии и умении разбираться в своих чувствах и чувствах других людей. Объективировать их достаточно  сложно (во всяком случае, в словах), но возможно, что в образах (картинка, мелодия и пр.).
       Мир един и неделим. В том числе и внутренний мир человека. Эмоции и мысли сопричастны друг другу, хотя и превалируют в тех или иных обстоятельствах. Научиться видеть не только холодным взглядом разума, но и «глазами» чувств – это задача для «думающего тела». И обратная для «чувствующего». Тогда будет действительная «симфония духа, души и тела».