Почему мы ранимы?

Максим Межерицкий
 Почему Нас ранит негативное поведение людей? Почему так сложно чувствовать себя уверенно в конфликтной ситуации, когда Нас отчитывают, подкалывают или открыто оскорбляют?  В данной статье написано именно об этом.

   Давайте представим идеальную картину, допустим, возникла ситуация, в которой Вас незаслуженно оскорбляют, подкалывают и т.п.,  Вы при этом не оправдываетесь, не испытываете тревогу, вину, стыд, не хамите в ответ, а ведете себя как взрослый разумный, уверенный в себе человек, уважающий себя и других, отвечаете так, чтобы не задеть ни свое, ни чужое достоинство, отвечаете дружелюбно и возможно немного шутя, чтобы разрядить обстановку, и  перевести ситуацию и другого человека из негативного полюса в позитивный.

  Для того, чтобы вести себя подобным образом, нужно либо иметь большое количество внутренних позитивных ресурсов, либо быть мало чувствительным к подобного рода действиям людей. Но, к сожалению, многим из Нас ресурсов не хватает, и непорядочное  отношение людей Мы воспринимаем болезненно, если не сказать больше - травматично.

   Почему Мы часто испытываем психологическую боль в обычных житейских ситуациях, тех ситуациях, на которые другой человек, возможно, вообще не обратил бы внимания?

   Давайте представим, что Наша психика – это тело. И оно, к сожалению, покрыто ранами и увечьями.  Расположение, глубина ран и вид увечий на «теле» (психики) у каждого индивидуален. Поэтому, что болезненно для меня, не обязательно будет болезненным для Вас и наоборот.

   Есть люди, у которых почти все психологическое «тело - Я» покрыто ранами, и куда не ткни – будет больно. И если рана была связанна, например, с ситуацией обиды, то Мы видим обиду там где ее нет, ну а если она действительно есть, то ее сила действия на Нашу психику возрастает в несколько раз, прямо пропорционально диаметру и глубине ран на Нашей душе. Более поздние травмы наслаиваются на более ранние, тем самым углубляя их. В конечном итоге образуется хитросплетение из различных травмирующих ситуаций, ассоциативно связанных друг с другом. И (немного повторюсь) если в жизни Мы сталкиваемся с ситуацией, может быть даже отдаленно напоминающей уже пережитые болезненные события, то Мы испытываем душевную боль, усиленную в десятки раз, т.к. она подпитывается из более ранних травм.   

 

Поясняющий пример из практики.

 

Мужчина 29 лет. Очень чувствительный к насмешкам и в целом к ситуациям, в которых он видит неуважение к себе. Давайте назовем его Александр. История, после которой Александр решил прийти на консультацию, и которая послужила последней каплей для принятия подобного решения – другому человеку, возможно, показалась бы, если не пустяковой, то по крайне мере не такой глобальной.  Александр зашел в вагон поезда в метро и развернулся, чтобы посмотреть на перрон. На перроне стояла компания ребят (парень и две девушки, всем было лет по 17-19). Парень показал пальцем на Александра и что-то сказал подругам, через несколько секунд, перед тем как поезд тронулся, одна из девушек показала Александру средний палец. И тут весь мир перевернулся. Возникло такое сильное напряжение, что его затрясло. Предполагаю, что такой внутренний душевный тремор был связан с противоречивыми тенденциями – с одной стороны «найти и наказать этих гаденышей», с другой  «прийти домой и забиться в угол». Т.е. высокий уровень агрессии (который накопился за все годы) Александра столкнулся  с запретом на проявление этой агрессии и с всепоглощающей обидой  «за что они так со мной?!».  Агрессия, тревога, обида и чувство вины смешались в тот момент в душе Александра – старые раны открылись, в этот миг «мир треснул по швам». Еще несколько дней, душевная боль в связи с этим эпизодом порождала множество негативных мыслей, воспоминаний и чувств. Александр рационально понимал, что данная реакция неадекватна случившемуся, но данная ситуация сидела как заноза, порождая череду болезненных воспоминаний о событиях из прошлого, которые были ассоциативно связаны с этим эпизодом. 

История детства.

   Александр единственный ребенок в семье. Мать  эмоционально отстраненная и депрессивная. В периоды спада депрессии становилась активной и агрессивной. Отец всегда был на заднем плане и фактически не участвовал в жизни сына. В детстве Александр был малообщительным ребенком, что раздражало его мать. Поэтому он часто слышал фразы типа «найди себе друзей», «что ты сидишь один», «иди, погуляй с ребятами», «хватит сидеть», «хватит лежать», «хватит читать» и т.п. Когда к маме в гости приходила подруга или соседка – их любимая игра была «чей ребенок хуже». И тут мать, часто при сыне, жаловалась на него, за то, что тот не общительный, пассивный и т.д. Когда мать была в хорошем настроении и приглашала гостей – это было настоящим испытание для ребенка, т.к. мать начинала играть в игру «смотрите какой у меня нелепый ребенок» - делала ему замечания по поводу того как он сидит, держит столовые приборы, говорит и т.д. Мать никогда не заступалась за сына. Вот одно из событий, иллюстрирующих это: второй класс школы, одноклассники Александра начали обвинять его в том, что он помочился девочке из класса в портфель. Это было основано на том, что девочка обнаружила в портфеле жидкость. К концу дня, когда за детьми пришли их родители, а за Александром его мать, то уже не только дети обвиняли его в этом, но и родители детей подходили и отчитывали его за «содеянное». При этом мать все время находилось рядом, но оставалась абсолютно безучастной и претворялась «деревом», т.е. как будто ее просто нет. В итоге выяснилось, что жидкость в портфеле девочки, это просто вода, которую пролила неосторожная уборщица, пока дети были на перемене (поливала цветы).

 В ходе терапии, Александр вспомнил этот эпизод и смог выразить давно подавленные чувства в связи с этим. Это было сильное чувство стыда, беспомощности  и несправедливости. Также он заметил, что эта ситуация стала прототипом других жизненных ситуаций в которых он испытывал подобные чувства (конечно корни проблем, связанных с этими чувствами уходили еще в более глубокое детство). В 8м классе Александра перевели в другую школу. Отношения с ребятами не сложились, целых два года его считали «изгоем», человеком над которым можно издеваться, потешаться и т.п. ». Тогда у Александра не было достаточно внутренних ресурсов, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Правда к 10му классу ситуация изменилась и  у него появились «не сказать, что друзья, но так, товарищи по классу».