17 Сражение на Чёрной Речке 4 16 августа 1855

Сергей Малухин
Русский главнокомандующий Горчаков открыто готовил наступление своих войск на Чёрной Речке. В этом его целиком поддерживал генерал Липранди, к мнению которого главнокомандующий прислушивался более всего.
Для защиты Перекопа Горчаков послал отряд генерала графа Анрепа: 10 батальонов пехоты, два полка кавалерии, более 50 пушек. Генерал Рыжов послан для защиты Чонгара и Сиваша с 20 пушками и отрядом в несколько тысяч штыков.
В Крым пришли новые боевые части: 4-я пехотная дивизия в составе Белозерского и Олонецкого пехотных полков, Шлиссельбургского и Ладожского егерских полков; 5-я пехотная дивизия (командир – генерал Вранкен) в составе 17-го пехотного Архангелогородского, 18-го пехотного Вологодского, 19-го егерского Костромского, 20-го егерского Галицкого полков. Пришло Курское ополчение.
28 июля (8 августа) в русской ставке состоялся военный совет, на котором принято решение нанести удар в тыл осаждающей Севастополь армии. Общее руководство операцией возложили на генерал-квартирмейстера Бутурлина.
Наши войска накапливались на Макензиевых высотах. За Чёрной речкой справа возвышается Гасфортова гора – крутая, хорошо укреплённая; слева – Федюхины горы. на Гасфортову на ступала колонна генерала Липранди: 31 батальон, 16000 человек. Федюхины горы готовилась штурмовать колонна генерала-от-кавалерии Н. А. Реада: 25 батальонов, 15000 человек. В резерве находился 2-й корпус в составе 4-й и 5-й дивизий. В операции задействовано 43 тысячи пехоты, 10 тысяч конницы (не нужной в горах), 272 полевых пушки (также не для гор). Итого – 58 тысяч солдат и командиров.
На Гасфортовой горе стоял весь корпус сардинцев: в центре – дивизия генерала Дурандо, на левом фланге дивизия Тротти, на правом – бригада Джустиниани. На Федюхиных горах были три дивизиииз корпуса генерала Гербильона. Резервы находились в низине в районе деревни Кадык-Кой: 10 тысяч турок, две французские кавалерийские дивизии, африканские егеря, английская пехота дивизии Скарлетта и другие войска. На Сапун-горе стояли французские дивизии Дюлака и д’Ореля. Всего у союзников здесь было до 60 тысяч солдат.
Французский командующий генерал Пелисье назначил на 5 (17) августа 5-ю бомбардировку Севастополя. Но русские его опередили и вступили в бой 4 августа.
В 2 часа ночи открыла огонь наша артиллерия: 14 орудий обстреливали гору Гасфорта, 18 орудий Телеграфную гору, остальные – Федюхины горы. Основные боевые действия развернулись в 8 – 12 километрах юго-восточнее Севастополя.
Первой пошла в атаку 12-я дивизия генерала Мартинау. Одесский полк, командир – 37-летний полковник Скюдери, захватил на реке Чёрная каменный Трактирный мост. Полк понёс большие потери, полковник Скюдери смертельно ранен. По мосту вслед за Одесским пошёл Азовский полк. Два батальона Одесского полка с прапорщиком Лукиным захватили 8-орудийную французскую батарею. Враги яростно контратаковали. Прапорщик Лукин убит. Был ранен и командир бригады генерал Левуцкий, ранение в живот получил новый командир Одесского полка майор Гродзский. Штабс-капитан Иванов свёл остатки полка в 4 роты и увёл обратно за Чёрную речку.
17-я дивизия генерал-майора Веселитского наступала правее. Тарутинский полк выбил сардинцев с Телеграфной горы. Вскоре сюда прибыл наш командующий Горчаков, со своим штабом. Отряд генерала Бельгарта в составе Симбирского и Низовского полков штурмовал Гасфортову гору. Следом шли все 4 полка 5-й дивизии.
Азовский полк повторил атаку Одесского и отбросил бригаду генерала Фальи из дивизии Фоше. Генерал Реад послал в атаку и Украинский полк. Командир полка – полковник Бельгарт, брат генерала Бельгарта,  погиб в самом начале боя. Генерал Мартинау ранен пулей в плечо, под ним убили коня. К 7 часам утра и Украинский полк отброшен противником назад к Чёрной речке
После этого Чёрную перешли три полка 7-й дивизии генерала Ушакова-третьего: Витебский, Полоцкий, Могилёвский. 4-й полк дивизии остался охранять нашу артиллерию. Наших солдат атаковали три французских полка: 3-й зуавский, 50 и 82 линейные. Русские, потеряв до 2000 солдат, с трудом отбились штыками. Немало выручила и наша артиллерия. Французское командование двинуло к Федюхиным горам гвардию и дивизию Лавальяна. Готовые вступить в бой стояли дивизии Дюлака, де Ламотт-Ружа, д’Ореля. Подтянулись и турки.
Галицкий полк, в составе трёх батальонов, также был разбит, все офицеры полка убиты и ранены. Последний оставшийся в строю офицер, майор Чертов, увёл остатки полка на исходные позиции. Французы жестоко обстреляли изготовившийся к атаке Костромской полк и вывели из строя до 200 человек. Генерал Вранкен ранен. Полк возглавил и повёл вперёд начальник штаба корпуса Реада – генерал Веймарн. Но и он вскоре убит пулей в голову. Враги окружили Костромской полк, но на выручку пришёл Галицкий полк, сведённый в один батальон. Майор Чертов ранен. Поручика Чегодаева окружили 8 зуавов – он заколол пятерых, но и сам был убит.
Французы перешли мост и вновь заняли правобережное предмостовое укрепление. В атаку пошёл Вологодский полк (полковник Вронский). С полком пошёл бригадный генерал Тулубьев – и контужен в грудь разрывом снаряда. Наша пехота перешла Чёрную и водовод глубиной 8 футов на Федюхиных высотах. Берега водовода французы круто обрубили и наша артиллерия не смогла его преодолеть. До 300 русских бойцов ворвались на позиции, но французы снова одолели. Остатки полка увёл к своим командир 4-го батальона майор Медников, старый, заслуженный воин, вышедший из солдат Кавказской войны. Он дрался в бою вооружённый кистенём и кинжалом. Подвиг совершил барабанщик Азовского полка С. Реутович: раненный он спас знамя полка и вышел к своим с «вологодцами».
Ещё до боя 17-й Архангелогородский полк потерял убитыми и раненными 10 офицеров и 150 солдат. Но в дело полк так и не ввели, т.к. генерал Реад был убит гранатой в голову.
Отступили 7-я и 12-я дивизии. 5-я дивизия осталась без командиров на берегу Чёрной речки. 4-я дивизия застряла на дороге в 4-х верстах от места боя.
Горчаков послал в 5-ю дивизию генерал-майора Белевцева, начальника дружин Курского ополчения, старого, отставного офицера. Затем командующий взял из корпуса Липранди из 17-й дивизии бригаду генерал-майора Граббе в составе Бутырского и Московского полков. Свежие полки разбили бригаду Клера и гнали французов до их лагеря на горе. Там наши войска были остановлены, ранение получил командир Бутырского полка. В начале отступления тяжело ранен в ногу генерал Граббе. Отступление прикрывал Бородинский полк. Солдат этого полка, уроженец Енисейской губернии, М. Шелкунов прикрывал отход раненных воинов, отбиваясь от наседавших зуавов. Его подвиг заметил сам Горчаков, наградил Георгиевским крестом и произвёл в унтер-офицеры. Генерал Белевцев смог сплотить отступающие полки и они организованно вернулись на исходные позиции. В конце боя ядром в голову был убит генерал-адъютант Вревский, посланный императором в штаб Крымской армии.
К 9 часам бой закончился, хотя ещё продолжалась ружейная перестрелка и артиллерийский огонь.
В этот день в Севастополе полки генерала Хрулёва на Корабельной стороне ждали сигнала к атаке. На Городской стороне 10 батальонов были готовы к вылазке. В 7 часов французы оставили траншеи, и отошли к Сапун-горе.
Но в 10 часов бой затих совершенно, а к 11 часам русские отступили на Мекензиевы горы. Французы вновь заняли Трактирный мост, а сардинцы Телеграфную гору.
Неудача русской армии обусловлена тем, что бой был подготовлен плохо и открыто для врага. Полководцы руководили войсками примитивно и неумело, полки действовали несогласованно, вели мелкие бои, увязали в деталях.
Французы потеряли 1700 человек убитыми и раненными. Потери русских: 3230 убитых, около 5000 раненных. 7 хирургов целый день резали и перевязывали изувеченных. Убито 250 офицеров, 3 генерала, 8 генералов ранено. Генерал Реад на следующий день был с почестями похоронен французами.
После сражения на Чёрной Речке положение осаждённого Севастополя стало безнадёжным.