Про девочку Машу

Ирина Поликарпова
Жила-была девочка Маша, очень весёлая, очень смелая и очень любознательная. Когда она гуляла с мамой по улице недалеко от дома, ей всё было интересно: больно ли веткам гнуться от ветра, из какого облака пролился дождь, куда убегают весенние ручейки…  Об этом она спрашивала у мамы или папы, которые были очень занятыми людьми, почему-то всегда не уходили, а убегали на работу и редко отвечали на вопросы дочки.
   А Маше вот-вот шесть, скоро в школу, а она ничего, ну ничего не знает!
   Летом девочка поехала с родителями к бабушке,  которую не видела очень давно. Бабушка жила в деревне в домике со скрипучими половицами и маленькими окошками, с мягкими подушками и пыльным чердаком. Она очень обрадовалась внучке: пекла пироги, целовала в щёчки и улыбалась. Родители и тут всё время куда-то убегали, а Маша оставалась с бабушкой, которая никуда не убегала, может быть, потому, что была старенькой, а , может быть, потому, что и не любила бегать вовсе.
-Бабушка, ты любила когда-нибудь бегать?
-Бегать? А как же! Слышишь, как досочки в полу скрипят? Это они от моей беготни устали.
-Это они потому и скрипят?
-Да. Скрипят, жалуются, что старенькие.
   И Маша стала ходить потише, чтобы досочки не охали и не вздыхали.
-Бабушка, а из какого облака сейчас дождь идёт?
-А вон из того, что самое тёмное. Видишь, сколько в нём воды-то. Сейчас оно наш сад польёт и посветлеет.
-А почему у тебя подушки такие мягкие и большие?
-Для хороших снов,- улыбается бабушка.
-Как сказки?
-Как сказки. Попробуй сегодня перед сном попросить подушку, чтоб она тебе сказку во сне нашептала.
-Попробую!
   Маша так и сделала: пошептала подушке что-то и быстро уснула.
   Во сне она оказалась перед высоким деревом. Маша, как ни старалась, так не смогла увидеть, где среди облаков заканчиваются ветви. В стволе вдруг открылась дверца, и Маша , помедлив, вошла внутрь дерева.
-Здравствуйте, дерево!
-Здравствуй, Маша!
-Вы такое большое!
-Да. Посмотри вниз и осторожно спускайся по моим ступеням.
-Что это?
-Это мои корни. Они уходят глубоко-глубоко в землю и крепко держат меня, чтобы я не упало. А ещё они находят мне пищу, поят водой.
-Так вот куда убегают весенние ручейки?
-Да, и ко мне тоже. А теперь поднимайся. Ты увидишь мой ствол, по нему мои соки бегут к моим веткам, а те тянутся к солнцу и растят листву.
   Тут дерево зашаталось, Маша вздрогнула.
-Не бойся, это я разговариваю с ветром.
-А Вы не боитесь его?
-Нет. Ведь я , Маша, всегда стою на одном месте, и мне было бы скучно без рассказов ветра. Он всюду бывает и много видит, а потом рассказывает мне о далёких краях. О горах и реках. О других деревьях
-Но ведь он отнимает у Вас листочки!
-Нет, это не совсем так. Просто я вырастаю из них, как из старого платья.  Ведь ты же не будешь носить одежду, которая тебе мала? Так и я. А в зиму я подумаю о новом наряде, чтобы примерить его уже весной.
- На ветках что-то есть!
-Это гнёзда. Здесь птицы выращивают своих птенцов.
-А это кто? -  Маша показала на большого сердитого жука.
-Это майский жук.
-Да сколько их тут! И мошки, и паучки. Как интересно! А можно я ещё к Вам приду?
-Конечно, я буду ждать тебя!
   Утром Маша проснулась, соскочила с кровати и пошла искать бабушку. Та готовила к завтраку что-то очень вкусное.
-Бабушка, ты волшебница?
-Нет, что ты, я бабушка.
-Нет, ты волшебница, - серьёзно сказала девочка и вернулась в свою комнату.
   Тут мы пока закончим историю про Машу, чтобы подумать: может, наши бабушки всё-таки волшебницы?
Второй сон

К закату двигался очередной день, в котором у Маши было очень много дел. Из песка во дворе был построен замок, накормлены бабушкины куры, правильно разложены игрушки, которые до этого всегда оказывались не в тех местах, где их хотели бы видеть взрослые.
   Но всё это были мелочи, по сравнению с тем, что у Маши в этот день появился настоящий друг – красивый , ласковый бабушкин кот Васька, нет, не Васька, а Василий. Ведь он выглядел таким важным, таким серьёзным.
   Сначала он смотрел, как Маша строила замок, потом потёрся у её ног и повёл на кухню, где получил молока, потом посидел у девочки на коленях и послушал её рассказ про удивительное дерево. Засыпали они вместе, положив голову на большую бабушкину подушку. Сон пришёл к ним быстро-быстро.
   Маша и Василий шли по лугу в тёплый солнечный день. Самое удивительное, что Маша стала совсем маленькой и время от времени кот вёз её на спине, как лошадка. Хотя, что же тут удивительного, это же сон!
   Трава была намного выше девочки, выше девочки были ягоды, и Маша, приподнимаясь на цыпочки, откусывала кусочек от огромной спелой ягоды. Девочка могла покачаться на цветке, помочь муравью перетащить палочку через сплетения травы, пройти мимо бабочки, которая и не думала бояться или улетать, а только шевелила своими огромными усиками. Василий осторожно шёл рядом с Машей, ко всему принюхивался, иногда замирал.
-Здесь я ловлю мышей, Маша.
-Зачем? Разве бабушка мало кормит тебя?
-Ну, я же всё-таки воин, охотник.
-Ты здесь никого не боишься?
-Я всегда осторожен. Мало ли что. Ты не отбегай от меня далеко.
  « Да разве можно чего-то бояться на таком красивом лугу»,-думала Маша и всё бежала, всё рассматривала кругом и вдруг почувствовала на себе чей-то взгляд.
   Прямо пред нею в траве сидел незнакомый кот и наблюдал за девочкой огромными зелёными глазами. Кажется, Маша видела его у соседей. А кот тем временем явно что-то задумывал, что-то нехорошее. Он затаился, прищурился и стал перебирать задними лапами, готовясь к прыжку. Он явно хотел поймать Машу! Что же делать? Девочка от страха закрыла глаза и тут услышала очень громкий крик. Это кричал Василий. Он стоял, изогнув спину, почти на цыпочках, вздыбив шерсть , наклонив голову и слегка покачиваясь. Всем своим видом он угрожал коту, который секунду назад хотел схватить Машу. Незнакомец тоже вскочил, выгнулся, защёлкал языком и кричал, но Василий кричал громче, поэтому его противник сначала попятился, а потом кинулся бежать.
   Василий подхватил Машу, усадил на спину, и они понеслись. Внизу мелькали реки, кусты, знакомое дерево, которое приветливо махнуло ветками, а Василий и маша всё летели, летели, обгоняя удивлённых птиц…
   Утро поиграло солнечным лучом. Маша открыла глаза и улыбнулась. Василия рядом не было. Маша потянулась, встала и подошла к окну. В дом входила бабушка, а за ней тихо шёл Василий.
-Бабушка, а давай мы Васе сметанки дадим?
-Конечно, он же наш защитник!
«И правда, защитник, - подумала Маша. И ещё она подумала, что бабушка всё-таки волшебница, иначе откуда она всё знает?

Третий сон

Возле дома бабушки есть замечательная лавочка. Маша любила тут посидеть и одна, и с котом Василием, а лучше всего с бабушкой, потому что говорить в такие минуты можно было обо всём и слушать то, ч то рассказывает бабушка очень интересно.
-Бабушка, а когда ты меня отведёшь на чердак?
-Зачем?
Я там не была ещё, а мне очень хочется.
-Не знаю.- бабушка улыбнулась.- На чердаках обычно Домовые живут.
-Кто это?- удивлённо спросила Маша.
-Тайный хозяин дома. Он приглядывает за все здесь.
-И за нами?
-И за нами, и за домом.
-Но ты же главная хозяйка!
-Я тоже хозяйка, только он и до меня тут жил.
-Сто лет назад?-удивлённо  выдохнула Маша
-Да больше, думаю. Ладно, пойдём ужинать, - сказала бабушка и заторопилась в дом, а Маша ещё немного посидела, подумала. Ей когда-то мама на картинке показывала Домового – маленького-маленького старичка.
   Проходя по сеням мимо лестницы, Маша не удержалась и поднялась на несколько ступенек, чтобы заглянуть на чердак. Только заглянуть, потому что без взрослых она туда не пойдёт. Она увидела в полумраке какие-то коробки, вещи. «Вот тут живёт Домовой,- решила Маша и прислушалась к тишине. Ей показалось, что в дальнем тёмном углу чердака послышался шорох. «Ой,»-только и сказала Маша и быстро спустилась с лестницы.
   После бабушкиных пирогов сон приходит очень быстро… В полной темноте Маша осторожно прошла к лестнице и стала подниматься на чердак, который, несмотря на ночь, был освещён. Маша увидела, что там на большом сундуке сидел старичок, маленький, как Маша, тепло одетый, в свитере с нарисованными оленями и что-то пил из белой чашки. Рядом с ним сидел кот Василий. Маша поднялась, и оба – старичок и кот- посмотрели на неё.
-Это она?- спросил старичок у кота.
-Да,- ответил кот.
-Входи, Маша.
-Здравствуйте,- сказала девочка. – Вы домовой?
-Он самый,- ответил старичок.
-Вы тут живёте?
-Тут! Живу вот. Хозяйничаю. Приглядываю за всем. Садись рядом, не бойся.
-Вы тут уже сто лет?
-Сто, и сто, и больше.
-И бабушку знаете?
-И бабушку, и маму твою, и тебя. Вы у меня на примете. Мне поручен дом и все, кто в нём,- Домовой улыбнулся.- Прохудится в доме крыша, я подскажу, печную трубу надо почистить, намекну.
- А как?
-Пошумлю, потопаю, люди сообразят.
   Говорит это Домовой, а сам всё из чашечки попивает.
-Угощайся, Маша! Домовой протянул девочке неизвестно откуда взявшуюся такую же, как у него, белую чашку.
-А что это?
-Отвар шиповника. Для здоровья Домовых и людей,- важно сказал старичок.
   Маша попробовала – так вкусно, так тепло стало , что она засмеялась, и Домовой улыбнулся, и кот замурлыкал. Когда Маша всё выпила, чашка из её руки исчезла.
-Ну что же, спасибо большое за угощение. Мне пора.- сказала она и пошла к лестнице.
-До свидания, Маша, заходи, когда сможешь.
-Обязательно!
-Провожу тебя,- промурлыкал девочке кот, - а то темно.
    Утром Маша увидела, что Василий спит у неё в ногах.
    День начинался солнечно, тепло.
-Бабушка, а у нас шиповник растёт?
-Да. Вон сколько его вдоль загородки. А что?
-Надо отвар сделать из него. Для здоровья. Выпьешь его и болеть не будешь.
-Откуда ж ты это узнала?
-Узнала, - с важным видом сказала Маша и пошла посмотреть на шиповник. Конечно , пошла она не одна, а вместе с котом Василием.