Бабье лето звёзд - Ирина Алфёрова

Анжелика Миллер
Сегодня я подумала: "А почему у мужчин нет бабьего лета? Или хотя бы мужского лета? Зато у мужчин есть: "Седина –  в бороду, бес – в ребро". Это, по-моему, тоже какой-то жизненный, но кризисный период, кажется - 45-50 лет".
  В 70-80-ых годах популярная детская телевизионная передача «В гостях у сказки» транслировалась в основном по субботам. Я хорошо помню тётю Валю, Валентину Михайловну Леонтьеву, ведущую этой передачи. По окончании фильма-сказки зрителям предлагалось ответить на «сказочный» вопрос, а также прислать на программу рисунки и поделки по мотивам показанной киносказки. Через несколько передач ответы и работы юных зрителей непременно обсуждались. В ту пору мне было восемь  лет и я поражалась, как рисуют шестилетние малыши, уж точно лучше меня! Став взрослой, я поняла, что есть профессии, которым не надо учиться, например, художник.  У юного музыканта или композитора тоже слух развит с детства и его нужно только подтолкнуть. У будущего певца талант так же видно с детства. И вот -  актёр. Заметить не составляет труда, что если ребёнок талантлив, он запросто может сняться в кино. Он сыграет роль и никто ему не скажет, что он – бездарь. Потому что если режиссёр выбрал ребёнка на роль, из десяти, или пятидесяти претендентов, то значит это того стоит. Делаем вывод – на актрису или актёра в принципе учиться не надо. Важно иметь яркую внешность и хорошую память, чтобы заучивать длинные тексты. Ну и немножко артистичности, что, в общем-то, уже заложено (или не заложено!) в генах.

ИРИНА АЛФЁРОВА

Ирина Алфёрова была моей самой любимой актрисой. С детства помню её глаза, они смотрели на меня с экрана телевизора, когда Боярский пел песню «Констанция», и буквально завораживали. Красивее этих глаз казалось бы нет ничего. Но шло время, и появлялись новые фавориты. Красивых людей много.
Сегодня я хочу отдать дань своему детскому чувству – восхищению и гордости за самую красивую советскую актрису. И зовут её – Ирина.

Ирина Ивановна Алфёрова родилась 13 марта 1951 года в городе Новосибирске.
Окончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (1972).
В 1976-1993 годах — актриса театра Ленком.
С 1993 года — актриса театра "Школа современной пьесы".

В начале 1970-х годов состояла в фактическом браке с болгарским дипломатом Бойко Гюровым. 24 мая 1974 года у них родилась дочь Ксения. В ноябре 2001 года Ксения Алфёрова вышла замуж за актёра Егора Бероева, и 5 апреля 2007 года на свет появилась дочь Евдокия, внучка Алфёровой.
С 1976 по 1993 годы Ирина была замужем за актёром Александром Абдуловым.
Сейчас Ирина Алферова супруга актёра Сергея Фёдоровича Мартынова, с которым познакомилась на съёмках фильма "Звезда шерифа" в 1991 году. Воспитала троих приёмных детей: двоих детей мужа и сына своей погибшей старшей сестры.

Говорят, что красота доставляла Алфёровой гораздо больше хлопот, чем радости. Очень рано, ещё будучи школьницей, Ирина поняла, что нравится мальчикам, особенно когда танцует. Впрочем, это поняла не одна она. Из-за своей красоты Алфёрова уже в детстве столк¬нулась с завистью подруг. Повышенное внимание мужчин и негатив со стороны женщин продолжали преследовать Ирину и в институте. Поэтому, чтобы избежать неприятных эмоций и обвинений в том, что она опять вскружила всем парням голову, на танцевальных вечерах Ирина устраивалась в уголке…

Меня поразили её изречения. Как будто она читала мои мысли: «…есть что-то нехорошее для меня в словах «муж», «жена», «брак». Мне гораздо больше нравились словосочетания «любимый мужчина» и «любимая женщина».

Давайте послушаем, что нам расскажет Ирина на проекте Сергея Майорова «Бабье лето», что расскажет нам сам Сергей и его помощники.

  Алфёрова – наивное дитя своих родителей, юристов из Новосибирска. До 2 класса спала с куклой. Умная, красивая, с ясным взглядом и чистыми помыслами, лицо 70-ых. Худсовет предпочитал именно её и никаких проблем с утверждением на роли. Идеальная ролевая модель для молодёжи и студентов того времени. Была истовой комсомолкой. Верила. Ирина: «Мне никогда не хотелось чего-то такого плохого. Не хотела экспериментировать. Как можно в эту профессию прийти случайно – я не понимаю. Актрисой хотела быть. С мамой купили билет и поехали в Москву. Это не обсуждалось. Мне не нужно было ничьё мнение. Я была мамина дочка. Любила по-звериному. Я более суровая, чем моя мама. К дочке не проявляла особо бурных чувств. Ксении сейчас 36 лет: два образования, актёрское и юридическое. У меня характер – я не могла ни настоять, ни попросить. Играю сейчас в театре в массовке, играя в кино, в массовке – 10 лет. Не хочется никого ругать, обвинять. Я очень терпеливая. Захаров не любит крсивых актрис… Была очень некрасивая история. У меня был юбилей и все газеты написали об этом. Что я не играю и почему я не играю. И эти все газеты вывесили на доску. Что, мол, я так говорю о теаре. Захаров возмутился. Сказал, что нам лучше расстаться… Я выбирала себе картину и мне нравится эта женщина, которая там играет…»
Ирина Алфёрова и Сергей Мартынов поженились, когда им обоим было уже за 40. Это был выбор зрелых людей. Возникло большое чувство, осознанное и созидательное.
Алфёрова: «Сергей – первый человек, который мне сказал, что я имею право на эту профессию. С восторгом и упоением. И я в это поверила. На сцене мне было тяжело. Я ощущала, что все всё могут, а я – ничего.
… Я не конфликтная. Я не выясняю отношения. Я кричать научилась только на сцене. Я ухожу, если что-то… меня просто нет… »

Любовь Камырина, автор: «С Ириной Ивановной Алфёровой было очень сложно общаться. Ощущение абсолютно усталого человека. Она устала от вопросов, которые ей задают об Абдулове. Это для неё не закрытая тема. Она говорит о нём общими словами. Она никогда не расскажет, что по-настоящему было между ними…»

Алфёрова: «Однажды после развода мы вместе с Абдуловым играли в одном спектакле. Я долго готовилась к финальной сцене. Я хотела, чтобы люди почувствовали, что между супругами происходит и поняли. Даже если люди расходятся. Не живут вместе. Всё равно, то, что было затрачено на этого человека – оно остаётся…»

Спустя 3 года после смерти Абдулова, Ирина по-прежнему говорит о нём в настоящем времени. Говорит, что он чудесный, замечательный человек. Творческому человеку легко пережить любую трагедию. Перекинуть её на профессию. Ирина: «Моё поколение почти всё уже скосило. Я люблю, когда партнёр моего возраста, не старше, не младше. Все мои близкие в полном порядке. Я всех одеваю. Всё покупаю. Всем моим близким хорошо. Я ответственная. Я не люблю эгоистов и сама не эгоистка. Мне скучно для себя одной жить. У меня трое детей. Ирой меня называют. Но об этом не будем».

Ирина Алфёрова стала многодетной мамой в конце 90-х. Две потери пережила. Погибла бывшая жена её мужа Сергея Мартынова. И ушла из жизни сестра Алфёровой. Ирине Ивановне сегодня 60.

                29.11.2014, Мари Шансон