Что тебе снится...

Григорович 2
Был у меня один приятель… Собственно, он и сейчас есть, только видеться мы стали значительно реже.

Знакомство наше началось в безоблачные годы обучения в начальных классах среднеобразовательной  школы, во времена построения развитого социализма.
Друзьями «не разлей вода» мы с тех пор так и не стали, но ненавязчивые приятельские отношения сохранили до сегодняшних дней.

В те приснопамятные времена не было такого резкого социального расслоения народонаселения, как сейчас.

Номенклатурные работники и их семьи, а так же дипломатическая и академическая элиты жили при коммунизме, остальные развивали социализм.

Всё было, как у всех, с небольшой разницей.
 
Верхом благосостояния для «волнующихся народных масс» была кооперативная квартира, автомобиль «волга», и «домик дядюшки Тыквы» на шести сотках, гордо именуемый дачей.

Обладание вышеперечисленными благами не по «чину», да ещё, если в графе автомобиль, не дай Бог, значилась «иномарка», грозило счастливчикам, как правило, скорым переездом на опредёлённый, самым гуманным судом в мире, срок в район южного побережья Ледовитого океана. Ибо нефиг. ОБХСС бдительно охранял народное добро.
 
До определённого исторического периода времени мы с приятелем шли, что называется «ноздря в ноздрю».

Оба окончили школу без каких-либо выдающихся достижений. Не помышляя о дальнейшем образовании, в сладостном ощущении свободы проболтались лето, а по осени нанялись на работу, дабы как-то скоротать время до неизбежного, в те времена, призыва в армию.

Следует отметить, что тогда понятие «откосить» от армии не было популярно в широких слоях общественности. «Армия – школа жизни!» - вдалбливали нам с младых ногтей, и я до сих пор, признаться, с этим постулатом согласен.

Парень, не отслуживший в рядах Советской Армии, вызывал у «девушек с рабочих окраин» смутные подозрения: «Больной что ли?».

«Через две зимы, через две весны», с натягом «отслужив, как надо» я, благополучно демобилизовавшись к месту проживания, устроился на один из многочисленных, ныне почти не работающих, заводов.
 
Приятель подтянулся значительно позже.

Уверенная в завтрашнем дне молодёжь тех лет рано создавала семьи. Не отстали в создании семейной ячейки социалистического общества, и мы с приятелем.
А вот дальше наши пути-дороги с ним надолго разошлись.

Он плодотворно занялся воспроизведением потомства, а я, не вынеся тягот семейной жизни, подался на флот.

Виделись мы с ним теперь только во время моих нечастых отпусков.
Приятель трудился на заводе, воспитывал троих детей и как парторг цеха, нерадивых коммунистов. К партии он ещё во время службы пристрастился, хорошо ему там видно мозги вправили.

Я же, разведясь с женой после первого длительного рейса, бороздил просторы мирового океана. Чуть чаще, чем бывал в отпуске, посещал заочное отделение мореходного училища.

И вот, после политических штормов конца прошлого, начала нынешнего века, меня выбросило на берег. На флоте делать было нечего - капитанская должность мне не светила, да и если честно, по морям болтаться надоело, чай не мальчик уже.

Не имея «сухопутной» специальности, я с оговорками, устроился инженером по технике безопасности на один из уцелевших, и кое-как влачивших своё существование заводов, за имитационную зарплату.

С приятелем мы стали видеться чаще. Дети у него уже выросли.

- Последний балбес школу заканчивает, - удовлетворённо поглаживал он объёмистый и тугой, как швартовый кранец живот.

- Ты хоть якорёк-то свой видишь, или только в зеркало? – лениво поинтересовался я. Мы сидели в парке на лавочке в тени старых вязов, потягивая пиво прямо из бутылок. Иногда в выходные мы устраивали «прогулки по пенному».

- Не бои;сь! Видеть не обязательно, главное ощущать! – менторским тоном лектора, доказавшего неоспоримость преимущества социалистического строя перед капиталистическим, ответствовал приятель.
 
Он так и не вышел из партии, только сменил на книжечке аббревиатуру КПСС на КПРФ. Ругал капитализм, олигархат, ну и далее, по списку.

Как-то раз, в субботу, я позвонил ему, и предложил пройтись «по пенному».
- Ну, никак не могу, Геннадий Андреевич сегодня митинг проводит. – В голосе приятеля слышались извиняющиеся нотки.

- А кто это, Геннадий Андреевич? – на всякий случай поинтересовался я.

- Как кто?! – захлебнулся  негодованием от моего непочтительного невежества голос приятеля, - Зюганов!

- А-а… - Протянул я, понимая, что дальнейшие уговоры бесполезны. - Послушай, а товарищ Зюганов разрешает рядовым борцам с капитализмом на буржуазных машинах на митинги ездить? (у приятеля был фольксваген-универсал) – я решил компенсировать разочарование от сорвавшейся встречи ехидным выпадом.

- Машина для пролетариата не буржуазная роскошь, а средство для выживания в каменных джунглях капитализма, - был ответ.

«Хорошо излагает, собака, учитесь Киса» - вспомнил я Ильфа и Петрова.

Приятель, потеряв работу, развозил по зоомагазинам корм для кошек и собак.
Пришлось прогуливаться «в одну харю».

В то, уже не далёкое от нынешнего время, народные депутаты были честнее. Получив вожделенный мандат и депутатскую неприкосновенность, они, абстрагировавшись от нужд народа, погружались в нирвану, растекаясь по мягкому думскому креслу, или прагматично использовали свой высокий статус народного депутата в достижении своего личного благосостояния.

Депутаты не мешали выживать народу, народ не мешал депутатскому корпусу страдать от ожирения.

Витрины ларьков и палаток зазывно пестрели этикетками «боевых» и «учебно-тренировочных» напитков и разномастными пачками сигарет, круглосуточно. С лавочек, не выломанных жильцами близлежащих домов, правоохранительные органы не сгоняли. Веселись народ! Только в политику не лезь.

Не то, что теперешние законотворцы. То закон о курении, то алкоголь с одиннадцати до девяти, то Кремль в белый цвет покрасить, то гимн исполнить при получении паспорта.

Как говаривал кладезь мудрости, наш судовой артельщик Кипиток: «Ну, ты посмотри на них! Ну, ведь что угодно придумают – лишь бы не работать!».

Прогуливаясь с приятелем пятничными, или субботними благодатными летними вечерами от лавочки к лавочке, когда мягкие тени от фонарных столбов и деревьев удлинялись, казалось, до бесконечности, а коварный гнус ещё не липнул настырно к телу, мы неторопливо пили пиво, вели обстоятельные беседы «за жизнь». Иногда мы пересекались со знакомыми и не очень, а то и с вовсе незнакомыми компаниями, занимающими лавки города под распитие слабоалкогольных и крепких спиртных напитков.
 
Бывало, что с улицы перебирались к какому-нибудь доброхоту на квартиру.

И вот тут нужно кое-что прояснить.
 
Мой приятель мужчина из себя крупный, кулаки этакого рабоче-крестьянского вида, какие возмущённый пролетариат на агитационных плакатах буржуям показывает, но добродушный, пока в «плепорции».

Тут главное не упустить момент. Как только он начинает разговаривать с закрытыми глазами – всё. Больше ни капли не наливать, про политику не говорить. До тех пор пока не заснёт, или глаза не откроет, беседовать на отвлечённые темы. Кто знаком с ним, и с этими немудрёными правилами, может чувствовать себя довольно комфортно и в наиполнейшей безопасности.

Как-то раз, в одну из таких прогулок, на соседней лавочке устроилась на перекур компания празднично разодетых людей. Трое из них были мне знакомы по предприятию, вместе с которым я влачил своё существование в свободное от суббот и воскресений время.

Поздоровались, перезнакомились, оказались на квартире хлебосольной именинницы, заранее приготовившей стол для продолжения банкета. Её-то день рождения компания и справляла в ближайшем кафе.

Хозяйка рассадила гостей по местам, и я оказался на другом конце стола от своего приятеля, присевшего рядом с дверями ведущими в комнату. Увлёкшись беседой с именинницей и притупив бдительность, я не отслеживал состояние «надзираемого».
Многоголосый шум, обычно сопровождающий застолье, как по команде стих, после мощного удара кулаком по столу, от которого зазвенела посуда.

Мой приятель с закрытыми глазами поднимался со стула.

Ну, мне-то было легче, я всё это уже не раз видел, а вот гости…

- Я на «Авроре» служил… Я вам за Ленина, за партию… - начал приятель сольную программу.

Несколько слабонервных женщин взвизгнули.

Приятель, всё так же с закрытыми глазами поводил пальцем из стороны в сторону:

- Тихо контра!

В этот момент он напоминал Вангу, взывающую к духу революции. Его вид у непосвящённых вызывал мистический ужас.

Именинница ощутимо вцепилась в моё предплечье.

- Подождите, скоро всё закончится, - шепнул я ей на ухо.

- Правда? – тоже шёпотом спросила она.

-Уверяю вас.
 
А потом приятель, как обычно, запел, ну если этот рёв кто-то бы осмелился назвать вокалом:

- Дремлет притихший северный город, низкое небо над головой. Что тебе снится, крейсер «Аврора»…

Гости за столом застыли.

- У вас телефон далеко? – спросил я у продолжавшей держаться за меня именинницы.
- Здесь, рядом, в сумочке. Что, милицию вызывать, или сразу психушку? – взбодрённая необходимостью какого-то бы ни было действия, всё так же шёпотом уточнила она.

- Ни в коем случае. Вы наберёте номер, который я вам назову, это мой телефон... Завтра мне позвоните, и я вам всё объясню. Перемещайтесь аккуратно, он на движение реагирует.

Приятель продолжал самозабвенно петь. Песня подходила к концу. Пора. Я ободряюще подмигнул имениннице, и начал осторожно пробираться к выходу.

Песня закончилась. Повисла тревожная тишина.

Мутным, и насколько было возможно презрительным взглядом, он окинул присутствующих:

- Что б-буржуи, страшно? – зловещим шёпотом спросил приятель, заметил прикрытые створки дверей, и вышел, открыв их в противоположную от задуманной строителями  сторону. В прихожей я его догнал, подхватив под руку, одновременно успокаивая пришедших в себя мужиков, поднявшихся со своих мест с более, чем определёнными намерениями.

Квартиру нам удалось покинуть без боя.

То, что мой приятель «двинулся» на партии… Может быть. Чего спьяну не бывает! А вот то, что он служил на «Авроре», это истинная правда. Срочную. На героическом крейсере-музее.

Насколько я знаю, эту практику отменили совсем недавно, сам читал – «Вы-сокопоставленный представитель главного штаба ВМФ заявил: «Моряки должны ходить в море. В этом смысл морской службы, а не в том, чтобы делать приборку на корабле, навечно закреплённом у бетонного причала»».

На следующий день мне позвонила вчерашняя именинница с понятными претензиями. Я, обещав ей сегодня же отремонтировать двери, уточнил номер дома и квартиры. Через час я притащил к ней  пунцового от стыда приятеля с букетом цветов и переносным ящиком с инструментами.