Люди подлого звания

Алекс Мильштейн
Небольшая улица Пролетарская, на которой с незапамятных времен проживает моя  любезнейшая теща Мария Васильевна, приютилась на окраине города в частном секторе.

Проезжая часть Пролетарской улицы – сплошные колдобины! Раньше она была булыжной, но постепенно превратилась в грунтовую – глинистое основание быстро засасывает булыжник. По весне-осени проезжую часть пучит – кочки растут, словно опята после дождя. Перед заходом солнца, когда тени длинные, взглянешь, и кажется, колдобины волнами плывут по улице. По нормальному не проехать, не пройти – легковые машины задевают кочки днищем, пешеходы ходят по уши в грязи. Народ регулярно бросает в лужи камни, кирпичный лом, битый шифер – все уходит в пятое измерение. Таксисты отказываются ехать на Пролетарскую, а водители скорой помощи едут, но матерятся.

Жители неоднократно писали письма в городскую администрацию – отремонтируйте дорогу. Приходили любопытные ответы. В ведение города, якобы, находится всего пять-шесть центральных улиц, за которыми установлен надлежащий надзор, а остальные улочки, переулки, проезды принадлежат правительству московской области, и их эксплуатацию осуществляет управление Мособлавтодор. На первый взгляд – классическая отписка! Но сведущие люди подтвердили – так оно и есть. Абсурд! Все равно, что Президент России управляет всей страной, а заодно лично еще тысячами маленьких деревушек. Писали, разумеется, в Мособлавтодор, оттуда кивали на региональный автодор – ему поручено следить, ну а те лишь исправно обещали включить ремонт проезжей части в план следующего года. После реформы местного самоуправления за городские дороги стали отвечать муниципальные власти – однако у них никогда нет денег! В лучшем случае пришлют перед выборами грейдер – он срежет кочки, которые через полгода снова выпрут.

Андрей негодовал больше всех, и немудрено – несколько раз за день ездил по Пролетарской улице, когда повадился жить у бабушки. Запускал среди домовладельцев пробные шары – если администрации плевать, давайте скинемся и сами отремонтируем дорогу. С ним соглашались, но – не более. Народ на Пролетарской обитает разношерстный, много пенсионеров. Есть дома, принадлежащие москвичам, которые заявляются только летом на выходные шашлык пожарить да в гамаке поваляться – им дорога до лампочки.

Однажды сын возбужденно поведал – на 70-м километре МКАД идут ремонтные работы, снимают старое покрытие и море асфальтовой крошки, которая продается по дешевке, давай срочно купим и укатаем Пролетарскую, надоело гробить машины. Я попробовал остудить его. Во-первых, без щебеночно-песчаного подстилающего слоя асфальтовая крошка может оказаться неэффективной – лучше регулярно заказывать грейдер и планировать дорогу. Во-вторых, местная прогрессивная общественность наверняка начнет шептаться – ишь, сколько деньжищ нахапали, девать некуда! Зачем нам это нужно. Однако Андрей уперся – не хочешь, так без тебя все сделаю! Как не поддержать сына – несмотря на опасения, включился в сомнительный проект.
 
Андрей сработал оперативно. Утром по дороге прошелся грейдер. Ночью приехали шесть девятикубовых самосвалов с асфальтовой крошкой. Чтобы не было проблем с ГАИ, их сопровождали два удалых мальчика в крутом джипе – видать, этот бизнес выгодный, но не совсем легитимный. На следующий день грейдер до обеда планировал крошку, а потом пустили каток. Наиболее разбитый двухсотметровый участок проезжей части был приведен в божеский вид. Все удовольствие встало нам в 120 тысяч рублей.

Теща пошла по соседям – мол, неплохо бы компенсировать затраты. Откликнулось трое пенсионеров – дали по 10 тысяч каждый. И на том спасибо! К сожалению, мои опасения подтвердились – по улице пополз слушок, да еще какой! Дескать, дорогу-то отремонтировала администрация, а Мария Васильевна с внучком под шумок хотят обобрать несведущий народ. Бытует изречение, не делай добра – не получишь зла. Верно! Когда теща доложила, о чем шепчутся обыватели, сразу подумалось – люди подлого звания. Так в старину называли деклассированных элементов, падких на всяческие мерзости. 

Более того, нашелся злопыхатель, не поленившийся состряпать заявление в прокуратуру – дескать, что-то неладное творится с ремонтом дороги на Пролетарской улице: работают по ночам, асфальт возят на машинах с московскими номерами, замешен в этом деле соседский внучок, наверное, отмывает деньги, просьба разобраться. Я читал сей представляющий собой пародию на истинное положение дел пасквиль, стиль и умозаключения которого определенно вызвали бы смех непричастного лица, однако мне, признаюсь, было не до смеха – лишь криво улыбался.

Примечательно, что почти сразу же после наших дорожно-ремонтных потуг состоялся городской субботник, на котором глава администрации то ли деревцо посадил, то ли скворечник прибил. Районная газетка захлебнулась от восторга – целый фоторепортаж выдала, как отец родной обустраивает город. Нетрудно вообразить, в какой раж вошли бы местные ангажированные СМИ, отремонтируй он за свои кровные денежки хоть одну из раздолбанных городских улочек. Ну а в нашем случае полный молчок – городские власти даже не заметили, что Пролетарскую улицу заасфальтировали!

Прошло несколько лет – асфальтовая крошка, вроде, держится, хотя начал появляться кариес. Андрей перебрался в Москву и по Пролетарской улице практически не ездит.