Комната под землей

Не Моргулис
     Мне надо было выкопать большую яму. Даже не знаю, зачем она мне понадобилась…  Моя приятельница рассказывала, что она в шесть лет тоже копала яму, но с совершенно конкретной целью. Ей надо было выкопать ядро из Земли.
     У меня той весной столь ясной цели в голове не было. Я просто хотела сделать по-настоящему большую яму. Испытать свои возможности… Наверное, меня тогда занимало мое недавнее открытие – я узнала, что взрослые вот так же – копают-копают, и потом у них получается целая комната под землей. Маленькая уютная комната, в которой умещается бабушка в полный рост, а зимой в комнате живут капустные кочаны, картошка и целые крысиные семьи.
      Вот такую комнату я и задумала обустроить себе посреди картофельного поля. Ямка выходила хорошая – не то, что в прошлом году! – видимо, я подросла и окрепла за год. Кроме того, вдруг поняла, что маленькая ямка – шириной в один удар лопатой – быстро начинает сужаться, и невозможно становится копать ее – вся земля осыпается обратно, а вот, если расширить ее ударов до четырех, то она легче копается и хорошо идет вглубь.
      Работа шла полным ходом, когда ко мне подошла бабушка и начала выклянчивать у меня лопату. Ей, видите ли, тоже понадобилось что-то копать.
     Я не собиралась бросать свое занятие, о чем ей и сообщила. Тогда бабушка предложила мне выгодный обмен:
- А ты возьми вот эти вилы! – и, хитро улыбаясь, протянула мне те, что держала в руках.
     Я уставилась на вилы недоверчиво: логика и здравый смысл подсказывали мне, что земля должна высыпаться сквозь тонкие зубцы. Я попыталась озвучить бабушке свои доводы, но она улыбнулась мне с веселой заманчивостью и сказала:
- А ты попробуй!
     Ну, я и купилась на веселость этой коварной женщины.
     Наша сделка свершилась, и бабушка ушла довольная, с лопатой.
     Моя логика оказалась права. Копать оказалось невозможно.
     Пришлось мне опять прервать свою работу и отправиться искать бабушку, чтобы вернуть лопату. Но, к моему негодованию, она отказалась ее возвращать. Тогда я попыталась завладеть своим орудием силой. Бабушка была ощутимо сильнее. Но и я не собиралась отступать…
     Не помню, как так вышло, но, в итоге, мы дрались все, втроем: я, бабушка и мать.
     Я смутно припоминаю, как все мелькало у меня перед глазами и, как родительницы о чем-то переговаривались высоко, наверху, а моя горячая точка была смещена чуть ли не к самой земле, в силу моего возраста. Помню чувство ужасной несправедливости, охватившего мою душу.
     Потом, по прошествии немалого времени, бабушка с матерью иногда припоминали мне этот случай – неизменно при этом смеясь и, замечая, что я «дралась, как мужик». Но это, конечно, была их очередная выдумка, поскольку, за все то время, что я жила с ними – ни разу не замечала, чтобы, хоть одна из них дралась с мужиком. Так что – откуда им знать?! На самом деле - это нечистые мечты патриархальных женщин, из серии «лучше бы родился сын».
     А вечером того нелегкого дня моего детства, меня жутко стыдили: «Тетя Феня смотрела на тебя из своего огорода и все видела – какая ты злая!».
    А через несколько дней к нам приехал специальный тракторист – бабушка заказывала его каждую весну, чтобы он пахал у нас картофельное поле. Он стал пахать и в моей ямке застрял. Об этом  мои родительницы тоже не могли без смеха вспомнить.