27. Псков. Современность. Старина. Память. XXI век

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрация: Псков. Ледоход на Великой.
**********               
                27. ПСКОВ. СОВРЕМЕННОСТЬ. СТАРИНА. ПАМЯТЬ. XXI  ВЕК.

    В этой главе говорится о том, как живется Пскову в начале нового века.            

                СОВРЕМЕННОСТЬ  И  ПСКОВСКИЙ  КРОМ. XXI  ВЕК.
 
«Век 21-й, а небо все то же самое».
    Подпись под фотографией Псковского Крома.

                Вода и огонь.

    Псковский Кром и его Троицкий собор – известное и охотно посещаемое и псковичами, и приезжими людьми место. Одни приходят сюда, чтобы поклониться православной святыне, другие – с познавательными  целями, ради любопытства, чтобы просто полюбоваться, подивиться на создание человеческих рук, на эту величественную каменную крепость, на этот белый высокий собор… В таких местах может создаться впечатление, будто время остановилось и никаких перемен здесь уже больше не произойдет. Но мир на земле всегда обманчив, и над древним Псковом и сегодня, совсем как вчера, веют не только добрые ветры…

    В печати последних лет сообщалось, что «Псковский Кром неоднократно подвергался нападкам вандалов», что в конце 20-того века он стал «местом сбора воинствующих любителей пентаграмм, которые можно увидеть на крепостных стенах и башнях. На стенах алтаря Троицкого собора время от времени появляются перевернутые кресты. Апофеозом трагедии стал поджог Крома...» В апреле 1995 года на Покровской башне, подготовленной к ремонту и окруженной лесами, был разожжен костер, результатом которого стал сильный пожар, уничтоживший замечательный шатер башни, без которого она оставалась последующие 15 лет.   

    В ночь на 6 августа 2003 года в Пскове прошел необычно сильный ливень со шквальным ветром. Настоящая буря. Ливнем размыло подъезды к трем городским мостам, затопило подвалы жилых домов, замкнуло электросети. Утром 7 августа многие улицы были похожи на реки. И заместитель мэра сказал, что «город впервые столкнулся с таким стихийным бедствием». Потом оказалось, что он не прав. Ученые люди вспомнили, что то же самое уже было - ровно 600 лет назад. «Вслед за засухой 1403 года на всю Европу обрушилось ненастное лето. Наводнения отмечались от Пскова до Парижа. Летописцы отмечают сильные грозы и дожди необычайной силы, которые начались в последних числах июля и продолжались до начала августа. Уровень воды на реках и озерах был столь же высоким, как весной».
    Чтобы справиться с последствиями августовского бедствия 2003 года, Пскову потребовалась республиканская помощь. А ведь только что город отметил свой 1100-летний юбилей (принятая дата основании Пскова - 903 год).   

    28 апреля 2010 года ночью в центре Пскова случился пожар – от возгорания в близлежащем ресторане загорелась Власьевская башня Довмонтова города, сильный ветер раздул пламя и отнес на соседнюю Рыбницкую башню, вспыхнул и ее шатер. Когда на место прибыли первые пожарные расчеты, деревянная кровля Власьевской башни была полностью охвачена огнем, с которым всю ночь боролись практически все пожарные части региона, ведь на тушении было задействовано 11 пожарных автомобилей, 8 автоцистерн и 3 автомобиля спецтехники — две раздвижных лестницы и 50-метровый коленчатый подъемник. Однако, не смотря на все усилия, спасти башни не удалось. Огнем был полностью уничтожен деревянный шатер Власьевской башни вплоть до известняковой кладки, а кроме того башня выгорела внутри. Шатер Рыбницкой башни прогорел и провалился. Пожару присвоили повышенную категорию сложности. Не мудрено. По словам очевидцев, огонь над центром города был виден за несколько километров… и страницы периодической печати поместили фотографии ночного пожара – пылающие башенные шатры, ало-багровое пламя в ночи... Потрясенные происшествием горожане немедленно вспомнили, что когда-то пять столетий назад, в 1562 году, но тоже 28 апреля, в Пскове тоже произошел величайший пожар. Тогда сгорел весь кремль и сильно пострадала Троицкая соборная церковь.

    9 апреля 2011 года в Пскове произошло наводнение. Весенний паводок. Не в первый раз, конечно, но особо сильный. По всем приметам, этот ледоход и должен был стать весьма серьезным испытанием, поэтому меры были приняты заблаговременно. 6 и 7 апреля лед на реке Великой ниже Пскова подрывали тротилом, чтобы ледоход прошел без осложнений. Река вскрылась 8 апреля, однако предпринятые загодя усилия по предотвращению стихийного бедствия не помогли: «У моста Александра Невского в нижней по течению реки Великой части города… все русло реки было запружено льдом, судя по всему до самого Снетогорского монастыря, а может быть и до устья Великой. Из-за образовавшегося ледового затора произошел подъем уровня воды примерно метра на три-четыре. … В прошлом году максимальный уровень воды был примерно на метр ниже».

В городе оказались затоплены некоторые набережные и улицы, особенно досталось (и уже не в первый раз, вообще-то говоря) элитному жилому кварталу «Золотая набережная» напротив Крома (о чем с нескрываемым злорадством в отношении зажиточных сограждан сообщали в прессе), поскольку этот жилой массив выстроен слишком близко к реке… «Псковская Венеция», как написала одна псковская газета, а еще – «потопные выходные» (наводнение выпало на субботу и воскресенье).

Люди собирались на Троицком и Ольгинском мостах, чтобы увидеть ледоход и разлив во всей красе (оба моста находятся в центре города, Троицкий – через Пскову, Ольгинский- через Великую).

Фотографии в СМИ: Плоская башня Крома (та, что на мысу, в устье Псковы) – нижний ярус затоплен водой; почти вступившая в бурлящую воду обычно узкой и тихой, теперь разлившейся и ставшей неузнаваемой Псковы Гремячая башня; будто плывущая, как белый остров, среди водного разлива Стефановская церковь Мирожского монастыря в Завеличье, - а на воде напротив кружатся куски талого льда.

Вода плескалась под самыми стенами южной части монастыря, хлынув и на монастырскую территорию. Говорят, местами там создалась глубина чуть не в человеческий рост. Оказались затопленными трапезная, вода на метр затопила  первый этаж Стефановского собора и начала просачиваться внутрь Спасо-Преображенского собора, с его уникальными фресками XII-того века. Прозвучал призыв о помощи, весь следующий день на спасении Мирожи трудились сотрудники музея-заповедника и добровольцы. Службы МЧС помогали откачивать воду из вентиляционных каналов, внутри соборов воду сначала вычерпывали вручную, а потом с помощью насоса. Преображенский собор спасли, фрески не пострадали. Вода в реках понизилась на вторые сутки. Вообще Псковщина регулярно страдает от весенних речных разливов, информация об этом появляется в печати почти каждую весну. Однако паводки паводкам рознь: «Говорят, что такого не было лет двадцать».

    Информация к размышлению – Мирожский монастырь, стоящий на месте слияния речки Мирожи с Великой, по данным XIX, XX и XXI веков затапливался неоднократно – в 1886, 1900, 1928, 1960, 2011 годах, то есть с регулярностью раз примерно в 25-30 лет. Конечно, подобное происходило и прежде. А если еще учесть, что в прошлом монастырь при каждом вражеском нашествии обязательно оказывался в руках врагов, то его живучести можно только позавидовать. Что же до Спасо-Преображенского собора с его фресками, которым уже практически сравнялось тысячелетие, то его, видимо, хранит особая по мощи святая сила – иначе как чудом такое чудо не объяснишь. 

                Шатер Покровской башни.

     Первая Покровская угловая башня Окольного города была построена в дереве в 1465 году, а затем в 1470-х годах перестроена в камне.
     Примерно через 100 лет, в 1581 году, она стала эпицентром сражения за Псков во время войны со Стефаном Баторием, королем Польши, и очень сильно пострадала, после чего была возобновлена.
     В 1687 году 1 июля в Пскове на Полонище вспыхнул пожар, в результате которого сильно пострадали башни: «…июля в 1 число зажгли воры во Пскове в Околнем городе в Полониском конце близ Егорьевских ворот в Пустом переулке дворянский двор, а в то время был ветр и вихр великой и огорело на городовой стене кровли на 713 саженях, да на трех на Покровской, на Свинорской и на Великой башнях кровли ж и мосты в башнях выгорели».
     В 1693 году по приказу псковского воеводы Петра Апраксина башня была восстановлена и покрыта шатром. Подробные описания башни и шатра сохранились в Сметной росписи 1699 года: «Башня науголная Покровская круглая на берегу Великие реки, крыта тесом, мерою кругом з загородней стороны 30 сажен, а внутри мерою в длину 12, а поперег 10 сажен; на ней шатер рубленой брусовой; на шатре чардачок с обламами дощатыми и с прапором, крыт тесом же». Такое же кровельное покрытие, с «верхом, рубленым шатром» из сосны, имела Власьевская башня. Остальные башни Окольного города  (всего их было 25) имели шатры попроще, не из бруса, а из теса (досок).   
     Во время Северной русско-шведской войны (1700-1721 гг.) при Петре Первом Покровскую башню, ставшую командным пунктом Покровского бастиона, приготовили к обороне согласно запросам нового времени – засыпали ее внутренность землей, сделав подземную галерею, а шатер разобрали. Война в Псков не пришла, но земляные укрепления остались.

     Покровская башня стояла, засыпанная внутри землей, без верха, до реставрации второй половины XX века (260 лет). 
     Восстановлением Покровской башни с 1955 года занимался недавний фронтовик, архитектор, выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР Всеволод Петрович Смирнов, ставший руководителем псковской реставрационной мастерской. В 1963 году все работы были выполнены, причем реставрация Покровской башни была признана лучшей на тот момент времени в СССР. Башню увенчал новый шатер, выполненный по проекту В.П.Смирнова, который «принял решение об изменении конструкции шатра со стропильной системы на рубленую «в режь», что соответствовало историческому описанию шатра в 1699 г. … В. П. Смирнов лично сковал победный прапор и увенчал им Покровскую башню, обозначив победу над временами забвенья». Высота шатра 19 м,  диаметр 25 м.
     В 1995 году началась реставрация башни, в связи с чем ее окружили строительными лесами: «по ним злоумышленники проникли на шатер, где и развели костер, погубивший творение В. П. Смирнова. … В. П. Смирнов скончался в феврале 1996 года». (Из статьи псковского искусствоведа Ирины Голубевой «Закрыть пролом», газета «Псковская губерния»,  №19 (490) от 19 мая-25 мая 2010.)

    Пожар произошел 24 апреля 1995 года в понедельник вечером, около 20 часов. С тех пор башня стояла без шатра, покрытая плоской железной кровлей, похожая на огромный обрубок, и к ее судьбе вернулись лишь в 2010 году. Тяжело решался денежный вопрос, заходил разговор о сдаче башни в аренду, предметом обсуждения стало предложение Польского МИДа принять участие в процессе превращения башни в музей (в ней собирались разместить копии картин Яна Матейко, польская сторона  выразила готовность участвовать в этом проекте и оказать денежную помощь, что вызвало негативную общественную реакцию).   

    В конце концов в аренду башню не сдали, от помощи поляков отказались, и в героической Покровской башне все-таки не была размещена псевдо-историческая картина Я.Матейко «Стефан Баторий в лагере под Псковом», где изображен торжествующий король и униженные русские. 
    Был принят проект реставрации шатра архитектора Александра Сёмочкина, выполненный «с учетом проекта наработок Вс. Смирнова». Все лето и осень 2010 года велись реставрационные работы, которые были профинансированы из бюджета Псковской области (23 млн.руб.). 7 декабря 2010 г. состоялась торжественная церемония сдачи объекта.

                Старые камни Довмонтова города.

    Итак, реставрация (восстановление) шатра Покровской башни увенчалась успехом (если работы были проделаны качественно – то долговременным успехом). Чего нельзя сказать о других значимых памятниках. Например, крайне не повезло Изборской крепости, «реставрация» которой, проводившаяся в 2012-13 гг., обернулась в 2016 году скандалом по причине воровства бюджетных средств (60 млн.руб. из 300 млн.руб., выделенных на реставрацию) и причинения непоправимого вреда историческому объекту. В связи с этим оказалась отложенной реставрация Копорской крепости, которую могла постигнуть столь же незавидная участь. Лучше разрушаться с достоинством, чем стать поводом для еще одной коррупционной схемы и рухнуть еще быстрее в обезображенном состоянии.      

    Последние годы отмечены бурным церковным строительством и не менее бурной  реставрационной деятельностью, которая, однако, к большому сожалению, не всегда так успешна, как этого можно бы было ожидать, исходя из накопленных за предыдущие десятилетия технических и научных достижений. 

Да и вообще реставрация и тем более восстановление памятников – дело довольно тонкое и уж во всяком случае специфическое, тут нельзя  перегибать палку, даже из самых лучших побуждений. К примеру, в печати встретилось вот такое эмоциональное заявление: «Уже много десятилетий архитектурная жемчужина древнего Пскова – Довмонтов город – вызывает недоумение у туристов и досаду у псковичей. Вместо великолепия храмов, которые князь [Довмонт] возводил в благодарность Богу и святым, именем которых он одерживал победы, – унылые фундаменты». Далее в заметке речь идет о том, что необходимо вплотную задуматься «о восстановлении уникального архитектурного комплекса» в связи с тем, что имеют место «настойчивые напоминания потомков о долге благодарной памяти». Благодарная память – это, конечно, дело отнюдь не лишнее, но ведь восстановление церквей по современным технологиям на древних фундаментах может привести к утрате этих фундаментов, в результате чего получится, по примеру XIX-того века,  что-то вроде «возобновления псковских древностей в русском стиле», между тем как Перши Крома в результате приобрели вид, далекий от первоначального, а древние фрески Мирожи были вообще испорчены откровенной мазней по причине «ложно понимаемого благолепия», проявленного тогдашними духовными лицами.

Ансамбль Довмонтова города, состоявший в свой последний период существования из 11-ти церквей, погиб в результате разрухи после русско-польской войны конца XVI века и русско-шведской войны начала XVII века, когда Псков, истощив все свои силы, переживал тяжелый период упадка, и целые улицы в нем оказались обезлюдевшими и заброшенными. На рубеже XVII-XVIII веков, готовя Псков к обороне против ожидавшейся шведской экспансии, Петр Первый приказал использовать под военные склады и засыпать землей для создания валов и бастионов уже весьма ветхие, близкие к состоянию руин храмы. В XIX веке некоторые из еще сохранившихся построек были снесены. В XX веке, в то время, когда Псков находился в немецкой оккупации (1941-1945гг.), на территории Довмонтова города немцами была развернута зенитная батарея. Потом был штурм, закончившийся поражением немецких войск и освобождением города. Но к этому времени  от старинных церковок уже и так ничего не осталось.       

Во время археологических раскопок второй половины XX века на белый свет из-под напластований грунта были извлечены остовы, фундаменты прежних кончанских храмов, о внешнем облике которых можно судить теперь только по планам города на Псково-Покровской иконе «Явление Божией Матери старцу Дорофею» и аналогичной ей т.н. иконе Жиглевича. И вот сейчас вдруг на фоне Першей Крома, которые хотя и были построены в том самом «русском стиле» в XIX веке, но по прошествии времени уже сами превратились в древность, тем самым обретя легитимную основу для своего существования, появятся возведенные по современным технологиям откровенные новоделы, создав некую декорацию. Очень интересно будет туристам смотреть на такую картину. Можно себе представить, как многих этот новый городок разочарует.

Между тем от старых камней оснований веет подлинностью старины; необычность нынешнего Довмонтова города куда интересней, чем нечто построенное «под старину», пусть даже и более веселенькое, чем «унылые фундаменты». Кстати говоря, эти старые камни могут сказать и ученым, и просто любознательным людям очень многое о тех временах, когда они были заложены, ибо они – непосредственные свидетельства и свидетели этих времен. При постройке новоделов они между тем, в лучшем случае, окажутся застроены, в худшем (исходя из печального опыта некоторых нынешних реставраций, которые порой сводятся к не самому бережному отношению к древности вплоть до ее уничтожения) – ими пренебрегут ради возведения на их месте новых зданий. В общем, как ни крути, перспектива вызывает опасения.

      Вопрос о судьбе Довмонтова города стал дискуссионным.
Подробности:

     После того, как в 1982 году были завершены архитектурно-археологические исследования остатков 11-ти храмов Довмонтова города силами псковских археологов совместно с археологической экспедицией Государственного Эрмитажа во главе с Г.П.Гроздиловым и В.Д. Белецким, встал вопрос о дальнейшей судьбе открытых фундаментов. В 1983-84 годах был разработан и утвержден для выполнения проект реставрации, автор проекта – Артем Петрович Конов, в то время псковский архитектор-реставратор, сотрудник филиала института «Спецпроектреставрация».

Проект учитывал различную степень сохранности остатков древних сооружений: в основном раскопки обнажили фундаменты, которые теперь немного приподнимаются над землей; в восточной стороне вдоль стены, за которой протекает Пскова, сохранились нижние части стен трех церквей (в двух случаях включающие в себя дверные проемы), извлеченные из-под насыпи Рождественского бастиона под пушечную батарею Петровских времен, - это наиболее уцелевшая часть застройки Довмонтова города.   

В связи с этим предлагалось два варианта реставрации:
1) в отношении тех объектов, от которых остались одни фундаменты: «открытая осадкам консервация руин как развитие темы других храмов Довмонтова города»,
2) в отношении объектов, которые сохранили части стен: «основной вариант с пассивной докомпоновкой руин (то есть с повышением стен в пределах «до выдумки») для устройства плоских и теплых кровель, чтобы помещения можно было использовать в музейных целях, в частности, для размещения там копий фресок (храм № 9), а также для устройства планшетных экспозиций об истории исследования и охраны объекта».

     Стоит отметить, что на момент предложения проекта - да и много далее тоже, к сожалению - в музейной экспозиции не было раздела, посвященного раскопкам в Довмонтовом городе, между тем этот пробел следовало наконец заполнить, сделав посещение этого места значительно более информативным для посетителей. «Музей фрески» предполагалось разместить в ц-ви Покрова Богородицы.
     Под определением «в пределах «до выдумки», которое употребил автор проекта, подразумевается грань, за которой реставраторы уже не смогут опираться на материальные свидетельства старины, и, если работа по возведению стен все же продолжится дальше этой грани, определяемой сохранностью памятника, тогда они должны будут именно что выдумывать дальнейшие контуры и детали возводимой – уже совершенно заново, без опоры на источники - постройки. 

Как уже упоминалось выше, из четырех храмов со стороны Великих ворот Першей,  расположенных вплотную друг к другу в ряд вдоль восточной стены и вдоль Псковы, закрытых или засыпанных при Петре Первом под бастион Рождественской батареи, три сохранились наилучшим образом. Именно их собирались подвести под кровли и развернуть в них музейную экспозицию.
 
     Храмы Рождественской батареи, от Великих ворот и далее, к южной стене Довмонтова города:
- св.Николая на Гребле с приделом Кира и Иоанна (почти вплотную к Першам рядом с Великими воротами), при создании земляных укреплений Петровского времени засыпана не была, служила складом, часть стен сохранилась вместе с настенной живописью;
- Рождества Христова (следующая за св.Николая, стены сохранились до уровня чуть выше дверного проема), была засыпана, основания стен сохранились;;
- Покрова пресв. Бог-цы (следующая за Рождества Христова), была засыпана, часть стен сохранилась вместе с настенной живописью;
- сошествия св.Духа (последняя в ряду) – была засыпана, стены не сохранились, только фундамент.

Проект не был осуществлен в связи с событиями 1991 года и далее.
В 2002 году чиновники Министерства культуры «согласовали задание по разработке научно-проектной документации для реставрации памятника архитектуры — храмов Рождественской батареи» с целью «воссоздания первоначального объема трех церквей с восстановлением архитектурного декора фасадов и, по возможности, интерьеров», однако «27 апреля 2002 года состоялось заседание методического совета в Москве, совет отметил высокое качество проведенных исследований, но рекомендовал найти другие варианты сохранения храмов Рождественской батареи». То есть проект полной реконструкции, восстановления храмов полностью был отвергнут как «не имеющий под собой достаточной научной основы».

В 2010 году вновь был поднят вопрос о судьбе Довмонтова города (Псковских Помпей, как иногда образно называют живописные руины), при этом, несмотря на вердикт 2002 года, речь снова шла о том, чтобы к 2012 году отстроить три храма Рождественского полубастиона - и под «Музей фрески», и вообще, так сказать.

Новый проект (автор - Александр Голышев) предусматривал восстановление  храмов полностью, несмотря на уже звучавшие прежде компетентные заявления специалистов относительно того, что «храмы т.н. «Рождественской батареи» г. Пскова не имеют никаких аналогов и не могут быть достоверно воссозданы», «изображение на Псково-Покровской иконе не является достаточным материалом для того, чтобы делать проекты реставрации», поэтому восстановление храмов таким образом приведен к потере исторической значимости объекта: «Воссоздание памятника таким образом — это фальшивка».

После Великой Отечественной войны многие памятники архитектуры лежали в руинах. К примеру, на фотографиях отлично видны остатки Плоской башни Крома в устье Псковы, но затем разрушенная при артобстреле башня была восстановлена (надстроена). Была восстановлена (достроена) разбитая снарядами очень ценная, древняя новгородская ц-вь Спаса на Нередице. Однако в обоих случаях строители хорошо знали, что восстанавливают – сохранились документы: фотографии, описания, обмеры, чертежи. В случае с Довмонтовым городом ничего более конкретного, чем иконописные изображения, не имеется. Но эти изображения могут быть не буквальными – стилизованными, далекими от реальности. К тому же иконы сохранились в поздней перезаписи. Этого слишком мало, чтобы говорить о том, как выглядели в самом деле старинные постройки. На таком зыбком основании исторические реконструкции не проводятся.

«Любое воссоздание этих храмов «до креста» сегодня – это грубое нарушение НАУЧНЫХ ПРИНЦИПОВ профессии реставратора. Если уж идти на сознательное нарушение профессиональной законности, то – четко осознавая всю ответственность за стопроцентный в данном случае, практически бездоказательный, вымысел, сооружаемый ради… оживления ФУНКЦИИ, то есть ради воссоздания ХРАМОВОЙ ЗНАЧИМОСТИ объекта (потому что другая функция у него в этом случае будет неизбежно сведена к минимуму). ...По моему мнению, Псковский Кремль уже давно не является памятником оборонительного зодчества Руси, это памятник российской и советской архитектурной реставрации». (Из открытого письма в газету «Псковская губерния» А.П.Конова – ответа на статью К.Минаева «Рождественские приказы», «ПГ» №52 (522) от 29.12.2010).

«Музеи в церкви невозможны, там должны идти службы. Но тогда получается, что вместо реставрации памятников культуры усилия государства, в том числе усилия материальные, будут сконцентрированы на постройке новой церкви в древнем городе. Мне кажется, что это введение в заблуждение всех последующих поколений, которые будут приезжать сюда». (Лев Маркович Шлосберг, археолог, директор Псковского центра социального проектирования «Возрождение»).

«Восстановив эти храмы до крестов, мы должны понимать, что это будут новые культовые сооружения, и никаких музеев там не будет, а это неправильно». (Валентин Курбатов, участник обсуждения в составе общественного совета по культурному наследию под председательством губернатора Андрея Турчака, декабрь 2010г.)

     С 2002 года стоит вопрос о включении в список Всемирного наследия ЮНЕСКО нескольких отдельных памятников и архитектурных комплексов Пскова, под общим названием «Великий Псков». Как выразилась во время одного из заседаний совета профессор Инга Константиновна Лабутина, которую называют «старейшиной псковской археологии»: «Мы должны следовать международным нормам, раз мы хотим дружить с ЮНЕСКО и другими международными культурными организациями».

Возможно, требования, которые ЮНЕСКО предъявляет в отношении сохранности памятников, хотя бы отчасти стреножат излишне ретивых ревнителей «долга благодарной памяти». Ибо долг памяти – это нечто куда большее, чем  шумная и нарочитая торопливость в ее проявлении.  Также истинное благочестие не бывает показным, и только тогда оно достойно уважения. 

                МИРОНОСИЦКОЕ  КЛАДБИЩЕ.

    Так уж получилось, что эта статья – о кладбищах. Трудно было предположить, что наберется столько материала по этому специфическому вопросу касаемо Пскова. Несколько мрачноватая тема для разговора, но именно изучения таких мест предоставляет историкам немало интересного материала.
    Сейчас в Пскове существует пять древних кладбищ: Мироносицкое, Дмитриевское, Алексеевское, Богословское, кладбище при церкви Константина и Елены и место стертого с лица земли в буквальном смысле Лютеранского (Немецкого) кладбища. Все они, кроме последнего, основаны, вероятно, в XV-XVI веках, при монастырских либо небольших приходских храмах. Лютеранскому кладбищу было более двухсот лет. Все кладбища считаются закрытыми еще с 1970-х годов: погребения на них допускаются по специальному разрешению служб коммунального хозяйства, в ведении которых находятся кладбища. Но самое знаменитое из этих городов мертвых на сегодняшний день - Мироносицкое кладбище. Для Пскова Мироносицкое кладбище то же самое, что для Москвы – Новодевичье. О Мироносицком кладбище и будет идти речь.

    В псковском Завеличье, на том месте, где когда-то были скудельницы (братские могилы для жертв эпидемий, для бродяг и преступников), находится старинное Мироносицкое кладбище со старинной церковью Жен-мироносиц со скудельниц (Мироносицкая), построенной в 1536-37 годах. В связи с постройкой церкви кладбище и упоминается впервые в документах эпохи. На Мироносицком кладбище кто только не обрел покой – и богатые псковские купцы, и политические заключенные, и солдаты, и простые псковичи, и местные знаменитости, многое сделавшие для своего родного города. Именно там  находится могила Юрия Павловича Спегальского и его жены. Особенное место кладбища - большой мемориал Братской могилы, где захоронены 30 тысяч жертв немецко-фашистских захватчиков, убитых в близлежащем концлагере военнопленных.

В самом конце 1980-х годов на Мироносицком кладбище был проведен ряд исследовательских работ. В это же время церковь Жен-мироносиц, одной из первых церквей в округе, была передана в ведение Псковской епархии. При изучении старинного некрополя выявили и зарегистрировали поименно 117 дореволюционных захоронений, с памятниками, среди них – могила псковского митрополита И. Милевского (конец XVIII в.), чьи труды по истории Пскова стали важным источником информации для краеведов; фамильное место погребения рода псковских купцов Сафьянщиковых, чьи дома украшают центр Пскова; и также родовое кладбище знаменитых купцов Трубинских, псковских старообрядцев, чьи каменные палаты XVII в. на Запсковье вошли в историю псковского зодчества… Все эти надгробия были включены в начале 1990-х годов в состав охранной зоны Мироносицкого некрополя. Военный мемориал поставлен на республиканскую (федеральную) охрану в 1974 году, могила Ю. П. Спегальского поставлена на государственный учет в 1986 году.

    2007 год, информация в печати: «Согласно генеральному плану застройки Пскова, Мироносицкое кладбище подлежало сносу. «Но я этого делать не стал», - заявил мэр Пскова Михаил Хоронен (какая-то символическая фамилия в свете проблемы) на пресс-конференции 4 сентября».
    Часть захоронений включена в охранную зону, но другая часть могла пойти под бульдозер. Траекторию улицы, которая должна была подмять кладбище, изменили. Мэр города сказал, что он тоже родился в Пскове. А если следующий мэр будет родом не из псковичей?
    30 октября 2007 года в Пскове на Мироносицком кладбище прошло открытие закладного камня мемориала (стены памяти) жертвам политических репрессий.

    Известно, что некоторые люди предпочитают обходить кладбища стороной, даже не всегда бывают на могилах близких. А других туда тянет.
    Вечером 8 мая 2009 года накануне Дня победы Мироносицкое кладбище подверглось вандализму. Надругательство над могилами на Мироносицком кладбище, виновные - два молодых человека (26 и 28 лет), Денис Фещенко и Алексей Константинов, один из которых, Фещенко, - милицейский следователь, а другой, Константинов, - юрист. Оба были пьяны, причем распивали спиртное именно на кладбище (и не в первый раз). Следователь принялся ломать кресты на могилах, разбивать памятники и разбрасывать венки. Его приятель хохотал, глядя на происходящее, и подбадривал вандала.
    Рассказ очевидца: «Увиденное на кладбище той ночью я по сей день вспоминаю с содроганием. Вырванные из земли кресты, разбитые памятники, разбросанные венки, над которыми задержанные еще и глумились. Они разгромили 15 могил, в большинстве из которых захоронены ветераны войны. Словно намеренно выбирали такие захоронения. Надругательству подверглась и могила недавно умершего ветерана Великой Отечественной войны Николая Евдокимова, воевавшего в партизанской бригаде Александра Германа».
    Виновных задержали на месте преступления, хотя потом отпустили. Было возбуждено уголовное дело по статье Уголовного Кодекса России, предусматривающей ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронения, Фещенко предстал перед судом (его собутыльник был привлечен только в качестве свидетеля), и в декабре Псковский мировой суд вынес ему приговор: 10 месяцев исправительных работ с удержанием 10% от заработной платы. Однако Фещенко подал апелляцию, и дело затянулось. На 22 января 2010 года было назначено заключительное заседание суда, который, видимо, ничего не решил, так как в статье газеты «Мир новостей» от 5 августа 2012 года говорится о том, что лихой следователь по-прежнему работает там, где и работал (то есть теперь уже, с 2011, в полиции), а приговор, вынесенный ему, в действие так и не вступил. Странная подробность – во всех последующих статьях об этом деле виновный в вандализме человек больше почему-то не называется по имени, следователь и все. С одной стороны, в этом есть какая-то справедливость, не все заслуживают человеческого имени, а с другой стороны оно ведь у него есть, так зачем его замалчивать? Права была общественность, еще в 2010 году подозревавшая, что Фещенко уйдет от наказания. Хотя публичное обвинение и долгая судебная тяжба – само по себе уже наказание. Любопытно, его все также тянет пить водку на кладбище?
   
    Цитата из прессы, газета «Псковская губерния» № 7, февраль-март 2009 года: «Между тем закрытое кладбище стало престижным местом погребения. Пройдите по Мироносицкому: единоверческая каменная часовня XIX в. превращается в руины, а близ нее и близ самой церкви закуплены места на целые династии живых еще людей, ничем не заслужившие покоиться в историческом некрополе. На чьи могилы они посягнули, чьи имена стерли с лица земли? Теперь почти невозможно найти ответ на этот вопрос».
    Эпиграфом к процитированной статье выбраны строки из повести Ивана Александровича Бунина 1911 года - «Суходол»: «И порою думаешь: да полно, жили ли и на свете-то они? Только на погостах чувствуешь, что было так: чувствуешь даже жуткую близость к ним. Но для этого надо сделать усилие, посидеть, подумать над родной могилой – если только найдешь ее. Стыдно сказать, а нельзя скрыть: могил дедушки, бабушки… мы не знаем».

    Утром 3 июня 2009 года, в день 100-летия Юрия Павловича Спегальского (3 июня 1909-17 января 1969), настоятель церкви Жен-мироносиц отец Павел (Адельгейм) отслужил литию на могилах Юрия Павловича Спегальского и его жены Ольги Константиновны Аршакуни (умерла в 1991 году 5 сентября) на Мироносицком кладбище в Пскове. И стелился по черной влажной кладбищенской земле сизый ладанный дымок…
    Как можно понять из периодической печати, где по некоторым поводам много восклицаний, но мало фактов, первоначально на могилах поставили два креста из железобетона (хотя по замыслу должен был использоваться дуб), изготовленных по авторскому эскизу архитектора Натальи Сергеевны Рахманиной, которая взяла за основу форму креста на могиле Анны Ахматовой, созданного известным псковским реставратором и художником-кузнецом Всеволодом Петровичем Смирновым (восьмиконечный голгофский крест). К юбилею Спегальского для его могилы и могилы его жены были изготовлены черные массивные кованые кресты по прежним эскизам псковским кузнецом Владимиром Дмитриевым с сыном. Все работы по благоустройству могил произведены за счет благотворительных средств, собранных Псковским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/29/1428

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844