26. Псков. Потрясения и перемены. XX век

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрация: - фотографии Псковского кремля (Крома) до послевоенной реставрации 1960-х гг. и современный вид.

Изображения показывают Псковский Кром со стороны устья Псковы (Пскова слева, справа – Великая). На первом плане отводная Плоская башня (крайняя на мысу возле воды) и за ней в глубине кремлевская угловая башня Кутекрома. За башнями – Троицкий собор.

На черно-белом фото обе башни, Плоская и Кутекрома, еще лежат в руинах. Перед освобождением Пскова Троицкий собор был заминирован немцами, при разминировании погибли саперы-красноармейцы, но здание уцелело. 
 
Псков был освобожден от немецко-фашистских оккупантов 23 июля 1944 года.
**********               

                26. ПСКОВ. ПОТРЯСЕНИЯ  И  ПЕРЕМЕНЫ. XX ВЕК.

    В этой главе рассказывается о событиях, часто трагических, произошедших в указанный период времени и связанных с Псковом.
 
                ДВАДЦАТЫЙ  ВЕК  (ПЕРВАЯ  ПОЛОВИНА).

    Новые грозы грохотали над псковской древней землей не напрасно, и миновали времена нового преуспевания и возрождения, и наступили иные времена… глядя в бездну прошедших веков, начинаешь с трепетом в душе понимать, что все прошлые беды не идут в сравнение с теми ужасами, которые приходили на их смену.   

    С началом XX-того века для России началась полоса военных потрясений и революций. В 1914 году страна вступила в Первую мировую войну, участие в которой привело ее на грань политического и экономического кризиса. 2 марта 1917 года в императорском вагоне на станции Псков было подписано отречение последнего российского императора от престола. 24 февраля 1918 года немцы подошли к Пскову и захватили его почти без сопротивления на целых 9 месяцев (до ноября 1918).

    С установлением советской власти наступило, как об этом пишут сегодня, время «богоборчества». Согласно сказанному в одной статье, посвященной этому периоду истории Пскова: «Красное колесо» безжалостно прокатилось по Псковщине. Закрывались и разрушались монастыри и храмы, был уничтожен памятник Александру II. Старый Псков уходил в прошлое. Казалось, что незыблемой осталась лишь древняя крепость. Но и в Кроме был уничтожен Благовещенский собор»… Собор, построенный в 1836 году в стиле классицизма,  взорвали как «не представляющий художественной ценности» (сегодня на его месте, на пустой площади внутри кремля – памятный крест).

    Тут важно помнить, что на все есть свои причины, - и постараться не спешить с  благородным негодованием. Богоборчество тоже не на пустом  месте возникло.
    Роль православной церкви в русской истории велика, во времена княжеских междоусобиц, раздробленности земли это была позитивная роль вдохновителя и организатора, во многом благодаря чему был дан отпор и внешним, и внутренним врагам. Однако церковная организация держалась не на одних подвижниках и питалась не одними возвышенными идеями служения. К тому же каждому времени – свое. Нельзя оценивать мотивы поступков прошлых лет сегодняшними мерками.

    Корыстолюбие, удовлетворявшееся за счет беспощадного угнетения простого народа, спекуляции на самом святом – вере, упорная борьба за власть – и это далеко не полный перечень. В результате давным-давно повелось, что народ верил в бога, но не верил попам. Когда безбожники в начале XX-того века сносили церкви – они сносили не храмы божьи, но символы жестокой власти, бессовестного произвола и наглого обмана.      

    В то же время делались первые попытки освоения богатейшего исторического наследия, доступ к которому теперь был облегчен новой властью. Многие памятники архитектуры находились в плачевном состоянии, изувеченные неумелыми «реставрациями» XIX-того века (вернее, традиционными поновлениями, когда старому предмету старались придать обновленный вид, только и всего), - и именно в советское время они были спасены для потомков. Реставраторы начали свой труд сразу же после революции, в 1918 году, когда была создана Коллегия Наркомпроса по делам музеев и охране памятников искусства.
    В 1920-х годах начались работы по вторичному открытию древних фресок Спасского собора Мирожского монастыря, закрытых росписью 1901 года.

    В путеводителе по Пскову за 1929 год описываются достопримечательности Троицкого собора, причем уже с учетом веяний нового времени:
    «Храм выстроен в испорченном византийско-русском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус его есть, очевидно, подклет древнего собора. Длина храма 28 саж. 5 вершков, ширина 17,67 саж., высота средней главы 22 саж. 2 аршина, с крестом 36 саж. 2 аршина; но храм кажется еще выше от высоты места, на котором он выстроен.
    С западной стороны Пскова собор виден за 56 верст. На северной и южной стенах расположены окна. К северу и югу от трех полукруглых алтарных апсид находится по одной пристройке, в которых помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые апсиды и главки. С запада примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице».

    В статье упоминается реликвия храма – деревянный Ольгин крест и перечисляются наиболее известные и почитаемые иконы - храмовый образ «Святая Троица с деяниями»; икона Владимирской Богоматери и Псково-Покровская богородичная икона с планом средневекового Пскова из Покровской церкви на Проломе (Явление Богоматери старцу Дорофею), «грубо испорченная в 60-х годах XIX в. каким-то безграмотным богомазом»; - а также «икона кн. Всеволода, держащего в руке Троицкий собор, будто бы построенный им» (как мы знаем, собор в самом деле построен был отнюдь не князем Всеволодом).
 
    Затем описывается богатая серебряная рака 1834 года с мощами князя Всеволода-Гавриила, причем приводится результат освидетельствования мощей: «в гробнице хранится цинковый ящик, размером 10 на 18 вершков, в котором лежат остатки обгоревших костей; в нижней части гробницы – мусор из золы, земли, кусочков извести и дерева. Над гробницею висит меч итальянской работы XIV в., именуемый «мечем кн. Всеволода», жившего в XII веке». (Мощи св. Всеволода, до произошедшего в 1609 году страшного пожара в соборе почивали открыто в Благовещенском приделе и сильно пострадать от огня, практически сгорели).   
   
    Потом автор путеводителя доводит дело до князя Довмонта и Николки Салоса: «В правом приделе стоят гробницы кн. Довмонта-Тимофея и юродивого Николы Салоса. Первоначальная гробница Николы Салоса сгорела во время пожара 1609 г., вместе со всем имуществом собора; современная гробница — новая. Довмонт умер во время мора 1299 года; почитание храброго князя началось в XIV в.: в 1374 г. в Пскове была построена церковь его имени. Место погребения Довмонта неизвестно; по мнению митрополита Евгения (Болховитинова) мощи его «под спудом»; по мнению Окулича - Казарина названия гробниц Довмонта и Николы перепутаны».
    Авторы процитированного путеводителя - Арк. Васильев и А.К. Янсон, название книги «Древний Псков», год издания 1929. Как видим, важные краеведческие сведения даны уже через призму новых реалий.

    Дополнительно об Ольгином кресте: деревянный Ольгин крест, о котором традиционно говорится, что его оставила когда-то в Пскове княгиня Ольга, находившийся в соборе в начале XX-того века, был уже третьим по счету. Самый древний крест сгорел в пожаре 1609 года, после чего был «возобновлен», то есть сделан заново. К концу XIX-того века крест XVII-того века обветшал и потерялся среди других находившихся в соборе предметов. Когда в 1857 году  у великого князя Константина Николаевича родилась дочь Ольга, он прислал в Псков богатое пожертвование – золотую лампаду ко кресту святой благоверной княгини Ольги. Духовенство принялось искать крест и обнаружило его наконец в очень плохом состоянии, в связи с чем он был заменен на еще один «возобновленный». (Данный занимательный исторический анекдот содержится в очерке И.И. Василева, который посвящен псковскому князю Довмонту и псковским святыням, от 1899 года.)
    В XIX-том веке во Пскове было утрачено при сходных обстоятельствах немало значимых артефактов – ковчег с мощами князя Всеволода, посох епископа Нифонта… хорошо хоть, меч князя Довмонта не потеряли.
 
    В 1922 году были реквизированы ценности Троицкого собора, в 1923 году  собором завладели «обновленцы», в декабре 1935-ого года собор был закрыт с последующей передачей «в ведение музея для организации филиала музея (антирелигиозного)», в 1938 году этот музей открылся. Из соборного здания убрали мощи святых и установили в нем маятник Фуко.
    Как сказано в одной публикации: «Тогда это назвали триумфом науки над религией». Маятник Фуко был установлен также в Исакиевском соборе Петербурга, снят в 1986 году, когда торжество науки над религией закончилось – только к добру ли.
   
    Маятник мерно раскачивался под церковным сводом, отмеряя время…

    А потом началась Великая Отечественная война.
    9 июля 1941 года Псков был захвачен немецкими фашистами. Во время оккупации здесь располагался военный и административный центр группы армий «Север». Псков также был главным опорным пунктом линии «Пантера» (северная часть «Восточного вала»). Оккупация продолжалась три года. Лагеря смерти для военнопленных, партизанское движение, подвиги и потери, кровь и слезы… 22-23 июля 1944 года в результате наступательной операции 3-го Прибалтийского фронта Псков был освобождён частями 42-ой армии.

    Во время яростного штурма город оказался буквально сметен с лица земли ураганным артиллерийским огнем, в нем сохранилось только 15 процентов застройки… старинные здания были при отступлении заминированы немецкими оккупантами, уцелевшие жители спасались во время ожесточенных боев в старинных церковных подвалах и подземных ходах, а потом продолжали жить в этих подземельях, потому что больше жить было негде, - их дома уничтожила война… послевоенный Псков середины XX-того века представлял собой сплошную кровоточащую рану, псковская земля приняла в себя столько жертв, что вся стала одним огромным кладбищем… сколько нужно было сил и любви, чтобы снова строить, снова жить.

                НОВОЕ  ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1960 - Е  И  ПОСЛЕДУЮЩИЕ  ГОДЫ.

«…Надо проводить восстановление Пскова как в интересах сохранения архитектурного наследия древнего города, так и в интересах развития архитектуры нового Пскова… То «кое-что», что осталось от древнего Пскова, имеет такую ценность и такую силу, что именно оно украшает и делает его Псковом…»
         Ю.П. Спегальский.

    «Псков - город небольшой, население всего около 200 тысяч человек, зато весьма примечательный: один из древнейших в России.
    Псковский Кремль (Кром) — культовый, историко-архитектурный и градостроительный центр Пскова. Языческое поселение здесь отмечено археологами с середины 1 тысячелетия нашей эры, с X века оно было защищено земляными и каменными укреплениями. В XVII веке оборонная мощь Псковской крепости не уступала лучшим крепостям Европы. Псковская крепость, выдающийся памятник русского оборонного зодчества, была воздвигнута на уровне лучших достижений военно-инженерного и строительного искусства своего времени. Во время петровской Северной войны (1700-1721) стены Пскова стали опорой для земляных бастионов, а Довмонтов город был превращен в арсенал.
    Потом пришло запустение... Затем археологи ... А ныне - туристы...»
         Из путеводителя по Пскову. 2000 г.


    Военные раны залечить было трудно. Обычно говорят в общих чертах, что усилиями ученых, реставраторов, краеведов, среди которых нельзя не упомянуть Юрия Павловича Спегальского, уроженца и патриота Пскова, чью «роль в послевоенной реставрации города трудное переоценить», оказались спасены многие псковские памятники. И вряд ли стоит уточнять, что все проходило далеко не гладко, - а как могло быть иначе в такое тяжелое время. 

    Обнаженное пожаром войны пространство города приоткрыло изначальный  Псков, сделало его доступным для нового прочтения, для возврата к его первоначальной сути (в одной статье употреблено определение «код Пскова»). Специалисты говорят, что во всех разрушенных исторических городах Европы после окончания Второй Мировой войны целью восстановительных работ становился возврат к этому индивидуальному для каждого города коду.
    Везде старались возродить древние города в максимально возможной полноте их былой самобытности, индивидуальности облика. Пусть к этому лежал через выделение охранных заповедных городских зон, не подлежащих новой современной застройке, что позволяло постепенно проводить научные и археологические работы и воссоздавать образ старинного города, как бы строя его заново, но с оглядкой на старину, стараясь  возродить его в том виде, каким он был когда-то в лучший период своей многовековой жизни… 

    Идея выделения заповедных зон в Пскове принадлежала архитектору, художнику и ученому Юрию Спегальскому. К сожалению, не все возможности, открывавшиеся перед реставраторами Пскова, были использованы и не все предложения Спегальского по восстановлению Пскова приняты. В связи с этим Спегальский вскоре оставил свою должность заведующего реставрационной псковской мастерской и уехал из Пскова, хотя  продолжал жить псковскими древностями, создав «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова с разработанными графическими схемами историко-архитектурных комплексов», который называют его завещанием, адресованным любимому городу.
     Спегальский вернулся в Псков в 1969 году за полгода до своей смерти – вероятно затем, чтобы быть похороненным в родной псковской земле, что и случилось.  Его жена, Ольга Константиновна Аршакуни, посвятила все годы, прошедшие после смерти ее мужа до дня ее собственной кончины, наступившей в 1991 году, делу сохранения его наследия – во многом благодаря ей его имя и его труды не забылись. Хочется верить, что то, над чем он так упорно и целеустремленно работал всю свою жизнь, еще пригодится.      

    Несмотря на усилия ученых и энтузиастов своего дела, в общем и целом Псков так и не стал городом-музеем, что принесло бы ему славу и известность не чета теперешней.
    Сравним с тем, к чему призывал Спегальский: «Современные зодчие Пскова обязаны прочувствовать все особенности этого города, всё своеобразие его: характер, уют, красоту, понять, из чего складывается такое впечатление от города, какие частности создают его характер. И застраивать город сознательно, подчеркивая его красоту».

    И снова стоит не просто скользнуть взглядом по публикациям более поздних, чем первые послевоенные годы, времен, где часто можно встретить критику советских времен, но попытаться представить себе и эти первые послевоенные годы, и, далее, сегодняшнее положение вещей.
    После войны разрушенный город восстанавливался, имея ввиду его основное предназначение – быть жилым промышленным современным городом, обеспечив жителей домами и работой. Эта задача была выполнена, и выполнена очень хорошо. Затем уже можно было заняться спасением наследия старины, что и было сделано, причем, если учесть ужасающее разорение военного времени, - сделано очень быстро и оперативно, через 10-15 лет после войны, а также, и это очень важно, сделано качественно, с опорой на хорошую научную базу.
    А что же сегодня? Из статьи Льва Шлосберга «Код Спегальского» в газете «Губернские новости, июнь 2009 года: «Псков пал жертвой тупой и бездарной типовой застройки, заполонившей всё его пространство с севера на юг и с запада на восток. В Пскове поселилась и расползается чума архитектурно-строительной вседозволенности, нашествие которой для исторического города равносильно нашествию варваров».
 
    Но вернемся в первые послевоенные десятилетия.   
    В 1960-х годах началась масштабная реставрация исторического центра Пскова, которая, собственно, так и продолжается по сию пору. Раскопками в Довмонтовом городе, от которого сохранились здание Приказных палат XVII-того века, а также западная (вдоль Великой) и часть южной стены, руководили Григорий Павлович Гроздилов, после него Василий Дмитриевич Белецкий.
    Тогда-то здесь в западном углу были обнаружены остатки старинного здания с подземным ходом (тайником), сохранившими в нем следами архива, а также найден пластинчатый доспех XIII-того века, с выгравированным на передней пластине крестом.
    Постепенно были укреплены стены и башни Окольного города и отреставрированы некоторые его старинные типично псковские однокупольные церкви с пролетными звонницами на стенах – все, что сохранилось от былого величия и самобытной красоты древнего Пскова.

    В Довмонтовом городе реставраторы освободили от земли фундаменты 11-ти древних храмов… это так странно выглядит, словно кладбище церквей… целой церкви в Довмонтовом городе не осталось ни одной, только храм Покрова XIV-того века, засыпанный землей при строительстве петровских фортификационных сооружений (Рождественской батареи), сохранился на большую высоту вместе со своими уникальными фресками, которые были осторожно сняты со стен (около 200 квадратных метров) и теперь реставрируются в Эрмитаже Петербурга. Причем предполагалось возвратить их во Псков в создаваемый Музей фрески, где будут также экспонироваться фрески, снятые со стены в алтарной части церкви Николы над Греблей.
      
    В путеводителе по Пскову 1977 года на карте центральной части города (это примерно 330 гектаров) значатся 64 исторических объекта, среди них стены Крома, часть стены Довмонтова города с двумя башнями (восточной угловой Власьевской и Рыбницкой), маленький фрагмент стены Среднего города, протяженные стены Окольного города – от Крома и Довмонтова города вдоль Великой, вокруг южной части посада (Полонища) и всего Запсковья и частично по берегу Великой перед Кромом.
    В Кроме сохранились древние башни - Плоская на мысу, особенно отличающаяся толщиной стен связанная с Плоской башней отводной стеной Кутекрома - и башни восстановленные (построенные заново) – Довмонтова (западная), Великая (восточная), Средняя (рядом с колокольней, над Псковой). Полностью восстановлены стены захаба Великих ворот, а захаб Смердьей (Довмонтовой) башни оказался вросшим в землю и, хотя его раскопали, в него теперь, чтобы разглядеть поврежденные временем стены крепостной ловушки, нужно спускаться, как в подземелье.

    В Окольном городе на конец XX-того века насчитывалось порядка 10-ти башен, более-менее целых, а часть в руинах:
    Высокая башня в Запсковье у Нижних решеток (там, где была деревянная решетчатая преграда) на берегу Псковы напротив Плоской башни Крома; далее, если идти по берегу Великой, Мстиславская (или Бурков костер) – это бывшая угловая западная башня Среднего города;
    конечно, героическая Покровская башня, угловая в Окольном городе, массивная, гигантская, исполинская (внутри башни можно ездить на коне и в телеге – то есть туда легко войдет обычная легковушка), на стенах которой видны выбоины от каменных и железных ядер времен Баториевой осады (внутри башни – каменные ядра псковской пушки Барс,
    рядом с ней – вросшие в землю обломки Свинузской башни, а прямо напротив внутри города – та самая церковь Покрова и Рождества от Пролома, для которой была написана знаменитая икона с планом Пскова);
    далее по южной части Окольного города еще только две башни ближе к Пскове, одна разрушенная до нижнего яруса (Петровская), а вторая Михайловская, тоже низкая;
    после этого стену рассекает своим течением речка Пскова, за которой стоит еще одна достопримечательность – высокая и стройная Гремячая (Космодемьянская) башня (высота 20 м) постройки 1525 года, имевшая тайник – подземный ход (обычно на фотографиях рядом с нею видна маленькая однокупольная церковка – Козьмы и Даминана с Гремячей горы, XIV век)… с Гремячьей башней связано много сказок, одна из них – о заколдованной княжне, лежащей в подземелье башни в золотом гробу – а ведь это Мертвая царевна Пушкина…
    В Запсковской части стены по центру стоит объемная круглая Глухая башня, а уж после до самого слияния Псковы и Великой – только остовы ворот и обломок угловой Варлаамской башни, от которой стена круто поворачивает на юг и идет вдоль Великой до устья Псковы, оканчиваясь Высокой башней (парной с Плоской кремлевской).
     Высокая и Плоская башни - это такая занятная парочка Стройная вытянутая вверх  Высокая башня – и напротив нее, через узкую речку, толще и ниже ее в два раза, приземистая и круглая, как бочка, Плоская. Пскова между этими башнями перегораживалась в старину решетчатой деревянной преградой, имевшей две арки, позволявшие небольшим судам входить в речку. В случае необходимости обороны решетка опускалась, перекрывая русло Псковы.

    На плане посада с юга, а также в в Завеличье и Запсковье можно насчитать 22 старинные городские церкви и два старинных монастыря, Ивановский и Мирожский (оба в Завеличье), а также несколько административных и жилых зданий - купеческие палаты XVII-XVIII-тых веков (Русиновых, Ямского, Гурьева, Меншиковых, Солодежня, палаты у Сокольей башни, на Романовой горе, в Волчьих ямах и знаменитые Поганкины палаты).

    Кроме того, при разговоре о реставрации 1960-тых годов, необходимо упомянуть активное продолжение работ по спасению фресок XII-того века в Спасском соборе Мирожского монастыря, расчистка которых была начала в первые годы после революции («но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года»).

    Если же говорить о значимых христианских святынях, то строго научный подход к реставрации советских ученых вовсе не предполагал отрицания благоговейного к ним отношения, как бы не напротив. Именно в советское время было спасено многое из бесценного культурного наследия старины. Однако бывали и промахи, от которых нельзя застраховаться в ходе масштабных работ. Вероятно, в 1959 году оказалось уничтожено предполагаемое захоронение псковского зодчего Кирилла, строителя третьего Троицкого собора, умершего в 1390 году от эпидемии очередного «мора», которое находилось под полом в созданной им же в 1374 году церкви Кирилла на Гребле у Смердьего моста в Довмонтовом городе, от которой уцелел лишь фундамент в земле. Могила в земляном слое в периметре остатков бывших церковных стен была обнаружена одна, возле правой западной колонны под плитой пола, останки, как об этом рассказывают, хорошо сохранились, так что возможно было бы воссоздать по черепу скульптурный портрет и увидеть лицо замечательного мастера, так много сделавшего для своего родного города, но об этом вовремя не подумали.

    В 1970-х годах для дорожных бордюров (поребрика) главной улицы города – Октябрьского проспекта – были использованы надгробные плиты, взятые с дореволюционных захоронений снесенного Немецкого (Лютеранского) псковского кладбища. Плиты свозились на место укладки дорожного полотна, где разбивались, отесывались и укладывались.
    Работы были проведены, все забылось, а в 2010 году история вдруг всплыла – при ремонте проспекта рабочие обнаружили на обратной стороне всех снятых бордюров могильные надписи. Годы рождения и смерти людей, когда-то погребенных под плитами, варьировались от начала ХIХ века до начала ХХ. На реконструируемом участке дороги нашли около 10 надгробий. По словам одного обозревателя в прессе, эта история «вызвала оторопь».

    В общем, нельзя не согласиться, что история страшноватая. Кладбище все-таки, разрушенное… С другой стороны, насчет «оторопи», кажется, сказано несколько пафосно. У нас такая традиция – что-то постоянно теряет былую значимость и сносится. Вчера, к примеру, сносили одни памятники, сегодня другие. К тому же при строительстве в старые времена поступали точно также, как и сегодня. Да, да, кладбища сносились еще при царе Горохе, так что обычай не нов.
    Собор в московском Спасо-Андрониковском м-ре XV века был построен поверх монастрыского кладбища, в результате чего не так давно в глубоком подполье собора обнаружились старинные захоронения монахов, о которых никто не подозревал, в том числе, возможно, игумена. При возведении галерей собора тогда же были застроены места захоронений представителей знатных родов – их память увековечили новыми плитами, вмурованными в стены собора, но сами могилы снесли. 
    В основании башен Даниловского м-ря в Москве (постройки середины XVI-того века) лежат надгробные каменные плиты с бывшего здесь некогда кладбища, использованные при строительстве священной обители в качестве строительного материала.
    В подвале московского храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе (постройка начала XIX-того века) находятся остатки старинного кладбища – и надгробные плиты, и кости из разоренных некогда при возведении храма могил, все вперемешку. Вот так-то. Суждения, тем более в осуждающем ключе, не должны быть торопливыми.       

                ТРОИЦКИЙ  СОБОР - ВЧЕРА  И  СЕГОДНЯ.

    Отдельно – о святая святых Пскова, кремлевском Троицком соборе.
    Антирелигиозный музей в Троицком соборе просуществовал 3 года.
    Собор был открыт для прихожан в первый год немецкой оккупации, когда в августе 1941 года была создана Псковская православная миссия, с целью привлечения населения на сторону новой власти.

    «Повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея. Из подвального храма-усыпальницы «безбожниками» были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея (Поганкиных палат) в собор было передано множество священных предметов, церковной утвари, святых икон, в том числе чудотворные: благоверного князя Всеволода, а чудотворная Тихвинская икона Божией Матери был привезена немцами из Тихвинского монастыря и также была передана собору. На колокольню были возвращены колокола.»
   «Службы в соборе шли каждый день утром и вечером, и храм всегда был полон народа. Провозгласив на оккупированной земле «религиозную свободу», фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения русского национального самосознания, православия. 1 января 1942 года в качестве пропаганды оккупанты организовали передачу собору Тихвинской иконы Божией Матери, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди говорил о подвиге Александра Невского, освободившего Псков и Новгород от захватчиков».
    Отрывок из статьи К.П.Обозного из журнала «Православная община»:  «Псковская православная миссия в 1941—1944 гг.»  Официальный сайт Псковского Епархиального Управления «Псковская епархия», «История Псковской Епархии».

    Все это вещи сложные, страшные (как страшно было то время) и достаточно спорные. В процитированной статье сказано: «Фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения русского национального самосознания, православия». Однако это нынешний взгляд на происходившее тогда. А тогда – разве священники не шли на сделку с оккупантами, вряд ли имея в виду, что возрожденные такой ценой храмы станут настоящим оплотом борьбы с фашизмом? Удалось бы им в самом деле сделать  православные общины «центрами возрождения русского национального самосознания» в условиях, если бы немцы победили и их власть в захваченных  русских землях окрепла?
    Программа фашистов насчет оккупированных территорий и населяющего их народа широко известна. Выдвинула бы церковь новых подвижников из своей среды? Или стала бы покорной слугой нового порядка? Думается, что второе весьма вероятно. Сохранились фотографии военного времени, запечатлевшие угодливые поклоны православных священников в церковных облачениях перед гитлеровскими офицерами со свастиками на рукавах, - весьма впечатляет.

    Сегодня, когда победа над немецким фашизмом уже состоялась, довольно легко рассказывать о «героическом» поступке батюшки, упомянувшего в проповеди одного из православных святых – Александра Невского. Но он ведь не призывал с амвона бороться с захватчиками.
    Кроме того, не стоит забывать: церковь была (и остается) настроена враждебно по отношению к советской власти. Избавиться от Советов с чужой помощью (хотя бы и с помощью фашистов) - разве батюшки об этом не мечтали? В результате церковь стала бы орудием в руках оккупантов до тех пор, пока они в ней нуждались, а потом... в Освенциме вполне хватало печей на всех. 

    Далее. Как уже говорилось выше, отступая из Пскова, фашисты заминировали старинные здания, в том числе и Троицкий собор, предварительно ограбив его (так, в частности, особо чтимая и очень ценная Псково-Покровская икона Богоматери с планом средневекового Пскова была вывезена в Германию, а вообще псковские древности вывозились вагонами). В соборе в разных местах были установлены мины. При разминировании алтарных Царских врат собора произошел взрыв, унесший жизни солдат-саперов и повредивший нижний ярус иконостаса. Взрывы в других частях собора удалось предотвратить.
    Реставрацию собора советские власти проводить не торопились («В плане работ на 1946 год Троицкий собор не числился»), что, вообще-то, и понятно: весь город лежал в руинах, первоочередными были другие, жизненно-важные стойки. Но ремонт все же был сделан, на церковные средства, под руководством Юрия Спегальского. Прибывший в Псков 23 июля 1946 года патриарх Алексий I освятил собор вновь. 

    В 1960-е годы Никита Хрущев инициировал вторую волну богоборчества. Возможно, это был, так сказать, перегиб. Не стоило властям спекулировать на уже слегка потерявшем актуальность революционном порыве первых советских десятилетий. Однако что сделано – то сделано.
    18 апреля 1962 года директор псковского краеведческого музея, располагавшегося в старинной купеческой усадьбе – Поганкиных палатах, представил в областной комитет КПСС доклад, в котором предлагал снова превратить Троицкий собор в филиал музея, под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «оставив иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал».

    Однако был соблюден компромисс, собор остался действующим, и приезжавшие в Псков туристы, полюбовавшись издали панорамой Крома, проходили через простые железные ворота, выкрашенные зеленой краской, на территорию Довмонтова города, это кладбище церквей, удивляясь странному пейзажу из каменных остовов церковных зданий, послуживших своим создателям и как места для молитв, и как усыпальницы для знаменитых псковских князей и видных горожан, и как оружейные арсеналы, и как основы для пушечных батарей в годину военных испытаний… все они видели, все вынесли, все сделали, что могли – и вот теперь у ног лежит то, что от них осталось, а над ними высятся кажущиеся из-за отсутствия предстоящих им строений непомерно высокими Перши с мощными внешними контрфорсами, двумя маленькими башенками по углам и с металлическим щитом, прикрепленном на каменную стену, на котором изображен старинный псковский герб – барс…

Далее паломники нового времени должны были в западном углу стены пройти через глубокую низкую арку Великих кремлевских ворот, над которой мерцала мозаичная икона Троицы, миновать средневековую крепостную ловушку – узкий тесный круто изгибающийся каменный коридор захаба и вдруг вынырнуть из его темных пугающих объятий к подножию святая святых Пскова – Троицкому собору, высокое и объемное здание которого с узкого пространства находящейся перед ним площадки невозможно было окинуть, стоя у его подножия с невольным, невесть откуда взявшимся у неверующего советского человека чувством благоговейного ужаса и восторга, взглядом… А в таинственном полумраке собора мягко и тепло светились огоньки свечей и лампад, сверкала между белыми столпами позолота затейливо-резного, семи- ярусного, уходящего ввысь, к куполу аж на тридцать метров иконостаса, дымно курились благовонные восточные смолы, - и слева от алтаря между витых деревянных столбиков под малиновой сенью возвышалась сделанная в XIX-ом веке в форме гробницы большая массивная серебряная рака с мощами псковских чудотворцев – Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея и Николы Салоса. И к ней можно было прикоснуться, вдруг поверив, что в самом деле ощущаешь невесть откуда повеявшее благоухание – неизменное верное свидетельство божественной святости. И тогда сама собой в голове возникала мысль о чуде – ведь разве не чудом был этот собор древней северной крепости, где все еще дышало суровым и грозным военным духом, прошедший грозы самых лихих времен, испытавший осквернения, бывший свидетелем нового вражеского нашествия, залитый кровью погибших при его спасении солдат… разве не чудом была эта великолепная гробница с останками верой и правдой служивших своему городу, своей родине людей, воинов меча и воинов духа, - поистине святыми мощами, которые умудрились уцелеть не смотря ни на какие бедствия на протяжении подумать страшно скольких веков.

Стиль советского образования, отделенного от церкви и строившегося на безрелигиозных началах, в то же время воспитывавший уважительное отношение к культурному наследию, сформировавшемуся в том числе и на религиозной почве, способствовал, согласно выражению сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Михаила Смирнова, «развитию эстетического отношения к религии - увлечению храмовой архитектурой или иконописью без особенного мировоззренческого подтекста».

То темное, дремучее, калечащее, страшное, что на протяжении веков угнетало свободную волю человека, осталось в далеком прошлом, больше не вызывало острой ненависти, свойственной первым годам существования советской власти, когда воспоминания о косной и душащей власти церкви были еще очень свежи, и не мешало наслаждаться красотой древней иконописи и старинной храмовой архитектуры. Это было чистое, радостное восприятие. Так древняя икона, освобожденная от корки вековых наслоений, сияет своими первозданными красками. Так, с идеальных позиций, относились в поздне-советский период к церкви и религии советские люди: через призму красоты и искусства, но с вечной смутной тягой к сверхъестественному, мистическому, что всегда было свойственно человеку, - к поиску высших духовных истин, высшего смысла бытия. Сытое мирное благополучное время это позволяло. Тогда мы понятия не имели, как далеко это заведет.

        В молитве,  когда-то сочиненной и записанной ученым книжником в Житии князя Довмонта и обращенной к обоим знаменитым псковским князьям, Довмонту и Всеволоду,  есть такие слова: «…в этой жизни быстропреходящей и соблазнительной будьте с нами, и наставляйте нас... особо нынче».

    Особо нынче. Помолиться и подумать, стоя в священном месте, никогда не лишнее. Можно например вспомнить при этом, что нынешние святые при жизни были людьми умными, деятельными, активными, целеустремленными, мужественными – и что все чудеса они творили сами, своими руками. Вот что особенно важно «особо нынче» (как, впрочем, и вчера, и всегда).

    Сегодня Троицкий Собор Пскова продолжает оставаться действующим и находится под охраной государства как памятник республиканского значения. Проведены наружные реставрационные работы. В далеком 1852 году средняя глава собора была вызолочена, но с тех пор позолота сошла, и все пять глав долгое время можно было видеть выкрашенными в темно-серый цвет. В XXI-ом веке центральную главу снова позолотили, серыми остались только боковые четыре главы и главки приделов. Утраченная часть псковских поливных изразцов наружного убранства собора (они идут по нижнему ярусу) восполнена петербургскими керамистами. Стены собора белы как снег, четырехскатные крыши основного здания, приделов и ребра подпирающих стены низких наклонных контрфорсов выкрашены в светло-зеленый цвет. 

    В настоящее время кроме главного храма в соборе три придела: Казанской иконы Божией Матери, благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского.
    Южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен в 1960 году, в него перенесли все имущество закрытой Казанской церкви. Трехъярусный иконостас перенесен из церкви в селе Кунесть.
    В 1988 году к 1000-летию крещения Руси в соборе был обновлен придел Серафима Саровского (устроен иконостас, престол и жертвенник). Всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С. П. Михайлова. Полы, церковная утварь сделаны заново.

    У Царских врат помещены справа икона «Спас Нерукотворный» и слева икона Богоматери «Слово плоть бысть», в состав деисуса введены иконы местных святых благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея Псковских, а завершает иконостас икона Богоматери «Знамение». На вратах справа – икона святого Серафима и слева икона еще одного молитвенника пустынножителя Никандра Псковского. Святой Никандр пустынножитель как и святой Серафим много лет провел в безмолвии и молитве, чем стяжал по милости Божией Святого Духа и прославил Господа многими чудотворениями. Иконостас создан по проекту современного нам иконописца архимандрита Зинона, им же написаны иконы, среди которых образы коленопреклоненных святых Всеволода и Довмонта Псковских.

    Внутренне убранство собора состоит из главного иконостаса XVIII-XIX-тых веков  и массивных киотов с навесами, расположенных справа и слева от главного алтаря. Росписей нет, все стены и шесть столпов белые. Справа возле алтаря в киоте под синей сенью с полукруглой главкой, увенчанной крестом, помещается храмовая икона Троицы с деяниями. Слева от алтаря – массивная серебряная гробница с мощами псковских святых под бархатным малиновым навесом с золотой бахромой.

    В соборе находится чудотворная Чирская Псковская икона Богоматери, первоначально стоявшая в церкви псковского села Чирска, 16 сентября 1420 года во время очередного морового поветрия явившая чудо слезоточения и торжественно перенесенная в Псков.

    Кроме того, там же можно увидеть икону Псково-Покровской иконы Богоматери («Явление Богоматери старцу Дорофею»), вернее, ее копию.
    Похищенная немецкими захватчиками, икона была возвращена из Германии в 2000-2002 годах и ныне экспонируется в Псковском музее-заповеднике, в Поганкиных палатах, где находится выставка псковской иконописи. Впрочем, церковная традиция предписывает одинаково почитать все образы Богоматери, к какому бы времени они ни принадлежали. Говорят, будто даже отпечатанные типографским способом дешевые бумажные иконки могут творить чудеса. Правда, верующие люди очень легко верят в чудо, чуть только заметят на поверхности образа влажный след, между тем в условиях микроклимата церквей, где стоит пар от человеческого дыхания и не только ярко, но и жарко горят свечи, конденсат – это обычное явление.
     Дореволюционная церковь весьма подозрительно относилась к таким вещам, как вновь замироточившие и заплакавшие иконы и прочие проистекающие от почитаемых предметов чудеса, хотя люди всегда интересовались подобными вещами, причем особенно в периоды политической и экономической нестабильности, что наблюдается и в наше время. К примеру, многочисленные случаи слезоточения икон начались в 90-х годах XX века, со времен перестройки, и уже к 1999 году приобрели большие масштабы, в связи с чем при Московской Патриархии РПЦ была создана специальная комиссия, члены которой, и священники, и ученые, разбирались с каждым случаем в отдельности, находя вполне материальные причины новоявленных чудес, причем часто довольно простые, относящиеся к бытовым, а также намеренно сфальсифицированные заинтересованными лицами. Новые публикации на эту тему появились в начале 2014 года, когда подобные события стали фиксировать одновременно в России и на Украине - в Сумах, Ровно, Одессе, Новокузнецке, Ростове-на-Дону.
 
    Из икон XX столетия, находящихся в соборе, следует отметить икону святой благоверной равноапостольной княгини Ольги с изображением Свято-Троицкого собора в Пскове и Ильинской церкви в селе Выбуты, где, по преданию, родилась эта княгиня. Икона написана для Свято-Троицкого собора архимандритом Алипием, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в середине XX века. Ежегодно день памяти св. Ольги (11/24 июля) отмечается в  Троицком соборе как храмовый праздник. Среди святынь собора на сегодняшний день Ольгин крест не значится.
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/29/1386

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844