25. Князь Довмонт. Иконография

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрации: - Лицевой летописный свод (Ивана Грозного), конец XVI века, миниатюры:
- Крещение князя Довмонта «со всем родом своим»;
- Вокняжение князя Довмонта в Пскове;
- Молитва князя Довмонта в Троицком соборе Пскова перед сражением с немцами.
**********
                25. КНЯЗЬ ДОВМОНТ ПСКОВСКИЙ. ИКОНОГРАФИЯ.

    В этой главе говорится об увековечивании образа князя Довмонта Псковского изобразительными средствами и в художественной литературе.               
               
                ИКОНОПИСНЫЙ  ОБРАЗ.

«...в шубе княжеской лазорь, испод бакан, ожерелье вохряно»
         Подлинник иконописный.
               

    Церковный канон (утвержденные правила) изображений сюжетов православных икон складывался на основании традиций византийской иконописи постепенно и закреплялся, будучи описан в руководствах для мастеров. Сохранилось несколько таких инструкций. 
        Следует сразу уточнить: иконопись это не живопись, не портретная живопись. Иконописцы (изографы, богомазы) создавали образы, не портреты, даже если речь шла о реальных людях. Однако в последнем случае, если изображение делалось впервые, поскольку каноны создаваемого образа еще не сложились, мастера могли опереться на какие-то реальные данные. Поэтому древние изображения Довмонта рассматривают с оглядкой на эту возможность. 

    Довмонт, скончавшийся пожилым человеком, обычно представлен на иконах старцем с длинной, сужающейся к концу бородой, с разделенными на несколько прядей волосами, с высоким лбом (спереди лысоват), в княжеских одеждах, без шапки. А.Мельников в своей книге «Путь непечален», ссылаясь на «Подлинник» Филимонова, вот как описывает Довмонта, изображенного на одной из икон: «Стар, сед, брада как Григория Богослова, главой немного плешив, ризы на нем княжеские, шуба багряная, в руке шапка княжеская; иные пишут: борода, как у Иоанна Богослова, волосы на голове, как у Ильи пророка». В надписях персонаж обычно именуется Довмонтом (Домантом), а не Тимофеем.

    Церковный канон изображения св. Довмонта сложился в Пскове, вероятно, под влиянием изображения на самой древней иконе, где он был написан впервые – уже не раз упоминавшейся Мирожской Богородицы с предстоящими. Впоследствии все образы Довмонта писались с оглядкой на Мирожскую. Если предположения ряда историков относительно времени создания Мирожской иконы справедливы, то есть если она была написана в 80-х годах XIII-того столетия, то Довмонт уже разменял шестой десяток лет, когда заказывал икону для вклада в Мирожский монастырь, и иконописец его таким и изобразил… может быть, даже еще старее… Конечно, тот литовский князь, которому в 1266 году псковичи доверили стать военным и административным главой своего города, а потом выяснили, что совершили при этом на редкость правильный поступок, был куда как моложе… наверное, в Псков он приехал скорее таким, каким его изобразили скульпторы XIX-того века на памятнике Тысячелетию России – полным сил могучим воином в военной броне, в княжеской шапке, с благообразным лицом и короткой курчавой бородкой, со своим легендарным мечом в руках.   

    Возможно, кроме иконы из Мирожского монастыря в Пскове существовали и другие старинные изображения князя Довмонта, который, как известно, построил в городе несколько храмов, в том числе церковь во имя своего патронального святого -  Тимофея Газского (в этой церкви он первоначально и был похоронен). Предполагается, что его иконы имелись в деисусном ряду иконостасов многих храмов Псковской губернии. Но эти изображения до наших дней не дошли, будучи замещены  другими, скорее всего, в период XVIII-XIX века.   
    Редкая икона князя Довмонта находилась некогда в Троицком соборе, - «в серебряном басменном окладе». Она сохранилась, ныне находится в Москве в Третьяковской галерее.

    Кстати, специализированные государственные картинные галереи и самая известная из них - Третьяковка – это идеальные места для хранения и экспозиции древних живописных произведений. Здесь созданы все условия для того, чтобы старинная вещь прожила как можно дольше: влажность, температура, освещение, изоляция от пыли и воздушных потоков, наконец, должная охрана (особенно ценные иконы помещены в антивандальные стеклянные футляры). Экспонаты находятся под постоянным наблюдением специалистов. Кроме обеспечения должного хранения предоставляется возможность для посетителей созерцания шедевра в наилучших для этого условиях.
    В наше время широко практикуется возврат старинных икон в церковь, когда древность вносится в храм, с его специфическим микроклиматом, который может погубить образ в считанные дни. Освещение внутри церкви и способ размещения икон не всегда дадут возможность рассмотреть живопись должным образом, если же икону снова одеть в «серебряный басменный оклад» – то об этом вообще можно забыть. К тому же крепление оклада может нанести вред и старому дереву основы, и живописному слою.

    На упомянутой выше редкой иконе с образом князя Довмонта, из Троицкого собора перемещенной в Третьяковскую галерею, которая имеет размер около квадратного метра,  Довмонт представлен в рост, в молении Святой Троице. Черты его лика, одеяние, а также формула надписи указывают на прямое копирование образа святого князя с Мирожской иконы Божией Матери. За спиной Довмонта написана его жена Мария, которая в отличие от изображения на иконе из Мирожи показана в монашеских одеждах и названа «во иноцех» Марфой.

    Другие отдельные иконы Довмонта кроме вышеописанной практически неизвестны, основная часть его изображений входит в состав сложных композиций, происходящих из псковских церквей, изображающих моление перед Богородицей и Христом и включающих также образы других псковских святых - благоверного князя Всеволода,  преподобных Ефросина Псковского и Саввы Крыпецкого, а кроме того популярного на русском севере Николая-угодника, княгини Ольги, святых Бориса и Глеба… поскольку Довмонт не имел счастья являться Рюриковичем, его фигуру порой помещают после фигур остальных князей и князя Всеволода.
    Образ Довмонта есть среди фресковых росписей XVIII-XIX-того вв. в соборе псковского Иоанно-Предтеченского монастыря – вместе с изображениями князей Всеволода и Александра Невского, преподобной Параскевы, схимонахини Марфы (супруги Довмонта) и равноапостольной княгини Ольги. В 1885 году для притвора псковского храма великомученика Георгия со Взвоза были созданы иконы Довмонта, князей Всеволода, Александра Невского, княгини Ольги, святителя Николая Чудотворца и апостола Иоанна Богослова.
    Кроме того, согласно одной смелой гипотезе, Довмонт изображен среди молящихся князей на иконе Божией Матери «Моление о народе» 2-й половины XVI века из Оружейной палаты Московского Кремля. Тогда этот типично псковский святой еще не пользовался широкой известностью, но тем не менее и полностью обойден вниманием не был.

    Начиная с XIX-того века включение образа Довмонта в композиции с изображением русских князей сделалось традиционным и повсеместным, при этом соблюдались черты древнего канона изображения, выработанного в Пскове.
    Довмонт находится в числе персонажей иконы из собора во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 1860-х годов.
    Изображения князя Довмонта и княгини Марии были включены в программу росписи придела Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве. 
    Среди подвижников XIII века Довмонт присутствует в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в западно-украинской Почаевской Успенской лавре (живопись конца  XIX века).

Забегая вперед, можно отметить, что в следующем XX-ом веке канонический образ Довмонта претерпел такие же изменения, какие выпали на долю образу Александра Невского в XVIII-том веке. Сформировалась иконография Довмонта как воина, защитника Пскова. Например, на новой иконе из псковского Троицкого собора святой представлен как человек средних лет, в доспехах, с опущенным мечом, стоящий в полный рост на берегу реки Великой, на фоне псковского Крома (хотя иконописец нашей современности отец Зинон для деисусного чина иконостаса придела преподобного Серафима Саровского Троицкого псковского собора написал Довмонта по старинке, подобно тому как на легендарной иконе из Мирожи).   

    Вероятно, в Пскове существовало много небольших иконок с образом почитаемого псковичами князя Довмонта помимо крупных церковных и монастырских собраний. Встречаются упоминания об образах Довмонта в частных домах у частных лиц, вот пример такого упоминания: «у псковского почетного гражданина Федора Михайловича Плюшкина имелась небольшая икона размером в два вершка с изображением благоверных князей Гавриила-Всеволода и Тимофея-Довмонта. Она обложена басменным серебром, работы очень древней». Каждый пскович, каждый паломник по святым местам должен был однажды обзавестись подобной иконой. Не исключено, что и у кого-то из нынешних псковичей в семьях еще могут храниться дедушкины и бабушкины (а то и древнее) иконки Довмонта и Всеволода Псковских.

                ЛЕТОПИСНЫЕ  МИНИАТЮРЫ.

    Кроме произведений монументальной иконописи образ Довмонта можно встретить на летописных миниатюрах.
    Малоизвестная миниатюра - «Родословное древо русских князей» из синодика Ярославского Преображенского монастыря 1656 года. У основания древа представлены равноапостольные Владимир и Ольга, на ответвлениях - святые князья Борис и Глеб, Довмонт и Всеволод Псковские, Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Довмонт показан в шубе, шапке, с пышными волосами и округлой бородой. Исследователи отмечают, что «иконографические признаки благоверного князя Всеволода также не вполне соответствуют традиции». То есть это вполне самостоятельное, оригинальное произведение.

    Широко известные миниатюры, которые можно встретить в виде иллюстраций почти ко всем публикациям о Довмонте Псковском - цикл исторических композиций, посвященных событиям с участием Довмонта, в так называемом 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х годов XVI века. Среди них:
    1) приход Довмонта в Псков и его крещение,
    2) вокняжение в Пскове,
    3) возвращение в Псков с плененной женой кн. Герденя,
    4) оповещение Довмонта о приходе литов. войска,
    5) моление блгв. князя и битва с литовцами,
    6) возвращение с пленниками в Псков,
    7) поход новгородцев и псковичей на Литву,
    8) походы на немцев,
    9) нападение на Псковскую землю магистра Ливонского ордена,
    10) молитва Довмонта в Троицком соборе и вручение ему меча,
    11) сражение с войском Ордена,
    12) поход на Чудскую землю,
    13) отсылка Довмонтом казны и людей из Копорья и Ладоги к блгв. вел. кн. Димитрию Александровичу.
    Иконография изображения соответствует канону, заданному Мирожской иконой. Довмонт лысый и длиннобородый даже в сцене своего крещения, когда ему было лет 35.

                КАРТИНЫ  И  КНИГИ. XIX - XXI  ВВ.
         
    Князь Довмонт был впервые изображен не на церковной иконе, не в старинном летописном своде на миниатюре, не в византийской иконописной манере рисунка только в XIX-том веке. Художник Борис Артемьевич Чориков посвятил ему одну иллюстрацию из тех трехсот (или около того), которые были им сделаны к изданию 1836-того года «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», а именно «Клятва Псковского князя Довмонта»: перед битвой с немцами коленопреклоненный князь, в русском шлеме и доспехах, возлагает свой меч на соборный алтарь, справа от него священник, за ним воины в доспехах и со знаменами.
    Исполнено в стиле того времени, несколько слащаво, несколько театрально и манерно… Тем не менее эта работа, наверное, сказалась (повлияла) при создании скульптурного изображения князя на памятнике Тысячелетию России в Новгороде, который был установлен в 1862 году. Кстати, барельеф на памятнике как бы продолжает рисунок Чорикова – если на рисунке Довмонт на коленях протягивает свой меч для благословения, то на барельефе он стоит, прижимая его к груди, уже освященным. 

    Других художественных произведений Довмонт мастерами кисти удостоен практически  не был, не то что Александр Невский. Поскольку история князя Довмонта не приобрела повсеместной известности, а в XVIII-том веке ее вообще едва не забыли, то не стоит удивляться, что он и до сих пор недостаточно знаменит, а потому его и рисуют нечасто… кстати, о нем нечасто и пишут, а если пишут, то в основном для изданий детской художественной литературы. В детских книжках есть и иллюстрации, иногда даже неплохие.

    Кинематограф к его образу также не обращался. Но, может быть, оно и к лучшему. Хороших исторических фильмов очень мало, а в последнее время если что-то такое историческое и снимают, то настолько слабо, что лучше бы вообще не брались. Так что Довмонту в этом отношении, наверное, повезло. 

    В последние годы появилась довольно интересная книга, посвященная этому историческому персонажу: «Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника XIII века». Автор – Андреев А.Р.
Книга Андреева построена как подборка многочисленных выписок из различных источников – летописей, исторических статей, описаний древностей и т.п. – чем она и ценна, будучи весьма познавательна.

    И совершенно вне конкуренции стоит небольшая повесть Константина Тарасова, которая в разных перепостах в сети встречается под разными названиями и даже без упоминания имени автора: «Миндовг и Довмонт», «Месть и коварство», «Новаградский князь». Это не научная историческая статья, в связи с чем приводимые в повести факты подаются с некоторым искажением, события домысливаются, обрастают деталями и трактуются в соответствии с видением автора, – все, как и положено в романе, и критиковать роман по этому поводу глупо, на то он и роман. Но это прекрасное, высокохудожественное, эмоциональное, останавливающее внимание и не оставляющее равнодушным произведение. В нем ощущается биение жизненного пульса, настолько явное, что это даже вызывает некоторый шок. Если уж читать о Довмонте художественную прозу, то надо читать Тарасова.
   
    Стоит остановиться на одном весьма любопытном моменте. В наше время компьютерных технологий князь Довмонт стал героем компьютерной игры. Стратегия носит название «XIII век: Русич», разработана студией Unicorn Games (дата выпуска - 17 октября 2008 года). В аннотации сказано: «Псковский князь Довмонт поведет свои дружины в походы против немецких и ливонских рыцарей. Кровь многих бесстрашных воинов прольется в грядущих схватках». Один из сюжетов воспроизводит поединок Довмонта с ливонским магистром Отто под стенами Пскова в 1269 году.

     По моему личному мнению, такое обращение с образом средневекового псковского героя и святого отнюдь не кощунство. Князь-то был живым, очень живым, обладавшим настолько ярко выраженной индивидуальностью, что это заметно даже через призму времени, даже из скупых летописных строчек, даже сквозь церковный елей… вот превращать его в засушенную каноническую мумию – кощунство. С другой стороны, нельзя не принимать в расчет, что новое молодое поколение уже привыкло познавать мир с экрана компьютера.

     Постные  нравоучения стародавней житийной литературы и адаптированные для начинающей аудитории простенькие тексты детских книжек вряд ли заменят живой и образный игровой подход к историческим реалиям и персонажам. Так что не будем ханжами.
     Если юный игрок вместе с псковским князем и его верной дружиной вступит в борьбу с тевтонскими рыцарями, он, что вполне вероятно, захочет побольше узнать об этом герое, о его времени, о превратностях его необычной судьбы… так всплывут образы литовского короля Миндовга и двух его жен, которые были сестрами, имена русских и литовских князей… и пошло-поехало… Историю можно преподавать по-разному, был бы результат. Главное – не забыть и не допустить грубых искажений.   
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/29/1377

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844