24. Псков. Возобновление в русском стиле. XIX век

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Фотографии: Псков на рубеже XIX- XX веков. На снимках пометка: «Фотограф М.И. Герасимов. 1914».
    Псков. Троицкий собор.
    Ольгинский мост через реку Великую.
    Ц-вь Успения с Парома.
    Часовня св.Ольги Российкой и Троицкий собор.
**********
                24. ПСКОВ.ВОЗОБНОВЛЕНИЕ В РУССКОМ СТИЛЕ. XIX  ВЕК.

    В этой главе речь идет о проснувшемся интересе молодого поколения к стародавним былям, поскольку часто новое – это хорошо забытое старое. 
    Также здесь говорится об увековечивании образа князя Довмонта изобразительными средствами и в художественной литературе.

                ВОЗОБНОВЛЕНИЕ  ПСКОВСКИХ  ДРЕВНОСТЕЙ 
                «В  РУССКОМ  СТИЛЕ». XIX  ВЕК.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
         А.С. Пушкин.


    В XVII-XVIII веках Псков превратился в отдаленную провинцию, со всеми вытекающими. Жизнь в нем, некогда кипевшая ключом, замерла, словно вода в заболоченном пруду. И снились ему, в его нынешнем мирном, но однообразном, рутинном настоящем, сны, наполненные грозными и яркими видениями прошедших веков. Однако затем, в  XIX-том веке, в России проснулся новый интерес к русской старине. В это время у древнего Пскова появились новые патриоты, которые с гордостью носили имя псковичей. И у них были и желание, и возможности употребить свои силы и знания на возрождение своего города.

    В 1816 году на псковскую митрополичью кафедру получил назначение митрополит Евгений (Болховитинов, с 1816 по 1822 годы), которого описывают как «человека энциклопедического образования, друга Г.Р.Державина и Н.П.Румянцева». Его считали «одним из величайших собирателей (древностей), которые когда-либо существовали». Митрополита Евгения можно назвать одним из первых псковских краеведов. В 1821 году его стараниями были изданы описания псковских монастырей: Снетогорского. Крыпецкого, Святогорского, Успенского, Иоанно-Предтеченского, Никандровой пустыни; затем до 1822 года подготовлены к изданию свод Псковских летописей, список Псковских грамот, летопись древнего княжеского города Изборска; к 1818 году в черновике завершена  «История княжества Псковского»; в рукописях митрополита сохранилось также краткое жизнеописание князя Всеволода-Гавриила.

    В 1862 году в древнем Новгороде воздвигли, приурочив его открытие к указанной в Никоновской летописи дате, памятник «Тысячелетия России». Гигантский шар-держава на постаменте-колоколе, скульптуры и горельефы, всего 128  фигур – все важные политические и религиозные деятели, внесшие свой вклад в дело становления великого русского государства. В их почетный круг был включен и князь Довмонт Псковский.
    В 1881 году в Пскове около Покровской башни поставили монумент в честь 300-летия подвига защитников Пскова при обороне города от польско-литовского войска короля Стефана Батория в 1581-82 годах.
   
    Между тем Псков неумолимо ветшал. Недаром Александр Сергеевич Пушкин, много раз посещавший Псков (его единственное тощее наследство, сельцо Михайловское – это ведь псковские окрестности), в своем «Борисе Годунове» назвал его «ветхий город Ольгин». Он видел его именно таким. Ветхий город…
    В самые первые годы XIX-того века полуразрушенная  стена Среднего города была пущена на слом, разобрана, и по ее месту проложили новую улицу. В 1830-х годах окончательно погибла одна из древнейших церквей Пскова – Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе, постройки XII-того века, где когда-то был захоронен князь Всеволод… может быть, эта церковь больше не подлежала восстановлению, во всяком случае ее разобрали… И надо было что-то делать, чтобы остановить череду этих невосполнимых потерь.

    Во второй половине XIX-того века в Пскове закипели стройки.
    В 1836 году в Кроме на месте старого обветшалого Благовещенского собора, который располагался к югу от Троицкого собора, построили новую Благовещенскую теплую церковь. Она была возведена по проекту столичного архитектора Авраама Ивановича Мельникова в стиле позднего классицизма. С этого времени зимой службы в Троицком холодном соборе не проводились.

                План возобновления Крома «в русском стиле».

    В 1850-х годах был разработан и «высочайше утвержден» план возобновления всего Крома «в русском стиле». В советское время план подвергли суровой критике, как антинаучный, и радовались, причем вполне справедливо, что он был воплощен в жизнь лишь частично. Но для того времени это был прорыв.
    В 1859 году была сделана набережная по берегу Великой от Крома до самой Покровской башни, а ведь до постройки набережной по берегу Великой не только нельзя было проехать, но и трудно пройти, так как местами река доходила до самого подножия крепостных стен. Близ Власьевской башни с воротами (западная угловая башня Довмонтова города) стену укрепили тремя каменными быками, которые должны были защищать близко стоявшую к воде башню от напора весеннего льда.

                Новые Перши. Архитектор Тон.
 
    В 1860-х годах в соответствии с планом была произведена масштабная реставрация Псковского Крома, в частности южной стены детинца – Першей, которой занимался архитектор К.А. Тон. По его проекту перестроили на старом основании западную Смердью башню, благозвучно переименованную в Довмонтову, и выполнили кладку Першей, укрепленных внешними выступами- контрфорсами (такой мы видим эту стену и теперь). «Вообще современный вид персей не имеет ничего общего с их первоначальным видом», - пишет историк советского времени об этой стройке по проекту Тона в своем историческом труде. Да, что-то делалось не так, как следовало, но делалось, и с самыми благими намерениями, – с намерениями восстановить, пусть и частично, древний русский город, сохранить его. А научный опыт со временем накапливался, лиха беда начало. Люди учатся на ошибках.
    Хотя в отношении контрфорсов можно заметить, что подобные дополнительные подпорки к Першам уже пристраивались и ранее, - например, псковичам так пришлось поступить в конце XVI-того века, когда южная стена слегла «поплыла» на нетвердом в этом месте, граничащим с Греблей, грунте.

    В стене Довмонтова города появились новые парадные ворота в стиле барокко, со сдвоенными полуколоннами по сторонам и фигурным фронтоном с широким скруглённым верхом, знаменующие начало торжественного пути на Кром. В них вливалась главная улица Пскова - Великая (продолжение Великолуцко-Смоленской дороги). Далее она устремлялась по территории Довмонтова города к Великим воротам Крома. Судя по старинным изображениям на иконах с планом Пскова здесь всегда были парадные ворота. В советское время ворота снесли, поскольку они «не соответствовали древностям». Они действительно не соответствовали, это факт. Тем не менее, возможно, тут все же вышла промашка - как было замечено в одной современной статье: «Архитектура ворот была настоящей, то есть в них присутствовал художественный смысл». С другой стороны, XIX век подарил будущему немало архитектурных уродств именно там, где дело касалось наследия старины: подводило, как сказал один из ученых-историков того времени, «ложно понимаемое благолепие».    

                Мирожские фрески.

    В эти именно годы, в конце XIX-того века, произошло открытие древних фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, созданных в середине XII-того века (точнее около 1156 года) греческими мастерами на очень высоком художественном уровне. Это было событие большой важности для науки и культуры России. Увы, вслед за возвращением шедевра последовала его новая утрата…
    В XVII-том веке фрески Преображенского собора во время  ремонта заштукатурили (или, как иначе говорят, забелили), что и позволило им сохраниться практически полностью. В XIX-том веке (1858 год) это было обнаружено во время нового ремонта. Над расчисткой фресок (1890 год) трудился археолог и ученый В.В. Суслов с учениками, которые сняли со стен закрывавший их верхний слой штукатурки, однако общество еще не было готово к принятию этого ценнейшего наследия предков, чудесного дара давних веков. Местами древние фрески были попорчены, да и вообще не достаточно ярки – старые, поблекшие. Монастырское начальство это не устроило… то самое уже упомянутое выше «ложно понимаемое благолепие»…
    Суслова отстранили, а для работ по обновлению интерьера собора наняли артель владимирских иконописцев, которых теперь принято обзывать «малярами и ремесленниками». «Маляры» переписали фрески «в древнем стиле» поверху, сохранив только иконографию сюжетов, их канву. Порой при обновлении соборных росписей со старых заплесневелых, полинявших и искрошившихся фресок снимали кальку, затем фрески сбивали со стен (фреска – картина, которую пишут непосредственно на штукатурке, так что ее можно сбить), после чего стены штукатурили заново, наносили на них с кальки контуры прежних изображений – и заново расписывали, создавая по существу совершенно новые картины на мотив предыдущих. Это как раскраска по контурам. Однако в XIX-том веке к этому трудоемкому способу прибегали уже не всегда, а просто писали маслом по верху отслуживших свое фресок, если их основа была достаточно крепкой. Вот только масляные краски не могут создать той цветовой гаммы, той игры света, которую создают полупрозрачные акварельные краски для росписи по сырой штукатурке. Масляная картина – явление совсем другого порядка, чуждое старинным русским соборам. Вот это самое и случилось в Мироже. 1901 год. Увы.
    В 1902 году после проведенной таким образом реставрации собора в нем был установлен мраморный иконостас итальянской работы, совершенно не соответствовавший интерьеру. В то время в Спасо-Мирожском монастыре было 7 монахов и 2 послушника, монастырь являлся собственником 67 десятин земли.

                Троицкий собор.

    Кроме того, новому ремонту подвергся псковский Троицкий собор (на средства Синода и собственные городские), причем в данном случае при проведении ремонтных работ удалось избежать каких-либо существенных отклонений от принципов постройки века XVII-того или непоправимых изменений во внутреннем убранстве. И, конечно, нельзя было убирать контрфорсы, поддерживающие высокую стену собора, которые были пристроены к ней после очередного пожара в 1770 году (здание горело несколько раз) и успешно подпирают собор до сих пор, будучи покрашены в жизнерадостный зеленый цвет, контрастирующий с белым покрытием соборных стен.
    22 августа 1852 года торжественно открыли позолоченный центральный соборный купол (меньшие боковые четыре купола остались темно-серыми). Сохранились воспоминания шведских солдат, осаждавших Псков в 1615 году, что глава собора была вызолочена. Тот собор был предшественником нынешнего, но горожане пожелали поступить «по старине». Позолота производилась на средства, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова.
    В 1856 году были обновлены иконы придельной церкви Святого Александра Невского, починен и дополнен верхними ярусами, доведя их до семи, уникальный резной золоченый соборный иконостас (известно, что он уже подвергался починкам – так, в 1759 году печерский монах Иасон «поправил» и вновь позолотил его).

                Ольгин крест.

    Среди реликвий собора по стародавней традиции особым почитанием пользовался деревянный Ольгин крест, про который мало кто уже помнил, что подлинный крест сгорел в 1609 году, а в 1623 году его изготовили заново.
    В 1857 году Ольгин крест был возобновлен еще раз (по случаю пожертвования к нему золотой лампады – так было отмечено рождение Великой княгини Ольги Константиновны). Об этом возобновлении креста сохранилось поразительное воспоминание современника, – старую реликвию потеряли (!) в соборе, и, когда пришла подаренная лампада, церковники не знали, куда ее привесить. Стерев пыль со всех имевшихся в соборе крестов, по сохранившейся надписи нашли нужный, но он был так плох, что, прежде чем украшать его лампадой, была предпринята необходимая починка. (И.И. Васильев).

    Последнее обновление собора происходило в 1871 году. В 1894-95 годах собор был снаружи оштукатурен. 22 апреля 1901 года  состоялось полное  его освящение. Сразу после причисления к лику святых Серафима Саровского в 1903 году в нижней части Троицкого собора освятили один из первых храмов в его честь. Нижняя часть собора (подклет) представляет собой, видимо, подклет собора предыдущего, который использовался как место усыпальницы псковской знати и священников высокого ранга. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя святой Ольги, уничтоженная в 1770 году пожаром. Вот вместо нее и устроили  церковь преподобного Серафима Саровского. В 1903 году Псков посетил император Николай II, в связи с празднованием 1000-летия города (в Несторовской летописи Псков впервые упомянут в 903 году).

    В XIX-том и в начале XX-того века о древнем Пскове и его истории писали (а мы можем это прочесть, если захотим и постараемся):
    Николай Ильинский. Описание г.Пскова и его знаменитых пригородов. 1790 г.
    История княжества псковского. Митрополит Евгений (Болховитинов). Киев. 1831 г. (Переиздание современное. Псков. 2009.)
    Н.Ф.Окулич – Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913 г.
    Н.Ф.Левин. Храмы и монастыри губернского Пскова. Сборник дореволюционных публикаций. (Переиздание современное. Псков. 2005 г.)
    Иван Беляев. История города Пскова. Москва. 1867 г.
    Граф М.Толстой. Святыни и древности Пскова. Москва. 1861 г.
    И.И. Васильев. Псков. 1899. Святой благоверный князь Домант-Тимофей Псковский. Биографический очерк. 

                О  НАДПИСИ  НА  ГРОБНИЦЕ  ДОВМОНТА. 

«Гробница его (Довмонта) и поднесь стоит в приделе соборной церкви св. Троицы, и тут же висит меч его».
         «Словарь исторический о русских святых», С-Петербург, 1862 год.


    В Троицком соборе Пскова по прежнему сохранялись мощи псковских чудотворцев – князей Всеволода и Довмонта и юродивого Николки Салоса. Для хранения мощей св.Всеволода в 1834 году изготовили массивную серебряную раку - 22 пуда 22 фунта чистого серебра.

    Известно, что в старые времена надпись на гробнице Довмонта в правом приделе Троицкого собора гласила:
    «Святый благоверный Князь Тимофей прежде крещения именовался Домант, родился в земли Литовской от Литовского Князя Миндогва и в лето 1266 оставив землю Литовскую преселился во град Псков со всем своим родом и в нем Святое Крещение принял; мужества же ради и добронравия княжением Псковским был почтен. Во время же своего Княжения во граде Пскове многия преславныя одержал победы над Литвою и Немцами, многия грады их разорил, и чудь и поморие попленил: за дарованныя же от Бога победы в знак благодарения, и для памяти будущим родам многия Святыя поставил церькви, и пожив свято и богоугодно в посте и молитвах преставился в небесную славу в лето 1299 месяца Майя в 20 день, и положено честное тело его в соборной церькви Пресвятыя Троицы».
    Надпись на гробнице обычно приводится по книге Николая Ильинского «Описание г.Пскова и его знаменитых пригородов» 1790 года, где она дана полностью.

    Раньше XVII-того века надпись появиться не могла, ведь в первоначальных вариантах Повести о Довмонте XIV-XV-тых веков его литовская биография излагалась одной строкой – литовский князь, и все тут. Вступительная часть появилась в поздней редакции повести – Распространенной, как говорят ученые, или, если по-церковному, Житии. 
    Митрополит Болховитинов  именует  в своих трудах князя Довмонта по отчеству Миндовговичем: «Святый Благоверный Князь Довмонт Мендогвович,…сын Великого Князя Литовского Мендогва, из Литвы переселившийся с родом своим во Псков в 1266 году…Мощи его под спудом в правом притворе Кафедерального Псковского Троицкого Собора. Он причислен во Святые в 14 столетии, а в 1374 году создана во имя его церковь…Служба ему соченена в 16 столетии…»
    Николай Карамзин в своей «Истории» высказывается осторожнее: «один из родственников Миндовга, именем Довмонт…»   

    Сведений, которыми располагали историки и краеведы в XIX-том веке, было еще недостаточно для того, чтобы разобраться по существу в таких основоположных трудах, какими являлись писания московских книжников XV-XVI-XVII-тых веков (Сказание о великих князьях Владимирских, Родословная великих князей литовских, Государев родословец, Степенная книга, церковная житийная литература).

Биография cвятого благоверного князя Довмонта-Тимофея, окончательно приглаженная исходя из требований времени до полностью благопристойно-христианско-идеализированного варианта и из описания жизни реального человека ставшая настоящим Житием святого подвижника Божия, сложилась полностью в XVII-том веке (на научным языке она называется Распространенной редакцией повести о Довмонте).

Доверчиво внимавшие Житию читатели многое теряли в смысле занимательности повествования, ведь оно не содержало истории о прекрасной женщине, из-за которой был убит первый литовский король, а город Псков получил возможность принять к себе на службу замечательного полководца, дальновидного политического деятеля, рачительного хозяина, наконец, – то есть князя Довмонта… но  сомневаться в подлинности рассказа, изложенного некогда на страницах книги монахом-агиографом, казалось кощунством…

    В краеведческой литературе XIX-того века и XX-того века есть очень странное упоминание о том, что мощи святого Христа ради юродивого Николки Салоса и святого благоверного князя Довмонта в результате бедствий, пережитых Троицким собором, возможно, оказались перепутаны.
   
                ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕРКОВНОЙ  СЛУЖБЫ
              СВЯТОМУ  БЛАГОВЕРНОМУ  КНЯЗЮ  ДОВМОНТУ - ТИМОФЕЮ.
    
    Поскольку к XIX-тому веку вследствие пережитых Псковом испытаний и связанных с ними экономического и духовного упадка не только подробности подлинной жизни подлинного князя Довмонта, но и другие связанные с ним вещи оказались забыты или перепутаны (его образ даже исчез с новых изображений Мирожской богородичной иконы), встал вопрос о возобновлении сложенной в его честь церковной службы, - потому что к этому времени старинная рукописная служба ему была утрачена, а положенные молитвы отправлялись по общей служебной ежемесячной Минее. Когда была написана первая служба Довмонту, не очень ясно – в разных статьях указываются разные сроки и поводы: либо после осады Пскова немецкими крестоносцами в 1480 году, либо после осады Пскова Баторием в 1581 году… либо даже после осады Пскова королем Густавом-Адольфом в 1615 году… осад было много, поводов для сочинения славословия святому, который по вере псковичей оберегал Псков и после своей земной жизни, тоже.
    Митрополит Евгений (Болховитинов) указывает: « Он причислен во Святые в 14 столетии, а в 1374 году создана во имя его церковь…Служба ему соченена в 16 столетии…»
    «Словарь исторический о русских святых», С-Петербург, 1862 год: «а служба ему сочинена уже в XVI столетии, после баториева нашествия, по случаю некоего явления». И вот этой старинной службы больше, увы, не было. В 1886 году преосвященный Гермоген, епископ Псковский и Порховский, написал новый служебник Святому князю Довмонту, по тексту которого и совершаются теперь положенный церковный молитвенный обряд. Если придти в псковский Троицкий храм 2 июня, в день памяти Довмонта, то возле его гробницы можно услышать именно эти молитвы, хотя значительнее прозвучали бы те, которые возносили к небесам псковичи в старые времена. 

Тропарь благоверному князю Довмонту во святом крещении Тимофею Псковскому существует в двух вариантах. Вообще тропарь – древнейший из дошедших до нас видов церковной песни, в котором кратко раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо, то есть своего рода гимн.

    Первый вариант песнопения:

Духом Божиим наставляемь,
отчее нечестие отвергл еси,
святый благоверный княже  Тимофее,
потщался еси приити в богоспасаемый град Псков,
в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив,
верою и любовию обитель в себе сотворил еси Прсвятей Троице,
Ей же непрестанно молися
даровати душам нашим
мир и велию милость.

    Второй вариант:

Иже отчее нечестие возненавидев,
преблаженне княже Довмонте,
и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание,
прииде мыслию к Солнцу славы — Христу,
озарився благодатию Божественнаго Крещения,
и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,
моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди
и град твой от безбожных агарян,
и латин нашествия, и междоусобныя брани
и спастися душам нашим.

Кроме того, есть еще молитва, обращенная ко князю Довмонту:

    «О святый угодниче Христов, благоверный княже Довмонте! Ведуще твое к Богу дерзновение, в сокрушении сердца смиренно просим тя: молися о нас грешных и непотребных рабех (имена) и испроси нам молитвами твоими прощение грехов, исправление жития нашего, от болезней и всяких недугов исцеление, от наветов и козней диавольских избавление, паче же спасение душам нашим подаждь и небесных благ восприятия сподоби благодатию и человеколюбием Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Еще один текст молитвенного обращения к св.князю Довмонту содержится в его церковном Житии, здесь он упоминается вместе с другим псковским святым – князем Всеволодом:

    «О Всеблаженные пречестные почитаемые, украшенные многими добродетелями, о двоица Богоизбранная, святые, дивные и Боголюбивые князья Гавриил и Тимофей. В свете невечернем ныне вместе живущие, и нетленными венцами вышнего Царствия празднично украшенные. С избранными радостно ликующие, - заботьтесь оттуда, свыше, о нас, помните о нас, благое творя. … Славим на благо и проповедуем благие дела ваши: в православную веру истинное крещение, церквей воздвижение, питание нищих, сиротам помощь, победа над врагами, и после преставления чудеса дивные, заступничество перед Богом молитвами и в сражениях помощь… И в этой жизни быстропреходящей и соблазнительной будьте с нами, и наставляйте нас оба беречь душу и тело, особо нынче».

    На воспроизведениях Мирожской иконы Божией Матери, которые появились в это время (их изображения есть в дореволюционных книжных изданиях) снова как и встарь были видны фигуры князя Довмонта и княгини Марии, но с учетом перемен и нового приданного им величия - в горностаевых мантиях и княжеских коронах.
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/28/553

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844