Загадки Образа Пушкинской речи В-2

Бармин Виктор
                Загадки Образа «Пушкинской речи» (1880г.)
                (Предварительное введение к главе первой).

             Памяти Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина (Поэтам) – посвящается… 

                «Восстань, восстань, пророк России!»
                (А.С.Пушкин)               

                «Ты долго ль будешь за туманом
                Скрываться, Русская звезда…»
                (Ф.И.Тютчев)               

                «Я за идею мою стою… «Красотою мир спасется»…
                Нет, не мечом, но духом возродится мир, и Россия
                найдет в себе силы сказать миру это великое слово –
                - Возрождение"
                (Ф.М.Достоевский)
               
                «Художники и поэты должны опять
                стать жрецами и пророками»
                (В.С. Соловьёв о Ф.М. Достоевском)

                «Творчество, творческое обнаружение гения человека есть
                до времени секуляризованное пророчество, которому
                должно быть возвращено его священное значение»
                (Н.А. Бердяев, «Спасение и творчество» (Посвящено
                памяти Вл. Соловьева))

                «Величайшее из открытий Достоевского – это идея
                о невозможности объяснить человека в чисто человечес-
                ких категориях, что в нем открыта тайна всей Вселенной
                и заключено её последнее Откровение…
                Тот, кто не ищет Христа в ближнем,
                никогда не узнает Спасителя…
                Достоевский и святой апостол Иоанн – люди разных
                эпох, различной судьбы и непохожих взглядов. Но к
                тайне человека подход у них был один, и это нельзя
                считать случайным совпадением: обоим им удалось
                постичь величайшие загадки человеческой души»
                (Н.М. Зернов, «Три русских пророка») 

Последние слова Ф.М. Достоевского в «Пушкинской речи», произнесенные в Москве 8 июня 1880-го года в зале Благородного собрания, стали самыми таинственными и загадочными из всего Текста:
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем»…
 
Позже через восемь лет Владимир Соловьев опубликует в Париже статью «Русская идея», в которой выразит таковые загадочные мысли:
«В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных. Нет!..»

А еще после в том же Париже напечатают фундаментальный труд Бориса Вышеславцева «Этика преображенного Эроса» (1931г.),  в котором русский философ скажет таковые вот слова:

«…историю творят те беспокойные «странники и пришельцы на земле», которые вечно «ищут отечества», «стремятся к лучшему», града грядущего взыскуют, и только таких Бог не стыдится (Евр. 11:13-16). Вера ведет их во всех творческих исканиях: «ожидание города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10)…» (Б.П. Вышеславцев, с. 24, 1994).

Но скажут: «а какова может быть связь между смертью человека, даже и поэта, и мировыми событиями истории, и как может смерть поэта стать таинственным, знаковым и значимым событием в истории мира?»
И на этот совсем не простой вопрос ответ есть у самих Поэтов:

                «Поэты не рождаются случайно,
                Они летят на землю с высоты,
                Их жизнь окружена глубокой тайной,
                Хотя они открыты и просты…» 
                (И.В. Тальков)

                «Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт,
                А если в точный срок, так – в полной мере…»
                (В.С. Высоцкий) 

Но мы задержимся не на цифре 37, а остановимся на смысле трагизма в конечном пути жизни Поэтов. Ибо в этом трагизме конца пути Поэтов и сокрыто все таинственное и загадочное – Смысл жизни…
Тайна Поэта, которую он несет в себе всю жизнь и выражает её в творческом слове, как откровение, может и заключает в себе Смысл того пути, конец которого и есть и становится началом откровения тайны для других. Так трагизм конца жизни Поэта оборачивается не «смертью», а сама смерть, как предел трагизма, преображается в иное откровение жизни, сквозь которое предвосхищается и предугадывается Смысл творческого пути… Так творческий образ не умаляет тайны Поэта, а сам человек будучи тайной, углубляясь в неё, раскрывает бесконечность творческих возможностей Образа…

«Без «высшей идеи» не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, и именно – идея о бессмертной душе человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают»… «Идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь её, окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества». Так писал Достоевский в «Дневнике писателя» о бессмертии. У Достоевского была центральная для него мысль, что если нет бессмертия, то все дозволено…» (Б.В. Соколов, «Тайны романов о Христе. Расшифрованный Достоевский», с. 437, 2007).

                «Мой путь уныл…
                Но не хочу, о други, умирать;
                Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»
                «Всё в жертву памяти твоей:
                И голос лиры вдохновенной, …
                И светлых мыслей красота»
                «Два чувства дивно близки нам –
                В них обретает сердце пищу:
                Любовь к родному пепелищу,
                Любовь к отеческим гробам…
                Без них наш тесный мир – пустыня,
                Душа – алтарь без божества»
                (А.С. Пушкин)

                «Смерть стоит того, чтобы жить,
                А Любовь – стоит того, чтобы ждать»
                (В.Р. Цой)

Потому, наверное, вот в этом ключе вИдения верна мысль Игоря Волгина, что:
«…Пушкинская речь была таким же «пророчеством и указанием», как и сам Пушкин» (И.Л. Волгин, "Последний год Достоевского", с. 339, 2010).

«В центре нравственного миросозерцания Достоевского стоит признание абсолютного значения всякого человеческого существа. Жизнь и судьба самого последнего из людей имеет абсолютное значение перед лицом вечности. Это – вечная жизнь и вечная судьба…» (Б.В. Соколов, с. 438, 2007).

Не потому ли мы чувствуем духовное созвучие Поэтов сквозь столетия и тысячелетия?

«Когда взираю я на небеса Твои… то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?..» (Псалтырь 8:4-6).
 
Что Есть человек, предстоящий пред лице Божие, предстоящий пред Тайной, внушающей трепет любви и благоговения?

И разве таковое видение Образа не может ли быть иль не содержит в себе реальной почвы?.. Может и содержит, просто нужно настроить сердце на верную волну вИдения и слушания и откроется созвучие Образа и Смысла…

Ибо так через почти сто лет после «Пушкинской речи» Достоевского «родится» «Баллада о Любви» другого Поэта,  который даст обратный ответ ушедшему на взыскующий взгляд в грядущее (Достоевского):

                «И много будет странствий и скитаний:
                Страна Любви – великая страна!
                И с рыцарей своих – для испытаний –
                Все строже станет спрашивать она:
                Потребует разлук и расстояний,
                Лишит покоя, отдыха и сна… 
                Но вспять безумцев не поворотить –
                Они уже согласны заплатить:
                Любой ценой – и жизнью бы рискнули, –
                Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
                Волшебную невидимую нить,
                Которую меж ними протянули…
                И душам их дано…
                И вечностью дышать в одно дыханье,
                И встретиться – со вздохом на устах –
                На хрупких переправах и мостах,
                На узких перекрестках мирозданья.
                Свежий ветер избранных пьянил,
                С ног сбивал, из мертвых воскрешал, –
                Потому что если не любил –
                Значит, и не жил, и не дышал!»
                (В.С. Высоцкий) (1975)

                «Мне есть чем платить,
                Но я не хочу победы любой ценой.
                Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
                Я хотел бы остаться с тобой.
                Просто остаться с тобой.
                Но высокая в небе звезда зовет меня в Путь…
                Пожелай мне удачи,
                Пожелай мне Удачи!..»
                (В.Р. Цой)               

И вот эта «Баллада о Любви» Владимира Высоцкого и есть свидетельство и утверждение верного вИдения автора «Пушкинской речи», ибо Ф.М. Достоевский вслед за Н.В. Гоголем стал одним из тех, кто рискнули, не дали порвать и сохранили «волшебную невидимую нить» Поэтов, священную Связь Культуры по имени – Любовь… Но Достоевский не только сохранял, но более предвосхищал, взыскал, жаждал и алкал свершения, осуществления этой сокровенной Связи любящих сердец…

Путь открыт, и постижение Образа еще только начинается!..  ибо…
«Если верить О. Шпенглеру, 21 век принадлежит христианству Достоевского. Таков путь нашей надежды, надежды на возвращение к духовным истокам» (А.В. Гулыга, с. 306, 1995).
                (28 января 2013г)

               
                ***
 
                К главе 1.
                Загадки Образа «Пушкинской речи».
                (Предварительное вступление).

                «Пушкин есть пророчество и указание…» 
                (Ф.М. Достоевский)

                «А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов,
                сказавший: «История души человеческой, хотя бы самой 
                мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории
                целого народа», – прав, но ещё более был бы прав, если бы
                сказал, что даже в истории отдельной души одного человека
                отражается порой история души всего народа…»
                (Ф.М.Достоевский)

Заключительными словами «Пушкинской речи» Достоевского стали вот таковые, как:
«Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (Ф.М.Достоевский).
       
О какой «тайне Поэта» идет речь и, вообще, про что Достоевский так загадочно говорит?.. Если вспомнить заповедные  слова Достоевского, которые можно воспринять и понимать, как «кредо жизни и творчества Достоевского», то возможно нам нечто прояснится:

              «Человек есть тайна. Её надо разгадать,
               и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
               то не говори, что потерял время; я занимаюсь
               этой тайной, ибо хочу быть человеком»
                (Ф.М. Достоевский).

Вот! первичное основание в постижении человека. Ибо человек есть тайна!.. А это уже совсем другой подход и иной уровень вИдения и понимания образов и смыслов.
 
В замечательном очерке «Родной человек» священник Александр Шумский пишет, что:
«Меня давно волнует вопрос, в чем же все-таки состоит главная тайна Достоевского. Я ответил бы так: главная тайна писателя – это дар постоянного, непрекращающегося обновления…» (свящ. А. Шумский, с. 467, 2006).
 
И вот: «тайна Пушкина» и «тайна Достоевского»! Возможны ли точки соприкосновения этих равно значимых одновременно тайн?..

 Если исходить из пушкинского образа, как «вечно тот же, вечно новый», то ответ возможен как положительный, ответ возможен… Ответ возможен, ибо перед нами открыта «тайна человека» в своем вечном обновлении Образа и откровении Смысла…

Вопрос о Поэте открыт, как и ответ возможен…


        (5 апреля 2013 г.)